Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:

Работа содержит 21 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 257.50 Кб (Открыть, Скачать)

Воздействие финансов на экономику и.rtf

— 60.98 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 285.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 205.00 Кб (Открыть, Скачать)

Доходы бюджета.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

Исполнение бюджета.doc

— 125.50 Кб (Открыть, Скачать)

Использование финансов для решения социальных проблем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Нефтегазовые доходы бюджета.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Расходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Открыть, Скачать)

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.doc

— 285.09 Кб (Скачать)

4. По характеру источников формирования финансовых ресурсов последние делятся на собственные, привлеченные и заемные.

Общими источниками формирования финансовых ресурсов экономики являются ВВП, часть национального богатства и внешние источники. Поскольку ВВП представляет собой сумму ВДС по рыночным ценам, произведенных в отраслях народного хозяйства, постольку основным источником финансовых ресурсов в экономике выступает ВДС как сумма первичных доходов в экономике: косвенных налогов, амортизации, оплаты труда и прибыли. Часть национального богатства может быть задействована как финансовые ресурсы в форме средств от продажи части золотого запаса Банка России, государственного и муниципального имущества и т.п. Внешними источниками финансовых ресурсов могут выступать доходы государства от внешнеэкономической деятельности, внешние государственные и частные заимствования у иностранных правительств, международных и иностранных финансовых организаций.

Однако по характеру формирования все источники и сами финансовые ресурсы относятся либо к собственным по отношению к данному экономическому субъекту, либо к привлеченным, либо к заемным. Иногда привлеченные и заемные финансовые ресурсы объединяют в одну группу привлеченных финансовых ресурсов.

Собственные финансовые ресурсы образуются у органов государственной (муниципальной) власти и хозяйствующих субъектов в результате выполнения ими своих функциональных обязанностей, производственной и иной финансово-хозяйственной деятельности. Эти ресурсы принимают форму собственных доходов и финансовых резервов. Для государства и органов местного самоуправления это налоговые и часть неналоговых доходов (от внешнеэкономической деятельности и имущества). Хозяйствующие субъекты (организации и домашние хозяйства) формируют собственные финансовые ресурсы из выручки, доходов от деятельности на финансовом рынке, доходов и поступлений от индивидуальной предпринимательской и трудовой деятельности.

К привлеченным финансовым ресурсам следует относить все виды внешних поступлений, вовлекаемых субъектами со стороны на безвозмездной, безвозвратной и бесплатной основе. Для органов власти это могут быть безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней и государственных внебюджетных фондов, в виде межбюджетных трансфертов, безвозмездная финансовая помощь других государств и т.п. Для хозяйствующих субъектов -- это средства акционеров, бюджетные ассигнования, социальные трансферты (социальные выплаты из бюджетной системы), безвозмездная финансовая помощь других лиц и т.д.

В качестве заемных финансовых ресурсов выступают все те средства и поступления, которые привлекаются на возвратной и платной основе, в частности государственные (муниципальные) займы, бюджетные кредиты и инвестиционный налоговый кредит, корпоративные займы (облигации), кредиты банков и другие виды кредитов, кредиторская задолженность и т.п.

5. По укрупненным типам субъектов финансовых отношений выделяют финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, домашних хозяйств.

Источниками и видами финансовых ресурсов органов публичной власти всех уровней являются:

  • налоги и сборы;
  • неналоговые доходы (доходы от имущества и собственности в виде арендной платы и дивидендов, проценты по бюджетным ссудам, полученные штрафы и пени и т.д.);
  • безвозмездные поступления (межбюджетные трансферты) из бюджетов других уровней и внебюджетных фондов;
  • средства государственных финансовых резервов (Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, золотовалютных резервов);
  • прочие доходы и поступления (средства от выпуска займов, международные кредиты и т.д.).

Основными источниками и видами финансовых ресурсов коммерческих организаций выступают:

  • уставный (складочный), добавочный и резервный капитал (нераспределенная прибыль);
  • выручка от реализации товаров, работ и услуг;
  • выручка от прочей реализации (имущества и имущественных прав);
  • внереализационные доходы (полученные дивиденды, проценты и штрафы, положительные курсовые разницы и т.п.);
  • бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов (ассигнования из бюджета в рамках государственных заказов, бюджетные кредиты, инвестиционный налоговый кредит, отсрочки и рассрочки уплаты налогов и сборов, налоговые льготы);
  • средства других организаций в порядке оказания финансовой помощи, а также средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально интегрированных структур;
  • заемные средства финансовых и других коммерческих организаций (кредиты коммерческих банков, средства от размещения корпоративных облигаций, коммерческий кредит и т.п.);
  • прочие поступления.

Финансовые ресурсы коммерческих организаций используются по следующим направлениям:

  • материальные и приравненные к ним затраты;

* оплата труда работников;

  • налоговые и другие обязательные платежи в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
  • возврат банковских кредитов и уплата процентов по ним, погашение корпоративных займов, страховые платежи и погашение других обязательств, включая выплату дивидендов акционерам;
  • финансирование капитальных вложений и прироста оборотных средств;
  • финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
  • вложение в долгосрочные и краткосрочные финансовые активы;
  • материальное поощрение работников;
  • прочие расходы.

Основными источниками и видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций в зависимости от их организационно-правовой формы и вида деятельности могут быть:

  • средства учредителей (взносы, добровольное перечисление и т.п.);
  • средства бюджетов и внебюджетных фондов (ассигнования, гранты, трансферты и т.д.);
  • доходы и поступления от предпринимательской и другой деятельности, приносящей доход (выручка от оказания платных услуг населению, доходы от реализации имущественных прав, амортизационные отчисления, доходы, полученные на финансовом рынке, и др.);
  • безвозмездные помощь, пожертвования и перечисления юридических и физических лиц, включая средства в рамках благотворительной деятельности;
  • прочие финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций используются по следующим направлениям:

  • финансовое обеспечение основной (уставной) деятельности, включая оплату труда работников, содержание зданий и помещений, приобретение инвентаря и т.п.;
  • финансирование предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход;
  • налоговые и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
  • прочие расходы.

Специфика финансовых ресурсов домашних хозяйств заключается в том, что они включают в себя доходы (денежные поступления) и расходы отдельных физических лиц или их совокупности, ведущих индивидуальное или совместное (семейное) хозяйство, и индивидуальных предпринимателей, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом домашнее хозяйство может по составу объединять и лиц, получающих доходы по линии социального обеспечения (страхования), и наемных работников, получающих заработную плату, и индивидуальных предпринимателей, получающих предпринимательский доход, и иждивенцев, не имеющих собственных доходов, но требующих определенных расходов.

Источниками и видами финансовых ресурсов домашних хозяйств могут быть:

  • собственные заработанные в процессе хозяйственной деятельности средства в виде оплаты труда, материальной помощи организаций, доходов от подсобного хозяйства, от продажи имущественных прав, предпринимательского дохода и др.;
  • средства, мобилизованные на финансовом рынке в форме банковских кредитов, страховых выплат, доходов, дивидендов и процентов по ценным бумагам и банковским вкладам и т.п.;
  • бюджетные и внебюджетные средства, в частности пенсии, пособия, стипендии, субсидии, налоговые и денежные социальные льготы, в том числе возврат части уплаченного налога на доходы физических лиц по имущественным и социальным налоговым вычетам, денежные компенсации из бюджетной системы и др.;
  • прочие расходы.

Расходование финансовых ресурсов домашних хозяйств также отличается многообразием, включая:

  • расходы, связанные с удовлетворением текущих жизненных потребностей человека в пище, одежде, жилищно-коммунальных услугах и т.д.;
  • расходы капитального характера, связанные с приобретением (строительством) жилья, подсобных помещений, оборудования, машин и т.д., в том числе для осуществления предпринимательской деятельности;
  • расходы на приобретение товаров, сырья, материалов, энергии и т.д. для осуществления предпринимательской деятельности;
  • расходы социального, медицинского, культурного, спортивного и подобного характера;
  • расходы, связанные с деятельностью на финансовом рынке: уплата процентов по ссудам, возврат кредитов, уплата страховых платежей, покупка ценных бумаг, банковские вклады на депозитные и сберегательные счета и др.;
  • прочие расходы.

3. Роль финансов в экономической системе общества проявляется как результат практического использования функциональных возможностей (функций) данной категории.

Финансовое здоровье экономики в целом и ее субъектов (организаций, государства и домашних хозяйств) напрямую зависит от степени реализации потенциальных возможностей категории финансов обеспечивать субъектов в полном объеме доходными источниками, получать должный результат от произведенных расходов и контрольных действий. Оценка роли финансов может быть результативной (позитивной) или нерезультативной (негативной).

В целом роль финансов будет результативной (позитивной), если на практике использованы все функциональные возможности категории финансов на основе обеспечения финансового равновесия экономики и ее субъектов, т.е. сбалансированности всех функций финансов: образования публичных и частнохозяйственных доходов, использования этих доходов и контрольной функции. Финансовое равновесие предполагает в первую очередь доходно-расходную сбалансированность экономики и ее субъектов, поддерживаемую контрольно-регулирующими действиями и мерами.

Оценка роли финансов может быть нерезультативной (негативной), если их система оказывается не в состоянии обеспечить экономику и ее субъектов необходимыми доходными источниками, если расходование средств осуществляется неэффективно (не давая должной отдачи), а управляющая и контролирующая системы не в состоянии обеспечить доходно-расходную сбалансированность, необходимые темпы роста, рентабельность и эффективность рыночной экономики, развитие социальной сферы.

Для оценки роли финансов могут быть использованы различные макроэкономические, отраслевые и субъектные показатели, характеризующие объемы и темпы экономического и социального роста, структуру ВВП, его элементов и аналогичных показателей в разрезе отраслей и организаций, обеспеченность доходами, эффективность расходов (текущих и капитальных), финансовое состояние и платежеспособность и др. Если по результатам оценки будут выявлены негативные моменты, то органы публичной власти и менеджмент организаций должны внести соответствующие коррективы в свои концепции (или отдельные элементы) государственной (муниципальной) и корпоративной финансовой политики.

 

Роль финансов в ее многогранном проявлении находит отражение в СНС, рекомендованных ООН. Счет валового выпуска характеризует участие финансов в производстве общественного продукта, в результате которого происходит выделение из состава ВВ прошлой стоимости или промежуточного потребления в виде материальных затрат и нематериальных услуг, а также ВДС. Оценка последней по рыночным ценам или разница между ВВ и промежуточным потреблением дает значение ВВП, валовую часть которого составляет амортизация. Под воздействием финансов в результате первичного распределения ВВП распадается на первичные доходы экономики: амортизацию, валовую прибыль, доходы от собственности и другие смешанные доходы, оплату труда, чистые (без дотаций) налоги на производство и импорт (косвенные налоги), валовые накопления и чистый экспорт, составляя сумму потребленного ВВП. Дальнейшее свое участие финансы проявляют при формировании и распределении чистого национального (внутреннего) продукта (ЧВП), который представляет собой сумму названных выше первичных доходов без амортизации (ВВП -- А), а также при формировании и распределении национального дохода (НД) и личного дохода (ЛД).

Проведем на примере США и России сравнительный анализ структуры названных показателей (счетов), представленный в табл. 1.1--1.3. В распределении НД и ЛД отражаются процессы образования и использования вторичных доходов субъектов экономики в результате перераспределения первичных доходов экономики.

Как видно из табл. 1.1, доля в чистом национальном продукте косвенных налогов (налогов на производство и импорт) в России в 2,2 раза превышает значение аналогичного показателя в США, а удельный вес НД почти на 11% ниже, что свидетельствует о значительно более высоком инфляционном давлении косвенных налогов, являющихся государственной надбавкой к ценам производителей, на экономику России и более низкой результативности реализации финансами функции образования денежных доходов (в части организаций и домашних хозяйств).

Таблица 1.1

Платежный баланс страны.rtf

— 142.51 Кб (Открыть, Скачать)

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

Страхование.doc

— 595.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность и функции финансов.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая политика.doc

— 161.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая система Японии.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовое обеспечение образования в РФ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовый контроль.doc

— 124.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансы организаций.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы