Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций
Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:
4. По характеру источников формирования финансовых ресурсов последние делятся на собственные, привлеченные и заемные.
Общими источниками формирования финансовых ресурсов экономики являются ВВП, часть национального богатства и внешние источники. Поскольку ВВП представляет собой сумму ВДС по рыночным ценам, произведенных в отраслях народного хозяйства, постольку основным источником финансовых ресурсов в экономике выступает ВДС как сумма первичных доходов в экономике: косвенных налогов, амортизации, оплаты труда и прибыли. Часть национального богатства может быть задействована как финансовые ресурсы в форме средств от продажи части золотого запаса Банка России, государственного и муниципального имущества и т.п. Внешними источниками финансовых ресурсов могут выступать доходы государства от внешнеэкономической деятельности, внешние государственные и частные заимствования у иностранных правительств, международных и иностранных финансовых организаций.
Однако по характеру формирования все источники и сами финансовые ресурсы относятся либо к собственным по отношению к данному экономическому субъекту, либо к привлеченным, либо к заемным. Иногда привлеченные и заемные финансовые ресурсы объединяют в одну группу привлеченных финансовых ресурсов.
Собственные финансовые ресурсы образуются у органов государственной (муниципальной) власти и хозяйствующих субъектов в результате выполнения ими своих функциональных обязанностей, производственной и иной финансово-хозяйственной деятельности. Эти ресурсы принимают форму собственных доходов и финансовых резервов. Для государства и органов местного самоуправления это налоговые и часть неналоговых доходов (от внешнеэкономической деятельности и имущества). Хозяйствующие субъекты (организации и домашние хозяйства) формируют собственные финансовые ресурсы из выручки, доходов от деятельности на финансовом рынке, доходов и поступлений от индивидуальной предпринимательской и трудовой деятельности.
К привлеченным финансовым ресурсам следует относить все виды внешних поступлений, вовлекаемых субъектами со стороны на безвозмездной, безвозвратной и бесплатной основе. Для органов власти это могут быть безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней и государственных внебюджетных фондов, в виде межбюджетных трансфертов, безвозмездная финансовая помощь других государств и т.п. Для хозяйствующих субъектов -- это средства акционеров, бюджетные ассигнования, социальные трансферты (социальные выплаты из бюджетной системы), безвозмездная финансовая помощь других лиц и т.д.
В качестве заемных финансовых ресурсов выступают все те средства и поступления, которые привлекаются на возвратной и платной основе, в частности государственные (муниципальные) займы, бюджетные кредиты и инвестиционный налоговый кредит, корпоративные займы (облигации), кредиты банков и другие виды кредитов, кредиторская задолженность и т.п.
5. По укрупненным типам субъектов финансовых отношений выделяют финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, домашних хозяйств.
Источниками и видами финансовых ресурсов органов публичной власти всех уровней являются:
Основными источниками и видами финансовых ресурсов коммерческих организаций выступают:
Финансовые ресурсы коммерческих организаций используются по следующим направлениям:
* оплата труда работников;
Основными источниками и видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций в зависимости от их организационно-правовой формы и вида деятельности могут быть:
Финансовые ресурсы некоммерческих организаций используются по следующим направлениям:
Специфика финансовых ресурсов домашних хозяйств заключается в том, что они включают в себя доходы (денежные поступления) и расходы отдельных физических лиц или их совокупности, ведущих индивидуальное или совместное (семейное) хозяйство, и индивидуальных предпринимателей, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом домашнее хозяйство может по составу объединять и лиц, получающих доходы по линии социального обеспечения (страхования), и наемных работников, получающих заработную плату, и индивидуальных предпринимателей, получающих предпринимательский доход, и иждивенцев, не имеющих собственных доходов, но требующих определенных расходов.
Источниками и видами финансовых ресурсов домашних хозяйств могут быть:
Расходование финансовых ресурсов домашних хозяйств также отличается многообразием, включая:
3. Роль финансов в экономической системе общества проявляется как результат практического использования функциональных возможностей (функций) данной категории.
Финансовое здоровье экономики в целом и ее субъектов (организаций, государства и домашних хозяйств) напрямую зависит от степени реализации потенциальных возможностей категории финансов обеспечивать субъектов в полном объеме доходными источниками, получать должный результат от произведенных расходов и контрольных действий. Оценка роли финансов может быть результативной (позитивной) или нерезультативной (негативной).
В целом роль финансов будет результативной (позитивной), если на практике использованы все функциональные возможности категории финансов на основе обеспечения финансового равновесия экономики и ее субъектов, т.е. сбалансированности всех функций финансов: образования публичных и частнохозяйственных доходов, использования этих доходов и контрольной функции. Финансовое равновесие предполагает в первую очередь доходно-расходную сбалансированность экономики и ее субъектов, поддерживаемую контрольно-регулирующими действиями и мерами.
Оценка роли финансов может быть нерезультативной (негативной), если их система оказывается не в состоянии обеспечить экономику и ее субъектов необходимыми доходными источниками, если расходование средств осуществляется неэффективно (не давая должной отдачи), а управляющая и контролирующая системы не в состоянии обеспечить доходно-расходную сбалансированность, необходимые темпы роста, рентабельность и эффективность рыночной экономики, развитие социальной сферы.
Для оценки роли финансов могут быть использованы различные макроэкономические, отраслевые и субъектные показатели, характеризующие объемы и темпы экономического и социального роста, структуру ВВП, его элементов и аналогичных показателей в разрезе отраслей и организаций, обеспеченность доходами, эффективность расходов (текущих и капитальных), финансовое состояние и платежеспособность и др. Если по результатам оценки будут выявлены негативные моменты, то органы публичной власти и менеджмент организаций должны внести соответствующие коррективы в свои концепции (или отдельные элементы) государственной (муниципальной) и корпоративной финансовой политики.
Роль финансов в ее многогранном проявлении находит отражение в СНС, рекомендованных ООН. Счет валового выпуска характеризует участие финансов в производстве общественного продукта, в результате которого происходит выделение из состава ВВ прошлой стоимости или промежуточного потребления в виде материальных затрат и нематериальных услуг, а также ВДС. Оценка последней по рыночным ценам или разница между ВВ и промежуточным потреблением дает значение ВВП, валовую часть которого составляет амортизация. Под воздействием финансов в результате первичного распределения ВВП распадается на первичные доходы экономики: амортизацию, валовую прибыль, доходы от собственности и другие смешанные доходы, оплату труда, чистые (без дотаций) налоги на производство и импорт (косвенные налоги), валовые накопления и чистый экспорт, составляя сумму потребленного ВВП. Дальнейшее свое участие финансы проявляют при формировании и распределении чистого национального (внутреннего) продукта (ЧВП), который представляет собой сумму названных выше первичных доходов без амортизации (ВВП -- А), а также при формировании и распределении национального дохода (НД) и личного дохода (ЛД).
Проведем на примере США и России сравнительный анализ структуры названных показателей (счетов), представленный в табл. 1.1--1.3. В распределении НД и ЛД отражаются процессы образования и использования вторичных доходов субъектов экономики в результате перераспределения первичных доходов экономики.
Как видно из табл. 1.1, доля в чистом национальном продукте косвенных налогов (налогов на производство и импорт) в России в 2,2 раза превышает значение аналогичного показателя в США, а удельный вес НД почти на 11% ниже, что свидетельствует о значительно более высоком инфляционном давлении косвенных налогов, являющихся государственной надбавкой к ценам производителей, на экономику России и более низкой результативности реализации финансами функции образования денежных доходов (в части организаций и домашних хозяйств).
Таблица 1.1