Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:

Работа содержит 21 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 257.50 Кб (Открыть, Скачать)

Воздействие финансов на экономику и.rtf

— 60.98 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 285.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 205.00 Кб (Открыть, Скачать)

Доходы бюджета.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

Исполнение бюджета.doc

— 125.50 Кб (Открыть, Скачать)

Использование финансов для решения социальных проблем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Нефтегазовые доходы бюджета.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Расходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Гарантии привносят  дополнительную неопределенность в  процесс планирования бюджета. Для того чтобы свести эту неопределенность к минимуму, устанавливаются лимиты гарантий, вводятся законодательные и процедурные Ограничения на их выдачу.

Гарантии имеют еще  один скрытый дотационный аспект. Как известно, в частном секторе гарантии являются платными. Эта плата формирует своеобразный страховой фонд. Для организации, выдавшей гарантию. Государственные гарантии для государственного сектора, как правило, бесплатны, что является формой дотации получателю гарантии. Даже в тех странах, где с получателя гарантии собирается небольшой процент от суммы кредита (США, Германия, Нидерланды), этот сбор не покрывает возможных убытков. Бесплатность гарантии означает, что размер возможной платы за нее в частном секторе должен сопоставляться с ожидаемым от нее результатом и утверждаться законодателями вместе с другими бюджетными показателями. Кроме того, при исполнении бюджета необходим мониторинг получателей гарантий, что также подразумевает дополнительные расходы, которые также нужно учитывать при обосновании целесообразности гарантии.

Резервные фонды

Спектр деятельности резервных фондов определяется ст. 81, 82 БК РФ.

В расходной части  бюджетов БС РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) —резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местных администраций. При этом запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов.

Размер резервных фондов исполнительных органон государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3% утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Отчет об использовании  бюджетных ассигнований резервных  фондов исполнительных органов государственной  власти (местных администраций) прилагается  к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Эффективность бюджетных расходов

 

Бюджетные ресурсы, находящиеся  в руках государства, ограничены. При их распределении возникает потребность в оценке эффективности программ расходов. В бюджетном секторе оценка эффективности расходов осуществляется с помощью анализа «затраты — выгоды» — процесса, который позволяет на основе располагаемых данных принимать компетентные решения о распределении ресурсов. Этот процесс заключается и логическом сопоставлении вероятных затрат, связанных с программой (проектом) или мероприятием, и ожидаемых выгод. Как затраты, так и выгоды в большинстве случаев оцениваются в денежных единицах, однако в государственном секторе могут быть учтены и другие факторы. Это имеет отношение прежде всего к социальной сфере, в которой выгоды измеряются ростом качества жизни, снижением риска заболеваемости и т.д. Следовательно, эффективность бюджетных расходов специфична, ее специфика проявляется в ряде характеристик.

Во-первых, эффективность  бюджетных расходов имеет не только экономическую, но и социальную составляющую. Значение социального эффекта является определяющим при формировании государственной политики, однако объективно измерить его практически невозможно. Например, улучшение качества образования можно оцепить с помощью разных показателей: прием и выпуск студентов высших учебных заведений, число выданных дипломов с отличием (всего и по различным группам специальностей), трудоустройство выпускников, численность аспирантов и т.п. Однако эти показатели лишь косвенно характеризует качество образования, и общая оценка эффек-тшшости расходов может получиться искаженной.

Во-вторых, многие расходы государства нацелены не на решение текущих задач, а на достижение долгосрочного эффекта. В первую очередь речь идет о расходах на развитие человека (образование, здравоохранение, культура и искусство), которые представляют собой вложение в будущее. При определении объемов финансирования таких программ необходимо оценивать и сопоставлять их эффективность в долгосрочном плане.

В-третьих, государственные  расходы влекут множество побочных эффектов (перемещенных выгод) — как положительных, так и отрицательных. Например, строительство железной дороги повышает эффективность бизнеса в прилегающих районах, одновременно ухудшая условия проживания в непосредственной близости от нее. Побочные эффекты являются компонентом эффективности расходов, и учитывать их необходимо. Однако в силу сложности и многочисленности они трудно поддаются прогнозированию,

Наличие так называемых перемещенных выгод является одной  ИЗ центральных проблем оценки эффективности  расходов. Под перемещенными понимаются такие выгоды, которые извлекают не обозначенные в программе получатели расходов, а иные лица.

Рассмотрим для примера выплату пособий малоимущим семьям. Эти выплаты направлены на улучшение положения граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, однако выгоды от данных расходов (как денежные, так и неденежные) частично извлекают и другие лица, помощь которым не предусматривалась. В результате роста доходов бедных семей повышается спрос на товары прожиточного минимума — продукты питания, лекарства, дешеную обувь и одежду, а значит, дополнительный доход получат фирмы, которые производят такие товары. Государственные организации, распределяющие расходы, также извлекают для себя выгоды: размер подконтрольных им ресурсов растет, следовательно, укрепляется их положение в государственной иерархии. Наконец, расширение социальных программ выгодно политикам, поскольку подобные меры укрепляют их поддержку среди избирателей.

Оценка эффективности программ расходом необходима для распределения ограниченных бюджетных ресурсов. Поскольку построить объективную оценку очень сложно, на практике используется универсальный механизм принятия решений в условиях неопределенности — общественный выбор, в основе которого лежит процедура голосования. В период избирательной кампании граждане голосуют за представителей различных политических сил, избираемых ч органы государственной власти, ориентируясь при атом на выдвигаемые ими программ ы.Выборш.1е органы власти обеспечивают реализацию интересов избирателей при выработке государстве иной политики, в том числе при утверждении Структуры расходов бюджета.

Для того чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов, необходимо соблюдать ряд перечисленных ниже условий.

  1. Программы должны быть максимально конкретными, при этом 
    они должны ориентироваться на достижение общественно значимых 
    целей, а не на финансирование организаций.
  2. Отбор программ проводится на конкурсной основе. Процеду 
    ры конкурсов должны быть прозрачны, четко определены и широко

известны.

  1. Расходы на программы по возможности не должны носить по 
    стоянного характера, при составлении бюджета иа очередной год их 
    структуру следует пересматривать на основе анализа достигнутых ре 
    зультатов.
  2. Программы расходов должны быть прозрачными и доступны 
    ми для общественного контроля. Необходимо информировать обще 
    ственность о том, на какие цели и в каком объеме расходуются сред 
    ства налогоплательщиков.

5. Получатели перемещенных выгод (администраторы и испол 
нители программ) не должны иметь доступа к принятию принципи 
альных решений по программам расходов, отбору получателей и оценке

их результатов.

«Эффективность бюджетных  расходов» — неоднородное понятие, поскольку в бюджетном секторе наличествуют две ее разновидности: Эффективность-рациональность и эффективность-целесообразность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.doc

— 285.09 Кб (Открыть, Скачать)

Платежный баланс страны.rtf

— 142.51 Кб (Открыть, Скачать)

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

Страхование.doc

— 595.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность и функции финансов.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая политика.doc

— 161.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая система Японии.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовое обеспечение образования в РФ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовый контроль.doc

— 124.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансы организаций.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы