Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:

Работа содержит 21 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 257.50 Кб (Открыть, Скачать)

Воздействие финансов на экономику и.rtf

— 60.98 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 285.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 205.00 Кб (Открыть, Скачать)

Доходы бюджета.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

Исполнение бюджета.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Кассовое исполнение федерального бюджета — организация и осуществление расчетно-кассовых операций, связанных с исполнением федерального бюджета.

В целом схема взаимодействия Казначейства России и Банка России в процессе кассового исполнения бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов представлена на рис. Слайд.

Кроме Банка России и  его территориальных подразделений  в бюджетном процессе также участвуют и кредитные организации.

Кредитные организации осуществляют отдельные операции со средствами бюджета. Кредитные организации могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов, а также выполнять функции по обслуживанию счета бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Главный администратор  доходов бюджета формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета, представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета, представляет сведения для составления и ведения кассового плана, формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета, осуществляет другие бюджетные полномочия, установленные БК РФ в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Администратор доходов бюджета выполняет бюджетные функции, определенные БК РФ.

Администратор доходов бюджета — орган государственной власти, местного самоуправления, местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, бюджетное учреждение, осуществляющее в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

К бюджетным полномочиям администратора доходов бюджета относятся:

  • начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, пол 
    нотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней 
    и штрафов по ним;
  • взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
  • принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за не 
    своевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление поручения 
    в орган Казначейства России для осуществления возврата в порядке, 
    установленном Минфином России;
  • принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты 
    бюджетной системы Российской Федерации и представление уведомления в орган Казначейства России;
  • формирование и представление главному администратору до 
    ходов бюджета в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления полномочий соответствующего главного 
    администратора доходов бюджета;
  • осуществление иных бюджетных полномочий, установленных 
    БК РФ и принимаемых в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Главный администратор  источников финансирования дефицита бюджета  формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета, осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета, обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета. Также главный администратор источников финансирования дефицита бюджета организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности и формирует бюджетную отчетность администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета — органы государственной власти, местного самоуправления, местной администрации, управления государственным внебюджетным фондом, иные организации, имеющие право в соответствии с БК РФ осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета выполняет следующие бюджетные функции:

  • планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
  • осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;
  • поступление в бюджет и выплата из бюджета по источникам 
    финансирования дефицита бюджета;
  • формирование и представление бюджетной отчетности;
  • осуществление отдельных бюджетных полномочий главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, в ведении которого находится, в случае и порядке, установленных соответствующим главным администратором источников финансирования 
    дефицита бюджета;
  • осуществление других функций, установленные БК РФ в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Получатель бюджетных  средств составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, вносит соответствующему ГРБС или РБС предложения по изменению бюджетной росписи, ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии), формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему ГРБС или РБС, имеет другие полномочия, установленные БК РФ и принятыми нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по целевым статьям и видам расходов Бюджетной классификации Российской Федерации, по каждому направлению расходования средств.

Важнейшие задачи исполнения бюджета:

  • обеспечение полного и своевременного поступления налогов 
    и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику;
  • финансирование мероприятий в пределах утвержденных бюджетных обязательств в течение того финансового года, на который утвержден бюджет;
  • правильное и экономически обоснованное распределение всех 
    видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляющегося по бюджетной росписи доходов и расходов.

Бюджетная роспись составляется уполномоченным исполнительным органом, утверждается в установленном порядке и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Сумма превышения доходов  над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате получения дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и не подлежит изъятию. Эти суммы называются профицитом бюджета.

Профицит бюджета — это превышение доходов над расходами в процессе исполнения бюджета.

Решение об использовании  профицита принимает соответствующий законодательный (представительный) орган власти по предложению соответствующего исполнительного органа власти. Профицит бюджета может быть израсходован только при условии обеспечения финансирования плановых расходов.

Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

Одновременно с утверждением бюджета на очередной финансовый год устанавливается размер оборотной кассовой наличности на начало следующего года.

Оборотная кассовая наличность — сумма резерва, установленная при утверждении бюджета соответствующего уровня, предназначенная для покрытия временных кассовых разрывов, подлежащая восстановлению к началу нового года.

Важный момент — то, что внедрение этих положений  значительно увеличивает объем информации, которую нужно обрабатывать и контролировать. Сделать это оперативно и эффективно можно только па основе внедрения современных автоматизированных информационных систем и технологий.

Осуществление финансирования с единого счета  бюджета (все средства бюджетополучателей находятся на едином счете). При банковской системе исполнения бюджета бюджетные средства распределялись по сети счетов бюджетополучателей. В основе казначейской системы исполнения бюджета лежит принцип бюджетной системы — единство кассы, который предполагает слияние расчетных счетов бюджетополучателей в единый счет бюджета для осуществления расчета с поставщиками товаров и услуг.

Однако следует уточнить, что единство кассы не предполагает единственность расчетного счета для казначейского органа. Казначейский орган может иметь несколько счетов для хранения различных типов бюджетных средств (например, валютные счета). Единство кассы состоит в едином расчетном счете хранения данного типа бюджетных средств, с которого осуществляется перечисление средств поставщикам товаров, работ или услуг.

Благодаря этому принципу достигаются следующие положительные изменения. Во-первых, появляется возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств. Банковский механизм исполнения бюджета предполагал двухэтапную схему финансирования: средства сначала зачислялись на расчетные счета РБС и бюджетных учреждений, а с них поступали поставщикам товаров, работ и услуг.

Эта схема лишала финансовый орган возможности предварительно контролировать направление использования средств. Возможен был 'лишь последующий контроль, который фиксировал нарушения бюджетно-финансового законодательства, но не мог его предотвратить.

Отсутствие расчетных  счетов у бюджетополучателей делает возможным осуществлять предварительный и текущий контроль:

  • предварительный контроль — это контроль над составлением 
    сметы доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • текущий контроль расходов совершается через процедуру подтверждения платежных обязательств.

Расходование бюджетных  средств осуществляется только после  проверки соответствия платежных и  иных документов (договоров, счетов-фактур) требованиям БК РФ, утвержденным сметам и лимитам бюджетных обязательств. В данном случае финансирование выполняется по схеме: разрешение на совершение платежа (наличие разрешительной подписи) — совершение платежа.

Во-вторых, при единстве кассы минимизируется прохождение  средств по расчетным счетам в результате отсутствия операции движения средств между расчетными счетами бюджетных учреждений и органа Казначейства России.

В-третьих, при единстве кассы появляется возможность перераспределения средств. Средства находятся на счете бюджета в распоряжении органа, исполняющего его, следовательно, имеется возможность учитывать остатки на расчетных счетах при планировании и текущем финансировании, перераспределять и использовать их для финансирования текущих расходов.

В настоящее время  Казначейством России реализован принцип единства кассы на уровне субъекта Российской Федерации. Введен контроль за средствами бюджетных организаций, находящихся на их внебюджетных счетах. Государство как собственник имущества обязано четко отслеживать все доходы, которые оно получает от своей собственности. Всем бюджетным учреждениям федеральное имущество (здания, оборудование и т.п.) передано в управление, а не в собственность. Если организация использует федеральное имущество как источник доходов, она должна показать, что средства действительно израсходованы на те нужды, которые предусмотрены бюджетом.

Организация учета  финансирования в разрезе лицевых  счетов, открытых распорядителями и  получателями бюджетных средств. Исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых на едином учетном регистре казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. На лицевом счете отражаются бюджетные средства, которыми вправе располагать владелец лицевого счета.

Учетные регистры — документы (карточки, ведомости, бухгалтерские книги) для регистрации и группировки данных бухгалтерского учета о наличии средств и операций с ними. Классифицируются по назначению (хронологические, систематические и комбинированные), содержанию (синтетические и аналитические) и форме (двухсторонние, односторонние, табличные и шахматные).

Осуществление планирования и исполнения бюджета  в разрезе детальной Бюджетной  классификации Российской Федерации.

Опыт развитых стран показывает, что для действенного контроля исполнения бюджета необходимо сделать прозрачным, подконтрольным общественности и весь процесс составления плана расходования бюджетных средств, и само расходование. Иными словами, бюджеты Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и местные бюджеты должны быть более подробными и выполняться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным.

В Российской Федерации доходы и расходы бюджетов всех уровней рассматриваются в разрезе единой Бюджетной классификации Российской Федерации.

Она носит многоуровневый характер. Например, первый уровень  расходов — перечень прямых получателей  средств из федерального бюджета, второй — классификация кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности получателей бюджетных средств.

Классификация должна быть единой в смысле сохранения общих  принципов ее построения и неуменьшения детальности. БК РФ предписана возможность дальнейшей детализации объектов бюджетной классификации законодательными (исполнительными) органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части целевых статей и видов расходов.

Надо отметить, что  особенно важна прозрачность исполнения бюджета. Бюджет всегда планировался достаточно детально, в разрезе полной Бюджетной классификации Российской Федерации, однако при составлении распоряжений на финансирование, т.е. на этапе расходования средств, до недавнего времени эта классификация не указывалась, средства выделялись на распорядителя бюджетных средств общей суммой, а он распоряжался ими по своему усмотрению. Для установления должного контроля за исполнением бюджета необходимо строго придерживаться Бюджетной классификации Российской Федерации на этапе подготовки и принятия распоряжений на финансирование.

Использование финансов для решения социальных проблем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Нефтегазовые доходы бюджета.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Расходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Открыть, Скачать)

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.doc

— 285.09 Кб (Открыть, Скачать)

Платежный баланс страны.rtf

— 142.51 Кб (Открыть, Скачать)

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

Страхование.doc

— 595.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность и функции финансов.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая политика.doc

— 161.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая система Японии.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовое обеспечение образования в РФ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовый контроль.doc

— 124.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансы организаций.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы