Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:05, дипломная работа
Цель и задачи дипломной работы. Целью данного исследования является разработка механизма внутрифирменного планирования предприятия хлебобулочных изделий. В соответствии с поставленной целью в дипломной работе предполагается решение следующих задач:
рассмотреть и уточнить понятия: планирование, внутрифирменное планирование, система внутрифирменного планирования,
выявить и обобщить элементы, принципы, методы внутрифирменного планирования и определить их взаимосвязи и взаимозависимости,
выявить особенности системы внутрифирменного планирования в предприятиях хлебобулочных изделий,
провести оценку организационного, правового и экономического состояния Хлебобулочного комбинанта ТОО «Astana Dos Company» (далее ТОО «Astana Dos Company»,
разработать механизм формирования системы внутрифирменного планирования, позволяющий скоординировать процесс внутрифирменного планирования на уровне структурных подразделений в ТОО «Astana Dos Company»;
выработать рекомендации по повышению гибкости внутрифирменного планирования.
Введение 3
1Теоретические основы внутрифирменного планирования 6
1.1Роль и значение планирования в управлении предприятием 6
1.2Сущность и организация внутрифирменного планирования на предприятиях. 15
1.3Зарубежный опыт внутрифирменного планирования на предприятиях 22
1.4Пути совершенствования и развития внутрифирменного планирования 29
2Анализ внутрифирменного планирования в ТОО «Astana Dos Company» 33
2.1Общая характеристика предприятия ТОО «Astana Dos Company» 33
2.2Анализ показателей ТОО «Astana Dos Company» 42
2.3Факторный анализ финансовых показателей предприятия 51
3Совершенствование внутрифирменного планирования на предприятии 67
3.1Исследование и анализ рынка сбыта в ТОО «Astana Dos Company» 67
3.2Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий на ТОО «Astana Dos Company» 78
Заключение 85
Список использованной литературы 88
где Ф – фондоотдача, тенге;
Т – объем выручки от реализации продукции, тенге;
С – среднегодовая стоимость основных фондов, тенге.
Среднегодовая стоимость основных фондов определяется для каждой группы основных фондов с учетом их ввода в действие и выбытия. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов. Фондоемкость продукции есть величина, обратная фондоотдаче. Она характеризует затраты основных средств (в тиынах), авансированных на один тенге выручки от реализации продукции:
(12)
где Фе – фондоемкость продукции, тиын;
С – среднегодовая стоимость основных фондов, тенге;
Т – выручка от реализации продукции, тенге;
100 – перевод тенге в тиыны.
Снижение фондоемкости
продукции свидетельствует о
повышении эффективности исполь
Таблица 13
Анализ эффективности использования основных фондов ТОО «Astana Dos Company»
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение 2009/2010 |
Изменение 2010/2011 |
Выручка, тыс. тенге |
9 150 |
11 104 |
20 695 |
+1 954 |
+ 9 591 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. тенге |
25 942 |
30 717 |
33 725 |
+4 775 |
+ 3 008 |
Фондоотдача основных фондов, тыс. тенге |
0,35 |
0,36 |
0,61 |
+0,01 |
+ 0,25 |
Фондоемкость продукции, тенге |
283,52 |
276,63 |
162,96 |
-6,89 |
- 113,67 |
Примечание - составлено автором на основе источника [20] |
Из данных таблицы 13 видно, что фондоотдача ТОО «Astana Dos Company» за год возросла на 25 тиын, что вызвало снижение фондоемкости продукции на 113,67 тиын (с 276,63 до 162,96 тиын). Это положительно характеризует финансовое состояние ТОО «Astana Dos Company» и указывает на эффективное использование основных фондов. Последнее способствовало экономии капитальных вложений на сумму 23 524 (113,67*20 695/100).
Показатель фондоотдачи тесно связан с производительностью труда и фондовооруженностью труда, которая характеризуется стоимостью основных фондов, приходящихся на одного работника.
Имеем:
;
где В – производительность труда, тенге;
R – численность работников, чел.;
Фв – фондовооруженность труда, тенге;
Ф – фондоотдача основных фондов, тенге.
Таблица 14
Факторный анализ фондоотдачи основных фондов ТОО «Astana Dos Company»
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение 2009/2010 |
Изменение 2010/2011 | ||
абсолютное |
абсолютное |
в % |
в % | ||||
Выручка, тыс. тенге |
9150 |
11 104 |
20 695 |
+1954 |
+9 594 |
121,4 |
186,4 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
135 |
135 |
163 |
- |
+28 |
100 |
120,7 |
Производительность труда одного среднесписочного работника, тыс. тенге |
67,7 |
82,25 |
126,96 |
+14,55 |
+44,71 |
121,5 |
154,4 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. тенге |
25 942 |
30 717 |
33 725 |
+4 775 |
+3 008 |
118,4 |
109,8 |
Продолжение таблицы 14 | |||||||
Фондовооруженность труда одного среднесписочного работника, тыс. тенге |
192,16 |
227,53 |
206,90 |
+35,37 |
- 20,63 |
118,4 |
90,9 |
Фондоотдача основных фондов, тенге |
0,35 |
0,36 |
0,61 |
+0,01 |
+0,25 |
102,9 |
169,4 |
Примечание - составлено автором на основе источника [20] |
Таким образом, главным условием роста фондоотдачи является повышение темпов роста производительности труда над темпами роста фондовооруженности труда. Данная таблица 14 показывает, что рост фондоотдачи основных фондов ТОО «Astana Dos Company» на 169,4% произошел в результате повышения темпов роста производительности труда (154,4%) над темпами роста фондовооруженности труда (90,9 %). Степень влияния каждого из этих факторов на изменение фондоотдачи основных фондов определяется с помощью факторного анализа. Факторный анализ проводится приемом цепной подставки.
Для этого производятся следующие расчеты:
Следовательно, на увеличение фондоотдачи основных фондов ТОО «Astana Dos Company» на 0,25 тенге различные факторы оказали влияние в таких размерах:
Итого: 0,2 + 0,05= 0,25.
Точка безубыточности - это уровень производства или другого вида экономической деятельности, при котором величина выручки от реализации произведенного продукта, работ, либо услуг равна постоянным издержкам производства и обращения этого продукта (постоянные издержки - издержки предприятия, не зависящие от объёма производимой продукции). Чтобы получать прибыль, собственник должен производить количество продукта, иметь объем деятельности, превышающие величину постоянных издержек, соответствующую точке безубыточности. Если же объем ниже соответствующего этой точке, деятельность становится убыточной.
При маржинальной прибыли точка безубыточности в денежном выражении рассчитывается по формуле (если Выручка от реализации – Переменные затраты больше 0):
(13)
В случае, когда величина маржинальной прибыли отрицательна, величина точки безубыточности определяется как сумма постоянных и переменных затрат данного периода.
Анализ точки безубыточности и динамика ее изменения, а также изменения ее составляющих за анализируемый период представлены в таблице 15.
Таблица 15
Анализ точки безубыточности
Точка безубыточности- изменения |
2009 |
2010 |
2011 |
Изменения | |||
Наименование показателя |
В абсолютном выражении |
Темп прироста | |||||
2009/2010 |
2010/2011 |
2009/2010 |
2010/2011 | ||||
Выручка |
9150 |
11 104 |
20 695 |
1954 |
9 594 |
21,36 |
86,37 |
Переменные затраты |
27 359 |
30 399 |
45 456 |
3040 |
15 057 |
11,11 |
49,53 |
Постоянные затраты |
85 306 |
94 784 |
166 131 |
9478 |
71 347 |
11,11 |
75,27 |
Точка безубыточности |
112 665 |
125 183 |
211 587 |
12518 |
86 404 |
11,11 |
69,02 |
Валовая маржа |
-18 209 |
-19 295 |
-24 761 |
-1086 |
-5 466 |
5,96 |
28,32 |
Отклонение от точки безубыточности в абсолютном выражении |
-103 515 |
- 114 079 |
- 190 892 |
-10564 |
-76 813 |
10,21 |
67,33 |
Запас прочности по точке безубыточности |
-1131,3% |
-1027% |
-922,4% |
104,3% |
104,6% |
1,8 |
10,18% |
Примечание - составлено автором на основе источника [20] |
Как видно из таблицы 15, на конец анализируемого периода (конец дек. 2010), точка безубыточности повысилась на 86 404 тыс.тенге, и составила 211 587,0 тыс. тенге, что говорит о том, что предприятию для безубыточной работы необходимо поддерживать уровень выручки не ниже 211 587,0 тыс.тенге. Повышение показателя точки безубыточности в абсолютном выражении было связано, прежде всего, с повышением выручки, а также с превышением темпа повышения выручки над темпами повышения затрат.
Отклонение от точки безубыточности в абсолютном выражении показывает при повышении выручки, на какую величину предприятие будет получать прибыль. Значение показателя, на начало анализируемого периода составлявшее -114 079,0 тыс.тенге, увеличилось на -76 813тыс.тенге, что следует рассматривать как положительную тенденцию, и составило на конец анализируемого периода - 190 892тыс.тенге.
Запас прочности по точке безубыточности, показывающий, на сколько процентов может быть снижена выручка, уменьшился на 104,6%, что следует рассматривать как отрицательную тенденцию, и составил на конец анализируемого периода -922,4%
Подводя итог, следует отметить, что за анализируемый период ключевыми стали следующие моменты:
Для дальнейшего успешного выполнения задач предприятия необходимо осуществлять эффективное планирование всех видов его деятельности. Сущность планирования можно определить как создание модели желаемого будущего и определение эффективных путей его достижения.
3. Совершенствование
3.1 Исследование и анализ рынка сбыта в ТОО «Astana Dos Company»
Изучение и анализ
потенциала рынка позволит наметить
основные перспективы экономического
успеха предприятия, который может
быть достигнут при более
Современный хлебный рынок имеет довольно четкую градацию:
- 70% рынка занимает массовая или традиционная продукция: ржаной, формовой, подовый хлеб, а также сухари и баранки. Обычно выпуском подобных изделий занимаются крупные хлебозаводы, имеющие огромные производственные мощности.
- 15% рынка занимает нетрадиционная продукция: национальные сорта хлеба - лаваш, хачапури, а также изделия из слоеного теста, пирожки, булочки.
- 10% - диетическая продукция.
- 5% - элитная продукция.
Основную часть хлебоизделий, относящихся к последним трем сегментам, изготавливают малые пекарни.
Норма потребления хлеба на 1 человека в сутки в среднем составляет 300 грамм. Рыночная структура хлебобулочной продукции города Астаны делится на 3 больших района:
Таблица 16
Рыночная структура
Район |
Доля рынка, % |
Алматы |
22% |
Сары-Арка |
25% |
Есиль |
26% |
По данным диаграммы можно сказать что самый высокий спрос по потреблению хлеба в Есильском районе.
Хлеб для этих районов доставляется в магазины от крупного производителя ТОО «Восток». Основным конкурентом по производству горячей выпечки в данном районе является ТОО «Шапагат сут». По остальным районам города Астаны хлеб доставляют ТОО «Astana Dos Company», ТОО «Восток» и другие мелкие частные предприниматели. Степень удовлетворения по горячей выпечке в Есильском районе составляет 5-7 %. В районе Сары-Аркы составляет примерно 15 %. Знание покупателей и их потребностей позволит нам определить требование тех или иных сегментов, которые мы можем обслужить.