Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 08:54, контрольная работа
В условиях командно-административной системы хозяйствования предприятие не могло самостоятельно определять ключевые параметры своей деятельности. Данные параметры планировались на уровне министерств и доводились до предприятия в виде контрольных цифр, обязательных для выполнения. По содержанию планирование деятельности промышленных предприятий делилось на технико-экономическое и оперативно-производственное. Технико-экономическое планирование охватывало весь круг экономических и технических показателей в их органическом сочетании и взаимной увязке.
Вариант 8
Планирование – это процесс обоснованного определения будущего желаемого состояния объекта и наиболее опциональных путей его достижения.
Объектами внутрифирменного планирования выступает предприятие, его структурные подразделения и процессы, протекаемые на предприятии.
В процессе внутрифирменного планирования определяются:
Основные принципы планирования на предприятии в рыночной экономике: самостоятельность, необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точность, принцип участия работников.
Система планирования в настоящее время должна включать три подсистемы: стратегического планирования, тактического планирования и оперативного планирования.
В условиях командно-административной
системы хозяйствования предприятие
не могло самостоятельно определять ключевые
параметры своей деятельности. Данные
параметры планировались на уровне министерств
и доводились до предприятия в виде контрольных
цифр, обязательных для выполнения. По
содержанию планирование деятельности
промышленных предприятий делилось на
технико-экономическое и оперативно-производственное. Технико-экономическое
планирование охватывало весь круг
экономических и технических показателей
в их органическом сочетании и взаимной
увязке. Плановыми периодами технико-экономического
планирования являлись пять и (более) лет,
год, полугодие, квартал с помесячной разбивкой.
Основной целью оперативного планирования было
обеспечение выполнения плановых показателей
по объему производства. Плановый период
оперативного планирования варьировался
от месяца до нескольких часов. Поэтому
данный вид планирования получил распространенное
название «оперативно-производственного»
В условиях рыночной экономики установление генеральных целей предприятия осуществляет собственник или представитель собственника. В настоящее время главной генеральной целью многих зарубежных предприятий является повышение благосостояния собственника. Главная генеральная цель разбивается на подцели, количественно выраженные системой целевых плановых показателей. В качестве целевых плановых показателей выступают следующие: рост доли рынка, рост производственной мощности, количество осваиваемой новой продукции, затраты на инновации, рост выручки, рост уровня качества продукции, чистая рентабельность собственного капитала, операционная прибыль, дивиденд на акцию, численность работников, затраты на экологические мероприятия и социальное развитие, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и т.д.
Для достижения генеральных целей на предприятии разрабатываются стратегические, тактические и оперативные планы. Это является обязательным условием выполнения принципа непрерывности.
В рамках стратегического планирования определяются приоритетные направления развития предприятия, даются ответы на следующие вопросы: каковы основные цели предприятия, что оно будет выпускать, на каких рынках работать, какова будет его организационная и производственная структура, как изменится правовая форма и т.п. Стратегия опрееделяяет последовательность шагов по достижению основных долгосрочных целей фирмы. Как правило, стратегические планы носят долгосрочный характер.
Целью тактического планирования является упорядочивание действий работников организации по реализации стратегии. Тактическое планирование часто называют текущим. Текущие планы составляются по предприятию в целом (комплексные общефирменные планы), по функциональным областям (функциональные планы) и структурным подразделениям. Иногда к текущим планам относят бизнес планы освоения нового производства.
Планирование по функциональным областям включает планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, маркетинга, сбыта, планирование производства, труда и заработной платы, планирование снабжения производства материально-техническими ресурсами, планирование себестоимости продукции, цен и финансовых результатов, финансовое планирование, планирование в области охраны труда и техники безопасности, в области качества, планирование природоохранных и экологических мероприятий.
Тактические планы разрабатываются на год, квартал, месяц, реже на 2-3 года. Необходимо помнить, что разработка тактических планов начинается с определения будущих объемов реализации, затем рассчитывается плановый объем производства и на его основе – потребность в материальных и трудовых ресурсах и т.д.. Завершает процесс планирования финансовых план, который определяет необходимый объем финансовых ресурсов и источники их получения.
Оперативные планы определяют что конкретно, в таком объеме, в какой последовательности, где, кто и когда будет делать для реализации тактических планов. Оперативные планы составляются на короткий срок (месяц, декаду, пятидневку, сутки, смену). Оперативно-производственное планирование осуществляется в 3 этапа:
1. объемное планирование (годовая производственная программа распределяется по месяцам для каждого цеха);
2. календарное планирование (осуществляется детализация выпуска по срокам, рассчитываются размеры партий деталей, сроки запусков и выпусков, размеры внутрицеховых и межцеховых запасов заготовок);
3. разработка оперативных мероприятий по регулированию работ между рабочими местами.
По обязательности выполнения плановых заданий выделяют директивное и индикативное планирование.
Директивное планирование требует безусловного выполнения утвержденных плановых заданий. Обязательным условием директивного планирования является контроль и стимулирование выполнения плана. Индикативное планирование – это советующее, ориентирующее планирование.
Показатели себестоимости
Себестоимость продукции представляет собой выраженную в денежной форме совокупность текущих затрат предприятия на изготовление и сбыт продукции.
Несмотря на затратный
характер этого показателя в нем
находят отражение такие
Особое внимание при этом должно уделяться выявлению резервов снижения с/ст продукции, а также величин и причин возникновения непроизводительных затрат, а именно:
2. Разработка смет комплексных расходов
При разработке плана предприятия применяются различные методы определения с/ст продукции, основанные как на прямом учете затрат на производство и сбыт продукции, так и на основе учета влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом.
С/ст различных видов продукции рассчитывается, как правило, методом калькуляции для установления размера затрат на каждый вид продукции, установления цен, выявления резервов снижения с/ст.
Другим широко известным показателем с/ст продукции является уровень затрат на 1 руб товарной продукции. Этот показатель определяется путем деления полной с/ст товарной продукции на ее объем в оптовых ценах предприятия.
Однако, планирование с/ст должно устанавливать не только уровень затрат, но и их динамику. Для этой цели могут быть использованы три показателя с/ст:
Названные показатели имеют один общий недостаток: показывая динамику с/ст , они не говорят о том, за счет чего было получено снижение (повышение) с/ст продукции.
Наиболее важным в методическом отношении при этом выступает определение экономии на условно-постоянных расходах при росте объема производства. Величина этой экономии определяется следующим образом: на основе анализа данных смет общецеховых, общехозяйственных, коммерческих и других расходов за базисный год определяется сумма условно-постоянных расходов (УПР) и их удельный вес в с/ст товарной продукции базисного года:
Учитывая, что рост объема производства, все-таки вызывает, связан с некоторым увеличением, для плановых расчетов этот удельный вес уточняется. Для этого УПР приводятся к полностью постоянным по следующей формуле:
- удельный вес приведенных полностью постоянных расходов к условно-постоянным расходам
- темпы прироста товарной продукции в плановом году по сравнению с базисным (в %)
- темп прироста условно-
Величина экономии на УПР может быть найдена следующим образом:
Прежде чем приступить к планированию себестоимости продукции на предприятии проводится предварительная работа по разработке ряда смет используемых затем при расчете плановых калькуляций отдельных видов продукции и составления сметы затрат на производство товарной продукции. Эти сметы носят название комплексных расходов и к ним относятся:
Сметы затрат на производство по вспомогательным цехам (энергетический, инструментальный, транспортный, ремонтный и т.д.) разрабатываются с определенным опережением (по времени) по сравнению со сметами основных цехов. Это объясняется тем, что продукция или услуги вспомогательных цехов распределяются между основными цехами и включаются в сметы затрат на производство этих основных цехов. При распределении продукции и услуг вспомогательных цехов между основными цехами разрабатывается специальная ведомость, в которой по каждому потребителю указывается наименование и объем продукции (услуг) в натуральном выражении, цена или с/ст единицы продукции (услуг) и общая сумма продукции услуг. Вся сумма продукции (услуг) вспомогательных цехов представляет собой внутризаводской оборот, который не учитывается в объеме продукции предприятия, что находит отражение при разработке смет и затрат на производство по предприятию в целом.
К общепроизводственным расходам относятся расходы, связанные с обслуживанием и управлением производством в данном цехе основного производства, которые не могут быть непосредственно отнесены на калькуляцию, изготавливаемого изделия в данном цехе.
Информация о работе Основные виды внутрифирменного планирования