Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 18:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий.
В соответствии с поставленной целью исследования необходимо было решить следующие задачи:
- определить роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием;
- рассмотреть принципы и методы планирования;
- охарактеризовать основные виды внутрифирменного планирования;
- исследовать бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования.
Введение 2
Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования 4
1.1. Роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием 4
1.2. Принципы и методы планирования 9
Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования 14
2.1. Основные виды внутрифирменного планирования 14
2.2. Бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования 21
Заключение 25
Список литературы 27
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования 4
1.1. Роль и
значение внутрифирменного
1.2. Принципы и методы планирования 9
Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования 14
2.1. Основные
виды внутрифирменного
2.2. Бизнес-план
как основной инструмент
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 29
Введение
Актуальность
темы курсовой работы. На современном
этапе экономических
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития предприятия с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса.
Сущность внутрифирменного
планирования проявляется в конкретизации
целей развития всего предприятия,
каждого подразделения в
Планирование призвано обеспечить взаимодействие между отдельными структурными подразделениями предприятия, включая всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, организацию производства продукции, ремонтно-эксплуатационные работы. Внутрифирменное планирование опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной рыночной конъюнктуры.
Все это говорит
о необходимости проведения научных
исследований, связанных с разработкой
направлений и методов
Наиболее существенный вклад в развитие теории и практики внутрифирменного планирования внесли отечественные ученые М.М. Алексеева, И.Э. Берзинь, М.И. Булгаков, Д.Д. Вачугов, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, В.П. Грузинов, В.Д. Камаев, Г.Я. Киперман, A.M. Ковалевский, Н.Д. Кондратьев, Г.А. Краюхин, Н.П. Лебединский, Л.Е. Стариков, Э.А. Уткин и др., а также зарубежные специалисты Р. Акофф, И. Ансофф, К. Боумэн, П. Друкер, Б. Карлоф, У. Кинг, Ф. Котлер, М. Мескон, Т. Питере, М. Портер и др.
Объект исследования: исследование системы внутрифирменного планирования деятельности предприятий.
Предмет исследования:
организационно-экономические
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий.
В соответствии с поставленной целью исследования необходимо было решить следующие задачи:
- определить
роль и значение
- рассмотреть
принципы и методы
- охарактеризовать
основные виды
- исследовать
бизнес-план как основной
Теоретической
базой курсовой работы послужили
труды отечественных и
Структура курсовой работы. В соответствии с целью, задачами и логикой исследования работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка литературы.
Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования
1.1. Роль и
значение внутрифирменного
В рыночной экономике,
ориентирующей каждого
По мнению М. Бухалкова, сущность внутрифирменного планирования в условиях свободных рыночных отношений заключается в:
– научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;
– выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров;
– выполнении работ и оказании услуг с установлением таких показателей их производства;
- распределения
и потребления, которые при
полном использовании
Систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса (см.приложение1).
Внутрифирменное планирование - это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, определяющих (см. приложение 2):
- стратегию и тактику деятельности фирмы;
- прогноз развития внешнего окружения;
- цели функционирования;
- другие системообразующие факторы. [2, С.16.]
Если долгосрочное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.
Процесс планирования
направлен на оптимальное соотношение
между производством и
План включает в себя модель будущего, цели деятельности с указанием их приоритетности, систему средств, действий и мер, направленных на достижение поставленных целей и задач, а также требуемые для выполнения плана трудовые, материально-технические и финансовые ресурсы.
Планирование - это не только процесс составления, но и последующего контроля за ходом реализации плана. Планирование включает обработку информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.
Процесс внутрифирменного
планирования представляет собой комплекс
необходимых расчетов производственно-экономического
характера, направленных на установление
и реализацию долгосрочных и текущих
целей производственно-
Практическое значение системы внутрифирменного планирования состоит в том, что с ее помощью обеспечивается тесная связь всех направлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и заканчивая сбытом готовой продукции.
В процессе планирования, принимаются решения:
- о миссии и целях организации;
- о состоянии внешней среды и ее влиянии на будущее организации;
- о стратегии
и тактике достижения
- о бюджете организации;
- о выборе инвестиционных проектов;
-о целевых
рыночных сегментах и
- о стратегии ценообразования;
- о каналах
сбыта и распределения
- о разработке новых видов товаров и услуг;
- о способах проведения рекламных кампаний.
Планирование как вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:
- всегда представляет
собой предварительное
- должно быть
гибким и способным
- направлено
на достижение желаемого
- роль заключается
не в предсказании будущего
состояния объекта и не в
пассивном приспособлении к
Основными инструментами
процесса внутрифирменного планирования
могут считаться отдельные
Такими инструментами могут считаться:
? план сбыта
– устанавливается на
? план производства – рассчитывается по исходным данным плана сбыта;
? план создания производственных мощностей;
? план инвестиционной деятельности;
? план по персоналу;
? план материально-технического снабжения;
? план материальных запасов;
? финансовый план;
? план ликвидностей;
? план по рекламе;
? плановый баланс
– представляет собой данные
сравнения экономико-
? план результатов
– содержит расчетные данные,
отражающие различные виды
? план по экологии.
Процесс планирования в целом состоит из ряда этапов, следующих друг за другом. [7, С.647-650]
На первом этапе фирма проводит исследования своей внешней и внутренней среды, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для нее, проводит сбор и обработку информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
На втором этапе устанавливаются желаемые направления и ориентиры своей деятельности (видение, миссия, комплекс целей). Иногда этот этап предшествует анализу среды.
На третьем
этапе проводится стратегический анализ,
в процессе которого сравниваются цели
(желаемые показатели) и результаты
исследований факторов внешней и
внутренней среды (ограничивающих достижение
желаемых показателей), определяется допустимый
разрыв между ними. При помощи методов
стратегического анализа
На четвертом этапе производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
В процессе реализации пятого этапа подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.