Внутрифирменное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:05, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи дипломной работы. Целью данного исследования является разработка механизма внутрифирменного планирования предприятия хлебобулочных изделий. В соответствии с поставленной целью в дипломной работе предполагается решение следующих задач:
рассмотреть и уточнить понятия: планирование, внутрифирменное планирование, система внутрифирменного планирования,
выявить и обобщить элементы, принципы, методы внутрифирменного планирования и определить их взаимосвязи и взаимозависимости,
выявить особенности системы внутрифирменного планирования в предприятиях хлебобулочных изделий,
провести оценку организационного, правового и экономического состояния Хлебобулочного комбинанта ТОО «Astana Dos Company» (далее ТОО «Astana Dos Company»,
разработать механизм формирования системы внутрифирменного планирования, позволяющий скоординировать процесс внутрифирменного планирования на уровне структурных подразделений в ТОО «Astana Dos Company»;
выработать рекомендации по повышению гибкости внутрифирменного планирования.

Содержание

Введение 3
1Теоретические основы внутрифирменного планирования 6
1.1Роль и значение планирования в управлении предприятием 6
1.2Сущность и организация внутрифирменного планирования на предприятиях. 15
1.3Зарубежный опыт внутрифирменного планирования на предприятиях 22
1.4Пути совершенствования и развития внутрифирменного планирования 29
2Анализ внутрифирменного планирования в ТОО «Astana Dos Company» 33
2.1Общая характеристика предприятия ТОО «Astana Dos Company» 33
2.2Анализ показателей ТОО «Astana Dos Company» 42
2.3Факторный анализ финансовых показателей предприятия 51
3Совершенствование внутрифирменного планирования на предприятии 67
3.1Исследование и анализ рынка сбыта в ТОО «Astana Dos Company» 67
3.2Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий на ТОО «Astana Dos Company» 78
Заключение 85
Список использованной литературы 88

Работа содержит 1 файл

Совершенствование организации внутрифирменного планирования на предприятии (на материалах ТОО «Astana Dos Company»)..doc

— 1.11 Мб (Скачать)

Из структуры  управления видно, что в ней  отсутствуют  такой  отдел, как маркетинговый.  Основными структурными   подразделениями   и единицами данного предприятия  являются  главный  инженер,  старший инженер отдела кадров, заведующая производством, заместитель директора по коммерческим вопросам  -  в ведение которого  входит  так же наблюдение за оперативной работой отдела сбыта и реализации  продукции,  а так же бухгалтерия во главе с главным бухгалтером.

Главным отделом  по выпуску продукции является  лаборатория.  Лаборатория  укомплектована  специалистами  с  высшим  и   среднетехническим образованием. Переподготовка кадров проходит один  раз  в  4года  на  курсах повышения квалификации.

Директор предприятия  осуществляет текущее руководство  всей деятельностью предприятия, назначается  на должность и освобождается  от должности согласно заключённого контракта. В контракте также  указываются  права, обязанности  и ответственность директора перед трудовым коллективом, условия оплаты его труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности. Трудовые правоотношения с директором устанавливаются на срок действия контракта. До истечения этого срока директор может быть освобождён от занимаемой должности по основаниям, предусмотренным договором или законодательством.

В службу главного инженера входят главный энергетик, главный  механик, лаборатория и начальник  котельной. Главный энергетик обеспечивает бесперебойную работу, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, определяет потребность производства в топливно-энергетических ресурсах. Главный механик обеспечивает безаварийную и надежную работу всех видов оборудования.

В обязанности  главного бухгалтера  входит:

- обеспечение рациональной организации бухгалтерского учёта и отчётности на предприятии;

- организация учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- контроль правильного расходования денежных средств и материальных ценностей;

- контроль за соблюдением строжайшего режима экономии и хозяйственного расчёта.

Основные технико-экономические показатели являются обобщающими параметрами предприятия. Каждый показатель в отдельности обобщенно характеризует одно из направлений (сторон) его внутренней или внешней деятельности.

Для того чтобы выяснить общее состояние дел на предприятии, в его производственно-технической,  коммерческой, социальной, хозяйственно-финансовой сферах необходимо провести анализ основных технико-экономических показателей, который включает в себя анализ исходной информации, анализ производства и реализации (объёмов продаж продукции), анализ использования производственно-технической базы, анализ труда, его производительности и оплаты, анализ затрат и финансовых результатов, обобщённые данные анализа.

Основная цель анализа  технико-экономического показателей - это комплексная оценка всех направлений деятельности предприятия.

Информация для технико-экономического анализа должна быть заранее подготовлена, проверена и должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Все технико-экономические показатели были объединены в систему, должны соответствовать одному анализируемому периоду;
  2. Все стоимостные показатели должны иметь одинаковую размерность;
  3. Показатели «Товарной продукции», «Реализованной продукции», «Полной себестоимости товарной продукции», «Прибыли по балансу» должны быть исчислены в текущих ценах;
  4. Если показатель «Выпуска продукции в натуральном выражении» представлен в натуральных единицах измерения, то и показатель «Производственной мощности» должен иметь ту же размерность и тот же временной период;
  5. Продукция, выработанная предприятием за анализируемый период, исчисленная в тоннах и др. единицах, и представленная в показателе выпуска продукции в натуральном выражении, должна быть в том же объеме и ассортименте, но исчисленная в рублях в показателе «Товарной продукции»;
  6. Если в системе технико-экономических показателей численность представлена за год, то и показатель «Направлено на оплату труда» должен быть годовым;
  7. Показатель «Среднегодовая стоимость основных производственных фондов» должен учитывать периодически проводимые переоценки.

Анализ исходной информации предполагает прежде всего оценку ее представительности, поскольку состав  имеющихся данных, временные периоды, которые они охватывают, определяют возможные направления последующего анализа основных технико-экономических показателей предприятия.

 

Таблица 1

Основные экономические показатели ТОО «Astana Dos Company»

 

Показатели

Годы

2011 г. в % к

2009

2010

2011

2009 г.

2010 г.

1

Объем производства

- в натуральном выражении,  тыс. т

- в стоимостном выражении,  тыс. тенге

 

28,60

210874,40

 

30,70

225338,40

 

32,50

272025,10

 

107,34

106,85

 

105,86

120,72

2

Объем реализации

- в натуральном выражении,  тыс. т

- в стоимостном выражении, тыс. тенге

 

28,60

212442,20

 

30,70

224664,40

 

32,50

272351,90

 

107,34

105,75

 

105,86

121,23

3

Себестоимость продукции, тыс. тенге

171579,00

193791,02

244822,59

112,94

126,33

4

Доход от реализации, тыс.тенге

110354,00

111104,00 

120698,10 

100,67

108,63

5

Совокупный доход, тыс.тенге

102232,00

98882,00

108476,00

96,72

109,70

6

Рентабельность продаж, %

9,926

10,030

9,988

101,04

99,58

7

Рентабельность продукции, %

12,290

11,627

11,111

94,60

95,56

8

Затраты на 1 т продукции, тенге

0,81

0,86

0,90

106,17

104,65

9

Среднесписочная численность  ППП,

- в т.ч.рабочих, чел.

 

135

 

135

 

163

 

100,00

 

120,74

10

Фонд оплаты труда  ППП,

- в т.ч.рабочих , чел.

 

135

 

135

 

163

 

100,00

 

120,74

11

Среднемесячная заработная плата ППП,

- в т.ч. рабочих, тенге

 

 

32460,4

 

 

38500,6

 

 

45000,0

 

 

118,61

 

 

116,88

12

Выработка на одного рабочего, тыс. тенге

 

1573,6

 

1664,2

 

1670,9

 

105,75

 

100,40

13

Среднегодовая стоимость  ОПФ, тыс. тенге

 

69779,20

 

71191,40

 

86489,30

 

102,02

 

121,49

14

Фондоотдача, тенге

0,24

0,36

0,61

114,67

116,28

Примечание – составлено автором на основе источника [19]


 

Из данных таблицы  следует:

- За анализируемый  период объем производства в 2011 г. в натуральном выражении увеличился на 5,86%

- Показатель товарной  продукции за анализируемый период увеличился на 20,72%. Это связано с увеличением выпуска продукции в натуральном выражении и ростом цен на производимую продукцию.

- В анализируемый период  наблюдается увеличение показателей  реализованной продукции на 21,23%. Это указывает на повышение рыночной активности, а так же остатков нереализованной продукции на складе на начало 2011 года.

- Среднегодовая стоимость основных производственных фондов возросла на 21,49%.

- Численность промышленно-производственного персонала в анализируемый период изменилась и составляет  163 человека.

- Выработка продукции  на одного работающего в 2011-м  году составила: 272351,9/163=1670,9 (Выработка  = РП/Чппп, где РП – объем реализованной продукции, Чппп – численность работников промышленно-производственного персонала).

- Себестоимость товарной продукции увеличилась на 26,33%.

- Затраты на 1 тенге  товарной продукции составили  в 2009 году: 171579,0/210874,4=0,81 тыс. тенге З=С/ТП, где З – затраты на 1 тенге товарной продукции, С - себестоимость товарной продукции, ТП – товарная продукция); в 2010 году: 193791,02/225338,4=0,86 тыс. тенге (в 2011 году: 244822,59/272025,1 = 0,9 тыс. тенге, что составляет 104,65% от 2010 года.

- Прибыль от реализации  продукции в 2011 году составила: 272351,9 - 244822,59 = 27529,31 тыс. тенге. (П=РП – С, где П- прибыль от реализации продукции, РП – реализованная продукция, С – себестоимость продукции) и, таким образом, снизилась на 10,83 %

- Рентабельность продукции  в анализируемый период снизилась  на 4,69 пункта, составив в 2011 году: 27529,31/244822,59 * 100% = 11,24% (Р=П/С*100%, где Р – рентабельность продукции, П - прибыль от реализации продукции, С – себестоимость продукции)

-  Фондоотдачи.

К9 = (Выручка от реализации) / (Основные средства)

Фондоотдача показывает эффективность использования основных средств предприятия.

К909 = 9 150,0/21703 = 0,42

К910 = 11 104,0 / 30 717,0 = 0,36

К911 = 20 698,0 /  33 725,0 = 0,61

В 2011 году наблюдаем увеличение фондоотдачи собственного капитала ТОО «Astana Dos Company» с 0,36 до 0,61.

Анализ производства и реализации (объёмов продаж продукции) в качестве исходных опирается на три основных технико-экономических показателя: выпуск продукции в натуральном выражении, товарную продукцию, реализованную продукцию (объем ее продаж). Другие показатели, используемые в процессе анализа, являются производными от перечисленных выше: средняя цена выпущенной продукции, представленной в натуральном выражении; реализованная продукция (объем ее продаж) в процентах к товарной продукции.

На основе вышеизложенного  можно заключить, что выпуск продукции в натуральном выражении в 2011 году  увеличился на 5,9%. Это связано, прежде всего, с активной деятельностью предприятия по расширению рынков сбыта.

Объем реализованной  продукции увеличился на 21,2 %

Средняя цена 1 тонны выпущенной продукции определяется путем деления показателя товарной продукции на показатель выпуска продукции в натуральном выражении. Величина этого показателя в 2010 году 7,3 тыс. тенге (225338,4 тыс. тенге/ 30700 тонн), в 2011 году   - 8,3 (272025,1 тыс. тенге/ 32500 тонн), таким образом за отчетный период средняя цена 1 тонны выпущенной продукции увеличилась на 13,6%. Это связано с увеличением себестоимости на продукцию.

Реализованная продукция  в 2011 году составила 100,1%, от объема товарной продукции, что на 1,1 пунктов больше, чем в предыдущем, что свидетельствует об увеличении количества остатков нереализованной продукции на складе предприятия на начало года.

 

 

2.2 Анализ показателей ТОО «Astana Dos Company»

 

Бухгалтерский баланс служит индикатором для оценки финансового состояния предприятия. Итого баланса носит название валюты баланса и дает ориентировочную сумму средств, находящихся в распоряжении предприятия.

Для общей оценки финансового состояния  предприятия составляют уплотненный  баланс, в котором объединяют в группы однородные статьи. При этом сокращается число статей баланса, что повышает его наглядность и позволяет сравнивать  с балансами других предприятий. Уплотненный баланс можно выполнять различными способами. В таблице 2 (Приложение Л) представлен уплотненный баланс ТОО «Astana Dos Company».

Предварительную оценку финансового состояния предприятия  можно сделать на основе выявление  «больных» статей баланса. Об определенных недостатках в работе предприятия  свидетельствует наличие дебиторской и просроченной кредиторской задолженности, стоит отметить, что дебиторская задолженность увеличилась на 40,0 тыс.тенге, а кредиторская задолженность увеличилась на 21 203,0 тыс.тенге.; на конец 2011 года дебиторская задолженность меньше кредиторской задолженности на 21 163,0 тыс.тенге.

Валюта баланса в  абсолютном выражении увеличилась  на 14 746,0 тыс.тенге.

Рассчитаем коэффициент прироста валюты баланса и коэффициент  прироста выручки от реализации.

Коэффициент прироста валюты баланса  Кб определяется следующим образом:

                               Кб = (Бср1-Бср0)*100/Бср0                                  (1),

где Бср1, Бср0 - средняя  величина итога баланса за отчетный и предыдущий периоды.

Кб = (78030,0-63284,0)*100/63284,0 = 23,30

Коэффициент прироста выручки от реализации Кv рассчитываем по формуле:

                             Кv = (V1-V0)*100/V0                                                    (2),

где V1, V0 - выручка от реализации продукции за отчетный и предыдущие периоды.

Кv = (20 698,1-11 104,0)*100/11 104,0 = 86,40

 

Т.е. в ТОО «Astana Dos Company»  за 2011 год прирост валюты баланса составил 23,30 %, а выручка от реализации продукции увеличилась на 86,40 %.

Помимо изучения изменений  суммы баланса необходимо проанализировать характер изменения отдельных его  статей. Такой анализ проводится с  помощью горизонтального (временного) и вертикального (структурного) анализа.

Цель горизонтального  анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям.

Горизонтальный анализ баланса приведен в таблице 3 (Приложение М).

В ТОО «Astana Dos Company»  валюта баланса увеличилась на 23,30 % и составила на конец отчетного периода 78 030,0 тыс.тенге, внеоборотные активы увеличились на 114,1 % и составила на конец отчетного периода 35 395,0 тыс. тенге, оборотные активы увеличились на 132,2 % и составили на конец 2010 года 42 635,0 тыс. тенге, заметно увеличились запасы на 148,4% и составили на конец отчетного периода 31 731,0 тыс.тенге, дебиторская задолженность увеличилась на 100,5 %.Уставной капитал остался без изменения. Отрицательным моментом является большое повышение кредиторской задолженности на 4193,2 % .

В ТОО «Astana Dos Company»  большое значение для оценки финансового  состояния  имеет и вертикальный (структурный) анализ актива и пассива  баланса, который дает представление  финансового отчета в виде относительных  показателей.

Цель вертикального  анализа заключается в расчете  удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его  изменений. С помощью вертикального  анализа можно проводить межхозяйственные сравнения предприятий, а относительные  показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов. Вертикальный (структурный) анализ баланса представлен в таблице 4 (Приложение Н).

В таблице мы наблюдаем  увеличение запасов, что является положительным  моментом для предприятия, отрицательным  результатом деятельности является увеличение доли дебиторской задолженности. Также отрицательным результатом деятельности является увеличение доли кредиторской задолженности со 100 % до 116,6 %.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга, на их основе строится сравнительный аналитический баланс.

Информация о работе Внутрифирменное планирование