Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 11:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Гражданское право".
01. Договор купли-продажи: понятие, виды.
02. Содержание и исполнение договора купли-продажи.
03. Договор розничной купли-продажи: понятие, особенности правового регулирования.
04. Защита прав гражданина-потребителя по договору розничной купли-продажи.
05. Договор поставки: понятие, элементы. Исполнение договора поставки.
06. Поставка товаров для государственных нужд: понятие, элементы.
07. Договор контрактации: понятие, правовое регулирование, элементы.
08. Договор энергоснабжения: понятие, правовое регулирование, элементы.
09. Договор продажи недвижимости.
10. Договор продажи предприятий.
11. Договор мены: понятие, отличия от договора купли продажи.
12. Договор дарения: понятие, правовое регулирование, виды договора.
13. Общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением. Защита интересов получателя ренты.
14. Понятие договора постоянной ренты. Элементы договора.
15. Пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением: элементы и сравнительная характеристика.
16. Договор аренды: понятие, основные элементы.
17. Содержание и исполнение договора аренды.
18. Договор проката.
19. Договор аренды транспортного средства: понятие, виды, содержание.
20. Договор аренды зданий и сооружений.
21. Договор финансовой аренды (лизинг). Виды лизинга.
22. Договор безвозмездного пользования (ссуды): сфера применения договора ссуды и его отграничение от близких договоров.
23. Содержание и исполнение договора ссуды. Изменение, расторжение и прекращение договора ссуды.
24. Договор найма жилого помещения: общие положения, правовое регулирование.
25. Понятие и виды договора найма жилого помещения.
26. Договор подряда: понятие, значение, элементы.
27. Исполнение договора подряда.
28. Договор бытового подряда.
29. Договор строительного подряда.
30. Договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ.
31. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
32. Договор возмездного оказания услуг: общая характеристика.
33. Виды договоров возмездного оказания услуг.
34. Понятие транспортных обязательств. Виды транспортных договоров.
35. Договор перевозки груза.
36. Договор перевозки пассажира багажа.
37. Договор перевозки грузов различными видами транспорта (договор автомобильной перевозки грузов, договор железнодорожной перевозки грузов, договор воздушной перевозки грузов, договор морской перевозки грузов).
38. Ответственность за нарушение транспортных обязательств.
39. Договор транспортной экспедиции.
40. Договор займа: понятие, содержание и исполнение.
41. Вексель. Облигация.
42. Кредитный договор: понятие, содержание и исполнение. Товарный и коммерческий кредит.
43. Договор финансирования под уступку денежного требования.
44. Договор банковского вклада.
45. Договор банковского счёта.
46. Понятие и правовое регулирование наличных и безналичных расчётов.
47. Расчёты платёжными поручениями.
48. Расчёты по чекам. Расчёты по инкассо.
49. Расчёты по аккредетиву.
50. Общие положения о хранении.
51. Договор хранения вещей на товарном складе.
52. Специальные виды хранения.
6. В ст. 796 нет правил об ответственности перевозчика за ручную кладь, имеющуюся у пассажира. В этом вопросе надлежит руководствоваться нормами транспортных уставов, кодексов, правил перевозок. Воздушный перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей на общих основаниях, таких же, как за груз или багаж (ст. 118 ВК).
За
утрату и повреждение ручной клади
железные дороги, как правило, ответственности
не несут (п. 37 Правил оказания услуг
по перевозке пассажиров). КТМ, КВВТ
и УАТ правил по этому вопросу
не содержат. Однако, если несохранность
ручной клади связана с обстоятельствами,
происшедшими по вине перевозчика (например,
крушение поезда, судна), последний обязан
возместить пассажиру убытки в силу общих
норм гражданского законодательства.
Статья
797. Претензии и
иски по перевозкам
грузов
Комментарий
к статье 797
1.
Комментируемая статья
УЖТ (ст. 120) предусматривает обязательное предъявление претензий в связи с перевозками грузобагажа, а КТМ (ст. 403) - только при перевозке груза в каботаже.
В ст. 797 не предусмотрено обязательное предъявление к перевозчику претензий, вытекающих из перевозки пассажира и багажа. Предъявление претензии является правом (но не обязанностью) пассажира и реализуется по его усмотрению (см., например, ст. 121 УЖТ). Однако КВВТ (ст. 161), вопреки ст. 797 ГК, установил обязательное предъявление претензий в связи с перевозкой пассажира и багажа внутренним водным транспортом. Полагаем, что, исходя из п. 2 ст. 3 ГК, должна применяться норма ст. 797.
Претензия должна предъявляться не только в отношении основной суммы требования, но и о взыскании процентов, предусмотренных ст. 395 ГК, если заявитель считает, что перевозчик обязан их уплатить в связи с неоплатой основной суммы (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1).
2.
Порядок предъявления
При
перевозке груза морским, а также
груза и грузобагажа
3.
Комментируемая статья не
Закон не предусматривает право суда восстанавливать пропущенный клиентом претензионный срок. Однако перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного срока на ее предъявление, если признает уважительной причину пропуска (ст. 123 УЖТ, ст. 126 ВК).
В транспортных уставах и кодексах определен начальный момент, с которого исчисляется претензионный срок: он зависит от вида транспорта и основания предъявления претензии.
4.
В п. 2 комментируемой статьи
Перевозчик вправе не рассматривать претензию по существу и возвратить ее заявителю в случае нарушения им претензионного порядка. Однако заявитель вправе оспорить в суде правомерность такого отказа. Суд принимает иск заявителя и возникшие разногласия по этому вопросу разрешает в заседании (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1).
5. ВАС РФ, исходя из толкования текста ст. 797 ГК, различает нарушение порядка и нарушение срока предъявления претензии. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.11.98 N 18 указано, что предъявление грузоотправителем, грузополучателем претензии к перевозчику за пределами сроков, предусмотренных ст. 139 ТУЖД, при условии соблюдения установленного Уставом порядка предъявления претензий не является основанием для возвращения искового заявления. Это разъяснение применимо и к УЖТ, т.к. в его ст. 123 сохранены прежние сроки предъявления претензий.
Когда
претензия предъявляется
6. Новый УЖТ, в отличие от ТУЖД, не предусматривает возможность грузоотправителей, грузополучателей передавать свои права на предъявление претензий и исков к перевозчику иным юридическим и физическим лицам. Исходя из этого, уступка требования по претензиям и искам, вытекающим из перевозки, не соответствует ст. 388 ГК, поскольку она противоречит закону (УЖТ) (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2004 по делу N 3141/04 (Вестник ВАС РФ, 2005, N 4)). О праве страховщика на претензию см. п. 2 настоящего комментария.
Возможность передачи права на предъявление претензии не предусматривают КВВТ (ст. 162) и ВК (ст. 125). КТМ допускает возможность передачи такого права отправителя получателю и наоборот, а также этими лицами - экспедитору и страховщику (ст. 404 КТМ).
7. В связи с реформированием железнодорожного транспорта железные дороги утратили статус юридического лица и стали филиалами ОАО "Российские железные дороги". В соответствии со ст. 55 ГК филиал - железная дорога действует на основании утвержденного положения, а полномочия начальника железной дороги определяются генеральной доверенностью, выданной ОАО РЖД. В круг полномочий входят предъявление и рассмотрение претензий и исков. Частью 5 ст. 36 АПК предусмотрено, что иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, расположенного вне места нахождения этого лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала.
Исходя из этого, иски к ОАО РЖД, вытекающие из перевозки, следует предъявлять по месту нахождения филиала общества - железной дороги, и арбитражный суд рассматривает такие иски по существу. Если же иск, вытекающий из деятельности филиала ОАО РЖД, предъявлен в Арбитражный суд г. Москвы, а этот суд направит исковые материалы в арбитражный суд по месту нахождения филиала, то последний в соответствии с ч. 4 ст. 39 АПК должен рассмотреть иск по существу (письмо Председателя ВАС РФ от 02.04.2004 N С1-7/УП-389).
Полагаем, что в соответствии со ст. 17 Закона о защите прав потребителей пассажир вправе по своему выбору предъявить иск к перевозчику в суд общей юрисдикции по месту нахождения перевозчика или своего жительства либо пребывания или по месту заключения либо исполнения договора перевозки.
8. В исковом заявлении истец обязан указать сведения о соблюдении им претензионного порядка и приложить к нему документы, подтверждающие соблюдение истцом этого порядка (п. 8 ч. 2 ст. 125, п. 7 ст. 126 АПК). Если арбитражный суд при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству установит, что оно подано с нарушением этих требований, он выносит определение об оставлении заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК). В случае обнаружения нарушений претензионного порядка после принятия искового заявления к производству арбитражный суд оставляет его без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК).
9. Согласно п. 3 комментируемой статьи срок исковой давности по требованиям из перевозки грузов составляет один год. Возможность введения сокращенного срока по сравнению с общим сроком исковой давности предусмотрена ст. 197 ГК. Годичный срок давности должен применяться ко всем требованиям, вытекающим из перевозки грузов (несохранность, просрочка в доставке, расчеты по провозным платежам и т.п.), а также к требованиям перевозчика к грузовладельцам. Иски к перевозчику могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа в течение срока, установленного на ее рассмотрение (ст. 125 УЖТ, ст. 128 ВК, ст. 164 КВВТ, ст. 165 УАТ).
Определение начального момента исчисления срока давности комментируемая статья относит к транспортным уставам и кодексам. На железнодорожном, водном транспорте срок исковой давности исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 125 УЖТ, ст. 164 КВВТ, ст. 408 КТМ). На воздушном транспорте исчисление этого срока начинается на следующий день после получения ответа перевозчика об отказе или частичном удовлетворении претензии, а в случае неполучения ответа - через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки (п. 2 ст. 128 ВК).
10.
Требования, вытекающие из перевозки
пассажира и багажа, могут предъявляться
в течение трехгодичного
11.
На практике встречаются
Статья
798. Договоры об организации
перевозок
Комментарий
к статье 798
1.
Заключение договоров об
Этот
договор заключают
Исключением является ст. 36 УАТ, где по этому вопросу содержится ряд норм, дополняемых в правилах перевозок. Кроме автомобильного, этот договор получил широкое распространение на внутреннем водном транспорте, где он именуется навигационным, и в последнее время на железнодорожном транспорте при перевозке массовых грузов. Договоры определяют объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов, оплату работ и услуг, цены на которые не указаны в тарифных руководствах, а также иные условия организации перевозок, согласованные сторонами.
2.
Договор об организации