Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 11:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Гражданское право".
01. Договор купли-продажи: понятие, виды.
02. Содержание и исполнение договора купли-продажи.
03. Договор розничной купли-продажи: понятие, особенности правового регулирования.
04. Защита прав гражданина-потребителя по договору розничной купли-продажи.
05. Договор поставки: понятие, элементы. Исполнение договора поставки.
06. Поставка товаров для государственных нужд: понятие, элементы.
07. Договор контрактации: понятие, правовое регулирование, элементы.
08. Договор энергоснабжения: понятие, правовое регулирование, элементы.
09. Договор продажи недвижимости.
10. Договор продажи предприятий.
11. Договор мены: понятие, отличия от договора купли продажи.
12. Договор дарения: понятие, правовое регулирование, виды договора.
13. Общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением. Защита интересов получателя ренты.
14. Понятие договора постоянной ренты. Элементы договора.
15. Пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением: элементы и сравнительная характеристика.
16. Договор аренды: понятие, основные элементы.
17. Содержание и исполнение договора аренды.
18. Договор проката.
19. Договор аренды транспортного средства: понятие, виды, содержание.
20. Договор аренды зданий и сооружений.
21. Договор финансовой аренды (лизинг). Виды лизинга.
22. Договор безвозмездного пользования (ссуды): сфера применения договора ссуды и его отграничение от близких договоров.
23. Содержание и исполнение договора ссуды. Изменение, расторжение и прекращение договора ссуды.
24. Договор найма жилого помещения: общие положения, правовое регулирование.
25. Понятие и виды договора найма жилого помещения.
26. Договор подряда: понятие, значение, элементы.
27. Исполнение договора подряда.
28. Договор бытового подряда.
29. Договор строительного подряда.
30. Договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ.
31. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
32. Договор возмездного оказания услуг: общая характеристика.
33. Виды договоров возмездного оказания услуг.
34. Понятие транспортных обязательств. Виды транспортных договоров.
35. Договор перевозки груза.
36. Договор перевозки пассажира багажа.
37. Договор перевозки грузов различными видами транспорта (договор автомобильной перевозки грузов, договор железнодорожной перевозки грузов, договор воздушной перевозки грузов, договор морской перевозки грузов).
38. Ответственность за нарушение транспортных обязательств.
39. Договор транспортной экспедиции.
40. Договор займа: понятие, содержание и исполнение.
41. Вексель. Облигация.
42. Кредитный договор: понятие, содержание и исполнение. Товарный и коммерческий кредит.
43. Договор финансирования под уступку денежного требования.
44. Договор банковского вклада.
45. Договор банковского счёта.
46. Понятие и правовое регулирование наличных и безналичных расчётов.
47. Расчёты платёжными поручениями.
48. Расчёты по чекам. Расчёты по инкассо.
49. Расчёты по аккредетиву.
50. Общие положения о хранении.
51. Договор хранения вещей на товарном складе.
52. Специальные виды хранения.
39. Договор транспортной
экспедиции.
Статья 801. Договор транспортной экспедиции
1.
По договору транспортной
Договором
транспортной экспедиции могут быть
предусмотрены обязанности
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
3.
Условия выполнения договора
транспортной экспедиции
Статья 802. Форма договора транспортной экспедиции
1.
Договор транспортной
2.
Клиент должен выдать
Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.
Если
экспедитор докажет, что нарушение
обязательства вызвано
Статья 804. Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору
1.
Клиент обязан предоставить
2.
Экспедитор обязан сообщить
3.
В случае непредоставления
4.
Клиент несет ответственность за
убытки, причиненные экспедитору в связи
с нарушением обязанности по предоставлению
информации, указанной в пункте 1 настоящей
статьи.
Статья 805. Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом
Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
Возложение
исполнения обязательства на третье
лицо не освобождает экспедитора
от ответственности перед клиентом
за исполнение договора.
Статья 806. Односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции
Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.
При
одностороннем отказе от исполнения
договора сторона, заявившая об отказе,
возмещает другой стороне убытки, вызванные
расторжением договора.
1. Согласно ст. 801 ГК по договору транспортной экспедиции (в дальнейшем - договор экспедиции) одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В данном определении не раскрыто содержание услуг, оказываемых экспедитором по договору экспедиции. Это сделано в общей форме в ч. 2 и 3 п. 1 ст. 801 ГК.
В
Федеральном законе от 30 июня 2003 г. "О
транспортно-экспедиционной деятельности"
<*> (далее - Закон 2003 г.) не дано определения
договора экспедиции и указано лишь
на то, что Закон 2003 г. определяет порядок
оказания услуг по организации перевозок
грузов любыми видами транспорта и оформлению
перевозочных документов, документов
для таможенных целей и других документов,
необходимых для перевозок грузов (п. 1
ст. 1).
Договор экспедиции впервые получил законодательное закрепление в качестве самостоятельного лишь в ГК 1996 г. Более того, в п. 3 ст. 801 ГК предусматривалось принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности" предусматривает утверждение Правительством РФ правил транспортно-экспедиционной деятельности, в которых должны быть определены перечень экспедиторских документов и требования к качеству и порядку оказания экспедиционных услуг.
Закрепление норм, регулирующих отношения по транспортной экспедиции в самостоятельной главе ГК, принятие Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности", а также предусмотренные в этом Законе разработка и утверждение Правительством РФ правил транспортно-экспедиционной деятельности (п. 1 ст. 2) свидетельствуют о росте значения транспортно-экспедиционной деятельности в условиях рыночной экономики, расширении круга охватываемых этой деятельностью операций.
В п. 1 ст. 1 Закона 2003 г. предусмотрено, что условия договора экспедиции определяются также другими федеральными законами или иными нормативными актами РФ, принятыми в соответствии с ГК. К числу таких нормативных актов должен быть прежде всего отнесен УАТ, в который включен раздел VIII "Транспортно-экспедиционные операции и услуги, оказываемые предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования" (подробнее см. далее).
В
КТМ не содержится прямых правил о
договоре транспортной экспедиции, но
предусмотрены нормы, весьма близкие к
ним и отражающие специфику деятельности
морского транспорта - гл. XIII "Договор
морского агентирования" и гл. XIV "Договор
морского посредничества". Высший Арбитражный
Суд РФ на основе анализа услуг, оказываемых
по договору морского агентирования, заключил,
что услуги морского агента имеют большое
сходство с услугами экспедитора по договору
транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК)
Согласно ст. 50 УЖТ погрузка, хранение грузов и иные работы (услуги) могут быть выполнены на основании договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (о понятии и правовой природе этого договора см. гл. 40 ГК "Перевозка"). Стало быть, выполнение названных работ (услуг) охватывается этим договором, что не исключает заключение самостоятельного договора экспедиции.
2.
Отграничение экспедиционной
Отправка
груза может включать выполнение
таких вспомогательных
С другой стороны, договор перевозки груза не может быть прерван в момент самого прибытия груза в пункт назначения. Напротив, груз надлежит выгрузить в этом пункте, обеспечить его целостность и сохранность после выгрузки, а затем доставить на склад получателя, которому он и должен быть передан. Все это сопровождается оформлением соответствующих документов и выполнением иных требований.
Наряду с этими основными операциями (п. 1 ст. 801 ГК) договором экспедиции могут быть предусмотрены и дополнительные услуги - получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, а также выполнение иных операций и услуг (п. 1 ст. 801 ГК).
Все
операции, из которых складываются
отправление и получение груза,
не могут быть установлены в нормативном
порядке. В экономической литературе
правильно отмечается, что номенклатура
экспедиционных услуг насчитывает
более 70 наименований <*>. Поэтому условия
выполнения договора экспедиции, если
иное не установлено в нормативном порядке,
определяются соглашением сторон (п. 3
ст. 801 ГК). Однако все операции (услуги),
выполняемые по договору экспедиции, так
или иначе должны быть связаны с перевозкой
груза. Ради его отправки, самого перемещения
и завершения транспортного процесса
они и выполняются. В этом - производность
экспедиции от перевозки груза и принципиальное
отличие договора экспедиции от других
договоров, также опосредующих оказание
услуг.
В зависимости от стадии транспортного процесса все связанные с перевозкой груза услуги могут быть разделены на операции, составляющие:
а) подготовку к перевозке;
б) доставку груза к месту отправки;
в) погрузку;
г) оформление документов на отправку;
д) сопровождение груза в пути;
е) выгрузку груза и проверку его веса и состояния;
ж) доставку на склад получателя;
з) передачу груза получателю и оформление документов на такую передачу.
Договор экспедиции может охватывать как все эти стадии, так и лишь некоторые из них, а равно отдельные операции, относящиеся к той или иной стадии. С учетом этого договор экспедиции может предусматривать полное транспортно-экспедиционное обслуживание, предполагающее совершение всего комплекса перечисленных операций, т.е. доставку груза "от склада до склада". В отличие от этого частичное транспортно-экспедиционное обслуживание означает оказание услуг, относящихся только к одной из названных стадий или даже к отдельному ее элементу конкретной стадии.
Оказываемые по договору экспедиции услуги имеют юридический (например, отправка груза, его получение) или фактический характер (погрузочно-разгрузочные операции, затаривание и упаковка груза и т.п.).
При
оказании услуг экспедитор вправе выступать
или от своего имени, или от имени
клиента. Нельзя согласиться с мнением
Е.М. Ворожейкина о том, что экспедитор
всегда действует от имени клиента. Необходимо
четко разграничивать два ряда правовых
отношений, в которых в разном качестве
может участвовать одно и то же лицо (например,
профессиональная экспедиторская организация).
Такая организация вправе от собственного
имени отправлять или получать грузы,
принадлежащие другим лицам. Для этого
она вступает в договор перевозки груза
с перевозчиком и приобретает по отношению
к нему статус стороны договора перевозки
- отправителя или, если речь идет о получении
груза, - третьего лица, в пользу которого
заключен договор (см. гл. 40 ГК "Перевозка").
В этом случае такое лицо вправе отправлять
либо получать груз от своего имени. Не
выступая от имени клиента, оно сохраняет
статус экспедитора в отношениях с ним
в другом договоре - договоре экспедиции,
по условиям которого ему поручено отправлять
или получать груз от своего имени. Но
возможна и иная ситуация, когда экспедитор
не вступает в договор перевозки груза
и отправляет или получает груз от имени
клиента. При таком положении он выступает
только как субъект договора экспедиции.