Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 11:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Гражданское право".
01. Договор купли-продажи: понятие, виды.
02. Содержание и исполнение договора купли-продажи.
03. Договор розничной купли-продажи: понятие, особенности правового регулирования.
04. Защита прав гражданина-потребителя по договору розничной купли-продажи.
05. Договор поставки: понятие, элементы. Исполнение договора поставки.
06. Поставка товаров для государственных нужд: понятие, элементы.
07. Договор контрактации: понятие, правовое регулирование, элементы.
08. Договор энергоснабжения: понятие, правовое регулирование, элементы.
09. Договор продажи недвижимости.
10. Договор продажи предприятий.
11. Договор мены: понятие, отличия от договора купли продажи.
12. Договор дарения: понятие, правовое регулирование, виды договора.
13. Общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением. Защита интересов получателя ренты.
14. Понятие договора постоянной ренты. Элементы договора.
15. Пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением: элементы и сравнительная характеристика.
16. Договор аренды: понятие, основные элементы.
17. Содержание и исполнение договора аренды.
18. Договор проката.
19. Договор аренды транспортного средства: понятие, виды, содержание.
20. Договор аренды зданий и сооружений.
21. Договор финансовой аренды (лизинг). Виды лизинга.
22. Договор безвозмездного пользования (ссуды): сфера применения договора ссуды и его отграничение от близких договоров.
23. Содержание и исполнение договора ссуды. Изменение, расторжение и прекращение договора ссуды.
24. Договор найма жилого помещения: общие положения, правовое регулирование.
25. Понятие и виды договора найма жилого помещения.
26. Договор подряда: понятие, значение, элементы.
27. Исполнение договора подряда.
28. Договор бытового подряда.
29. Договор строительного подряда.
30. Договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ.
31. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
32. Договор возмездного оказания услуг: общая характеристика.
33. Виды договоров возмездного оказания услуг.
34. Понятие транспортных обязательств. Виды транспортных договоров.
35. Договор перевозки груза.
36. Договор перевозки пассажира багажа.
37. Договор перевозки грузов различными видами транспорта (договор автомобильной перевозки грузов, договор железнодорожной перевозки грузов, договор воздушной перевозки грузов, договор морской перевозки грузов).
38. Ответственность за нарушение транспортных обязательств.
39. Договор транспортной экспедиции.
40. Договор займа: понятие, содержание и исполнение.
41. Вексель. Облигация.
42. Кредитный договор: понятие, содержание и исполнение. Товарный и коммерческий кредит.
43. Договор финансирования под уступку денежного требования.
44. Договор банковского вклада.
45. Договор банковского счёта.
46. Понятие и правовое регулирование наличных и безналичных расчётов.
47. Расчёты платёжными поручениями.
48. Расчёты по чекам. Расчёты по инкассо.
49. Расчёты по аккредетиву.
50. Общие положения о хранении.
51. Договор хранения вещей на товарном складе.
52. Специальные виды хранения.
06. Поставка товаров
для государственных
нужд: понятие, элементы.
Статья 525. Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
1.
Поставка товаров для
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
2.
К отношениям по поставке
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
К
отношениям по поставке товаров для
государственных или
(в ред.
Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
Статья 526. Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
По
государственному или муниципальному
контракту на поставку товаров для
государственных или муниципальных нужд
(далее - государственный или муниципальный
контракт) поставщик (исполнитель) обязуется
передать товары государственному или
муниципальному заказчику либо по его
указанию иному лицу, а государственный
или муниципальный заказчик обязуется
обеспечить оплату поставленных товаров.
1.
Договор поставки товаров для
государственных нужд - разновидность
договора поставки. Согласно ст.
506 и 525 ГК по данному договору
поставщик (исполнитель), осуществляющий
предпринимательскую
Выделение рассматриваемого договора в отдельный вид договора купли-продажи объясняется исключительно необходимостью обеспечения экономических интересов и жизнедеятельности государства и общества в целях:
1)
создания и поддержания
2) обеспечения обороны и безопасности страны;
3)
осуществления экспортных
4)
выполнения федеральных
Для
реализации указанных целей, как
сказано в ст. 525 ГК, в части, не
урегулированной § 4 гл. 30 ГК, применяются
законы о поставке товаров для государственных
нужд. В настоящее время в их число входят:
Федеральные законы от 13 декабря 1994 г.
"О поставках продукции для федеральных
государственных нужд" <1>, от 2 декабря
1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд" <2>, от 27 декабря
1995 г. "О государственном оборонном
заказе" <3>, от 29 декабря 1994 г. "О
государственном материальном резерве"
<4>.
Договор поставки товаров для государственных нужд призван служить в качестве правового механизма для обеспечения государственных нужд в различных сферах экономики (производстве, строительстве, получении услуг и т.п.).
В ГК формируется особый тип гражданско-правового договора, называемого государственным контрактом, который необходимо закрепить наряду с публичным договором в разделе III "Общая часть обязательственного права" части первой ГК.
Правовые особенности договора поставки товаров для государственных нужд проявляются в его субъектном составе и в связи с этим в структуре договорных связей, основаниях и порядке заключения и исполнения договора, ответственности сторон за ненадлежащее исполнение и неисполнение договора. Расходы по поставке товаров для государственных нужд финансируются за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования РФ, а в случаях, указанных в названных выше законах, - и субъектов РФ. В общем виде можно сказать, что в законодательстве, посвященном договорам по поставке продукции для государственных нужд, предусматриваются повышенные требования к заключению и исполнению договоров. В частности, это выражается в увеличении числа императивных норм, регулирующих данные договорные отношения, прежде всего в вопросах ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение договоров.
2.
Субъектами договора о
ГК
и указанными выше федеральными законами
предусматриваются две
Первый
из них выполняет функцию
Согласно ст. 526 ГК по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд (далее - государственный контракт) поставщик-исполнитель обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик - обеспечить оплату поставленных товаров. Под указанием иному лицу понимается выдача государственным заказчиком поставщику отгрузочной разнарядки о поставке товаров указанному в ней получателю, не являющемуся стороной государственного контракта.
В
роли государственных заказчиков по
договору о поставках продукции
для федеральных
В
роли поставщика по государственному
контракту могут выступать
При этом заключение государственного контракта обязательно для поставщика (исполнителя) лишь при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Приведенное положение о возмещении убытков не распространяется на казенные предприятия.
Согласно
п. 1 ст. 529 ГК договор поставки товаров
для государственных нужд заключается
в случае, предусмотренном
3. Порядку заключения государственных контрактов и договора поставки товаров для государственных нужд закон придает важное организационное значение.
В
основе заключения государственного контракта
лежит заказ государственного заказчика
на поставку товаров для государственных
нужд, принимаемый поставщиком (исполнителем).
Если для государственного заказчика
данный заказ можно считать административным
актом, утверждаемым соответствующим
органом государственной власти, то для
поставщика он не является каким-либо
плановым актом, обязывающим его в подавляющем
большинстве случаев заключить государственный
контракт. Указанный заказ имеет обязательную
силу лишь для государственного заказчика,
разместившего заказ, принятый поставщиком
(исполнителем). При этом размещение государственных
заказов о поставках продукции для федеральных
нужд осуществляется государственными
заказчиками путем открытых и (или) закрытых
торгов, конкурсов, аукционов. Размещение
государственных заказов через систему
торгов, конкурсов и аукционов практикуется
и применительно к поставке товаров для
государственных нужд, предусмотренных
другими законами.
При определении порядка заключения государственных контрактов законодатель детально регламентирует переговорный процесс заключения договора, устанавливая сроки и способы рассмотрения проекта контракта каждой стороной договора (ст. 528 ГК). При этом центр тяжести переносится на применение принципа максимализации переговорного процесса, ведущего к необходимости заключения государственного контракта. Если же сторона, для которой заключение государственного контракта обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.
С той же тщательностью, что и при заключении государственного контракта, законодатель регулирует переговорный процесс по заключению договора поставки, применяя принципы максимализации к необходимости достижения соглашения между сторонами о заключении договора (ст. 529 ГК). Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.
4.
Исполнение государственного
Вопрос об оплате товаров возникает и применительно к договору поставки товаров для государственных нужд. Но в этом случае речь идет не только и не столько о том, кто должен оплатить товар, но и о том, по каким ценам он должен оплачиваться и, что не менее важно, каким актом или документом определяются цены на данные товары.
Согласно ст. 532 ГК товары по договорам поставки оплачиваются покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом. В указанной статье ГК предусматривается также важное положение, гарантирующее право продавцов на получение оплаты поставляемых товаров для государственных нужд. Государственный заказчик признается поручителем по обязательству покупателя в договоре поставки надлежащим образом оплачивать полученные им товары. Данное поручительство, вытекающее из закона, подчеркивает, что ключевым субъектом права в системе договоров по поставке товаров для государственных нужд (государственного контракта и договора поставки) является государственный заказчик. В его ведении находятся финансы, обеспечивающие поставку необходимых государству товаров, на него возлагаются функции по организации и осуществлению правовых связей между участниками отношений по реализации государственных интересов в рассматриваемой области экономики.