Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 11:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Гражданское право".
01. Договор купли-продажи: понятие, виды.
02. Содержание и исполнение договора купли-продажи.
03. Договор розничной купли-продажи: понятие, особенности правового регулирования.
04. Защита прав гражданина-потребителя по договору розничной купли-продажи.
05. Договор поставки: понятие, элементы. Исполнение договора поставки.
06. Поставка товаров для государственных нужд: понятие, элементы.
07. Договор контрактации: понятие, правовое регулирование, элементы.
08. Договор энергоснабжения: понятие, правовое регулирование, элементы.
09. Договор продажи недвижимости.
10. Договор продажи предприятий.
11. Договор мены: понятие, отличия от договора купли продажи.
12. Договор дарения: понятие, правовое регулирование, виды договора.
13. Общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением. Защита интересов получателя ренты.
14. Понятие договора постоянной ренты. Элементы договора.
15. Пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением: элементы и сравнительная характеристика.
16. Договор аренды: понятие, основные элементы.
17. Содержание и исполнение договора аренды.
18. Договор проката.
19. Договор аренды транспортного средства: понятие, виды, содержание.
20. Договор аренды зданий и сооружений.
21. Договор финансовой аренды (лизинг). Виды лизинга.
22. Договор безвозмездного пользования (ссуды): сфера применения договора ссуды и его отграничение от близких договоров.
23. Содержание и исполнение договора ссуды. Изменение, расторжение и прекращение договора ссуды.
24. Договор найма жилого помещения: общие положения, правовое регулирование.
25. Понятие и виды договора найма жилого помещения.
26. Договор подряда: понятие, значение, элементы.
27. Исполнение договора подряда.
28. Договор бытового подряда.
29. Договор строительного подряда.
30. Договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ.
31. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
32. Договор возмездного оказания услуг: общая характеристика.
33. Виды договоров возмездного оказания услуг.
34. Понятие транспортных обязательств. Виды транспортных договоров.
35. Договор перевозки груза.
36. Договор перевозки пассажира багажа.
37. Договор перевозки грузов различными видами транспорта (договор автомобильной перевозки грузов, договор железнодорожной перевозки грузов, договор воздушной перевозки грузов, договор морской перевозки грузов).
38. Ответственность за нарушение транспортных обязательств.
39. Договор транспортной экспедиции.
40. Договор займа: понятие, содержание и исполнение.
41. Вексель. Облигация.
42. Кредитный договор: понятие, содержание и исполнение. Товарный и коммерческий кредит.
43. Договор финансирования под уступку денежного требования.
44. Договор банковского вклада.
45. Договор банковского счёта.
46. Понятие и правовое регулирование наличных и безналичных расчётов.
47. Расчёты платёжными поручениями.
48. Расчёты по чекам. Расчёты по инкассо.
49. Расчёты по аккредетиву.
50. Общие положения о хранении.
51. Договор хранения вещей на товарном складе.
52. Специальные виды хранения.
Статья
785. Договор перевозки
груза
1.
По договору перевозки груза
перевозчик обязуется
2.
Заключение договора перевозки
груза подтверждается
1.
По договору перевозки груза
перевозчик обязуется
Поскольку
в приведенном определении
Если в большинстве случаев договор перевозки груза должен быть признан реальным, то возникает вопрос об основаниях возникновения обязанностей сторон, предшествующих в реальном договоре сдаче груза отправителем и его принятию перевозчиком (обязанность по предъявлению груза к перевозке, подаче транспортных средств под груз). При реальном характере договора перевозки груза такие обязанности возникают из принятой перевозчиком от отправителя заявки (заказа) или договора об организации перевозок (ст. 791 ГК). В консенсуальном договоре они предусмотрены в самом договоре перевозки.
Подача
заявки (оферта) и ее принятие (акцепт)
вызывают возникновение двустороннего
консенсуального гражданско-
Договор перевозки груза транспортом общего пользования признается публичным (ст. 426 ГК). Перевозка лишь тогда считается выполняемой транспортом общего пользования, когда осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и из закона, иных правовых актов или выданного этим лицам разрешения (лицензии) вытекает, что перевозка груза осуществляется при обращении любого гражданина или юридического лица. Перечень таких лиц подлежит опубликованию.
Договор перевозки груза должен быть заключен в письменной форме.
Как
правило, такой формой служат два
или даже три документа - транспортная
железнодорожная накладная и
выданная перевозчикам на ее основании
квитанция о приеме груза (ст. 25 УЖТ),
грузовая накладная (ст. 105 ВК), транспортная
накладная и оформляемые на ее основании
дорожная ведомость и квитанция о приеме
груза (п. 2 ст. 67 КВВТ), товарно-транспортная
накладная (ст. 47 УАТ). На морском транспорте
при линейных перевозках <*> также необходимо
составление двух документов - погрузочного
ордера, экспортно-импортного поручения
или письменного объявления (любой из
этих документов исходит от отправителя)
и коносамента, в котором отражена воля
другой стороны договора - перевозчика
(ст. 142 КТМ).
Нельзя
согласиться со встречающимися в транспортных
уставах и кодексах утверждениями, что
накладные и выданные на их основании
квитанции лишь подтверждают заключение
договора перевозки груза. Из этого неизбежно
следует ошибочный вывод, что само заключение
договора происходит ранее, вне всякой
формы. На самом же деле волеизъявление
отправителя, направленное на заключение
договора, содержится в накладной, погрузочном
ордере (экспортном поручении и т.п.). Выражение
воли сопровождается передачей груза
перевозчику. Соглашаясь с предложением
отправителя и принимая груз, перевозчик
выдает квитанцию о приеме груза или коносамент,
в которых получает выражение его воля.
Следовательно, при посредстве этих двух
документов, представляющих в совокупности
форму договора, и заключается договор
перевозки груза.
Договор фрахтования морского или речного либо воздушного судна для перевозки груза оформляется с помощью двустороннего документа - чартера. Чартер в большинстве случаев составляется с использованием одной из существующих проформ (стандартных форм) этого договора.
Несоблюдение
установленной законом
Договор
перевозки груза является двусторонне
обязывающим, так как каждая из сторон
имеет правомочия и несет обязанности.
Его стороны - отправитель груза и перевозчик.
Отправителем может быть любой субъект
гражданского оборота. В качестве перевозчика
может выступать коммерческая организация
или индивидуальный предприниматель.
(На железнодорожном транспорте с введением
в действие УЖТ перевозчиком может быть
любое юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель.)
3.
Согласно ст. 792 ГК перевозчик
обязан доставить груз в пункт
назначения в сроки,
В транспортных уставах и кодексах порядок установления сроков доставки груза определен по-разному. Так, согласно ст. 33 УЖТ "сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов".
На
морском транспорте перевозчик обязан
доставить груз в срок и маршрутом,
которые установлены
В соответствии со ст. 76 КВВТ в случаях внутренней водной перевозки сроки доставки груза и правила их исчисления определяются правилами перевозок грузов.
Сроки доставки груза воздушным транспортом определяются федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (ст. 109 ВК).
При автомобильных перевозках сроки доставки груза установлены только для перевозок груза в междугороднем сообщении. Они устанавливаются Правилами перевозки груза автомобильным транспортом (п. 69 УАТ).
За просрочку доставки груза перевозчик несет ответственность в виде штрафа (пени), размер которого зависит от длительности просрочки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате (минимальному размеру оплаты труда - ст. 120 ВК). Взыскание штрафа (пени) возможно при наличии вины перевозчика, но при этом его вина в допущенной просрочке предполагается.
4.
Договор перевозки груза
На железнодорожном транспорте тарифы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"). В КВВТ (п. 1 ст. 6) содержится указание на то, что порядок установления тарифов, а также правила их применения определяются Правительством РФ; в соответствии с п. 100 УАТ тарифы утверждаются Правительством РФ.
Применение обязательных тарифов обеспечивает распространение одинаковых цен на всех потребителей услуг транспорта общего пользования (ст. 790 ГК), что характерно для публичного договора (ст. 426 ГК).
Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
По
общему правилу причитающиеся
Перевозчику
в обеспечение исполнения обязанности
его контрагента по внесению провозной
платы и других платежей по перевозке
груза предоставлено право
Удержание груза перевозчиком представляет собой один из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 359 ГК). Требования перевозчика, удерживающего груз, удовлетворяются из стоимости груза в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом (ст. 360 ГК).
5.
Характеризуя ответственность
Основания этой ответственности установлены в транспортных уставах и кодексах (ст. 94 УЖТ, ст. 115 КВВТ, п. 127 УАТ) или в Положениях об ответственности за невыполнение плана перевозок. Исключение составляет лишь ВК, в котором нет правил о такой ответственности.
Ответственность перевозчика и отправителя за неподачу транспортных средств и непредъявление груза наступает независимо от реального причинения убытков, т.е. носит штрафной характер. Причиненные другой стороне убытки не подлежат возмещению, даже если превышают размер взысканного с неисправной стороны штрафа. Следовательно, по своей правовой природе такой штраф должен быть отнесен к законной исключительной неустойке.
Рассматриваемая ответственность представляет собой предусмотренное в нормативном порядке отступление от принципа вины. Меры ответственности могут быть применены и без вины обязанной стороны. Обстоятельства, обусловившие объективную невозможность исполнения соответствующей обязанности, освобождают от уплаты штрафа только в том случае, когда подпадают под установленные в законе, транспортных уставах и кодексах исчерпывающие ("замкнутые") перечни оснований освобождения от ответственности. Согласно ст. 794 ГК к таким основаниям относятся непреодолимая сила, иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения), военные действия, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.
Размер
подлежащего за неподачу транспортных
средств или непредъявление груза
штрафа исчисляется в процентах
к провозной плате за непринятое
количество груза или его непредъявленное
количество (ст. 115 КВВТ, п. 127 УАТ, Положение
об ответственности за невыполнение плана
перевозок, действующее на морском транспорте)
либо в определенной части минимального
размера оплаты труда за каждую тонну
груза или каждый контейнер (ст. 94 УЖТ).
Этот размер регулярно пересматривается
(Постановление Правительства РФ от 28
апреля 1995 г. N 433). С неисправного участника
экспортной перевозки взыскиваются установленные
штрафы.