Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 11:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Гражданское право".
01. Договор купли-продажи: понятие, виды.
02. Содержание и исполнение договора купли-продажи.
03. Договор розничной купли-продажи: понятие, особенности правового регулирования.
04. Защита прав гражданина-потребителя по договору розничной купли-продажи.
05. Договор поставки: понятие, элементы. Исполнение договора поставки.
06. Поставка товаров для государственных нужд: понятие, элементы.
07. Договор контрактации: понятие, правовое регулирование, элементы.
08. Договор энергоснабжения: понятие, правовое регулирование, элементы.
09. Договор продажи недвижимости.
10. Договор продажи предприятий.
11. Договор мены: понятие, отличия от договора купли продажи.
12. Договор дарения: понятие, правовое регулирование, виды договора.
13. Общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением. Защита интересов получателя ренты.
14. Понятие договора постоянной ренты. Элементы договора.
15. Пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением: элементы и сравнительная характеристика.
16. Договор аренды: понятие, основные элементы.
17. Содержание и исполнение договора аренды.
18. Договор проката.
19. Договор аренды транспортного средства: понятие, виды, содержание.
20. Договор аренды зданий и сооружений.
21. Договор финансовой аренды (лизинг). Виды лизинга.
22. Договор безвозмездного пользования (ссуды): сфера применения договора ссуды и его отграничение от близких договоров.
23. Содержание и исполнение договора ссуды. Изменение, расторжение и прекращение договора ссуды.
24. Договор найма жилого помещения: общие положения, правовое регулирование.
25. Понятие и виды договора найма жилого помещения.
26. Договор подряда: понятие, значение, элементы.
27. Исполнение договора подряда.
28. Договор бытового подряда.
29. Договор строительного подряда.
30. Договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ.
31. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
32. Договор возмездного оказания услуг: общая характеристика.
33. Виды договоров возмездного оказания услуг.
34. Понятие транспортных обязательств. Виды транспортных договоров.
35. Договор перевозки груза.
36. Договор перевозки пассажира багажа.
37. Договор перевозки грузов различными видами транспорта (договор автомобильной перевозки грузов, договор железнодорожной перевозки грузов, договор воздушной перевозки грузов, договор морской перевозки грузов).
38. Ответственность за нарушение транспортных обязательств.
39. Договор транспортной экспедиции.
40. Договор займа: понятие, содержание и исполнение.
41. Вексель. Облигация.
42. Кредитный договор: понятие, содержание и исполнение. Товарный и коммерческий кредит.
43. Договор финансирования под уступку денежного требования.
44. Договор банковского вклада.
45. Договор банковского счёта.
46. Понятие и правовое регулирование наличных и безналичных расчётов.
47. Расчёты платёжными поручениями.
48. Расчёты по чекам. Расчёты по инкассо.
49. Расчёты по аккредетиву.
50. Общие положения о хранении.
51. Договор хранения вещей на товарном складе.
52. Специальные виды хранения.
07.
Договор контрактации:
понятие, правовое
регулирование, элементы.
Статья 535. Договор контрактации
1.
По договору контрактации
2.
К отношениям по договору
1.
Под договором контрактации
Договор контрактации - самостоятельный вид общего договора купли-продажи, применяемый в сфере отношений, регулируемых нормами о поставке товаров. Как следствие этого, согласно п. 2 ст. 535 ГК, к отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами § 5 гл. 30 ГК, применяются правила о договоре поставки (ст. 506 - 524), а в соответствующих случаях - о поставке товаров для государственных нужд (ст. 525 - 534). Если же и указанных правил окажется недостаточно для регулирования отношений по контрактации сельскохозяйственной продукции, подлежат применению общие нормы о купле-продаже.
По критерию применения источников правового регулирования, относящихся к поставке, следует различать два подвида договора контрактации: общий договор и специальный договор, подпадающий под действие Федерального закона от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".
Специфические черты договора контрактации состоят в субъектном составе договора, его предмете, которого в момент заключения договора еще нет в наличии, рассредоточенности момента заключения и исполнения договора, зависимости исполнения договора от природных явлений, часто не зависящих от воли производителя (засуха, наводнение, подверженность продукции различного рода заболеваниям, ухудшающаяся экология природной среды и т.д.). Одним словом, сельскохозяйственное производство продукции в отличие от промышленного производства до сих пор в немалой степени остается подверженным воздействию сил, полностью не подконтрольных воле как отдельных производителей, так и общества в целом. Учитывая особенности договора контрактации, законодатель исходит из необходимости первоочередной защиты прав и интересов производителя в данном договоре.
Отсутствие названных особенностей, характеризующих договор контрактации с учетом специфики объекта, является основанием для заключения иного вида договора. Так, на собранный урожай или выращенный производителем скот следует при их продаже заключать договор купли-продажи, но не договор контрактации.
Договор контрактации является консенсуальным, возмездным и двусторонним.
2.
Сторонами договора
В качестве заготовителя в договоре контрактации выступают физические и юридические лица, закупающие сельскохозяйственную продукцию с целью переработки или продажи, т.е. лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Это - коммерческие организации независимо от форм их собственности и индивидуальные предприниматели, занимающиеся профессионально переработкой сельскохозяйственной продукции (молокоперерабатывающие фирмы, изготовители шерстяных изделий и т.д.) или ее продажей на оптовом и розничном торговых рынках.
При заготовке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд заготовителями в качестве государственных заказчиков, как говорилось в § 4 настоящей главы, могут быть также исполнительные органы федеральной власти РФ и субъектов Федерации и некоммерческие организации.
В целом же договор контрактации с участием негосударственных субъектов носит предпринимательский характер, а в случаях участия в нем органов государственной власти РФ и субъектов РФ и граждан-непредпринимателей приобретает общегражданскую правовую природу.
3. Предмет договора контрактации - сельскохозяйственная продукция: продукция растениеводства, животноводства, других отраслей сельскохозяйственного производства, не подвергшаяся переработке. Данная продукция может быть использована заготовителем в качестве сырья, продовольствия, отдельных компонентов при изготовлении промышленных товаров, в медицине, а также в торговле и иных сферах жизнедеятельности общества, в том числе при создании государственных резервов.
Предметом договора контрактации служат вещи, определяемые родовыми признаками. Разумеется, они индивидуализируются партиями (иными способами) при передаче их производителем заготовителю.
4.
Содержание договора
Основные
обязанности производителя - передача
заготовителю выращенной (произведенной)
сельскохозяйственной продукции в количестве
и ассортименте, предусмотренных договором
контрактации, и переход к заготовителю
права собственности на передаваемую
продукцию. Если о передаче продукции
говорится в ст. 537 ГК, то о переходе к заготовителю
права собственности на продукцию в законе
не упоминается, хотя молчаливо предполагается.
Условия договора о качестве продукции,
согласно Закону "О закупках и поставках
сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия для государственных
нужд", должны соответствовать государственным
стандартам, техническим условиям, медико-биологическим
и санитарным нормам, особым условиям,
устанавливаемым договорами.
Условия
о количестве и ассортименте сельскохозяйственной
продукции имеют особо важное
значение для договора контрактации.
Объясняется это известной
При переходе права собственности от производителя к заготовителю на передаваемую сельскохозяйственную продукцию следует руководствоваться ст. 223 ГК, согласно которой право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Основные обязанности заготовителя сводятся к принятию сельскохозяйственной продукции и ее оплате.
Согласно п. 1 ст. 536 ГК презюмируется, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения с обеспечением вывоза, если иное не предусмотрено договором контрактации.
Возможен и иной вариант, когда сельскохозяйственная продукция принимается в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте. Предполагается, что доставка сельскохозяйственной продукции в данное место обеспечивается производителем. В этом случае заготовитель не вправе отказаться от доставленной производителем продукции при ее соответствии условиям договора контрактации и передаче заготовителю в обусловленный договором срок (п. 2 ст. 536 ГК).
Заготовитель обязан не только принять от производителя сельскохозяйственную продукцию, подлежащую переработке, но и возвратить отходы от переработки с оплатой по цене, определенной договором контрактации.
К сожалению, в § 5 гл. 30, посвященной договору контрактации, не упоминается об обязанности заготовителя оплатить полученную им сельскохозяйственную продукцию. Поэтому применительно к общему договору контрактации следует руководствоваться диспозитивной нормой ст. 516 ГК о расчетах за поставленные товары по договору поставки и ст. 458 и 486 ГК о договоре купли-продажи.
Рассматриваемая
обязанность заготовителя в совокупности
с определением цен на заготавливаемую
по линии государства
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Правительство РФ ежегодно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей (поставщиков) и потребителей (покупателей), устанавливает на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение товаропроизводителем (поставщиком) дохода, достаточного для расширенного воспроизводства.
Договор контрактации считается действующим по тем договорным ценам, которые на момент его заключения были определены по соглашению сторон, и не может быть расторгнут в последующем одной из сторон на основании несогласия с установленной ценой. Определенные в договоре на момент расчета цены на закупаемую и поставляемую сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд индексируются с учетом инфляции. При этом Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50% стоимости объема поставок, определенных договором, в том числе 25% после заключения договора и 25% после завершения сева, а по продукции животноводства - выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства.
Расчеты юридических лиц (заготовителей с производителями), находящихся на территории РФ, производятся посредством инкассовой формы, если иной порядок не предусмотрен в договорах контрактации.
5.
Ответственность за
Основание
и размер неустойки (пени, штрафов) в
общем договоре контрактации устанавливаются
соглашением сторон, в договоре контрактации
для государственных нужд - Законом
"О закупках и поставках