Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 11:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Гражданское право".
01. Договор купли-продажи: понятие, виды.
02. Содержание и исполнение договора купли-продажи.
03. Договор розничной купли-продажи: понятие, особенности правового регулирования.
04. Защита прав гражданина-потребителя по договору розничной купли-продажи.
05. Договор поставки: понятие, элементы. Исполнение договора поставки.
06. Поставка товаров для государственных нужд: понятие, элементы.
07. Договор контрактации: понятие, правовое регулирование, элементы.
08. Договор энергоснабжения: понятие, правовое регулирование, элементы.
09. Договор продажи недвижимости.
10. Договор продажи предприятий.
11. Договор мены: понятие, отличия от договора купли продажи.
12. Договор дарения: понятие, правовое регулирование, виды договора.
13. Общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением. Защита интересов получателя ренты.
14. Понятие договора постоянной ренты. Элементы договора.
15. Пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением: элементы и сравнительная характеристика.
16. Договор аренды: понятие, основные элементы.
17. Содержание и исполнение договора аренды.
18. Договор проката.
19. Договор аренды транспортного средства: понятие, виды, содержание.
20. Договор аренды зданий и сооружений.
21. Договор финансовой аренды (лизинг). Виды лизинга.
22. Договор безвозмездного пользования (ссуды): сфера применения договора ссуды и его отграничение от близких договоров.
23. Содержание и исполнение договора ссуды. Изменение, расторжение и прекращение договора ссуды.
24. Договор найма жилого помещения: общие положения, правовое регулирование.
25. Понятие и виды договора найма жилого помещения.
26. Договор подряда: понятие, значение, элементы.
27. Исполнение договора подряда.
28. Договор бытового подряда.
29. Договор строительного подряда.
30. Договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ.
31. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
32. Договор возмездного оказания услуг: общая характеристика.
33. Виды договоров возмездного оказания услуг.
34. Понятие транспортных обязательств. Виды транспортных договоров.
35. Договор перевозки груза.
36. Договор перевозки пассажира багажа.
37. Договор перевозки грузов различными видами транспорта (договор автомобильной перевозки грузов, договор железнодорожной перевозки грузов, договор воздушной перевозки грузов, договор морской перевозки грузов).
38. Ответственность за нарушение транспортных обязательств.
39. Договор транспортной экспедиции.
40. Договор займа: понятие, содержание и исполнение.
41. Вексель. Облигация.
42. Кредитный договор: понятие, содержание и исполнение. Товарный и коммерческий кредит.
43. Договор финансирования под уступку денежного требования.
44. Договор банковского вклада.
45. Договор банковского счёта.
46. Понятие и правовое регулирование наличных и безналичных расчётов.
47. Расчёты платёжными поручениями.
48. Расчёты по чекам. Расчёты по инкассо.
49. Расчёты по аккредетиву.
50. Общие положения о хранении.
51. Договор хранения вещей на товарном складе.
52. Специальные виды хранения.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 115-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Е.З. на нарушение ее конституционных прав п. 2 ст. 779 и п. 2 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации" <*> в силу публичности заключенного договора не допускается односторонний отказ медицинского учреждения от исполнения своих обязательств при наличии у него возможности предоставить медицинские услуги.
Несмотря на договорный
При несоблюдении срока исполнения медицинской услуги пациент вправе требовать по своему выбору: назначить новый срок оказания услуги; уменьшить стоимость предоставленной услуги; исполнить услугу другим специалистом; расторгнуть договор и возместить убытки.
Выбор одной из мер не освобождает медицинскую организацию от выплаты неустойки за просрочку в размере, предусмотренном договором или Законом "О защите прав потребителей". Указанная неустойка по соглашению сторон может быть выплачена (учтена) за счет уменьшения стоимости медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты или возврата части ранее внесенного аванса.
Оказание некачественной медицинской помощи иногда связывают с проблемой врачебной ошибки. Термин "врачебная ошибка" используется в медицинской практике, однако закрепление его в законодательстве не требуется, поскольку вопрос об ответственности должен решаться исходя из наличия (отсутствия) вины медицинской организации, а не скрываться под неким не имеющим легального содержания термином. С учетом объективных причин к врачебным ошибкам, не влекущим юридическую ответственность, следует относить невиновные действия лечебных учреждений (их сотрудников), не нарушающие правила, установленные нормативными правовыми актами, но повлекшие повреждения здоровья или смерть (например, вследствие атипичного развития болезни, аномальных анатомических особенностей пациента, неожиданной аллергической реакции организма, недостаточной обеспеченности медицинских учреждений специалистами, оборудованием, препаратами и т.п.), которые не могли предвидеть медицинские работники.
В
сфере образования услуги нашли
закрепление в договоре о предоставлении
дошкольного воспитания и образования
между дошкольным образовательным
учреждением и родителями; договоре о
предоставлении начального (основного,
среднего общего) образования между школой
(гимназией) и родителями; договоре о подготовке
специалиста со средним специальным образованием
между техникумом (ПТУ) и родителями (или
воспитанником); договоре о подготовке
специалиста с высшим профессиональным
образованием между вузом и студентом;
договоре об организации целевого приема
студентов между вузом и государственным
(муниципальным) органом или юридическим
лицом; договоре о предоставлении послевузовского
профессионального образования между
вузом (научной организацией) и слушателем;
договоре на получение дополнительного
образования между вузом (центром) и слушателем.
Договор
об оказании туристских
услуг
По договору об оказании туристских услуг туроператор (турагент) обязуется организовать и обеспечить комплекс туристских услуг, а турист вправе пользоваться свободой передвижения, требовать предоставления экскурсионного обслуживания, размещения, перевозки, питания и проч. и обязан соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания и выезда, установленные иные ограничительные меры, а также оплатить предоставленные услуги.
Отношения в этой области регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <*>, а также актами субъектов Российской Федерации, например, Законом Челябинской области от 10 мая 2000 г. "О туризме", Законом Читинской области от 15 сентября 1999 г. "Об организации туристской деятельности в Читинской области".
Сторонами договора выступают туроператор (или турагент) и турист.
Туроператор - лицо, осуществляющее формирование, продвижение и реализацию туристического продукта. Турагент осуществляет только продвижение и реализацию туристического продукта, как правило, сформированного туроператором. Деятельность туроператора и турагента подлежит лицензированию.
Туристом считается гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев или осуществляющий не менее одной ночевки.
К документам, оформляющим заключение договора на оказание туристских услуг, относятся туристская путевка, туристический ваучер, текст договора как отдельного документа, программа путешествия, квитанция к приходному кассовому ордеру или чек, памятка туриста.
Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" относит к содержанию договора одиннадцать существенных условий (ч. 2 ст. 10).
Предметом рассматриваемого договора называется тур, т.е. комплекс услуг по организации экскурсий, досуга, перевода иностранной речи, перевозке, размещению, питанию, охране, лечению туристов и другие услуги в зависимости от цели путешествия. В договоре конкретизируются программа пребывания, маршрут путешествия, порядок встреч и проводов и сопровождения туристов.
Условие о сроке действия договора раскрывается путем указания начала, окончания и продолжительности путешествия. Как частные предусматриваются сроки оказания отдельных услуг (экскурсий, трансфера и проч.).
Цена туристского продукта указывается в туристической путевке. Порядок оплаты определяется соглашением сторон.
Турист имеет право на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и нахождения там, обычаях местного населения, объектах туристического показа, состоянии окружающей среды.
Турист вправе пользоваться свободой передвижения, свободой доступа к туристическим ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер.
Турист вправе требовать предоставления всего комплекса туристских услуг для удовлетворения духовных потребностей, восстановления и развития физических сил.
В то же время турист обязан соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, в том числе правила въезда в страну (место) временного пребывания и правила выезда.
Турист обязан бережно относиться к памятникам природы, истории, культуры в стране (месте) временного пребывания.
Турист должен соблюдать правила личной безопасности. В частности, если предполагается совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой турист может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, он обязан пройти профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.
Турист
обязан оплатить туристические услуги.
Отдельные категории граждан пользуются
льготами, касающимися порядка оплаты.
Так, за счет средств МВД России из федерального
бюджета, бюджетов субъектов Федерации
и других установленных законом источников
финансирования оплачивается часть стоимости
путевки, эквивалентная средней сумме
бюджетных расходов на содержание одного
отдыхающего в домах отдыха МВД России.
Разница между полной стоимостью путевки
и суммой, оплачиваемой за счет соответствующих
средств МВД России, оплачивается лицами,
изъявившими желание приобрести путевку
для оздоровительного туристского отдыха
(п. 3 Приказа МВД России от 25 июля 2002 г.
N 701 "Об организации в системе МВД России
оздоровительного туристского отдыха").
Основная обязанность туроператора (турагента) - организовать и предоставить обусловленный в договоре комплекс туристских услуг в установленные сроки.
Каждая из сторон вправе требовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств закон относит исчерпывающий перечень: ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения; недобор указанного в договоре минимального числа туристов в группе; непредвиденный рост транспортных тарифов; введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов; резкое изменение курса национальных валют.
Существуют
некоторые особенности
Установлен обязательный претензионный порядок по одной из категорий дел. Претензии к качеству оказываемых услуг предъявляются туристом туроператору (турагенту) в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.
Предусмотрена ограниченная ответственность туроператора (турагента). Сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта (ч. 8 ст. 10 Закона).
В
сфере связи предоставление услуг
закреплено в договоре о присоединении
сетей электросвязи между операторами
связи; договоре об оказании услуг почтовой
и телеграфной связи между оператором
почтовой связи и клиентом (отправителем);
договоре об оказании услуг телефонной
связи между оператором связи и клиентом
(абонентом); договоре о передаче данных
и предоставлении доступа к Интернету
между оператором (пунктом коллективного
доступа, провайдером) и клиентом.
Договор
об оказании услуг
телефонной связи
По договору об оказании услуг телефонной связи оператор связи обязуется предоставить доступ к телефонной сети и телефонное соединение, а пользователь (абонент, клиент) - оплатить оказываемые услуги.
Основными
нормативными актами, регламентирующими
рассматриваемые отношения, являются
Федеральный закон от 7 июля 2003 г.
"О связи", Правила оказания услуг
телефонной связи (утверждены Постановлением
Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N
1235).
Стороны договора об оказании услуг телефонной связи - оператор связи и пользователь. Оператор связи - организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на предоставление услуг телефонной связи.
Под пользователем связи понимается физическое или юридическое лицо, являющееся потребителем услуг связи. Правила оказания услуг телефонной связи выделяют абонента и клиента. Абонент - гражданин, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи с выделением абонентского номера. Абонент должен быть зарегистрирован по месту жительства или являться собственником жилого помещения. В коммунальной квартире при установке абонентского устройства коллективного пользования стороной договора выступает гражданин, подавший заявление на основании письменного соглашения проживающих в квартире (по одному от каждой семьи). Клиентом называется гражданин, с которым оператор связи заключил договор об оказании услуг на переговорном пункте, в пунктах коллективного пользования и посредством таксофонов.
Для заключения договора об оказании услуг телефонной связи гражданин подает письменное заявление по установленной форме любому оператору связи на данной территории. Заявление регистрируется оператором связи, и в течение месяца оператор письменно сообщает о решении. Договор заключается в порядке очередности подачи заявлений при наличии технической возможности по зоне действия телефонной станции (в необходимых случаях - с учетом зон действия систем радиодоступа). Технические возможности усматриваются в наличии свободных номеров на телефонной станции, абонентских линий и емкости систем радиодоступа с учетом технологических норм, установленных федеральным органом исполнительной власти.
Договор об оказании услуг телефонной связи на переговорном пункте оформляется путем заполнения телефонистом бланка заказа со слов клиента и выдачи клиенту квитанции.
Договор об оказании услуг телефонной связи с использованием таксофонов считается заключенным с момента совершения клиентом определенных действий (приобретение жетона или пластиковой карты, набор телефонного номера, использование платежного средства для оплаты услуг).
Содержание договора об оказании услуг телефонной связи включает ряд условий.
Предмет договора составляют основные и дополнительные услуги. К основным услугам относятся предоставление доступа к телефонной сети и телефонного соединения автоматическим способом или с помощью телефониста. Дополнительные услуги включают: переустановку телефонного аппарата, замену номера по просьбе абонента, установку дополнительных розеток, определение номера вызывающего абонента при наличии у вызываемого абонента телефонного аппарата с функциями автоматического определения номера, справочно-информационные услуги, исключение абонентского номера из базы данных справочной службы по просьбе абонента, переоформление договора и др.
Тарифы на основные услуги устанавливаются оператором связи и регулируются в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Тарифы на дополнительные услуги устанавливаются операторами связи в соответствии с затратами по их оказанию.
Соединения местной телефонной связи оплачиваются с применением абонентской или повременной систем оплаты. Соединения междугородной, международной телефонной сети и соединения, предоставленные с использованием таксофонов, оплачиваются в зависимости от продолжительности телефонного соединения.