Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 11:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Гражданское право".
01. Договор купли-продажи: понятие, виды.
02. Содержание и исполнение договора купли-продажи.
03. Договор розничной купли-продажи: понятие, особенности правового регулирования.
04. Защита прав гражданина-потребителя по договору розничной купли-продажи.
05. Договор поставки: понятие, элементы. Исполнение договора поставки.
06. Поставка товаров для государственных нужд: понятие, элементы.
07. Договор контрактации: понятие, правовое регулирование, элементы.
08. Договор энергоснабжения: понятие, правовое регулирование, элементы.
09. Договор продажи недвижимости.
10. Договор продажи предприятий.
11. Договор мены: понятие, отличия от договора купли продажи.
12. Договор дарения: понятие, правовое регулирование, виды договора.
13. Общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением. Защита интересов получателя ренты.
14. Понятие договора постоянной ренты. Элементы договора.
15. Пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением: элементы и сравнительная характеристика.
16. Договор аренды: понятие, основные элементы.
17. Содержание и исполнение договора аренды.
18. Договор проката.
19. Договор аренды транспортного средства: понятие, виды, содержание.
20. Договор аренды зданий и сооружений.
21. Договор финансовой аренды (лизинг). Виды лизинга.
22. Договор безвозмездного пользования (ссуды): сфера применения договора ссуды и его отграничение от близких договоров.
23. Содержание и исполнение договора ссуды. Изменение, расторжение и прекращение договора ссуды.
24. Договор найма жилого помещения: общие положения, правовое регулирование.
25. Понятие и виды договора найма жилого помещения.
26. Договор подряда: понятие, значение, элементы.
27. Исполнение договора подряда.
28. Договор бытового подряда.
29. Договор строительного подряда.
30. Договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ.
31. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
32. Договор возмездного оказания услуг: общая характеристика.
33. Виды договоров возмездного оказания услуг.
34. Понятие транспортных обязательств. Виды транспортных договоров.
35. Договор перевозки груза.
36. Договор перевозки пассажира багажа.
37. Договор перевозки грузов различными видами транспорта (договор автомобильной перевозки грузов, договор железнодорожной перевозки грузов, договор воздушной перевозки грузов, договор морской перевозки грузов).
38. Ответственность за нарушение транспортных обязательств.
39. Договор транспортной экспедиции.
40. Договор займа: понятие, содержание и исполнение.
41. Вексель. Облигация.
42. Кредитный договор: понятие, содержание и исполнение. Товарный и коммерческий кредит.
43. Договор финансирования под уступку денежного требования.
44. Договор банковского вклада.
45. Договор банковского счёта.
46. Понятие и правовое регулирование наличных и безналичных расчётов.
47. Расчёты платёжными поручениями.
48. Расчёты по чекам. Расчёты по инкассо.
49. Расчёты по аккредетиву.
50. Общие положения о хранении.
51. Договор хранения вещей на товарном складе.
52. Специальные виды хранения.
Физические
и юридические лица, участвующие
в отношениях, связанных с дарением,
должны отвечать общим требованиям,
предъявляемым к субъектам
Особенность
договора дарения применительно
к его субъектному составу
состоит в том, что в отношении
некоторых субъектов
Во-первых,
запрещение дарения (в качестве дарителей)
установлено в отношении
Закон не предусматривает запрещения дарения в отношении малолетних и недееспособных граждан (в том числе через их законных представителей) в качестве одаряемых. Если одаряемыми в данном случае выступают малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, то такие договоры дарения относятся к числу сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, которые, если они не требуют нотариального удостоверения или государственной регистрации, могут совершаться указанными лицами самостоятельно (п. 2 ст. 28 ГК).
В
юридической литературе высказаны
критические замечания в адрес
положений ГК, допускающих в определенных
случаях совершение договоров дарения
с участием малолетних и недееспособных
граждан. Смысл этих замечаний сводится
к необходимости установления полного
запрета на совершение таких договоров
без всяких изъятий. Например, М.Г. Масевич
указывает: "Большие сомнения вызывает
правомерность и целесообразность разрешения
"обычных подарков" от имени граждан,
признанных недееспособными, их законными
представителями. Нужно полагать, что
ст. 575 имеет в виду подарки за счет имущества
недееспособных лиц. Однако в соответствии
с п. 2 ст. 37 ГК имущество подопечного его
опекун или попечитель может расходовать
только с разрешения органа опеки и попечительства,
а согласно п. 3 ст. 60 Семейного кодекса
на родителей распространяются ограничения
в отношении распоряжения имуществом
подопечного и никаких исключений для
"обычных подарков" эти нормы не содержат"
<*>. На это мы можем сказать, что в данном
случае речь идет о гражданско - правовых
отношениях, поэтому правила, содержащиеся
в ГК, которые допускают совершение "обычных
подарков", являются нормами прямого
действия и не нуждаются в дополнительных
законодательных "подпорках". Кроме
того, при разработке указанных норм ГК
ставилась задача урегулировать отношения,
складывающиеся в реальной жизни. Имелись
в виду, в том числе и ситуации, когда школьник,
собираясь на день рождения одноклассницы,
просит своих родителей дать ему денег
на подарок либо приобрести последний
для него. Исходя из приведенных ранее
представлений, мы придем к выводу, что
родители должны отказать сыну в его просьбе.
Будет ли это соответствовать нормальным
представлениям о взаимоотношениях родителей
и их детей?
И.В.
Елисеев, напротив, соглашаясь с тем,
что законные представители малолетних
граждан могут от их имени совершать
дарения (в пределах "обычных подарков"),
категорически возражает против возможности
для малолетних получать подарки. Он пишет:
"А вот в отношении малолетних право
самостоятельно получать подарки выглядит,
действительно, неразумным. Безвозмездность
и выгодность дарения еще не означают
отсутствия расходов и обременений, связанных
с подарком. Хорошо ли, когда ребенок приносит
домой подаренного ему нильского крокодила"
Хотелось бы в связи с этим напомнить, что нормы ГК и вся система правового регулирования имущественного оборота рассчитаны на нормальные человеческие отношения, основанные на презумпции разумности и добросовестности участников имущественного оборота. И.В. Елисеев же предлагает строить систему правового регулирования на экзотических примерах с нильскими крокодилами, забывая при этом, что он попутно лишает детей радости получать подарки на новогодние праздники и дни рождения.
Объясняя
смысл исключения, касающегося обычных
подарков, из общего запрета на совершение
дарения законными
Во-вторых, не допускается дарение работникам социальной сферы - лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений - гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда.
В-третьих, такой же запрет (с соответствующим изъятием) действует в отношении подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
В
отношении положений ГК об этих двух категориях
лиц, выступающих в качестве одаряемых
(назовем их "социальные работники"
и "государственные служащие"), также
выпущено немало "критических стрел"
в юридической литературе. Так, М.Г. Масевич
считает неэффективным запрет дарения
социальным работникам. "Однако этот
запрет, - указывает М.Г. Масевич, - легко
обойти, если вручение подарка будет поручено
друзьям указанных выше граждан или путем
неоднократного вручения "обычного
подарка"
И.В.
Елисеев же видит в соответствующих
положения ГК реальную угрозу практике
правоохранительных органов по привлечению
взяточников к уголовной ответственности.
"Статья 575 ГК, - пишет И.В. Елисеев, - может
оказать влияние и на практику применения
уголовного законодательства, в частности,
на толкование понятия взятки. Ведь по
смыслу этой статьи дарение чиновнику
обычного подарка небольшой стоимости
(не дороже пяти МРОТ) во всех случаях является
правомерным действием"
Не хотелось бы лишний раз обращать внимание на то, что гражданско - правовое регулирование не может затрагивать публично - правовые отношения, но приходится это делать, поскольку приведенные суждения (особенно И.В. Елисеева) явно свидетельствуют об отсутствии надлежащего понимания отличий между частным и публичным правом. А ведь имеется хорошо известная норма ГК, определяющая предмет гражданско - правового регулирования, согласно которой к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК). Уголовное законодательство, уголовное право - отрасль публичного права, и поэтому, конечно же, положения ГК об обычных подарках социальным работникам и государственным служащим не имеют никакого отношения ни к понятию взятки, ни к уголовной ответственности взяткодателей и взяткополучателей.
Кроме
того, в сфере публичного права
действует целый ряд законов
и иных нормативных актов, определяющих
правовой статус государственных служащих,
судей, прокурорских работников, народных
депутатов и т.п. Содержащиеся в них запреты
и ограничения на принятие подарков от
иных субъектов публично - правовых отношений
(т.е. в связи с исполнением служебных обязанностей)
ни в коей мере не затрагиваются нормами
ГК, допускающими так называемые обычные
подарки только в гражданско - правовых
отношениях. Например, в соответствии
с Федеральным законом "Об основах государственной
службы Российской Федерации" от 5 июля
1995 г. <*> (подп. 8 п. 1 ст. 11) государственным
служащим запрещается получать от физических
и юридических лиц вознаграждения (подарки,
денежные вознаграждения, ссуды, услуги,
оплату развлечений, транспортных расходов
и иные вознаграждения), связанные с исполнением
должностных обязанностей, в том числе
после выхода на пенсию. Однако данная
норма не может исключить получение государственными
служащими подарков, скажем, на день рождения,
от друзей, родственников, коллег по работе
как от субъектов гражданско - правовых
отношений, не связанных с выполнением
государственными служащими их служебных
обязанностей. В связи с этим нельзя не
согласиться с мнением А.Л. Маковского
о том, что "правило, содержащееся в
пункте 3 статьи 575 ГК, являющееся дополнительным
ограничением, охватывает лишь узкую сферу
отношений, когда подарки государственным
служащим делаются от коллег по работе
или организации, в которой они работают
(по поводу юбилея, присвоения почетного
звания, завершения государственной службы
и т.п.). Равным образом, упомянутые правила
ГК не отменяют и не могут отменять норм
уголовного законодательства об ответственности
за взятку
В-четвертых, не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в отношениях между коммерческими организациями. Важно подчеркнуть, что в данном случае речь идет именно о запрещении дарения, а не о любых гражданско - правовых договорах и сделках, не содержащих условий о встречном предоставлении со стороны одной из коммерческих организаций, участвующих в соответствующей сделке. Нам уже приходилось отмечать, что в гражданском праве действует презумпция возмездности всякого гражданско - правового договора и что для квалификации сделки между коммерческими организациями (уступка прав требования, перевод и прощение долга и т.п.) как дарения необходимо, чтобы встречное предоставление отсутствовало в обязательствах и сделках соответствующих контрагентов, а не только при совершении конкретной сделки, а также, чтобы из сделки, в положительном смысле, вытекало бы, что она является безвозмездной при явном намерении одной из сторон увеличить имущество контрагента за счет уменьшения своего собственного имущества.
В
связи с изложенным мы не можем присоединиться
к встречающейся иногда в юридической
литературе негативной оценке запрета
дарения между коммерческими организациями.
Так, И.В. Елисеев пишет: "С другой стороны
эта же норма (имеется в виду п. 4 ст. 575 ГК.
- В.В.) серьезно ограничивает возможности
нормального ведения предпринимательства
и подчас противоречит сложившимся обычаям
и обыкновениям бизнеса. Так, коммерческая
организация вроде бы не вправе простить
долг контрагенту - коммерческой организации.
А в случае безнадежной задолженности
это может повлечь за собой целый ряд неблагоприятных
экономических последствий для кредитора.
Запрет на безвозмездную передачу имущества
сильно ударит по холдингам и финансово
- промышленным группам, осложнит взаимоотношения
основных юридических лиц и дочерних...
В общем, запрет дарения между коммерческими
организациями чреват многими издержками,
большинство из которых сейчас даже трудно
предвидеть в деталях". Представляется,
однако, что "издержки" запрещения
дарения между коммерческими организациями,
увиденные И.В. Елисеевым, имеют в своей
основе неправильное представление о
соотношении норм о дарении и других положений
ГК, регулирующих иные гражданско - правовые
институты, в частности с положениями
об объединениях коммерческих организаций,
о взаимоотношениях материнских и дочерних
организаций и т.п. Дело в том, что в приведенных
И.В. Елисеевым примерах передача имущества,
имущественных прав (требований) всегда
имеет причинную обусловленность, что
исключает возможность квалификации соответствующих
правоотношений как дарение.
Что
же касается истинного дарения между
коммерческими организациями, то его
запрещение является совершенно оправданным.
Как правильно отмечает А.Л. Маковский,
запрещение такого дарения было установлено
"исходя из того, что безвозмездные
имущественные отношения между организациями,
само существование которых порождено
целью извлечения прибыли (п. 1 ст. 50), как
правило, ненормальны и могут использоваться
в ущерб интересам их кредиторов и государства"
В-пятых, определенные ограничения дарения предусмотрены в отношении юридических лиц, которым имущество, являющееся объектом дарения, принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Если иное не предусмотрено законом, субъекты права хозяйственного ведения или оперативного управления могут дарить принадлежащее им на соответствующем ограниченном вещном праве какое-либо имущество лишь с согласия собственника их имущества. Данное ограничение дарения в известном смысле корреспондирует нормам, определяющим правовое положение субъектов права хозяйственного ведения или оперативного управления в части их правомочий по распоряжению закрепленным за ними имуществом (ст. 295, 298 ГК). Правда, нельзя не обратить внимания на то, что ограничения для указанных субъектов в отношении дарения являются более жесткими, нежели в отношении иных форм распоряжения имуществом. Например, для совершения иных возмездных сделок с имуществом субъект хозяйственного ведения должен испросить согласие собственника только в том случае, когда объектом таких сделок является недвижимость; остальным имуществом он распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 295 ГК). Совершение дарения имущества (и недвижимого, и движимого) как раз и являет собой такое исключение, установленное законом, когда требуется получить согласие собственника имущества.
Сложнее решается вопрос с ограничением дарения в отношении субъектов права оперативного управления. С одной стороны, действует норма, устанавливающая абсолютный запрет учреждениям отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным последними за счет средств, выделенных им по смете (п. 1 ст. 298 ГК). С другой стороны, в отношении учреждений, которым в соответствии с их учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, предусмотрено, что доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (не требующее согласия собственника) (п. 2 ст. 298 ГК). В первом случае возникает вопрос, вправе ли учреждения с согласия собственника совершать дарение имущества, закрепленного за ними либо приобретенного за счет денежных средств, выделенных им по смете. Во втором случае неясно, требуется ли учреждению согласие собственника на передачу одаряемому в качестве дара по договору дарения имущества, приобретенного на доходы, полученные от разрешенной предпринимательской деятельности. Налицо коллизия норм об имущественном статусе субъектов оперативного управления и правил о договоре дарения.