Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 11:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Гражданское право".
01. Договор купли-продажи: понятие, виды.
02. Содержание и исполнение договора купли-продажи.
03. Договор розничной купли-продажи: понятие, особенности правового регулирования.
04. Защита прав гражданина-потребителя по договору розничной купли-продажи.
05. Договор поставки: понятие, элементы. Исполнение договора поставки.
06. Поставка товаров для государственных нужд: понятие, элементы.
07. Договор контрактации: понятие, правовое регулирование, элементы.
08. Договор энергоснабжения: понятие, правовое регулирование, элементы.
09. Договор продажи недвижимости.
10. Договор продажи предприятий.
11. Договор мены: понятие, отличия от договора купли продажи.
12. Договор дарения: понятие, правовое регулирование, виды договора.
13. Общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением. Защита интересов получателя ренты.
14. Понятие договора постоянной ренты. Элементы договора.
15. Пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением: элементы и сравнительная характеристика.
16. Договор аренды: понятие, основные элементы.
17. Содержание и исполнение договора аренды.
18. Договор проката.
19. Договор аренды транспортного средства: понятие, виды, содержание.
20. Договор аренды зданий и сооружений.
21. Договор финансовой аренды (лизинг). Виды лизинга.
22. Договор безвозмездного пользования (ссуды): сфера применения договора ссуды и его отграничение от близких договоров.
23. Содержание и исполнение договора ссуды. Изменение, расторжение и прекращение договора ссуды.
24. Договор найма жилого помещения: общие положения, правовое регулирование.
25. Понятие и виды договора найма жилого помещения.
26. Договор подряда: понятие, значение, элементы.
27. Исполнение договора подряда.
28. Договор бытового подряда.
29. Договор строительного подряда.
30. Договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ.
31. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
32. Договор возмездного оказания услуг: общая характеристика.
33. Виды договоров возмездного оказания услуг.
34. Понятие транспортных обязательств. Виды транспортных договоров.
35. Договор перевозки груза.
36. Договор перевозки пассажира багажа.
37. Договор перевозки грузов различными видами транспорта (договор автомобильной перевозки грузов, договор железнодорожной перевозки грузов, договор воздушной перевозки грузов, договор морской перевозки грузов).
38. Ответственность за нарушение транспортных обязательств.
39. Договор транспортной экспедиции.
40. Договор займа: понятие, содержание и исполнение.
41. Вексель. Облигация.
42. Кредитный договор: понятие, содержание и исполнение. Товарный и коммерческий кредит.
43. Договор финансирования под уступку денежного требования.
44. Договор банковского вклада.
45. Договор банковского счёта.
46. Понятие и правовое регулирование наличных и безналичных расчётов.
47. Расчёты платёжными поручениями.
48. Расчёты по чекам. Расчёты по инкассо.
49. Расчёты по аккредетиву.
50. Общие положения о хранении.
51. Договор хранения вещей на товарном складе.
52. Специальные виды хранения.
Во
избежание конкуренции с
Договор пожертвования выделяется в отдельный вид дарения исходя из наличия у него такого основного признака, как совершение дарения в общеполезных целях. В современной юридической литературе встречаются различные трактовки понятия "общеполезные цели", что не может не вызывать сожаления, поскольку именно этот признак позволяет квалифицировать договор дарения как пожертвование и, следовательно, применять к нему специальные правила, предусмотренные ГК (ст. 582).
Например,
М.Г. Масевич считает, что "от договора
дарения пожертвование отличает
назначение дара, который должен быть
использован по специальному назначению.
При отсутствии такого условия безвозмездная
передача имущества считается обычным
дарением" <*>. Видимо, автором осталась
незамеченной норма, содержащаяся в п.
3 ст. 582 ГК, согласно которой пожертвование
имущества гражданину должно быть, а юридическим
лицам может быть обусловлено жертвователем
использованием этого имущества по определенному
назначению. При отсутствии такого условия
пожертвование имущества гражданину считается
обычным дарением, а в остальных случаях
пожертвованное имущество используется
одаряемым в соответствии с назначением
имущества. Следовательно, договор пожертвования
юридическим лицам не теряет своих качеств
от того, что он не содержит условия о назначении
дара и не превращается в этом случае в
обычный договор дарения.
И.В.
Елисеев, напротив, в случаях, когда
в роли одаряемого выступает государство,
вовсе лишает жертвователя права обусловить
использование пожертвованного имущества
по определенному назначению. Он пишет:
"...законодатель в ряде случаев предоставляет
дарителю право указать конкретное назначение,
по которому будет использоваться имущество,
пожертвованное на общее благо. Это допустимо,
если одаряемым по договору пожертвования
является юридическое лицо или гражданин...
и невозможно, если имущество жертвуется
государству". Особо примечательна
аргументация этого вывода, которая состоит
в том, что государство "всегда действует
не в своих собственных, а в общих интересах.
Значит, даритель может быть уверен в том,
что любой дар в адрес государства будет
использован на общее благо; иначе он просто
не может быть использован. Более того,
предполагается, что государство лучше
других субъектов знает, в чем состоит
это общее благо, и лучше других может
действовать в общеполезных целях. Поэтому
даритель некомпетентен обязывать государство
к определенному способу использования
пожертвованного имущества"
Первое
наше замечание к данным рассуждениям
состоит в том, что их результатом
(при серьезном к ним
Кроме того, следуя воле законодателя, отсылающего нас к ст. 124 ГК, мы можем убедиться, что к названным субъектам гражданского права (Российской Федерации и ее субъектам, муниципальным образованиям) подлежат применению нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данного субъекта. Образ компетентного государства, лучше понимающего смысл общественного блага, "нарисованный" И.В. Елисеевым, на наш взгляд, никак не свидетельствует о таких особенностях данного субъекта, которые исключали бы возможность распространять на него законоположения о пожертвовании юридическим лицам, в том числе и с определением жертвователем условия об использовании пожертвованного имущества по определенному назначению.
Нам
представляется, что наиболее полная
оптимальная характеристика основного
особого признака договора пожертвования
дана А.Л. Маковским: "В отличие от прежнего
ГК в новом Кодексе под пожертвованием
понимается дарение не в "общественно
полезных", а в общеполезных целях (п.
1 ст. 582). Ими могут быть как цели, полезные
для общества в целом, так и цели, достижение
которых представляет пользу для более
узкого круга лиц - лиц определенной профессии,
определенного возраста, жителей определенной
местности, членов (участников) определенной
организации и т.п. Пожертвование имущества
гражданину без указания цели его использования,
которую можно считать общеполезной, превращает
этот договор в "обычное дарение".
Напротив, имущество, подаренное без такого
условия юридическому лицу, должно использоваться
одаряемым "в соответствии с назначением
имущества" (п. 3 ст. 582) и, что само собой
разумеется, в соответствии с целями деятельности
этого юридического лица (ст. 49)"
Специфика договора пожертвования как вида договора дарения не исчерпывается его общеполезными целями, ему присущи и некоторые другие особенности. Во-первых, договор пожертвования может совершаться как путем передачи одаряемому дара, так и посредством обещания дарения, что лишний раз подтверждает, что указанные виды договора дарения не имеют единого классификационного критерия.
Во-вторых,
предметом договора дарения признаются
лишь передача вещи или передача имущественного
права. Следовательно, пожертвование
не может осуществляться путем освобождения
одаряемого от его обязательств. Данную
особенность пожертвования И.В. Елисеев
объясняет тем, что "освобождение одаряемого
от обязанности производится в его непосредственных
интересах, а не на общее благо". Чтобы
понять поверхностность данного суждения,
достаточно поставить на место одаряемого
больницу или школу, которые освобождаются
энергоснабжающей организацией от обязанности
по выплате задолженности за использованную
электроэнергию, или государство, которому
кредиторы прощают долги по кредитам и
государственным облигациям.
Думается, причина сужения предмета договора пожертвования по сравнению с обычным дарением заключается в другом: жертвователь традиционно должен располагать правом обусловить свое пожертвование использованием дара по определенному назначению. Дарение путем освобождения от обязанностей (при сегодняшнем строе правового регулирования) исключает такую возможность, хотя, по-видимому, было бы целесообразно предусмотреть такой способ пожертвования, изменив соответствующим образом правовое регулирование.
В-третьих, особенностью договора пожертвования является ограничение круга субъектов на стороне одаряемого. В качестве таковых могут выступать граждане, лечебные, воспитательные учреждения, организации социальной защиты и другие аналогичные учреждения; благотворительные, научные и учебные организации, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации, а также государство (Российская Федерация и ее субъекты) и муниципальные образования.
В-четвертых,
как уже отмечалось, пожертвование
может быть обусловлено жертвователем
использованием дара по определенному
назначению. Данное отличие договора пожертвования
от обычного договора дарения характеризуется
А.Л. Маковским следующим образом: "Если
при обычном дарении после перехода дара,
в собственность одаряемого возможности
дарителя влиять на осуществление новым
собственником своих правомочий в отношении
полученного имущества практически равны
нулю (исключение составляют права, вытекающие
из п. 2 ст. 578), то в обращении с пожертвованным
имуществом принявшее его лицо должно
следовать указаниям собственника о цели
использования этого имущества. Возможные
нарушения этой обязанности дают право
не только самому жертвователю, но и его
правопреемнику (наследнику или образовавшемуся
в результате реорганизации юридическому
лицу) потребовать отмены пожертвования
(п. 5 ст. 582)"
Действительно, ГК (пп. 3 - 5 ст. 582) не только наделяет жертвователя правом обусловить свое пожертвование использованием дара по определенному целевому назначению, но и предусматривает положения, направленные на обеспечение контроля за целевым использованием пожертвованного имущества со стороны жертвователя, а также последствия нарушения одаряемым воли жертвователя, определившего целевое назначение пожертвованного имущества. Для надлежащей организации контроля со стороны жертвователя одаряемым (юридическим лицам), принявшим пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, вменено в обязанность вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Если же вследствие изменившихся обстоятельств использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится невозможным, данное имущество может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя. В случаях, когда жертвователя - гражданина уже нет в живых, а жертвователь - юридическое лицо ликвидировано, использование пожертвования по иному целевому назначению возможно только по решению суда.
Последствия несоблюдения воли жертвователя, определившего целевое назначение пожертвованного имущества, либо нарушения установленного порядка изменения целевого назначения пожертвования состоят в том, что пожертвование может быть отменено решением суда по требованию самого жертвователя, его наследников или иных правопреемников.
В-пятых,
еще одна любопытная особенность договора
пожертвования заключается в том, что
на принятие пожертвования не требуется
чьего-либо разрешения или согласия (п.
2 ст. 582 ГК). В юридической литературе данное
положение иногда истолковывается таким
образом, что в отличие от обычного договора
дарения при пожертвовании вовсе не требуется
согласия одаряемого. А поскольку такой
подход ставит под сомнение договорную
природу пожертвования, появляются не
совсем понятные доводы в пользу того,
что пожертвование все же остается договором.
Так, М.Г. Масевич пишет: "В п. 2 ст. 582 ГК
установлено, что на принятие пожертвования
не требуется чьего-то согласия. Однако
на этом основании пожертвование нельзя
определять односторонней сделкой. Ведь
передача имущества является ответом
на предложение делать пожертвование,
а договор заключается передачей имущества".
Тем самым из круга пожертвований исключается
договор обещания дарения!
На самом деле, в данном случае законодатель вовсе не отрицает такой признак договора дарения (и договора пожертвования в том числе), как согласие одаряемого на принятие дара и безусловное право последнего отказаться принять подаренное (в том числе пожертвованное) имущество. Речь идет о другом, а именно о том, что в дополнение к обычному порядку заключения договора дарения, требующему, конечно же, согласия одаряемого на принятие дара, было бы разумно предположить, что в некоторых случаях одаряемому (который не возражает против пожертвования) потребуется также разрешение или согласие определенных властных органов. Так вот, как раз такого разрешения (согласия) в соответствии с п. 2 ст. 582 ГК и не требуется. Поэтому никакой опасности для договорной природы пожертвования не существует.
Другое
дело - вопрос о целесообразности такого
решения. Государству не должно быть
безразлично, что представляет собой пожертвование
и кто является жертвователем. Представим
себе, что пожертвованием являются системы
вооружения, а его адресатом (одаряемым)
- такой субъект Российской Федерации,
как Чеченская Республика. Не исключается
возможность и пожертвования "грязных"
денег, добытых преступным путем, в целях
их "отмывания". Не будет способствовать
авторитету государства и принятие государственными
учреждениями пожертвований от лиц с "подмоченной"
репутацией. Нам приходилось отмечать,
что в дореволюционном российском законодательстве
принятие пожертвований учреждениями
и организациями, поднадзорными правительству,
в определенных случаях требовало разрешения
последнего. Думается, что и в настоящее
время такой порядок был бы предпочтительнее,
нежели императивная норма, освобождающая
одаряемого, принимающего пожертвование,
от необходимости получения чьего-либо
разрешения или согласия, как это предусмотрено
в п. 2 ст. 582 ГК.
Основные элементы договора
дарения
Помимо
ранее рассмотренного предмета договора
дарения к числу его основных элементов
(как и всякого гражданско - правового
договора) относятся также его субъекты,
содержание (права и обязанности сторон)
и форма.
Субъекты
договора дарения
В принципе в качестве дарителя и одаряемого по договору дарения могут выступать любые лица, признаваемые субъектами гражданского права: граждане (физические лица), организации (юридические лица), а также государство (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные образования.
Правда,
в юридической литературе иногда можно
встретить точку зрения, согласно которой
государство надлежит исключить из круга
одаряемых по обычным договорам дарения,
сохранив за ним возможность, выступать
в качестве одаряемого лишь по договору
пожертвования. Например, И.В. Елисеев
пишет: "Право государства совершать
дарения не вызывает сомнений. Но в качестве
одаряемого лица оно может выступать лишь
в договоре пожертвования. Это вполне
естественно, поскольку государство действует
только в общих интересах, следовательно,
принимать подарки в качестве частного
лица, преследующего свои цели, оно не
может"
Данный вывод представляется поспешным. Законодательство подобных ограничений на участие в договоре дарения государства, в качестве одаряемого не предусматривает, следовательно, должен действовать принцип распространения на государство при его участии в имущественном обороте положений о юридических лицах. Иначе придется любые ситуации, когда руководители различных государств на официальных дипломатических встречах обмениваются подарками, квалифицировать как пожертвования в пользу соответствующих государств. Кроме того, не следует забывать, что ГК не рассматривает в качестве пожертвования действия дарителя по освобождению одаряемого от его обязательств, однако нет никаких оснований не допускать возможности такого дара в адрес государства.