Система управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Главной целью работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления персоналом 6
1.1 Персонал как объект управления 6
1.2 Система управления персоналом предприятия 10
1.3 Формирование системы управления персоналом 13
1.4 Методы исследования системы управления персоналом 21
2. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Варвара» 26
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина «Варвара» 26
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды магазина «Варвара» 31
2.3 Анализ существующей кадровой политики магазина «Варвара» 53
2.4 Выявление проблем в системе управления персоналом в магазине «Варвара» 60
2.5 Предложения по усовершенствованию системы управления персоналом 62
2.6 Расчет социально – экономической эффективности 70
Заключение 73
Глоссарий 75
Список использованной источников 77
Приложения

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

      Из  матрицы видно, что оптимальными стратегиями для магазина «Варвара» будут являться:

  • Выработка кадровой стратегии;
  • Повышение квалификации кадров;
  • Мониторинг за внешними изменениями.

      Делая вывод, можно отметить следующие  моменты: для формирования оптимальной  стратегии, руководство магазина «Варвара» должно четко представлять динамику внешней среды (изменение потребностей покупателей, поведение конкурентов и поставщиков, нововведения государства и т.д.) и состояние внутренних ресурсов магазина (финансовое положение, динамика развития кадров и т.д.). В результате  взаимодействия этих факторов формируется реальная стратегия развития организации.

      Внешняя среда предприятия оказывает воздействие на внутреннюю среду, которая является частью общей среды находящаяся в пределах организации. Она оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации.

      Анализ  факторов внутренней среды организации. Внутреннюю среду магазина «Варвара» можно охарактеризовать, проведя анализ финансово-хозяйственной деятельности, персонала и доминирующей организационной структуры.

      Базой для проведения анализа финансово-хозяйственной  деятельности является годовая отчетность  магазина «Варвара» за 2006 и 2007 года.

      Владея  данными за два периода можно  провести сравнение отчетных данных с данными прошлого года, выявить  факторы, влияющие на увеличение или снижение объема товарооборота, а также выявить резервы дальнейшего роста основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ работы предприятия осуществляется с помощью ряда показателей. Показатели указываются как в абсолютном, так и в относительном   выражении.

      Для изучения финансово-хозяйственной  деятельности магазина «Варвара» следует проанализировать данные таблиц 10, 11.    

Таблица 10

      Анализ  основных финансовых показателей деятельности магазина  «Варвара» за 2006-2007 гг. 

 Показатели Ед.        измерения Фактически    за 2006 г. Фактически    за 2007 г. Отклонение  (+; -) Темп роста, %
А  Б  В 1 2 3 4
1  Розничный      товарооб  тыс. р. 2720 5800 + 3080 213.24
2  Валовая прибыль  от реализации  тыс. р. 595.22 1239.05 + 643.83 208.17
3  Средний уровень  валового дохода от реализации     (2/1*100)  % 21.9 21.4 - 0.5 97.72
4  Издержки  обращения на реализованные товары  тыс. р. 81.44 164.3 + 82.86 201.74
5  Средний уровень  издержек обращения (4/1*100)  % 3.0 2.83 - 0.17 94.33
6  Прибыль от реализации (2-4)  тыс. р. 513.78 1074.75 + 560.37 209.18
7  Рентабельность  торговой деятельности  % 18.9 18.53 - 0.37 98.04
8  Прочие операционные доходы  тыс. р. - - - -
9  Прочие операционные расходы  тыс. р. 120 108 - 12 90.00
10  Валовая прибыль (6+8-  тыс. р. 393.78 966.75 + 572.97 245.51
11  Обязательные  платежи в бюджет из прибыли  тыс. р. 32.7 41.6 + 8.9 127.22
12  Чистая прибыль (10-11  тыс. р. 361.8 925.15 + 563.35 255.71
13  Рентабельность  предприятия (12/1*100)  % 13.3 16.0 + 2.7 120.30
 

      Рисунок 10. Розничный товарооборот 2006-2007 гг.

       

      Анализируя  результаты финансово – хозяйственной  деятельности магазина можно сделать вывод, что в динамике за 2006 – 2007 года основные показатели имели тенденцию к увеличению, а именно, товарооборот вырос на 113.24% (рис. 10) и повлек за собой рост валового дохода на 643.83 тыс. руб. Рис.11.

      Рисунок 11. Рост валового дохода за 2006-2007 гг. 

      Положительным моментом в деятельности магазина является снижение уровня издержек обращения (непосредственных затрат, связанных с приобретением и реализацией товаров) на 0.13%  в общем объеме товарооборота, несмотря на их рост в абсолютном выражении. Рис. 13.

      Рисунок 13. Соотношение издержек обращения  за 2006-2007 гг. 

      Также результатом увеличения товарооборота  является увеличение прибыли магазина на 109.18%, что в абсолютном выражении составляет 560.37 тыс. руб. За счет роста этого показателя растет и валовая прибыль, влияние  на которую оказал и такой показатель как прочие операционные расходы, снизившиеся в 2007 году на 10%.

      Рисунок 14. Динамика увеличения прибыли за 2006-2007 гг. 

      Чистая  прибыль после уплаты налогов, которые  возросли на 8.9 тыс. руб. или на 27.22%, составила 361.8 тыс. руб., что на 563.35 меньше показателя 2007 года.

      Самым значимым показателем эффективности  торговой деятельности является рентабельность. Этот показатель исследуемого объекта  довольно высокий, причем как рентабельность торговой деятельности, так и рентабельность торгового предприятия в целом. Рентабельность торговой деятельности незначительно снизилась (почти на 2%) и составила 18.53%, а  целом по магазину выросла на 20.3% и составила 16.0%.

        Эти цифры, несомненно, показывают, что деятельность магазина «Варвара»  за 2006 – 2007 года достаточно эффективна.    
 
 
 
 
 

      Таблица 11

      Анализ  результатов хозяйственной деятельности магазина «Варвара» за 2006-2007 гг. 

Показатели Ед. измерения Фактически             за 2006 г. Фактически           за 2007 г. Абсолютное  отклонение (+; -) Темп роста    %
А Б В 1 2 3 4
1 Розничный товарооб тыс. руб. 2720 5800 + 3080 213.24
2 Среднегодовая стоимость товарных запасов тыс. руб. 870 1520 + 650 174.71
3 Скорость обращения  обор. 3.13 3.82 + 0.69 122.04
4 Среднесписочная численность работников чел. 10 9 - 1 90.00
5 Численность торгво-оперативного персонала чел. 5 4 - 1 80.00
6 Удельный вес  работников торгово-оперативного персонала (5/4*100) % 50.00 44.44 - 5.56 88.88
7 Среднегодовая производительность одного работника (1/4) тыс. р. 272 644.44 + 372.44 236.93
8 Среднегодовая производительность работника торгово-оперативного персонала тыс. р. 544 1450 + 906 266.54
9 Торговая площадь кв. м. 201 354.7 + 153.7 176.47
10 Среднегодовая нагрузка на 1кв. м. торговой площади тыс. р. 13.53 16.35 + 2.82 120.84
11 Среднегодовая стоимость основных средств тыс. р. 94.50 174.50 + 80.0 184.66
12 Фондоотдача (1/11) руб. 28.8 33.2 +4.4 115.28
13 ФОТ тыс. р. 140.64 236 + 95.36 167.80
14 Средняя заработная руб. 14060 26220 + 12160 186.49
 

 

      Рисунок 15. Динамика среднегодовой стоимости товарных запасов 

      При анализе данных этой таблицы вытекают следующие заключения:

  • Главным показателем хозяйственной деятельности любого торгового предприятия является объем товарооборота. За отчетный период этот показатель увеличился на 3080 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом.
  • Увеличилась и среднегодовая стоимость товарных запасов на 74.71%. Для полного и качественного удовлетворения спроса необходимо достаточное количество товарных запасов. С ростом объема реализации товаров неизменно будет расти и данный показатель (рис. 15).
  • Скорость обращения также имела тенденцию к росту. Так, в отчетном году она составила 3.82 оборота, что на 22.04% выше прошлого года.

    Рисунок 16. Динамика роста производительности труда и ФОТ 

     
  • Положительным моментом в деятельности магазина является повышение эффективности использования  трудовых ресурсов, о чем свидетельствует рост производительности труда на 136,93%, при росте среднего размера оплаты труда на 86.49%, а фонда оплаты труда на 67.8%.При этом численность персонала магазина уменьшилась на одного человека за анализируемый период (рис. 16).
  • В 2007 году площадь магазина 153.7 кв. м. Несмотря на это эффективность использования торговой площади выросла.  Среднегодовая нагрузка на 1 кв. м. торговой площади увеличилась на 20.84%, что составляет 2.82 тыс. руб.
  • В отчетном году произошло увеличение стоимости основных фондов на 80,0 тыс. руб., а показатель характеризующий эффективность их использования вырос на 15.28%.

      Подводя общий итог хозяйственной деятельности магазина «Варвара» следует отметить рост показателей эффективности работы предприятия.

      Преследуя цель выпускной квалификационной работы, помимо проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности магазина стоит рассмотреть состав персонала организации согласно штатному расписанию и детально проанализировать трудовые ресурсы данного предприятия.

      Основа  любой организации – персонал, от деятельности которого зависит достижение общей цели предприятия, реализация и повышение эффективности деятельности и многие другие экономические показатели. Поэтому основной задачей при анализе управления персоналом, а частности и анализе системы оплаты труда персонала, является изучение его численности, структуры, текучести кадров.

      Численность персонала магазина «Варвара» относительно небольшая (9 человек) и соответственно проанализировать такой штат довольно легко.

      Проанализируем  динамику структуры персонала магазина «Варвара» по групповому составу за 2006 – 2007 гг. (Таблица 12).

      Таблица 12

Динамика  состава и структуры кадров магазина «Варвара» по групповому составу за 2006 – 2007 гг.

 
Группы  персонала
2006 г. 2007 г.
Численность чел. Удельный вес % Численность чел. Удельный вес %
  1. Административно–управленческий  персонал
3 30,00 3 33,33
2. Торгово  – оперативный персонал 5 50,00 4 44,45
3.   Вспомогательный персонал 2 20,00 2 22,22
Всего          10 100,00 9 100,00
 
 

      

      Рисунок 17. соотношение структуры кадров магазина «Варвара» в 2007 г. 

      На  основании полученных данных (таб. 12, рис. 17) можно сделать следующие выводы: за два анализируемых года (2006 – 2007) в целом по магазину численность изменилась незначительно, так в 2006 году она составляла 10 человек, а в 2007 снизилась на одного человека. Изменения произошли в следующих группах персонала:

  • Административно – управленческий персонал  остался без изменения;
  • Торгово – оперативный персонал уменьшился на одного человека, удельный вес этой группы составил 44,45%;
  • Вспомогательный персонал не изменил своего состава и включает  себя как прежде 2 человека.

        Следующим шагом в изучении  персонала магазина «Варвара» является анализ динамики состава и структуры служащих по возрастному составу (Таблица 13).

 

       Таблица 13

      Динамика  развития состава и структуры персонала магазина «Варвара» за 2006 – 2007 гг. 

Возраст 2006 г. 2007 г.
численность, чел удельный вес, % численность, чел. удельный вес, %
До 25 лет 4 40,00 4 44,45
От 25 до 30 лет 3 30,00 2 22,22
От 30 до 40 лет 1 10,00 1 11,11
Свыше 40 лет 2 20,00 2 22,22
Всего работников 10 100,00 9 100,00
 

      Рисунок 18. Возрастная структура работников магазина «Варвара» в 2007 

      По  полученным данным (рис. 18) видно, что большая часть персонала принадлежит к возрастной категории до 25 лет. За анализируемый период их численность не изменилась, по-прежнему составляет 4 человека, но удельный вес этой категории увеличился из-за увольнения одного работника. Самая малая доля приходится на возрастную группу от 30 до 40 лет, численность этой группы – всего 1 человек, которая   не менялась в течение двух лет. Изменение произошло в категории персонала  от 25 до 30 лет, в связи с увольнением одного работника. Человек, входящий в категорию от 30 до 40 лет, занимает высший уровень управления. В результате можно отметить традиционную расстановку персонала, при которой на высшем уровне управления находятся работники постарше, а на более низком – помоложе.

Информация о работе Система управления персоналом