Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:47, дипломная работа
Главной целью работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления персоналом 6
1.1 Персонал как объект управления 6
1.2 Система управления персоналом предприятия 10
1.3 Формирование системы управления персоналом 13
1.4 Методы исследования системы управления персоналом 21
2. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Варвара» 26
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина «Варвара» 26
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды магазина «Варвара» 31
2.3 Анализ существующей кадровой политики магазина «Варвара» 53
2.4 Выявление проблем в системе управления персоналом в магазине «Варвара» 60
2.5 Предложения по усовершенствованию системы управления персоналом 62
2.6 Расчет социально – экономической эффективности 70
Заключение 73
Глоссарий 75
Список использованной источников 77
Приложения
Существуют несколько элементов стратегии управления персоналом в магазине «Варвара»:
При
наборе персонала руководство магазина
пользуется следующими критериями и принципами
(рис.20). Несмотря на структуризацию процесса
отбора, руководству иногда приходится
сталкиваться с ситуацией, когда поиск
и отбор персонала заранее не планируется
и осуществляется лишь в момент, когда
руководитель сталкивается с необходимостью
заполнения тех или иных вакансий. Потребность
в персонале оценивается директором и
основывается на изменении объема работ.
|
| |
|
| |
|
| |
|
Рис.20 Принципы и критерии, используемые
руководством магазина «Варвара» при
наборе кадров.
Главным моментом является оценка персонала, которая осуществляется для определения соответствия работника занимаемому им вакантному месту (должности) и выполняется тремя способами:
В магазине «Варвара» главным лицом в оценке персонала является непосредственно директор. Он отвечает за полноту и объективность информационной базы, необходимой для текущей оценки. Оценка персонала в магазине проводится следующим образом.
Рис.
21 Схема оценки персонала директором
магазина «Варвара».
С помощью проведения оценки персонала в магазине решаются определенные задачи (Рис. 22).
Рис.
22 Задачи, решаемые с помощью оценки персонала
в магазине «Варвара»
Кроме того, оценка может помочь в решении некоторых дополнительных задач:
Основным методом воздействия на систему управления персоналом для обеспечения ее эффективности является обучение кадров (переподготовка и повышение квалификации). Система переподготовки и повышения квалификации кадров быстро реагирует на изменения потребностей в рабочей силе и предоставляет работникам возможность для обучения в соответствии с их интересом.
На практике в магазине «
На
основе принципов и функций сформированы
методы управления персоналом в магазине,
т.е. те способы, с помощью которых руководство
воздействует на персонал (Таблица 18).
Таблица 18
Методы управления персоналом, используемые руководством магазина «Варвара».
Методы | Меры воздействия | |
Административные | Распорядительные |
|
Материальная ответственность |
| |
Дисциплинарная ответственность |
| |
Экономические | Оплата труда |
|
Социально - психологические | Психологические |
|
Социальные |
|
Что касается планирования кадров, то долгосрочного планирования не происходит. Как правило, при освобождении штатной единицы объявляется конкурс на вакантную должность. Обычно поиск кандидатов начинается с подачи объявления в СМИ или своим работникам. Таким образом, используются как внешние, так и внутренние источники поиска кандидатов.
Набор
кадров – один из ключевых моментов
работы магазина «Варвара», т.к. от качества
отобранных кадров зависит эффективность
работы магазина и использование всех
остальных ресурсов. Поэтому ошибки в
подборе кадров являются растратой денег,
а хорошие кадры – удачный способ их вложения.
2.4 Выявление
проблем в системе
управления персоналом
в магазине «Варвара»
На основе проведенного анализа финансово – хозяйственной деятельности магазина «Варвара» можно выделить отрицательные и положительные моменты в организации управления персоналом (Таблица 19).
Таблица 19
Преимущества и недостатки системы управления персоналом магазина «Варвара».
Преимущества | Недостатки |
|
|
Указанные недостатки являются минусом организации системы управления персоналом магазина. Устранение этих минусов могло бы привести к решению многих проблем, таких как больничные листы, отпуск. Руководству необходимо обращать внимание на приведенные выше недостатки, т.к. в итоге они сказываются на конечном результате деятельности магазина.
Отсутствие четкой кадровой политики.
Для
рационального использования
Отсутствие долгосрочного планирования.
Подбор кадров осуществляется лишь в тот момент, когда возникает острая необходимость заполнения вакансий. При этом допускаются ряд ошибок: запаздывание в обеспечении торгового процесса необходимыми кадрами, прием персонала не совсем соответствующего требованиям из-за срочной потребности в приеме.
Отсутствие кадрового резерва.
Нехватка работников особенно ощутима во время отпусков и болезни. Это отражается на конечном результате деятельности магазина в этот период времени (происходят сбои в работе, имеющемуся персоналу приходится выполнять сверхурочную работу).
Отсутствие поощрения инициативы работника и материального стимулирования.
Мотивация – это процесс побуждения к деятельности для достижения целей организации. Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. При отсутствии мотивации персонала заинтересованность в достижении максимального результата минимальна. Поэтому необходимо поощрять инициативу работников и материально заинтересовывать их в работе.
Возрастной ценз
Возрастной ценз, конечно, имеет ряд плюсов (энергичность, меньше подвержены заболеваниям, не состояние в браке) и ряд минусов. Такой отбор отсеивает более опытных претендентов. Образование и компетентность зачастую не могут заменить опыт.
Далее
будут рассмотрены предложения по устранению
недостатков в системе управления и рекомендации
по усовершенствованию системы управления
персоналом магазина «Варвара».
2.5
Предложения по усовершенствованию
системы управления
персоналом
В предыдущем пункте курсовой работы были обозначены недостатки системы управления персоналом, которые, так или иначе, влияют на конечный результат финансово – хозяйственной деятельности магазина. Для их устранения необходимо принимать следующие меры: