Система управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Главной целью работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления персоналом 6
1.1 Персонал как объект управления 6
1.2 Система управления персоналом предприятия 10
1.3 Формирование системы управления персоналом 13
1.4 Методы исследования системы управления персоналом 21
2. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Варвара» 26
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина «Варвара» 26
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды магазина «Варвара» 31
2.3 Анализ существующей кадровой политики магазина «Варвара» 53
2.4 Выявление проблем в системе управления персоналом в магазине «Варвара» 60
2.5 Предложения по усовершенствованию системы управления персоналом 62
2.6 Расчет социально – экономической эффективности 70
Заключение 73
Глоссарий 75
Список использованной источников 77
Приложения

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

     Содержание 

Приложения  

 

       Введение  

      На  современном этапе развития научно-технического прогресса роль человека имеет огромное значение. Сегодня это главный  стратегический ресурс любой компании в борьбе с конкурентами. Это обуславливается его способностью  к творчеству, которое в настоящее время становится решающим условием успеха любой деятельности.

      В связи с этим основным источником прибыли рассматриваются инвестиции в человеческий капитал, хотя ранее затраты на персонал считались ненужными расходами. Эти вложения направлены на создание условий для развития творчества.

      Персонал  является наиболее сложным объектом управления в организации, так как имеет возможность решать самостоятельно любые вопросы, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию и критически относится к предъявляемым к нему требованиям.

     Экономическая практика во все большей мере ощущает  потребность в глубоком анализе  условий, определяющих развитие фирм, в выявлении взаимосвязей и взаимозависимостей между различными факторами.

     Организационные структуры как один из ключевых элементов  управления подверглись значительной эволюции и интенсивно развиваются под влиянием новых форм производства и управления. Прежде всего, претерпевают изменения производственные структуры, ранее строившиеся на принципах либо технологической, либо предметной специализации производственных подразделений. Диверсификация продукции, переналаживаемые технологии, многофункциональные автоматические линии, внедрение концепции «индивидуальный продукт при массовом производстве» в корне меняют производственную структуру.

     Относительно  самостоятельное значение в свете  упомянутых проблем имеет аналитический  аспект. Проведение различных организационно-технических мероприятий по повышению эффективности управления персоналом должно основываться на оценке его современного состояния, прогнозировании влияния мероприятий (в том числе внедрения информационных технологий) на конечные показатели деятельности фирмы. Эти задачи решаются в процессе технико-экономического анализа.

      В управлении компанией у руководства  на данном этапе развития экономики одной из важных проблем является проблема в области работы  с персоналом. Следует отметить наиболее общие тенденции в возникновении спорных вопросов в управлении персоналом: 

      организация методов и процедур отбора персонала;

      разработка научных критериев их оценки;

      научный подход к анализу потребностей в персонале;

      продвижение молодых и перспективных работников;

      На  современном этапе развития научно-технического прогресса роль человека имеет огромное значение. Данная роль реализуется  в процессе управления персоналом. Актуальность совершенствования системы управления персоналом возникает во многих организациях и обусловлена развитием инфраструктуры рынка, изменением характера выполняемых работ и содержанием труда. 

      В данной выпускной квалификационной работе объектом исследования персонал магазина «Варвара».

      Предметом исследования выступает система  управления персоналом магазина «Варвара».

      Главной целью работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.         

      К основным задачам системы управления персоналом можно отнести: обеспечение организации квалифицированными кадрами; создание необходимых условий для эффективного использования знаний опыта работников; совершенствование системы оплаты труда и мотивации; управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников; предоставление работникам возможностей для  повышения квалификации.

      При выполнении работы были изучены и  проанализированы учебная и научная  литературы авторов Веснина В. Р.  Виханской О. С.,  Наумова А. И.  Маслова Е. В.  Лукашевича В. В.  Спивака В. А. 

      В условиях дальнейшего развития рыночных отношений перед каждой организацией встает проблема совершенствования системы управлении персоналом.

 

      1. Теоретические аспекты управления персоналом 

    1.   Персонал как объект управления
 

      Кадры являются основой любой организации. Она живет и функционирует только потому, что в ней есть люди, которые создают ее продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то чем является организация.

      Люди, работающие в организации, сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, семейное положение и т.д. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действие и поведение других членов организации. Поэтому задача управления состоит в том чтобы способствовать развитию положительных результатов деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий.         

      Персонал - это работники, выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с помощью средств труда. «Персонал - личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками». Термин «персонал» объединяет все составные части трудового коллектива предприятия. Понятие персонала торгового предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников. В целях эффективного управления процессом формирования и использования персонала на предприятии торговли применяется классификация работников по следующим основным признакам:

      По  категориям: управленческий, торгово-оперативный, вспомогательный; по должностям и профессиям: руководители, специалисты, продавцы, кассиры, грузчики и т.д.; по специальностям: экономисты, финансисты, бухгалтеры, продавцы продовольственных товаров, продавцы непродовольственных товаров и т.п.; по уровню квалификации: продавец, продавец второй категории, продавец первой категории и т.д.; по полу и возрасту:  мужчины: до 30 лет, от 30 до 60, свыше 60;  женщины: до 30 лет, от 30 до 55, свыше 55 лет; по стажу работы в торговле:  до 1 года, от 1 до 3 лет, от 3 до 10 лет, свыше 10 лет; по отношению к собственности: работники-собственники имущества предприятия, наемные работники; по характеру трудовых отношений: постоянные работники, временные работники.  

      Управление  персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Управлять персоналом означает планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием  кадров. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:

      -подбор  и расстановка кадров;

      -обучение  и развитие кадров;

      -компенсацию  за выполненную работу;

      -создание  условий на рабочем месте;

      -разрешение  трудовых споров; 

      -и  т.д.

      В 80-х гг. Госкомтрудом  СССР была предложена квалификация работников, которая по сегодняшний день является базовой. Она предполагает выделение двух основных групп персонала в зависимости от участия в процессе производства: работников и служащих (рис. 1)

 

                                                                           

      

                                                     

        

        
 

        

        

        

        

        
 
 
 

      Рис. 1 Классификация персонала 

      Персонал  как объект управления целесообразно  представить через фазы воспроизводства (табл.1).

 

       Таблица 1.

      Матрица функций управления персоналом в организации

Функции управления Фазы  воспроизводства
Формирование Распределение Перераспределение Использование
1. Планирование Разработка  планового баланса рабочей силы и балансовых расчетов подготовки кадров. Источники набора. Разработка  текущих и перспективных планов кадрограмм. Разработка прогноза профессиональной пригодности персонала. Разработка  планов высвобождения кадров под влиянием научно-технического прогресса. Разработка  мероприятий по обеспечению полного  и рационального использования кадров в организации.
2.Организация Подбор и  подготовка кадров. Формирование базы подготовки кадров. Профессиональная ориентация и расстановка кадров. Переподготовка  персонала, высвобождающегося в ходе развития научно-технического прогресса. Содействие  развитию различных соревнований, укрепление трудовой дисциплины в организации.
3. Мотивация Установление  и определение системы мотивации труда, применение гибких форм организации труда. 
4. Контроль Составление отчетного баланса по численности и кадровому составу, определение численности кадров к лимиту. Определение системы показателей для учета  и оценки фактического набора. Оценка выполнения кадрового плана.  Определение конечных результатов по вторичному распределению персонала и его использованию. Определение уровня механизации организации и условий труда.
 

      Рабочие или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве  с преобладающей долей физического труда.  Он подразделяется на основной и вспомогательный. Результатом их труда является продукция в вещественной форме.

      Служащие  или управленческий персонал осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей  умственного труда. Результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта – реализация и контроль за исполнением. Управленческий персонал подразделяется на две основные группы: руководители и специалисты. Принципиальное отличие руководителя от специалиста в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления.  Кроме того различают руководителей высшего (директор и его заместители), среднего уровня (начальники цехов и подразделений) и нижнего уровня (начальники участков, мастера).

      Эффективность управления персоналом во многом зависит  от выбранной системы управления персоналом организации. Таким  образом следует рассмотреть систему управления персоналом в целом по предприятию. 

      1.2 Система управления персоналом предприятия 

      С учетом изложенных принципов классификации  строится процесс управления персоналом торгового предприятия. Главная  цель управления персоналом состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.

      Процесс управления персоналом торгового предприятия  базируется на следующих принципах:

      1.Подчиненность  общей стратегии развития торгового  предприятия;

      2. Обеспечение стабилизации состава  работников;

      3. Отказ от жесткой классификации  работ;

      4. Отбор основных работников на  конкурсной основе;

      5. Учет трудовой мотивации основных работников;

Информация о работе Система управления персоналом