Система управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Главной целью работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления персоналом 6
1.1 Персонал как объект управления 6
1.2 Система управления персоналом предприятия 10
1.3 Формирование системы управления персоналом 13
1.4 Методы исследования системы управления персоналом 21
2. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Варвара» 26
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина «Варвара» 26
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды магазина «Варвара» 31
2.3 Анализ существующей кадровой политики магазина «Варвара» 53
2.4 Выявление проблем в системе управления персоналом в магазине «Варвара» 60
2.5 Предложения по усовершенствованию системы управления персоналом 62
2.6 Расчет социально – экономической эффективности 70
Заключение 73
Глоссарий 75
Список использованной источников 77
Приложения

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

      Рассмотрим  структуру персонала магазина «Варвара» в динамике по уровню образования (Таблица 14).

        Таблица 14

      Динамика  структуры магазина «Варвара» по уровню образования за 2006 – 2007 гг. 

Уровень                  образования 2006 г. 2007 г.
численность, чел удельный вес, % численность, чел удельный вес, %
Высшее 3 30,00 3 33,33
Среднетехническое 3 30,00 3 33,33
Среднее 4 40,00 3 33,33
Ниже  среднего - - - -
Всего 10 100,00 9 100,00
 

 

      Рисунок 19. Динамика структуры по уровню образования работников магазина в 2006-2007 гг. 

      На  основании полученных данных можно сделать вывод, что изменение в структуре персонала по уровню образования произошли только из-за снижения численности. 

      Проанализировав основные показатели деятельности магазина «Варвара», а также рассмотрев состав и структуру персонала, целесообразно приступить к определению организационной культуры магазина. Используя анкету, включающую в себя развернутое описание четырех типов культур, определим доминирующую в магазине «Варвара».

      Эта анкета была составлена доктором Роджером Харрисоном. Она включает в себя 15 групп из четырех альтернативных формулировок.

      Общее число каждой формулировки:

  • культура власти   - 44 балла
  • культура роли   - 33 балла
  • культура задачи  - 38 баллов
  • культура личности  - 26 баллов.

      Проанализировав существующую культуру  магазина «Варвара»  можно сделать вывод, что в данной организации преобладает культура власти.

      Организация с таким типом культуры характеризуется  централизованным источником  власти, решения принимаются в результате баланса влияний, быстрым реагированием на события, оценивая выполненное задание по результатам, с лояльным отношением к средствам выполнения.

      На  сформировавшуюся  культуру магазина в значительной степени повлияли цели и задачи, стоящие перед ним. Основным фактором послужило получение максимальной прибыли  от реализации товаров надлежащего качества, полное удовлетворение потребностей покупателей, применяя  обслуживание высшего уровня для постоянного привлечения старых и новых потребителей.

      Бесспорно, на формирование культуры магазина огромное влияние оказало внешнее окружение – экономическое, политическое, технологическое и социальное, которое предполагает уметь быстро реагировать на изменения и приспосабливаться.

      Ядром любой организации являются люди, которые являются значимым фактором, влияющим на культуру организации. Кадры, по сути, и определяют тип культуры.

      Подводя итоги анализу факторов внешней  и внутренней среды магазина «Варвара» необходимо отметить следующее: при анализе было выявлено, как персонал магазина зависит от факторов внешней и внутренней среды, как изменились основные финансово – экономические показатели работы магазина за два последних года, какова динамика состава и структуры кадров магазина.

      Далее необходимо рассмотреть эффективность  управления предприятием, проанализировать основные экономические показатели деятельности: товарооборот, издержки, рентабельность.

      Понятие эффективность содержит в себе  соотношение показателей результата и затрат на его достижение. Эффективность  управления это результат деятельности, эффект от которой можно получать в течение длительного времени.

      Эта система экономических показателей  дает возможность оценивать и  сравнивать эффективность работы предприятия, проводить анализ использования отдельных видов ресурсов предприятия, учитывать и определять влияние значимых факторов на общие результаты  деятельности предприятия торговли, выявлять резервы и намечать пути повышения эффективности их работы. 

      Эффективность деятельности предприятия формируется  под влиянием факторов, обеспечивающих изменение конечных результатов деятельности при рациональном использовании всех видов ресурсов и затрат. С учетом анализа системы показателей эффективности определяют мероприятия, направленные на повышение эффективности их деятельности. Анализ эффективности деятельности предприятия является заключительным этапом подведения итогов работы предприятия.

      Основными факторами, влияющими на деятельность предприятия, являются: дисциплина и  ответственность работников, специализация  предприятия, обновление основных фондов, условия труда работников, организация рабочих мест, текучесть кадров, заинтересованность работников в достижении высоких результатов деятельности, применение прогрессивных форм торговли и т.д.

      Рассмотрев  понятия эффективности и факторы, влияющие на нее, определим степень  эффективности существующей системы управления магазином «Варвара» с помощью показателей деятельности (Таблица 15).    

      Таблица 15

Оценка  эффективности управления магазина «Варвара» за 2006 – 2007 гг.

Показатели Ед. изм. 2006 г. 2007 г. Отклонение Темп роста
А Б 1 2 3 4
Обобщающие  показатели эффективности деятельности
Рентабельность % 13.3 16.0 + 2.7 123.1
Эффективность использования основных фондов
Фондоотдача руб. 28.8 33.2 + 4.4 115.28
Фондоемкость руб. 0.035 0.030 - 0.05 85.71
Товарооборот  на           1 кв.м. торговой площади тыс. руб. 13.53 16.35 + 2.82 120.84
Доход на 1 кв.м. тоговой площади  тыс. руб. 2.96 3.49 + 0.53 117.91
Эффективность использования оборотных средств
Среднегодовая стоимость товарных запасов тыс. руб. 870 1520 + 650 174.71
Скорость обращения обор. 3.13 3.82 + 0.69 122.04
Эффективность использования трудовых ресурсов
Производительность труда 1 работника тыс. руб. 272 644.44 + 372.44 236.93
Товарооборот  на 1 руб. ФЗП тыс. руб. 19.34 24.58 + 5.24 127.09
Прибыль на 1 руб. ФЗП тыс. руб. 2.57 3.92 + 1.35 152.53
Прибыль на 1 работника тыс. руб. 36.18 102.79 + 66. 61 284.11
 

      Определяя степень эффективности существующей системы управления магазина «Варвара» с помощью основных показателей функционирования, необходимо отметить, что за анализируемый период они увеличились.

      Самым  положительным моментом является рост показателя рентабельности в 2007 году по сравнению с 2006 годом. Увеличение фондоотдачи и уменьшение фондоемкости свидетельствуют о повышении эффективности использования основных фондов магазина. В отчетном году увеличились размеры торговой площади, несмотря на это увеличилась и нагрузка на 1 кв. м. по сравнению с прошлым годом. Результатом роста объема продаж является рост товарных запасов. Показатель эффективного использования основных средств – скорость обращения товарных запасов, который в отчетном году вырос на 22.04%. Так же плюсом в деятельности магазина является рост производительности труда. Тенденция роста зафиксирована и у таких показателей как: товарооборот на 1 руб. ФЗП (на 27.09%), прибыль на одного работника (на 184.11%),     

      Помимо  оценки эффективности управления, проведенной  выше, необходимо обратить внимание на то, как непосредственно руководство магазина «Варвара» оценивает социально - экономическую эффективность управленческой точки зрения (Таблица 16).

      Таблица 16

Оценка  социально-экономической эффективности управления магазина «Варвара».

Система направлений оценки эффективности Основные критерии оценки эффективности Оценка в  баллах   (0 – 1)
Достижение  цели
  1. Степень достижения цели;
  2. Сохранение организации как целостности;
  3. Получение прибыли.
0.9

0.7

1.0

Качество  функционирования
  1. Соотношение централизации и децентрализации;
  2. Соподчиненность дерева целей и уровней иерархии;
  3. Эффективность текущей обработанной информации;
  4. Скорость и точность выделения информации по специальным запросам;
  5. Надежность информации;
  6. Своевременность информации;
  7. Наличие необходимой информации;
0.6 

0.8

0.9

1.0

1.0

1.0

1.0

Экономичность
  1. Затраты на подготовку управляющих;
  2. Затраты на консультирование управляющих;
  3. Эффективность управленческих решений;
  4. Точность управленческих решений;
  5. Надежность управленческих решений;
  6. Быстрота подготовки управленческих решений;
  7. Последовательность принятия управленческих решений.
0.1

0.1

0.8

1.0

0.9

1.0

1.0

Качество  рабочей силы
  1. Гибкость в системе продвижения по службе;
  2. Полномочия работников и их ответственность;
  3. Степень удовлетворения выполняемой работы.
0.5

0.9

0.9

Внешние и внутренние социально - экономические условия
  1. Способность СТЭП факторного анализа;
  2. Наличие обоснованных целей;
0.8

1.0

  Норма баллов: 22  
  ИТОГО: 17.9
 

      Анализируя  полученные по представленным показателям  данные необходимо отметить, что, по мнению руководства, эффективность довольно низкая (17.9 баллов). Делая вывод, руководству необходимо в дальнейшем  совершенствовать  и внедрять новые наиболее эффективные действия, реализация которых повысит степень эффективности управления до оптимального уровня. 

      2.3 Анализ существующей кадровой политики магазина «Варвара» 

      Существующую  кадровую политику магазина целесообразно представить через фазы воспроизводства персонала (Таблица 17).

 

       Таблица 17

      Фазы  воспроизводства персонала магазина «Варвара».

Функции управления Фазы  воспроизводства
формирование распределение перераспределение использование
1. Планирование
  1. Планирование расширения штата происходит по мере необходимости;
  2. Подготовка кадров;
  3. Поиск источников набора персонала.
  1. Планирование распределения кадров не проводится;
  2. Прогнозирование соответствия персонала современным требованиям торговли.
  1. Разработка схемы продвижения кадров по служебной лестнице;
  2. Планирование высвобождения кадров в результате НТП не проводится.
  1. Разработка планов по обеспечению рационального использования персонала (совмещение должностей);
  2. Разработка мероприятий по обеспечению нормальных условий труда.
  3. Формируется система оплаты труда.
2. Организация
  1. Качественный подбор персонала.
  2. Расстановка персонала.
1. Расстановка  кадров подготовленных для магазина.
  1. Расстановка кадров на соответствующие рабочие места по рекомендациям.
  2. Переподготовки кадров не осуществляется, так же как и повышения квалификации.
1. Мероприятия,  повышающие производительность труда.
3. Мотивация Отсутствует система мотивации у некоторых  работников. Должностные требования осуществляются заключенным договором.
4. Контроль 1. Определяется  соответствие численности кадров соответствующему лимиту.
  1. Оценка при наборе кадров.
  2. Оценка деятельности каждого работника.
1. Контролирование перераспределения путем выявления факторов, обуславливающих профессиональное соответствие,  не проводится. 1. Дальнейшая  переподготовка кадров не проводится.

Информация о работе Система управления персоналом