Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:01, курсовая работа
Современный этап развития отечественной и мировой экономики характеризуется изменениями требований к персоналу предприятия, возрастанием роли данной составляющей в организации как единой системе. В условиях демократизации общества и ограниченности прочих ресурсов известный девиз «Кадры решают все!» вновь приобретает актуальность.
Введение………………………………………………………………………….2
Сущность и содержание понятия системы управления персоналом….4
Место и роль СУП в организации…………………………………………….8
Отечественные и зарубежные модели управления персоналом в организации……………………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МЕНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ленинградский
государственный университет
Курсовая работа на тему «Система управления персоналом в организации»
Выполнил студент
Группы М41-3
Подлесный А.Н.
Проверил
Преподаватель
к.с.н. Бондалетов В.В.
Москва, 2012
Введение…………………………………………………………
Сущность и содержание понятия системы управления персоналом….4
Место и роль
СУП в организации…………………………………
Отечественные
и зарубежные модели управления персоналом
в организации……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
В последнее время на предприятиях особое внимание уделяется организации системы и процесса управления персоналом. Вследствие этого многие предприятия начинают перестраивать существующие системы управления персоналом. Но далеко не везде эти изменения повышают эффективность работы персонала и соответствуют действительным потребностям организации. Это происходит в силу того, что система управления персоналом предприятия часто изменяется без предварительного анализа ее работы, без научного обоснования и понимания необходимости каких-либо изменений.
Современный этап
развития отечественной и мировой
экономики характеризуется
Актуальность выбранной темы является то, что в наше время успешность функционирования организации, в конечном счете, целиком зависит от правильности принятия решений персоналом, организацией его работы, степени ответственности за каждое принимаемое решение.
Таким образом, системы управления персоналом необходимо рассматривать как объект исследования.
Целью данной курсовой работы является решение следующих задач:
Раскрыть сущность и содержание понятия системы управления персоналом;
Определить место и роль СУП в организации;
Рассмотреть отечественные и зарубежные модели управления персоналом в организации.
Персонал является неотъемлемой частью любой организации, т.к. любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом, впрочем, как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия. В отечественной литературе нет единого мнения по поводу определения управления персоналом, но можно выделить несколько подходов:
Институциональный подход
С позиций этого подхода управление персоналом рассматривается как "разнообразная деятельность различных субъектов (среди которых чаще всего выделяют специализированные службы управления персоналом, линейных и высших руководителей, выполняющих функцию управления по отношению к своим подчиненным), направленная на реализацию целей стратегического развития организации и выполнение тактических задач по наиболее эффективному использованию занятых на предприятии работников.
Содержательный (функциональный) подход.
Данный подход основывается на выделении функций управления персоналом, его целей и задач функционирования в рамках организации, он показывает какие действия, процессы должны быть осуществлены для того, чтобы достичь этих целей, в отличие от институционального подхода, который акцентирует внимание на том, что должно дать управление персоналом для организации. Это позволяет говорить об управлении персоналом как об особом виде деятельности, как о целостной системе, имеющей свое специфическое содержание.
Организационный подход.
С точки зрения
этого подхода управление персоналом
можно определить как комплекс взаимосвязанных
экономических, организационных и
социально-психологических
Интересен подход, полагающий объектом системы управления персоналом процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния в совместной продуктивной деятельности управленцев и персонала. Данный подход определяет систему управления как единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. При этом объектом управления выступают социальные отношения, процессы, группы, а также социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в социальных процессах и группах, в реализации ресурсов.
Исходя из этого, можно говорить об управлении персоналом как системе, которая имеет объект и субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему определенных методов.
Управление персоналом, являясь социальным, содержит в себе несколько аспектов. В частности, выделяют следующие аспекты управления персоналом:
Технико-экономический – отражает уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологий, производственные условия и т.д.;
Организационно-экономический – содержит вопросы, связанные с планированием численности и состава работающих, моральным и материальным стимулированием, использованием рабочего времени и т.д.;
Правовой – включает вопросы соблюдения трудового законодательства в работе с персоналом;
Социально-психологический
– отражает вопросы социально-
Педагогический
– предполагает решение вопросов,
связанных с воспитанием
Помимо того, что управление персоналом имеет множество аспектов, оно может основываться на различных концептуальных положениях. Концепции отражают ту философию и исходные принципы в управлении персоналом, на которых базируется согласование интересов организации и работников. Они существуют объективно, могут быть осознаны и организационно оформлены, а могут реализовываться интуитивно, без определенного организационного оформления.
Концепция управления персоналом содержит базовые принципы управления и его общую направленность, ее положения уникальны в отдельно взятой организации, но, тем не менее, содержание управления персоналом включает в себя элементы, которые являются общими. Так, в содержание управления персоналом включают:
Определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия;
Формирование численного и качественного состава кадров (набор, отбор и расстановка персонала);
Кадровую политику (принципы подбора и расстановки персонала, условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценку персонала и его деятельности);
Систему общей и профессиональной подготовки кадров;
Адаптацию работников на предприятии;
Оплату и стимулирование труда (формы оплаты труда, пути повышения производительности труда и т.д.);
Оценку деятельности и аттестацию кадров;
Систему развития кадров (обучение, планирование трудовой карьеры и т.д.);
Формирование кадрового резерва;
Организационную культуру фирмы, а также межличностные отношения между работниками, администрацией и общественными организациями.
Система управления персоналом является непременной составляющей управления и развития любой организации, она является объективной, т.к. возникает с возникновением самой организации и не зависимо от чьей-то воли. Являясь, по сути, одной из важнейших подсистем организации, система управления персоналом определяет успех ее развития.
Чтобы как можно лучше понять, что же представляет собой система управления персоналом и как добиться наиболее эффективного ее функционирования, необходимо рассматривать ее в непротиворечивом единстве всех подходов к управлению персоналом.
Для эффективного функционирования система управления персоналом должна быть построена на научно-обоснованных принципах, должна использовать оптимальные методы и технологии, соответствующие принципам, лежащим в ее основе, а также не противоречить общей концепции развития организации.
Основная роль СУП в организации заключается в выполнении следующих функций:
Функция планирования
персонала заключается в
Функция управления наймом и учетом персонала заключается в организации набора кандидатов на вакантную должность; организацию отбора (собеседования и оценки) и приема персонала; учете приема, перемещений, увольнений персонала; управлении занятостью, документационном обеспечении системы управления персоналом.
Функция оценки, обучения и развития персонала заключается в осуществлении обучения, переподготовки и в повышении квалификации персонала; введении в должность и адаптации новых работников; организации и проведении мероприятий по оценке персонала; управлении развитием карьеры.
Функция управления мотивацией персонала заключается в нормировании трудового процесса и тарификации оплаты труды; разработке систем материального и нематериального стимулирования, а также в применении методов морального поощрения персонала.
Функция управления социальным развитием заключается в организации питания в течение рабочего дня; обеспечении охраны здоровья и отдыха для сотрудников и их семей; организации развития физической культуры; организации социального страхования.
Функция правового обеспечения управления персоналом связана с решением правовых аспектов трудовых отношений, а также с согласованием распорядительных и иных документов по управлению персоналом.
Функция информационного обеспечения управления персоналом заключается в ведении учета и статистики персонала; информационном и техническом обеспечении системы управления персоналом; обеспечении персонала необходимой для работы научно-технической информацией.
Функция обеспечения нормальных условий труда включает в себя обеспечение и контроль соблюдения требований психофизиологии и эргономики труда, охраны труда и окружающей среды и т.д.
Функция линейного руководства заключается в том, что управление персоналом организации осуществляется в том числе и на уровне управления организации в целом. Данную функцию осуществляет не только служба УП, но и руководители всех уровней.
Модель управления персоналом может включать особые правила набора кадров, некие характерные условия труда, методы мотивации персонала и т. д. В некоторых странах подобные правила и особенности приобрели национальный характер. Именно поэтому модель управления персоналом, присущая США, названа американской, популярная в Японии модель управления персоналом названа японской.
Модели управления персоналом: американская
Для американской модели управления персоналом характерны следующие особенности:
Кадры подбираются
в соответствии с образованием, практическим
опытом работы, психологической
Прием на работу
в компаниях, управляемых согласно
американской модели, осуществляется
на основе тестирования, которое должно
выявить уровень
Большое внимание уделяется обеспеченности необходимыми рабочими кадрами: наладчиками, инструментальщиками, специалистами по ремонту оборудования. Также важное значение имеет специализация работников — предпочтение отдается специалистам узкого профиля.