Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:47, дипломная работа
Главной целью работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления персоналом 6
1.1 Персонал как объект управления 6
1.2 Система управления персоналом предприятия 10
1.3 Формирование системы управления персоналом 13
1.4 Методы исследования системы управления персоналом 21
2. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Варвара» 26
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина «Варвара» 26
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды магазина «Варвара» 31
2.3 Анализ существующей кадровой политики магазина «Варвара» 53
2.4 Выявление проблем в системе управления персоналом в магазине «Варвара» 60
2.5 Предложения по усовершенствованию системы управления персоналом 62
2.6 Расчет социально – экономической эффективности 70
Заключение 73
Глоссарий 75
Список использованной источников 77
Приложения
6.
Учет правовых норм и
С учетом изложенных основных принципов формируется система управления персоналом на конкретном торговом предприятии, дифференцируются функции этого управления.
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений. Система работы с персоналом – это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии. Управление персоналом подразумевает целенаправленную деятельность руководящего звена, руководителей и специалистов подразделений, в том числе разработку принципов и методов управления персоналом (Рисунок 2).
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Рис. 2. Компоненты системы управления
Рис.
3. Основные функции управления персоналом
торгового предприятия
Основной целью управления численностью и составом персонала является оптимизация затрат живого труда на выполнение основных работ, связанных с деятельностью торгового предприятия, и обеспечение заполнения необходимых рабочих мест работниками соответствующих профессий, специальностей и уровней квалификации (рисунок 3). Управление численностью и составом персонала охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ:
Эффективное использование сформированного на торговом предприятии персонала в значительной степени обеспечивается разработкой системы мероприятий, направленных на повышение производительности труда. Под производительностью труда понимается отношение основных результатов деятельности торгового предприятия и отдельных его работников к затратам труда персонала на ее осуществление в определенном периоде. Основной целью управления производительностью труда на торговом предприятии является поиск и реализация возможных резервов ее роста при обеспечении высокого уровня торгового обслуживания покупателей. Это управление охватывает следующий ряд последовательно выполняемых этапов работ:
Система управления стимулированием труда призвана создать новый мотивационный механизм трудовой активности персонала на предприятиях торговли всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Основной целью управления стимулированием труда является обеспечение роста доходов персонала и дифференциации их выплат в соответствии с трудовым вкладом отдельных работников в общие результаты деятельности торгового предприятия. Управление стимулированием труда охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ:
Целями управления персоналом в организации являются:
1.3 Формирование системы
управления персоналом
Руководство
коллективом в науке
В зависимости от применяемых инструментов руководства определяется стиль – авторитарный, демократический, либеральный (попустительский). В зависимости от применяемого стиля зависит эффективность руководства.
Президент
школы менеджмента «Менеджер-
Система
управления персоналом формируется
в соответствии с целями организации,
включая подсистему общего и линейного
руководства, ряд функциональных подсистем
(рис. 4).
Рис.
4 Состав подсистем системы управления
персоналом
Система работы с персоналом – это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии (таблица 2). Исходными данными для разработки системы работы с персоналом являются: Всеобщая декларация прав человека, Конституция, Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, система управления предприятием, планы экономического и социального развития (рис. 5).
Рис. 5 Система работы с персоналом.
Таблица 2.
Принципы построения системы управления персоналом в организации
ПРИНЦИП | СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА |
Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом. | |
Обусловленности управления персоналом целям производства | Функции управления персоналом формируются и изменяются непроизвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства. |
Первичности функции управления персоналом | Состав подсистем системы управления персоналом, организационная структура, требования к работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функции управления персоналом. |
Оптимальности соотношения интра-инфрафункций управления персоналом | Определяет пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом (интрафункции) и функциями управления персоналом (инфрафункции). |
Оптимального соотношения управленческих ориентаций | Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства. |
Потенциальных имитаций | Временное выбытие
отдельных работников не должно прерывать
процесс осуществления каких- |
Экономичности | Эффективная и
экономичная организация |
Прогрессивности | Соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам. |
Перспективности | При формировании следует учитывать перспективы развития организации. |
Комплектности | При формировании необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления. |
Оперативности | Своевременное
принятие решений по анализу и
совершенствованию системы |
Оптимальности | Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального для конкретных условий. |
Простоты | Чем проще система, тем лучше она работает. Исключено в ущерб производству. |
Научности | Разработка мероприятий по формированию должна основываться на достижениях науки с учетом изменения законов развития производства в рыночных условиях. |
Иерархичности | В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления, а не симметричная подача информации «вверх» и «вниз» по системе управления. |
Автономности | В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей. |
Согласованности | Взаимодействия
между иерархическими звеньями по вертикали,
а также между относительно автономными
звеньями по горизонтали должны быть
в целом согласованы с |
Устойчивости | Необходимо
предусматривать специальные « |
Многоаспектности | Управление как по горизонтали так и по вертикали должно осуществляться по различным каналам: экономическому, административно-хозяйственному и т.п. |
Прозрачности | Система должна обладать концептуальным единством сдержать единую терминологию, деятельность должна строиться на единых «несущих конструкциях» для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом. |
Комфортности | Система должна обеспечивать максимум удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений. |
Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом. | |
Концентрации | Рассматривается в двух направлениях: концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления на решение основных задач или концентрация однородных функций в одном подразделении, что устраняет дублирование. |
Специализация | Разделение труда в системе управления. Формируются подразделения на выполнение групп однородных функций. |
Параллельности | Одновременное выполнение отдельных управленческих решений повышает оперативность управления персоналом. |
Адаптивности | Приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы. |
Преемственности | Общая методическая основа проведения работ по совершенствованию системы управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами. |
Непрерывности | Отсутствие перерывов в работе работников или подразделений. |
Ритмичности | Выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом. |
Прямоточности | Упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения. |
В различных организациях применяются различные виды систем управления персоналом, но система их формирования единая (рис. 7).
В организациях используются различные методы управления персоналом (способы воздействия на персонал с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства). Можно выделить три группы таких методов (табл. 4).
= СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Рис.
7 Методология формирования системы
управления персоналом организации
Таблица 4
Система методов и элементов управления персоналом
Методы управления персоналом | ||
Административные | Экономические | Социально-психологические |
|
|
|