Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:47, дипломная работа
Главной целью работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления персоналом 6
1.1 Персонал как объект управления 6
1.2 Система управления персоналом предприятия 10
1.3 Формирование системы управления персоналом 13
1.4 Методы исследования системы управления персоналом 21
2. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Варвара» 26
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина «Варвара» 26
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды магазина «Варвара» 31
2.3 Анализ существующей кадровой политики магазина «Варвара» 53
2.4 Выявление проблем в системе управления персоналом в магазине «Варвара» 60
2.5 Предложения по усовершенствованию системы управления персоналом 62
2.6 Расчет социально – экономической эффективности 70
Заключение 73
Глоссарий 75
Список использованной источников 77
Приложения
Рассмотрев миссию, цели и задачи в достижении намеченных ориентиров развития магазина «Варвара», рассмотрим его существующую организационную структуру. В менеджменте выделяют несколько типов организационных структур:
Существующая
организационная структура
Рис.9
Организационная структура магазина «Варвара».
Численность сотрудников магазина составляет 9 человек согласно штатного расписания. Общим руководством магазина занимается непосредственно директор, в подчинении у которого находится штат из восьми человек, работающих по найму. В составе штатного аппарата числятся: бухгалтер, товаровед, менеджер по продаже мебели, три продавца, две уборщицы.
Организационная структура магазина «Варвара» имеет три уровня:
Б) Менеджер по продаже мебели, который занимается ассортиментом мебели, заявками на изготовление, реализацией и гарантийным обслуживанием, подчиняющийся непосредственно директору.
В) Товаровед, также подчиняющийся директору, занимается товарным ассортиментом магазина, ведет приемку товара, осуществляет выкладку товара на прилавки, имеет в своем подчинении вспомогательный персонал и продавцов.
3.
Продавцы, осуществляющие продажу
товара непосредственным
Рассмотрев структуру управления магазином «Варвара» мы выяснили, что она является линейной. Рассмотрим достоинства и недостатки линейной организационной структуры управления (Таблица 7).
Таблица 7
Достоинства и недостатки линейной организационной структуры управления.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ |
|
|
В
этом пункте курсовой работы были описаны
основные моменты в деятельности
предприятия розничной торговой сети,
магазина «Варвара», прослежены уровни
управления персоналом организации на
основе организационной структуры, отмечены
положительные и отрицательные стороны
в таких структурах управления.
2.2 Анализ
факторов внешней
и внутренней среды
магазина «Варвара»
Специалисты утверждают, что какими бы различными ни были организации, все они имеют ряд общих черт:
Методологическую основу изучения организации составляют системный и ситуационный подходы. С позиции системного подхода организацию возможно рассмотреть как открытую систему, характерные черты которой обусловлены взаимодействием ее элементов (внутренняя среда) и неразрывно связаны с внешнем окружением прямого и косвенного воздействия. Внутреннюю среду организации составляют ее структура, культура, ресурсы. Внешней средой прямого воздействия являются поставщики, потребители, конкуренты, акционеры, правительственные органы. Внешняя среда косвенного воздействия это политика, экономика, право, социально-культурные факторы, физико-географические условия.
Для
определения стратегии
Внешняя среда является источником, поставляющим ресурсы в организацию, которые необходимы для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Анализ факторов внешней среды организации. Внешняя среда представляет собой совокупность факторов прямого воздействия (поставщики, потребители, трудовые ресурсы, конкуренты) и косвенного воздействия (экономика, технология, социально-политические факторы).
Проведем анализ факторов внешней среды косвенного воздействия магазина «Варвара» (Таблица 8).
Таблица 8
Факторы внешней среды косвенного воздействия магазина «Варвара».
Факторы | Характеристика |
Социальный | Этот фактор
очень важен, так как он оказывает
влияние на другие составляющие внешней
среды и на внутреннюю среду организации.
К социологическим факторам относятся:
рождаемость, средний возраст населения,
возрастно-половая характеристика населения
и др. Основное влияние на развитие деятельности
магазина оказывают следующие явления:
рост населения; демографическая структура общества; уровень образования; возрастно-половая характеристика. Важно отметить такое социальное явление как отношение людей к качеству жизни, которое положительно сказывается на развитии магазина в последнее время и придает дополнительный стимул. |
Экономический | Этот фактор оказывает непосредственное влияние на развитие организации, так как позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Экономические процессы, протекающие на всем протяжении существования организации, безусловно повлияли на ее функционирование. Нестабильность экономики, влияние таких факторов как инфляция, уровень цен, безработица, непосредственно отразились на деятельности магазина. |
Технологический | Этот фактор
прямо или косвенно влияет на работу
магазина. Новинки в области технологии,
в частности персональный компьютер,
селекторная связь между |
Политический | Эти факторы
необходимо изучать для ясного представления
о том, что органы власти предполагают
предпринять в отношении |
Все перечисленные выше компоненты внешней среды организации находятся в непосредственном взаимодействии и влияют друг на друга. Степень воздействия отдельных компонент на различные организации различна, при этом изменение одной составляющей может привести к изменениям другой.
Проведем анализ факторов внешней среды прямого воздействия магазина «Варвара» (Таблица 9).
Таблица 9
Факторы
внешней среды прямого воздействия
магазина «Варвара».
Факторы | Характеристика |
Потребители | Полное и качественное удовлетворение спроса потребителей – цель деятельности любого торгового предприятия. Именно потребитель диктует, какие товары или услуги ему необходимы и по какой цене. Можно сказать, что магазин занимает достаточно выгодное месторасположение, так как в непосредственной близости больше нет магазинов с таким ассортиментом товаров, среди которых бытовая химия, парфюмерия, средства личной гигиены, детские товары чулочно-носочные изделия, нижнее белье, кожаная галантерея, хозяйственные товары, столовые приборы, сантехника, бытовая техника, обои, кафель, мебель. Единственным недостатком является его расположение на окраине района. Магазин рассчитан на любой контингент покупателей, т.е. в нем совершают покупки люди как с низким уровнем дохода, так и с высоким. |
Поставщики | Все виды товара, необходимые для реализации деятельности, магазин приобретает у поставщиков. Поступления товаров должны быть равномерными, иначе неудовлетворенный спрос приводит к упущенный прибыли и потери клиентов. Поставщики, в основном, постоянные, предоставляющие максимальные скидки. Самыми крупными являются: «АВЕДЭКС», «МАШОПТТОРГ», «ГРОСС», «ТОРНАДО», «ХОЗОПТОРГ», «Александровские мануфактуры». Мелкие поставки осуществляют ЧП Митрофанов, ООО «Севит», ЧП Зиборова, «Адриатик», ЧП Лудищева, «МИГМА». |
Конкуренты | Это организации с которыми магазины приходится бороться за покупателей, чтобы обеспечить свое существование. Изучение конкурентов является важным для руководства магазина и направлено на выявление слабых и сильных сторон конкурентов, для дальнейшего построения своей стратегии. Основные конкуренты – «Даяна», «Плант», «СИА», «Дружба», которые занимаются тем же видом деятельности и расположены в непосредственной близости с магазином. |
Подводя
итоги анализа факторов внешней
среды магазина, получив данные о
факторах представляющих опасность
или открывающих новые
Для выявления сильных и слабых сторон деятельности организации в целом необходимо проанализировать внутреннюю среду с помощью экспертных оценок.
Для данного анализа необходимо применить метод SWOT. Применяя такой метод, устанавливаются линии связи между сильными и слабыми сторонами организации, внешними угрозами и возможностями путем экспертной оценки.
Для проведения экспертной оценки угроз и возможностей магазина “Варвара”, а также выявления сильных и слабых сторон были привлечены 5 специалистов, оценивающие по десятибалльной шкале.
В роли специалистов (экспертов) выступили сотрудники данной организации:
На основании экспертных оценок составляем матрицу SWOT. С помощью матрицы, в которой установлена взаимосвязь между сильными и слабыми сторонами деятельности магазина «Варвара» и максимальными возможностями и угрозами, вырабатываются теоретические стратегии дальнейшего развития магазина.
Входе анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз выбираются стратегии, позволяющие максимально использовать имеющиеся возможности и сильные стороны, либо, наоборот, ослабить угрозы и уменьшить влияние слабых сторон.
Каждая из групп этих теоретических стратегий соответствует эталонным стратегиям развития, описание которых будет представлено далее. По различным причинам не все рассмотренные стратегии могут применяться на практике управления магазином «Варвара». Поэтому необходимо выявить оптимальную стратегию, в соответствии с которой исследуемый объект мог бы осуществлять свое дальнейшее развитие. Для этого используется матрица оценки эффективности стратегий.