Экономическое обоснование затрат и поиск путей их оптимизации в целях повышения доходности торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 05:11, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является экономическое обоснование затрат и поиск путей их оптимизации в целях повышения доходности торгового предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты оптимизации затрат;
дать общую характеристику предприятия;
провести горизонтальный, вертикальный и агрегированный анализы;
рассчитать и анализировать финансовые коэффициенты;
провести анализ расходов;
разработать проект управления затратами;
дать экономическое обоснование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты оптимизации затрат
Характеристика и содержание затрат…………………………………….6
Методы анализа затрат…………………………………………………...18
Пути оптимизации затрат………………………………………………...29
Глава II. Исследование эффективности затрат на предприятии
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………….37
2.2 Горизонтальный, вертикальный и агрегированный анализ…………41
2.3 Расчет и анализ финансовых коэффициентов…………………………45
Глава III. Рекомендации по оптимизации затрат
3.1. Анализ расходов ООО НТФ «Хардыы»………………………………...54
3.2. Мероприятия по совершенствованию управления затратами и расчет их экономической эффективности………………………………………………..64
Библиографический список……………………………………………………75

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 180.00 Кб (Скачать)

 

Для данного мероприятия  рекомендуется вменить в обязанности  товароведа анализ рынка и выбор  максимально подходящего поставщика на данном этапе по каждому направлению  закупок. Для этого заработная плата  такого специалиста увеличивается  на 50 тыс. руб. в год.

Для повышения объективности  оценки потенциального поставщика предприятия  могут прибегнуть к услугам специализированных агентств, одной из функций которых  является подготовка информации о поставщиках. Такой информацией, в частности, может быть оценка финансового положения  поставщика по таким показателям, как  ликвидность, чистая прибыль, оборачиваемость  и др. Однако для ООО НТФ «Хардыы» предпочтительным является наем собственного специалиста, поскольку функция закупок является очень важной и требует постоянной реализации.

Обобщение рассмотренных  подходов позволяет выделить главные  критерии, на которых рекомендуется  строить систему выбора поставщика в ООО НТФ «Хардыы»:

1. Качество продукции.  Относится к способности поставщика  обеспечить товары и услуги  в соответствии со спецификациями, а также с требованиями потребителя  независимо от того, соответствует  ли она спецификации.

2. Надежность поставщика (честность, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении  бизнеса с данной компанией,  финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки и сроков поставки и т. д.).

3. Цена. В цене должны  учитываться все затраты на  закупку конкретного материального  ресурса, т. е. транспортировку,  административные расходы, риск  изменения курсов валют, таможенные  пошлины и т. д.

4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию  требует сбора информации у  достаточно широкого круга лиц  из различных подразделений компании  и сторонних источников. Необходимо  соблюдать мнения о качестве  технической помощи, отношении поставщика  к скорости реакции на изменяющиеся  требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, квалификации обслуживающего персонала  и т. д.

5. Условия платежа и  возможность внеплановых поставок. Поставщики, предлагающие выгодные  условия платежа (например, с возможностью  получения отсрочки, кредита) и  гарантирующие возможность получения  внеплановых поставок, позволяют  избежать многих проблем снабжения.

Как показывает практика, системе  установленных критериев может  соответствовать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями  поставщиков.

Расходы на данное мероприятие  будут заключаться в оплате труда  специалиста и начислений:

 

50 * 1,34 = 67 тыс. руб.

 

Также потребуются представительские  расходы для встреч с потенциальными поставщиками в размере 150 тыс. руб. в год.

Ориентировочно в следующем  году товарооборот возрастет на 10 %. Также ожидается, что себестоимость  товаров сократится на 5 % в результате более грамотного выбора поставщиков.

Закупочная стоимость  товаров составит:

 

7709 * 0,95 * 1,1 = 8056,2 тыс. руб.

 

Рассчитаем показатели эффективности  мероприятия.

 

 

 

Таблица 3.10 Финансовые результаты ООО НТФ «Хардыы» в результате оптимизации поставщиков

Наименование 

До проведения мероприятия

После проведения мероприятия

Изменения

п/п

показателя

+/-

%

1

Товарооборот, тыс. руб.

15100

16610

1510

110,0

2

Закупочная стоимость  товаров, тыс. руб.

7709

8056,2

346,92

104,5

3

Наценка, тыс. руб.

7391

8554

1163,08

115,7

4

Переменные издержки обращения

5801

6598

797,07

113,7

5

Постоянные издержки обращения, тыс. руб.

637

637,0

0,00

100,0

6

Прибыль от реализации, тыс. руб.

953

1319

366,01

138,4

7

Прочие доходы, тыс. руб.

13

13

0,00

100,0

8

Прочие расходы, тыс. руб.

225

225

0,00

100,0

9

Балансовая прибыль, тыс. руб.

741

1107

366,01

149,4

10

Налог на прибыль и ЕНВД, тыс. руб.

178

216

38,00

121,3

11

Чистая прибыль, тыс. руб.

563

891

328,01

158,3

12

Численность работающих, чел.

21

21

0

100,0

13

Производительность труда, тыс. руб./чел.

719

791

71,90

110,0

14

Рентабельность деятельности, %

5,24

7,24

2,00

Х

15

Рентабельность продаж, %

4,91

6,66

1,76

Х


 

Итак, в результате балансовая прибыль возрастет на 366,01 тыс. руб. или на 49,4 %, чистая прибыль – на 58,3 %, рентабельность продаж на 1,76 %, а  рентабельность деятельности на 2 %.

В проекте предложены такие  пути совершенствования закупочной деятельности как оптимизация доставки товаров и оптимизация выбора поставщиков.

Данные мероприятия потребуют  следующих затрат (табл. 3.11)

 

Таблица 3.11 Расходы на предлагаемые мероприятия

Статья расходов

Сумма, тыс. руб.

Экономия расходов на доставку

-746,88

Расходы на доставку с помощью  специализированной компании

424

Дополнительная оплата труда товароведа

50

Начисления на оплату труда

17

Представительские расходы

150

Снижение затрат

-105,88


 

В результате данных мероприятий  ожидается сокращение затрат на 105,88 тыс. руб., а также снижение стоимости  товаров на 5 %.

Рассчитаем эффективность  предложенных мероприятий с помощью  сопоставления показателей ООО НТФ «Хардыы» до и после их внедрения. Ожидаемый прирост товарооборота составит 10 %.

Планируемый товарооборот:

 

15100 * 1,1 = 16610 тыс. руб.

 

Расчет себестоимости  после внедрения мероприятий:

- закупочная стоимость  товаров вырастет на 10 % и сократится  на 5 %:

 

7709 * 1,1 * 0,95 = 8056,2 тыс.руб. 

 

- планируемые переменные  издержки обращения:

 

(5801 – 746,88) * 1,1 + 424 + 217 = 6200 тыс.руб.

 

- планируемые постоянные  издержки обращения не изменятся.

Сводные показатели ООО НТФ «Хардыы» в результате внедрения мероприятий представлены в таблице.

 

Таблица 3.12 Технико-экономические показатели эффективности мероприятий

 

Наименование 

До проведения мероприятия

После проведения мероприятия

Изменения

п/п

показателя

+/-

%

1

Товарооборот, тыс. руб.

15100

16610

1510

110,0

2

Закупочная стоимость  товаров, тыс. руб.

7709

8056,2

346,92

104,5

3

Наценка, тыс. руб.

7391

8554

1163,08

115,7

4

Переменные издержки обращения

5801

6200

399,51

106,9

4

Постоянные издержки обращения, тыс. руб.

637

637,0

0,00

100,0

5

Прибыль от реализации, тыс. руб.

953

1717

763,57

180,1

6

Прочие доходы, тыс. руб.

13

13

0,00

100,0

7

Прочие расходы, тыс. руб.

225

225

0,00

100,0

8

Балансовая прибыль, тыс. руб.

741

1505

763,57

203,0

9

Налог на прибыль и ЕНВД, тыс. руб.

178

216

38,00

121,3

10

Чистая прибыль, тыс. руб.

563

1289

725,57

228,9

11

Численность работающих, чел.

21

19

-2

90,5

13

Производительность труда, тыс. руб./чел.

719

874

155,16

121,6

14

Рентабельность деятельности, %

5,24

10,10

4,86

Х

15

Рентабельность продаж, %

4,91

9,06

4,15

Х


 

Итак, в результате обоих  мероприятий предприятие получит  прирост товарооборота на 1510 тыс. руб. или 10 %, а прирост чистой прибыли  при этом составит 725,57 тыс. руб. или 128,9 %

Рентабельность продаж повысится  на 4,15 %, а рентабельность деятельности на 4,86 %. Очевидно, что предлагаемые мероприятия положительно повлияют на общие результаты деятельности предприятия  и сократят затраты.

 

Приложения

 

Таблица 3.1 Анализ прибыли

Наименование показателя

2010 г., тыс. руб.

2009 г., тыс. руб.

2008 г., тыс. руб.

Отклонение, тыс. руб.

Уровень в % к выручке  в 2010г

Уровень в % к выручке  в 2009г

Изменение 2010 г. к 2009 г., %

Уровень в % к выручке  в 2008 г

Изменение 2009 г. к 2008 г., %

1

2

3

4

5=гр2-гр3

6=гр3-гр4

7

8

9

10

11

Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  НДС, акцизов и аналог. платежей)

15100

14687

12617

413

2070

100,00

97,26

2,74

83,56

13,7

Себестоимость продукции, работ, услуг

13510

13647

11669

-137

1978

89,47

90,38

-0,91

77,28

13,1

Валовая прибыль

1590

1040

948

550

92

10,53

6,89

3,64

6,28

0,61

Коммерческие расходы

267

110

98

157

12

1,77

0,73

1,04

0,65

0,08

Управленческие расходы

370

370

309

0

61

2,45

2,45

0,00

2,05

0,4

Прибыль (убыток) от продаж

953

560

541

393

19

6,31

3,71

2,60

3,58

0,13

Прочие доходы

13

51

12

-38

39

0,09

0,34

-0,25

0,08

0,26

Прочие расходы

225

68

22

157

46

1,49

0,45

1,04

0,15

0,3

Прибыль (убыток) до налогообложения

741

543

531

198

12

4,91

3,60

1,31

3,52

0,08

Текущий налог на прибыль

178

130

127

47,52

2,88

1,18

0,86

0,32

0,84

0,02

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

563

413

404

150,48

9,12

3,73

2,73

1,00

2,67

0,06


 

Таблица 3.5 Анализ структуры  себестоимости товаров ООО НТФ «Хардыы»

Статьи затрат

2009

2010

2011

Изменение на 2009г.

Изменение на 2010г.

тыс. руб

уд. вес %

тыс. руб

уд. вес %

тыс. руб

уд. вес %

тыс . руб

уд. вес %

тыс . руб

уд. вес %

1.1 Прямые расходы, в  том числе:

7017,80

58,1

8722,20

61,7

8311,60

58,8

1704,40

3,6

-410,60

-3,0

Стоимость товаров

6453,50

53,4

8143,50

57,6

7709,30

54,5

1690,00

4,2

-434,20

-3,2

Транспортные расходы

564,30

4,7

578,70

4,1

602,30

4,3

14,40

-0,6

23,60

0,2

1.2 Косвенные расходы,  в том числе:

4651,20

38,5

4924,80

34,9

5198,40

36,7

273,60

-3,7

273,60

1,9

Заработная плата персонала

4080,00

33,8

4320,00

30,6

4560,00

32,2

240,00

-3,2

240,00

1,7

Начисления на заработную плату

571,20

4,7

604,80

4,3

638,40

4,5

33,60

-0,4

33,60

0,2

Коммерческие расходы

98,00

0,8

110,00

0,8

267,00

1,9

12,00

0,0

157,00

1,1

Управленческие расходы

309,00

2,6

370,00

2,6

370,00

2,6

61,00

0,1

0,00

0,0

Всего

12076,00

100,0

14127,00

100,0

14147,00

100,0

2051,00

0,0

20,00

0,0

Информация о работе Экономическое обоснование затрат и поиск путей их оптимизации в целях повышения доходности торгового предприятия