Пути повышения доходности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является анализ методов и путей повышения доходности предприятия, а именно рассмотрение следующих задач:
Абсолютного показателя доходности - прибыли, её состава и видов;
Относительного показателя – рентабельности;
Других показателей эффективности производства, применяемых на предприятиях;
Как позитивных, так и негативных факторов, влияющих на доходность;
Способов и путей улучшения финансового состояния предприятия.

Содержание

Введение……..………………………………………………………………
3
I. Теоретические основы доходности ….…………………….……… 5
1.1. Прибыль как главный показатель доходности предприятия .......... 5
1.2. Рентабельность ………………….………………….......................... 9
1.3. Факторы доходности ………………………………………..………. 10
II. Анализ финансового состояния колхоза им. Кирова ……………. 14
2.1. Характеристика природных и экономических условий колхоза им. Кирова …..……………………………………………………… 14
2.2. Анализ и оценка платежеспособности и финансовой устойчивости …………………………………………….…….…… 17
2.3. Анализ и оценка деловой активности и рентабельности ……….. 28
2.4 Общая оценка финансового состояния предприятия с целью определения кредитоспособности и возможности банкротства …. 30
III. Разработка и обоснование предложений по укреплению финансового положения предприятия ….………………………... 35
3.1. Пути повышения доходности предприятия ....………………….... 35
3.2. Прогнозный баланс предприятия ………………………………... 38
Выводы и предложения ………………………………………………....…. 44
Список использованной литературы …………………………….……….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

    Введение 

    Основная  цель любого предприятия состоит  в максимизации возможностей увеличения доходов ее вложения. В период перехода к рыночной экономике это становится важной задачей. Т.е. важным фактором дальнейшего  развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи.

     Функционирование  предприятия зависит от его способности  приносить достаточный уровень  доходности (прибыли). Но для достижения и поддержания финансовой стабильности важны не столько абсолютные размеры  прибыли, сколько ее уровень относительно капитала предприятия, собственного капитала и объема его выручки, т.е. рентабельность. Определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов его роста, методов определения эффективности является для предприятия приоритетной задачей.

      Анализ  доходности фирмы позволяет составить  обобщающее заключение относительно эффективности  его деятельности: рентабельности вложения капитала и оптимальности произведенных  затрат. Так же раскрывается система  показателей рентабельности, позволяющая разносторонне оценит эффективность управления активами и доходность деятельности.

      Многогранность  проблем связанных с финансовой устойчивостью и доходностью  предприятия предопределяют актуальность исследования.

     Основной  целью данной курсовой работы является анализ методов и путей повышения доходности предприятия, а именно рассмотрение следующих задач:

  1. Абсолютного показателя доходности - прибыли, её состава и видов;
  2. Относительного показателя – рентабельности;
  3. Других показателей эффективности производства, применяемых на предприятиях;
  4. Как позитивных, так и негативных факторов, влияющих на доходность;
  5. Способов и путей улучшения финансового состояния предприятия.

      Предмет исследования – финансовые процессы, протекающие на предприятии.

    Объект  исследования — колхоз им. Кирова Ибресинского района. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
    1. Показатели  доходности. Прибыль
 

    В результате производства и реализации товаров (услуг) формируются финансовые ресурсы предприятия, обеспечивающие кругооборот основного и оборотного капитала и взаимоотношения по завоеванию ниши рынка или выхода на мировой рынок, впоследствии рассчитывая на получения доходов. При анализе финансовой деятельности предприятия большее внимание уделяется рассмотрению структуры получаемых доходов, а так же динамику формирования прибыли. Это связано с тем, что прибыль является основным оценочным показателем деятельности фирмы, а так же является источником поступления доходов в бюджет государства, через систему налогообложения.

     Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.

     Получение прибыли – это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественным потребностям. Соподчиненность этих двух целей – удовлетворение потребности и получение прибыли – следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности.

     Прибыль является показателем, который наиболее точно отражает эффективность производства, объем качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование предприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Благодаря прибыли выполняются также обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

     Различают:

  • полную, общую прибыль, называемую валовой (балансовой), Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.
  • чистую прибыль, остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений,
  • бухгалтерскую, рассчитываемую как разницу между выручкой от реализации и денежными (явными) издержками,
  • экономическую прибыль, учитывает временные, альтернативные издержки.

     Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Приведем схему ее формирования.

    Емким информативным показателем является балансовая прибыль. В составе балансовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности предприятия. Основными составными элементами балансовой прибыли являются:

  • прибыль от реализации продукции, выполнения работ,
  • прибыль от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия;
  • финансовые результаты от внереализационных операций.

    Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Рассмотрим подробно все составные части балансовой прибыли.

    Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе, и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

    Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки  также исключается сумма наценок (скидок), поступающие торговым и снабженческо-сбытовым организациям, участвующим в сбыте продукции. Предприятие, экспортирующее продукцию, исключает и экспортные тарифы, направляемые в доход государства.

    Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Их состав регулируется законодательно. Затраты, образующие себестоимость, группируются по следующим элементам:

  • материальные затраты,
  • затраты на оплату труда,
  • отчисления на социальные нужды,
  • амортизация основных фондов,
  • прочие затраты.

    Прибыль от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Она отражает прибыль, полученную от реализации основных фондов, и другого имущества хозяйственного субъекта, отходов, нематериальных активов и т.п.

    Прибыль от прочей реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию. При установлении прибыли от реализации ОФ и иного имущества учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества.

    Перечень  внереализационных прибылей предприятия разнороден и довольно обширен. Он включает:

  • доходы, полученные от долевого участия в деятельности других хозяйственных субъектов, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и др. ценным бумагам, принадлежащим хозяйственному субъекту.
  • доходы от сдачи имущества в аренду,
  • доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции,
  • присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки, др. виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков,
  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, суммы средств, полученных безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности,
  • прочие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.

    К расходам и потерям относятся:

  • убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности,
  • недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации,
  • отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте,
  • судебные издержки и арбитражные сборы и др.
 

     1.2 Рентабельность 

     Если  прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель доходности предприятия. Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство, но и для образования прибыли. Величина рентабельности измеряется уровнем рентабельности. Уровень и динамика рентабельности дают реальное представление о финансовом благополучии фирмы. Применение этого показателя наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов продукции. Существует несколько десятков способов расчета рентабельности, весьма различных по своим задачам и по качеству. В данной курсовой работе приведены только некоторые из них.

    Рентабельность  продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. Рентабельность отдельных видов продукции зависит  от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному виду. В зарубежной литературе этот показатель называется маржой прибыли (коммерческой маржой). Экономический смысл его – в отражении удельного веса чистой прибыли в каждом рубле оборота.

    Рентабельность  реализованной продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию.

    Рентабельность  всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к  выручке от реализации продукции; по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (РП); по отношению чистой прибыли к выручке от РП. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализованной продукции.

    Рентабельность  товарной продукции определяется как  отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство.

    Рентабельность  вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 рубль вложений в имущество предприятия.

    При расчете используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества  определяется по бухгалтерскому отчету. Рентабельность собственных средств  предприятия определяется отношением чистой прибыли к его собственным средствам, определенным по балансу. 

    1.3 Факторы доходности 

    В условиях рыночной экономики на доходность предприятия влияют самые разнообразные  факторы. В зависимости от направленности деятельность их можно объединить в 2 группы: позитивные и негативные.

    Позитивные  – это такие факторы, которые  благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные – наоборот. Нередко отрицательное воздействие  одних факторов способно снизить  или даже свести на нет позитивное влияние других.

    Наличие множества разнообразных факторов делает необходимой их группировку. В основу классификации факторов могут быть положены различные признаки:

Информация о работе Пути повышения доходности предприятия