Пути оптимизации товарных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в разработке путей оптимизации товарных запасов ресторана «Шоколад».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1) раскрыть понятие, сущность товарного обеспечения организации общественного питания;
2) раскрыть методику анализа товарных запасов и товарооборачиваемости организации питания;
3) раскрыть методические аспекты планирования товарных запасов в общественном питании;
4) провести анализ товарного обеспечения ресторана «Шоколад»;
5) предложить пути оптимизации товарных запасов ресторана «Шоколад».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономическая сущность сырья и товаров в общественном питании………5
1.1 Понятие, сущность товарного обеспечения организации общественного питания………………………………………………………………………….....5
1.2 Методика анализа товарных запасов и товарооборачиваемости организации питания………………………………………………………..…..10
1.3 Методические аспекты планирования товарных запасов в общественном питании…………………………………………………………………………..12
2. Анализ товарного обеспечения ресторана «Шоколад»…………………….20
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ресторана «Шоколад»……………………………………………………………………….20
2.2 Анализ товарного обеспечения ресторана «Шоколад»…………………...25
2.3 Оценка факторов, влияющих на товарные запасы и товарооборачиваемость…………………………………………………………30
3. Пути оптимизации товарных запасов ресторана «Шоколад»…………...…33
3.1 Планирование и нормирование запасов как один из путей их оптимизации………………………………………………………………..…….33
3.2 Ускорение товарооборачиваемости - условие оптимизации товарных запасов……………………………………………………………………..……..35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...43

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Экономическая сущность сырья  и товаров в общественном питании………5

1.1 Понятие, сущность товарного  обеспечения организации общественного  питания………………………………………………………………………….....5

1.2 Методика анализа товарных запасов и товарооборачиваемости организации питания………………………………………………………..…..10

1.3 Методические аспекты планирования  товарных запасов в общественном  питании…………………………………………………………………………..12

2. Анализ товарного обеспечения  ресторана «Шоколад»…………………….20

2.1 Организационно-экономическая характеристика  деятельности ресторана «Шоколад»……………………………………………………………………….20

2.2 Анализ товарного обеспечения  ресторана «Шоколад»…………………...25

2.3 Оценка факторов, влияющих  на товарные запасы и товарооборачиваемость…………………………………………………………30

3. Пути оптимизации  товарных запасов ресторана «Шоколад»…………...…33

3.1 Планирование и нормирование  запасов как один из путей  их оптимизации………………………………………………………………..…….33

3.2 Ускорение товарооборачиваемости  - условие оптимизации товарных запасов……………………………………………………………………..……..35

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованных источников…………………………………………...43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для обеспечения ритмичной  работы, наиболее полного удовлетворения спроса посетителей в организации  общественного питания и на складах должны быть определенные товарные запасы. По назначению запасы товаров подразделяют на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной работы объекта общепита. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. не завышенными и не заниженными. Завышенные запасы ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту потерь и других расходов, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное - к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, снижению объема розничного товарооборота.

В деятельности организаций  общественного питания текущие товарные запасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития розничного товарооборота, а с другой - как составную часть финансового плана и основу расчета потребности в источниках собственных и заемных средств. В этой связи нормативы текущих товарных запасов, а равно и фактическое их наличие должны оцениваться при анализе товарного покрытия товарооборота по розничным ценам (в общественном питании - по продажной стоимости), а при планировании финансов и изучении финансового положения организации - по себестоимости (по покупной стоимости).

Тема курсовой работы актуальна и современна, так как, очень велико значение розничного товарооборота  в экономике Республики Беларусь, поскольку именно через розничную торговую сеть и объекты общественного питания происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.

Цель курсовой работы состоит в разработке путей оптимизации товарных запасов ресторана «Шоколад».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных  задач:

1) раскрыть понятие, сущность товарного обеспечения организации общественного питания;

2) раскрыть методику анализа товарных запасов и товарооборачиваемости организации питания;

3) раскрыть методические аспекты планирования товарных запасов в общественном питании;

4) провести анализ товарного обеспечения ресторана «Шоколад»;

5) предложить пути оптимизации товарных запасов ресторана «Шоколад».

Объектом исследования является ресторан «Шоколад».

Предмет исследования - комплекс вопросов оценки и анализа товарных запасов организации общественного  питания.

Курсовая работа базируется на законодательных и нормативных актах, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет исследования.

Аналитическая часть  курсовой работы опирается на информацию литературных источников, бухгалтерские  и статистические данные ресторана «Шоколад» за 2010-2011 гг.

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ  СЫРЬЯ И ТОВАРОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ  ПИТАНИИ

 

1.1 Понятие,  сущность товарного обеспечения  организации общественного питания

 

Для работы организаций  общественного питания необходимо снабжение их сырьем, полуфабрикатами, покупными товарами в определенном количестве и ассортименте для обеспечения выпуска кулинарной продукции и товарооборота. План снабжения организаций питания разрабатывается в форме баланса и состоит из следующих разделов: потребность в сырье, товарах, запасы сырья и товаров на начало и конец планового периода, поступление сырья и товаров.

Планирование снабжения  сырьем и товарами начинается с анализа  выполнения этого плана за прошлые  годы и текущий период. Кроме того, исходной информацией для планирования являются данные об объеме товарных фондов, нормы расхода сырья на единицу изделия, плановая производственная программа, объем запланированной продукции и товарооборота [6, с. 67].

В первую очередь рассчитывается потребность в сырье и покупных товарах. На планируемый период ее можно определить двумя методами.

При первом методе расчета  используются данные о производственной программе и индивидуальные нормы  расхода сырья на единицу продукции (на одно блюдо или на одно изделие). Нормы расхода сырья приведены в специальных сборниках рецептур, составленных в ассортиментном разрезе.

При втором методе расчета  применяются среднегрупповые нормы  расхода сырья.

На практике потребность  в сырье на основе индивидуальных норм расхода на единицу изделия  определяется в небольших организациях общественного питания. При этом методе расчета потребность в сырье определяют по каждому наименованию кулинарных изделий умножением их количества по производственной программе на индивидуальные нормы расхода сырья на единицу продукции. Поскольку одно и то же сырье (например, мясо) используется для приготовления различных блюд (первых, вторых и др.), общую потребность в сырье для выполнения производственной программы рассчитывают суммированием расхода сырья на каждое изделие [5, с. 58].

Для определения потребности в сырье на отдельные виды кулинарной продукции по индивидуальным нормам применяется формула:

 

Qn = (n × q) / 1000,    (1.1)

 

где Qn - количество сырья, необходимое для выполнения производственной программы, кг;

n - индивидуальная норма расхода сырья на единицу изделия, г;

q - количество блюд  в плановом периоде [6, с. 68].

Запасы сырья и товаров  создаются в организациях общественного  питания в целях обеспечения  их бесперебойной производственно-торговой деятельности. В товарных запасах сети общественного питания учитываются запасы всех товаров, имеющихся в наличии в организации, числящиеся на их балансе и предназначенные для текущего (нормального) хранения, обеспечивающие повседневную реализацию, а также запасы товаров сезонного хранения (включая картофель, овощи и фрукты). Товарные запасы в сети общественного питания учитываются в розничных ценах. В товарные запасы в сети общественного питания включаются товары, имеющиеся в наличии в ресторанах, столовых, кафе, закусочных, буфетах и т.п.

В объем товарных запасов  не включаются товары в пути; тара всех видов; товары материально-технического снабжения; запасы товаров на складах  юридических лиц, их обособленных подразделений, занимающихся неторговой деятельностью; готовая продукция в подсобных производственных предприятиях; товары отгруженные, по которым расчетные документы не сданы на инкассо в учреждения банков.

Особенности запасов  в организациях общественного питания  состоят в том, что они связаны  и с процессом производства, и  с процессом обращения. Процесс производства в организациях питания обеспечивается в основном запасами сырья, а также переходящим незавершенным производством. Эти элементы запаса обеспечивают выполнение производственной деятельности предприятия питания. Процесс реализации обусловливает наличие товарного запаса, то есть запасов готовой продукции, изготовленной предприятием, и покупных товаров. Эти элементы запаса обеспечивают процессы обращения и реализации. На практике запасы по функциональным видам (производственные и товарные) не разграничиваются, а рассматриваются как товарные.

Одна из особенностей запасов организаций питания  заключается в ограниченном их размере. Это связано с тем, что сырье  и продовольственные товары имеют  определенные сроки хранения. Кроме  того, небольшие организации питания не имеют в достаточном количестве складских помещений, не всегда обеспечены специальным оборудованием для хранения сырья и продуктов [13, с. 41].

В связи с тем, что  товарооборот организации подразделяется на оборот по продукции собственного производства и оборот по реализации покупных товаров, особенность запасов состоит в том, что они могут быть покупными товарами. Доля покупных товаров зависит от типа организации: в столовых они могут занимать меньший удельный вес, а в ресторанах их доля выше.

Различают текущие и  сезонные запасы. Текущие запасы - это  запасы сырья и товаров, объем  которых обеспечивает выполнение производственной программы и плана реализации покупных товаров. Запасы сезонного  хранения могут быть созданы по картофелю, овощам и другой сельскохозяйственной продукции для обеспечения организации питания на длительный период. Необходимо отметить, что сезонные запасы должны создаваться в оптовой торговле, на оптовых складах фирм, чтобы освободить организации питания от несвойственных им функций длительного хранения товаров [5, с. 61].

По времени различают  товарные запасы на начало, конец периода, а также средние запасы. Средний  запас сырья и товаров - величина средних за период (месяц, квартал, год) товарных запасов, выраженных в денежных единицах.

Учет запасов сырья  и товаров характеризует их объем  на определенные даты, например, на 1 января, 1 февраля, 1 марта, 1 апреля и т.д. Для  расчета средней величины запаса следует использовать данные о запасах  на начало каждого месяца.

Средний запас за месяц  равен половине суммы объема начального и конечного запаса. Средний запас  за квартал, полугодие, год определяется по формуле:

 

,    (1.2)

 

где а1, а2, …, аn - сумма товарного запаса на определенную дату;

n - количество дат [6, с. 75].

Данные о средних  запасах сырья и товаров используют для расчета показателя товарооборачиваемости.

Для измерения запасов  используют абсолютные и относительные  величины. Абсолютные показатели запасов  могут быть стоимостными и натуральными. Относительные показатели характеризуют размер запасов по сравнению с другими показателями, например с однодневным товарооборотом или однодневным расходом сырья.

Важным относительным  показателем товарных запасов является запас в днях оборота или уровень товарных запасов. Он рассчитывается по формуле:

Здн = З / Тодн или Здн = (З × Д) / Т,   (1.3)

 

где Тодн - среднедневной валовой товарооборот;

З - товарные запасы на определенную дату в денежных единицах;

Д - количество дней в  периоде (за год 360, квартал 90, месяц 30);

Т - валовой товарооборот за период [6, с. 76].

Для расчета запаса в  днях оборота следует сумму валового товарооборота уменьшить на величину наценки на продукцию общественного  питания, тогда и объем оборота, и величина запаса сырья и товара будут выражены в розничных ценах. В связи с этим организации питания могут рассчитывать запасы в днях оборота следующим образом:

 

Здн = З / Родн,     (1.4)

 

где Родн - среднедневной расход сырья и продуктов в розничных ценах.

Запасы в днях оборота  определяют по товарным группам и в целом по организации питания. Экономический смысл этого показателя заключается в том, что по его величине можно судить, на сколько дней при данном объеме товарооборота организация питания обеспечено имеющимся в наличии запасом сырья и товаров [9, с. 36].

На абсолютные и относительные  размеры товарных запасов организации  общественного питания влияют следующие  факторы:

- конъюнктура рынка продовольственных товаров;

- объем, структура производственной программы, объем розничного товарооборота;

- частота завоза, ритмичность поставок сырья и товаров;

- местонахождение поставщиков;

- форма оплаты;

- сроки хранения продовольственных товаров, сырья;

- тип организации общественного питания, ее наценочная категория;

- соответствие ассортимента продовольственных товаров спросу населения;

Информация о работе Пути оптимизации товарных запасов