Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:43, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в разработке путей оптимизации товарных запасов ресторана «Шоколад».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1) раскрыть понятие, сущность товарного обеспечения организации общественного питания;
2) раскрыть методику анализа товарных запасов и товарооборачиваемости организации питания;
3) раскрыть методические аспекты планирования товарных запасов в общественном питании;
4) провести анализ товарного обеспечения ресторана «Шоколад»;
5) предложить пути оптимизации товарных запасов ресторана «Шоколад».
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономическая сущность сырья и товаров в общественном питании………5
1.1 Понятие, сущность товарного обеспечения организации общественного питания………………………………………………………………………….....5
1.2 Методика анализа товарных запасов и товарооборачиваемости организации питания………………………………………………………..…..10
1.3 Методические аспекты планирования товарных запасов в общественном питании…………………………………………………………………………..12
2. Анализ товарного обеспечения ресторана «Шоколад»…………………….20
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ресторана «Шоколад»……………………………………………………………………….20
2.2 Анализ товарного обеспечения ресторана «Шоколад»…………………...25
2.3 Оценка факторов, влияющих на товарные запасы и товарооборачиваемость…………………………………………………………30
3. Пути оптимизации товарных запасов ресторана «Шоколад»…………...…33
3.1 Планирование и нормирование запасов как один из путей их оптимизации………………………………………………………………..…….33
3.2 Ускорение товарооборачиваемости - условие оптимизации товарных запасов……………………………………………………………………..……..35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...43
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Экономическая сущность
1.1 Понятие, сущность товарного
обеспечения организации
1.2 Методика анализа товарных запасов
и товарооборачиваемости организации
питания………………………………………………………..
1.3 Методические аспекты
2. Анализ товарного обеспечения ресторана «Шоколад»…………………….20
2.1 Организационно-экономическая
2.2 Анализ товарного обеспечения
ресторана «Шоколад»…………………...
2.3 Оценка факторов, влияющих
на товарные запасы и
3. Пути оптимизации
товарных запасов ресторана «
3.1 Планирование и нормирование
запасов как один из путей
их оптимизации…………………………………………
3.2 Ускорение
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Для обеспечения ритмичной работы, наиболее полного удовлетворения спроса посетителей в организации общественного питания и на складах должны быть определенные товарные запасы. По назначению запасы товаров подразделяют на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной работы объекта общепита. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. не завышенными и не заниженными. Завышенные запасы ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту потерь и других расходов, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное - к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, снижению объема розничного товарооборота.
В деятельности организаций общественного питания текущие товарные запасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития розничного товарооборота, а с другой - как составную часть финансового плана и основу расчета потребности в источниках собственных и заемных средств. В этой связи нормативы текущих товарных запасов, а равно и фактическое их наличие должны оцениваться при анализе товарного покрытия товарооборота по розничным ценам (в общественном питании - по продажной стоимости), а при планировании финансов и изучении финансового положения организации - по себестоимости (по покупной стоимости).
Тема курсовой работы актуальна и современна, так как, очень велико значение розничного товарооборота в экономике Республики Беларусь, поскольку именно через розничную торговую сеть и объекты общественного питания происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.
Цель курсовой работы состоит в разработке путей оптимизации товарных запасов ресторана «Шоколад».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1) раскрыть понятие, сущность товарного обеспечения организации общественного питания;
2) раскрыть методику анализа товарных запасов и товарооборачиваемости организации питания;
3) раскрыть методические аспекты планирования товарных запасов в общественном питании;
4) провести анализ товарного обеспечения ресторана «Шоколад»;
5) предложить пути оптимизации товарных запасов ресторана «Шоколад».
Объектом исследования является ресторан «Шоколад».
Предмет исследования - комплекс
вопросов оценки и анализа товарных
запасов организации
Курсовая работа базируется на законодательных и нормативных актах, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет исследования.
Аналитическая часть курсовой работы опирается на информацию литературных источников, бухгалтерские и статистические данные ресторана «Шоколад» за 2010-2011 гг.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
СЫРЬЯ И ТОВАРОВ В
1.1 Понятие,
сущность товарного
Для работы организаций
общественного питания
Планирование снабжения сырьем и товарами начинается с анализа выполнения этого плана за прошлые годы и текущий период. Кроме того, исходной информацией для планирования являются данные об объеме товарных фондов, нормы расхода сырья на единицу изделия, плановая производственная программа, объем запланированной продукции и товарооборота [6, с. 67].
В первую очередь рассчитывается потребность в сырье и покупных товарах. На планируемый период ее можно определить двумя методами.
При первом методе расчета
используются данные о производственной
программе и индивидуальные нормы
расхода сырья на единицу продукции
(на одно блюдо или на одно изделие).
Нормы расхода сырья приведены
При втором методе расчета
применяются среднегрупповые
На практике потребность в сырье на основе индивидуальных норм расхода на единицу изделия определяется в небольших организациях общественного питания. При этом методе расчета потребность в сырье определяют по каждому наименованию кулинарных изделий умножением их количества по производственной программе на индивидуальные нормы расхода сырья на единицу продукции. Поскольку одно и то же сырье (например, мясо) используется для приготовления различных блюд (первых, вторых и др.), общую потребность в сырье для выполнения производственной программы рассчитывают суммированием расхода сырья на каждое изделие [5, с. 58].
Для определения потребности в сырье на отдельные виды кулинарной продукции по индивидуальным нормам применяется формула:
Qn = (n × q) / 1000, (1.1)
где Qn - количество сырья, необходимое для выполнения производственной программы, кг;
n - индивидуальная норма расхода сырья на единицу изделия, г;
q - количество блюд в плановом периоде [6, с. 68].
Запасы сырья и товаров
создаются в организациях общественного
питания в целях обеспечения
их бесперебойной производственно-
В объем товарных запасов не включаются товары в пути; тара всех видов; товары материально-технического снабжения; запасы товаров на складах юридических лиц, их обособленных подразделений, занимающихся неторговой деятельностью; готовая продукция в подсобных производственных предприятиях; товары отгруженные, по которым расчетные документы не сданы на инкассо в учреждения банков.
Особенности запасов в организациях общественного питания состоят в том, что они связаны и с процессом производства, и с процессом обращения. Процесс производства в организациях питания обеспечивается в основном запасами сырья, а также переходящим незавершенным производством. Эти элементы запаса обеспечивают выполнение производственной деятельности предприятия питания. Процесс реализации обусловливает наличие товарного запаса, то есть запасов готовой продукции, изготовленной предприятием, и покупных товаров. Эти элементы запаса обеспечивают процессы обращения и реализации. На практике запасы по функциональным видам (производственные и товарные) не разграничиваются, а рассматриваются как товарные.
Одна из особенностей запасов организаций питания заключается в ограниченном их размере. Это связано с тем, что сырье и продовольственные товары имеют определенные сроки хранения. Кроме того, небольшие организации питания не имеют в достаточном количестве складских помещений, не всегда обеспечены специальным оборудованием для хранения сырья и продуктов [13, с. 41].
В связи с тем, что товарооборот организации подразделяется на оборот по продукции собственного производства и оборот по реализации покупных товаров, особенность запасов состоит в том, что они могут быть покупными товарами. Доля покупных товаров зависит от типа организации: в столовых они могут занимать меньший удельный вес, а в ресторанах их доля выше.
Различают текущие и сезонные запасы. Текущие запасы - это запасы сырья и товаров, объем которых обеспечивает выполнение производственной программы и плана реализации покупных товаров. Запасы сезонного хранения могут быть созданы по картофелю, овощам и другой сельскохозяйственной продукции для обеспечения организации питания на длительный период. Необходимо отметить, что сезонные запасы должны создаваться в оптовой торговле, на оптовых складах фирм, чтобы освободить организации питания от несвойственных им функций длительного хранения товаров [5, с. 61].
По времени различают товарные запасы на начало, конец периода, а также средние запасы. Средний запас сырья и товаров - величина средних за период (месяц, квартал, год) товарных запасов, выраженных в денежных единицах.
Учет запасов сырья и товаров характеризует их объем на определенные даты, например, на 1 января, 1 февраля, 1 марта, 1 апреля и т.д. Для расчета средней величины запаса следует использовать данные о запасах на начало каждого месяца.
Средний запас за месяц равен половине суммы объема начального и конечного запаса. Средний запас за квартал, полугодие, год определяется по формуле:
, (1.2)
где а1, а2, …, аn - сумма товарного запаса на определенную дату;
n - количество дат [6, с. 75].
Данные о средних
запасах сырья и товаров
Для измерения запасов используют абсолютные и относительные величины. Абсолютные показатели запасов могут быть стоимостными и натуральными. Относительные показатели характеризуют размер запасов по сравнению с другими показателями, например с однодневным товарооборотом или однодневным расходом сырья.
Важным относительным показателем товарных запасов является запас в днях оборота или уровень товарных запасов. Он рассчитывается по формуле:
Здн = З / Тодн или Здн = (З × Д) / Т, (1.3)
где Тодн - среднедневной валовой товарооборот;
З - товарные запасы на определенную дату в денежных единицах;
Д - количество дней в периоде (за год 360, квартал 90, месяц 30);
Т - валовой товарооборот за период [6, с. 76].
Для расчета запаса в днях оборота следует сумму валового товарооборота уменьшить на величину наценки на продукцию общественного питания, тогда и объем оборота, и величина запаса сырья и товара будут выражены в розничных ценах. В связи с этим организации питания могут рассчитывать запасы в днях оборота следующим образом:
Здн = З / Родн, (1.4)
где Родн - среднедневной расход сырья и продуктов в розничных ценах.
Запасы в днях оборота определяют по товарным группам и в целом по организации питания. Экономический смысл этого показателя заключается в том, что по его величине можно судить, на сколько дней при данном объеме товарооборота организация питания обеспечено имеющимся в наличии запасом сырья и товаров [9, с. 36].
На абсолютные и относительные размеры товарных запасов организации общественного питания влияют следующие факторы:
- конъюнктура рынка продовольственных товаров;
- объем, структура производственной программы, объем розничного товарооборота;
- частота завоза, ритмичность поставок сырья и товаров;
- местонахождение поставщиков;
- форма оплаты;
- сроки хранения продовольственных товаров, сырья;
- тип организации общественного питания, ее наценочная категория;
- соответствие ассортимента продовольственных товаров спросу населения;