Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа
Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с экологией на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно. “Озоновая дыра”, радиоактивное загрязнение, глобальное потепление климата, состояние воздушных бассейнов в крупных городах наглядно свидетельствуют о том, что наша среда обитания истощена до предела.
Введение.
Проблема
защиты экологии встала перед человечеством
сравнительно недавно. Но уже в нашем
веке, который ознаменовал себя
масштабным истощением природных ресурсов,
огромным количеством вредных выбросов
в атмосферу и океан, уничтожением
лесов и множеством иных факторов,
усугубляющих положение с экологией
на нашей планете, экологическая
катастрофа приблизилась необычайно.
“Озоновая дыра”, радиоактивное
загрязнение, глобальное потепление климата,
состояние воздушных бассейнов
в крупных городах наглядно свидетельствуют
о том, что наша среда обитания
истощена до предела. От нашей активности
в сфере охраны окружающей среды
зависит решение вопроса о
выживании, сохранение здоровья людей
и создание нормальных условий их
жизнедеятельности. Термин “охрана
окружающей среды” не совсем удачен. Под
ним понимаются экономические, правовые,
социально-политические и организационно-
В
этой связи, весьма актуальным становится
экономический аспект проблемы. В
самом деле, благие призывы - “не
сорить”, в обязательном порядке
должны быть подкреплены комплексом
экономических и других мер воздействия
на тех, кто эти призывы игнорирует.
Об охране экологии, в век бизнеса,
нельзя говорить иначе, как в экономических
категориях. В предлагаемой работе
сделана попытка такого разговора.
Экономическое обоснование охраны
окружающей
среды гостиничных и
туристских комплексов.
1. Экологические стандарты.
Размышляя
об экологии, нельзя не сказать об экологических
стандартах. Грань, отделяющая сегодняшнее
состояния нашей планеты от экологической
катастрофы настолько тонка, что
речь надо вести не об “экологии
вообще”, а о размерах отклонений
экологических характеристик
Стандарты качества окружающей среды устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий, которые не должны превышаться в данной среде или ее компонентах. Эти стандарты были впервые использованы в США в начале 70-х годов в Федеральных законах о качестве воздуха и о качестве вод. В соответствии с Законом 1970 г. о чистом воздухе стандарты вводятся на уровне штатов в планах мероприятий по соблюдению национальных стандартов качества воздуха (НСКВ) и распространяются на действующие и новые источи загрязнения воздуха. В поправках 1977 г. к этому закону НСКВ подразделяются на первичные и вторичные. Первичные устанавливают предельно допустимые количества (ПДК) химических веществ в атмосфере в интересах охраны здоровья населения, вторичные вводят предельно допустимые уровни загрязнения (ПДУ), достаточные для охраны природной среды и "общественного благосостояния" от реальных и потенциальных последствий загрязнения . Стандарты качества окружающей среды существовали и в странах Восточной Европы, но не соблюдались в силу отсутствия соответствующих законодательных механизмов. Из стран Западной Европы в последние несколько лет они были введены в Германии и Дании. Традиционными стандартами качества окружающей среды являются стандарты качества воздуха и вод, шума и вибрации, неприятных запахов.
Товарные стандарты - стандарты на продукцию, обычно общенациональные, которыми могут определяться:
-предельные уровни содержания загрязнителей или неблагоприятных воздействий в составе продукта;
-
свойства и характеристики
- способы использования.
Товарные стандарты используются для запрета или ограничения производства экологически вредной продукции. В случае необходимости в них также включаются правила тестирования, упаковки и маркировки продукции.
Технологические стандарты представляют собой спецификации экологического характера для средств техники, оборудования технологических процессов и т п. Они могут быть конструкционными и эксплуатационными.
Промышленные круги во многих странах недовольным тем, что строгие экономические законы и регулирующие нормы ставят их в неблагоприятное положение в конкуренции с иностранными Фирмами, которые сталкиваются с более мягким регулированием. Такой аргумент приводится и в отношении экологических налогов и платежей.
Заявления эти, однако, отнюдь не полностью соответствуют действительности. Долгосрочная выгода часто перевешивает краткосрочный недостаток конкурентоспособности.
Оригинальная практика сложилась в Японии, где механизмы управления ориентированы на разработку в первую очередь стандартов здоровья, дополненных ограничениями эмиссий для отдельных отраслей промышленности и видов производства. Экологические стандарты вырабатываются в процессе так называемых публичных переговоров между промышленными Фирмами и местными органами власти . В Финляндии также нет единообразной системы экологических стандартов выбросов. Вместо этого каждая область имеет право вести переговоры со строителями и достичь договоренности о приемлемых экологических нагрузках.
Существует еще один вид стандартов - стандарты "межрегиональной диффузии", которые определяют объем загрязняющих веществ, выносимых за пределы региона на определенный промежуток времени.
Фирмы
в Японии, Германии,
Швеции и других странах уже реагируют
на повышение цен на
энергию, на существующие
экологические
нормы и их будущее ужесточение
более эффективными производственными
процессами и более
экологически чистой продукцией.
2. Контроль за состоянием окружающей
среды.
Для
обеспечения объективной
Экологический мониторинг может быть задействован на следующих этапах экологической политики:
1)
Оценка стратегии с целью
2)
Деятельность по уменьшению
- краткосрочный мониторинг при катастрофическом загрязнении в целях охраны здоровья людей;
-
мониторинг соблюдения
-
мониторинг при комплексной
3) Выявление новых проблем и создание политики по их решению.
Распределение ролей в экологическом мониторинге между национальным правительством, штатными (региональными) и местными властями зависит от структуры институтов в каждой конкретной стране. Обычно мониторинг проводится местными властями. Они должны контролировать выбросы предприятий и реагировать на превышение лимитов и других разрешающих условий, а также если деятельность предприятия осуществляется при отсутствии требуемого разрешения. Если разрешение не предусмотрено, местные власти должны проверять, ведется ли деятельность в соответствии со специальными требованиями законодательства в этой области.
Частные
агентства и Фирмы также
вовлечены во многих случаях в
схемы мониторинга. Происходит это в основном
как часть принципа "загрязнитель
платит”. Очевидно,
что первым шагом в контроле загрязнения
является знание типа
и объема выброса загрязнителя.
Поэтому фирмы
занимаются мониторингом
своих собственных
выбросов в целях оценки соблюдения
ими разрешений или лицензий
и нормативного (стандартного)
состояния окружающей среды в окрестностях
данного объекта.
3. Экономическое обоснование охраны окружающей среды.
Многие специалисты, в том числе и юристы, в развитых странах считают экологические проблемы по сути проблемами экономическими. Такая позиция согласуется с тем, что в настоящее время во многих странах и особенно в США наблюдается ослабление административного регулирования экономики. Экономические методы адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная особенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.
Роль
экономических методов
В
числе экономических
-платежи или налоги за право
пользования природными
- компенсационные платежи за
выбытие природных ресурсов из
целевого использования или
- платежи или налоги за выбросы
загрязняющих веществ в
- дополнительный налог с
Все
эти чисто экономические
3.1. Эмиссионный налог и платежи.
Давно
известна точка зрения, объявляющая
противозаконной любую
В качестве основной меры контроля за загрязнением в развитых капиталистических странах предусмотрено введение налогов природопользователей и загрязнителей окружающей среды, преимущественно на региональном и местном уровнях. Так в ФРГ сравнительно недавно законодательно введена система налогообложения всех загрязняющих производств. В Нидерландах такая система функционирует уже на протяжении 10 лет, во Франции - начиная с 60-х годов.
Система налогов на загрязнение воздуха и вод очень сложна. Она заключается в установлении платы за единицу загрязнения для всех источников на таком уровне, при котором стремление к минимизации издержек привело бы к общему снижению загрязнения, достаточному для достижения стандартов.
Налоговая система имеет два главных преимущества по-cpавнению с системой административного достижения стандартов ПДВ или ПДК.
Во-первых, в результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает ситуация, при которой борьба с загрязнением будет концентрироваться на тех объектах, где она дешевле всего. Каждый загрязнитель будет уменьшать загрязнение до тех пор, пока предельные издержки предотвращения загрязнения не сравняются с установленной платой за загрязнение.
Во-вторых,
налоговая система может
В
экологическом плане
Альтернативой эмиссионному налогу являются платежи, устанавливаемые для любого источника выбросов и взимаемые только в том случае, если выбросы превышают заранее установленный уровень. Практика таких платежей существует с 1973 года в Японии.
Информация о работе Экономическое обосноване охраны окружающей среды