Пути повышения доходности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Функционирование предприятия зависит от его способности приносить достаточный уровень доходности (прибыли). Определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов его роста, методов определения эффективности является для предприятия приоритетной задачей. Поэтому значение данной проблемы трудно переоценить. Доходность побуждает предпринимателей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая работа.doc

— 52.50 Кб (Скачать)
 
 

1.1  ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

            Функционирование предприятия зависит  от его способности приносить  достаточный уровень доходности (прибыли).Определение основных направлений  повышения эффективности производства, факторов его роста, методов определения эффективности является для предприятия приоритетной задачей. Поэтому значение данной проблемы трудно переоценить. Доходность побуждает предпринимателей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

   В экономической теории различают  два вида дохода: доход как понятие  частнохозяйственное: доходы по найму, доходы от предпринимательской деятельности. Во-вторых, доход как понятие народно-хозяйственное.

   Доход – это денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени. Это  итог работы предприятия, физического  лица, либо всего общества в денежном выражении.

   В рыночной экономике основными источниками доходов являются: трудовая деятельность персонала, работающего по найму, и лиц свободных профессий; предпринимательская деятельность; собственность; средства государства и предприятий, распределенные в соответствии с принадлежностью к определенной социальной группе и категории персонала; личные подсобные хозяйства (ЛПХ); доходы от нелегальной деятельности.

   Доходами  предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашения  обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением основных вкладов участников (собственников имущества). Доходы организации делятся на: доходы от обычных видов деятельности;  операционные доходы; внереализационные доходы; чрезвычайные доходы.

   Основной  удельный вес в общей сумме доходов эффективно работающего предприятия занимают доходы от обычных видов деятельности. Под обычными видами деятельности понимается изготовление продукции, перепродажа товаров или оказание услуг, т. е. те виды деятельности, с целью осуществления которых создано предприятие /3, c. 97/.

   В целом результативность любого предприятия  можно оценивать с помощью  абсолютного показателя – прибыль  и относительного –рентабельность.

   1.2Прибыль. 
Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продажи превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) -стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, а также других затрат на ее производство и реализацию. (5,с.43).Их состав регулируется законодательно. Затраты, образующие себестоимость, группируются по следующим элементам:            

               материальные затраты,

               затраты на оплату труда,

      отчисления  на социальные нужды,

      амортизация основных фондов,

         прочие затраты (7, с.42).

   В общем виде показатель прибыли можно  рассчитать следующим образом:  П =ВР – С,

Где П  – прибыль от продаж; ВР – выручка  от продажи продукции (работ, услуг); С – себестоимость реализованной  продукции (работ, услуг).

   Из  данной формулы следует, что любое  изменение выручки или себестоимости  влечет за собой адекватное изменение прибыли.

   Поэтому прибыль, как важнейшая категория  рыночных отношений, выполняет следующие  функции:

  • как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности;
  • стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования;
  • как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.

   Распределяют  прибыль путем направления ее в бюджет и по статьям использования  на предприятии.

   Первоначально определяется общая (валовая) прибыль, которая учитывает прибыль от всей деятельности предприятия.

   Основную  часть общей прибыли предприятия  получают от реализации товарной продукции  в действующих ценах без НДС  и акцизов затрат на производство и реализацию этой продукции /5, с.263/.

   Из  общей прибыли исключаются доходы от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также прибыль от посреднических операций и сделок, расчет налога, по которым осуществляется в ином порядке. Доходы юридических лиц по государственным  ценным бумагам, а также от оказания услуг по их размещению также исключаются из валовой прибыли, так как вообще не подлежат обложению налогом.

     После перечисленных корректировок  валовой прибыли остается налогооблагаемая  прибыль, с которой уплачивается  налог на прибыль.

   В соответствии с законодательством, чистая прибыль – это валовая прибыль за вычетом всех налогов на прибыль, полученная от различных форм хозяйственной деятельности. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.

   1.3Рентабельность. 
Кроме прибыли, очень важно для увеличения доходности предприятия   повышение  рентабельности.

   Рентабельность  – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий  уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений.

   В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли или  к затраченным средствам, или  к выручке от реализации, или к  активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании /2, c. 222/.

   1.4 Факторы, влияющие на доходность предприятия:

   В зависимости от направленности деятельность их можно объединить в 2 группы: позитивные– это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные наоборот .

   В  зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние.

   Все внутренние факторы можно разделить  на объективные и субъективные. Объективные – это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления. Субъективные факторы составляют абсолютное большинство, они полностью зависят от субъекта управления. Доходность предприятия в значительной степени зависит и от внешних факторов.

   Также на доходность предприятия влияют экстенсивные и интенсивные факторы.

   К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, их использования во времени, а также непроизводительное использование.

   К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования  ресурсов /5, с.13/.

   Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.

   В сложившейся сложной ситуации одной  из самых первостепенных задач предприятия  становится отыскание возможных  путей избежания банкротства  и повышения доходности. Рост доходов, является основным показателем безубыточной работы предприятия, зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции, при этом должны производиться такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.

   Существенное  влияние на снижение себестоимости  оказывают мероприятия, связанные  с улучшением использования рабочего времени. Для многих производств, являющихся материалоемкими или энергоемкими, важнейшим направлением снижения себестоимости является экономия материалов и энергетических средств.

   В настоящее время снижение себестоимости  должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

   Не  менее важными факторами, влияющие на величину доходности предприятия, является изменение объема производства. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот /5, с.129/.

   Улучшение качества производимой продукции можно  добиться за счет многих факторов, таких как техническое совершенствование производства, проведение работ по модернизации и т.д. Очевидно, что качество продукции определяет уровень цен на предприятии, что в значительной степени влияет на величину прибыли.

   Следует также учесть, что на величину прибыли, а значит и доходность предприятия влияет изменение остатков нереализованной продукции. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции, как в количественном, так и суммарном выражении.

   В последнее время в условиях развития предпринимательства появилось  больше возможностей увеличить объем  прибыли за счет внереализационных  операций. В этой области наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности.

   Предприятие также может сдать часть своего имущества в аренду и в  итоге  получит доход, увеличивающий его валовую прибыль /4, с.139/.

Из этого  перечня мероприятий вытекает, что  они тесно связаны с другими  мероприятиями, направленными на снижение издержек производства, на улучшение  качества продукции, на более эффективное  использование всех факторов производства.

   Предприятию очень необходимо определять так  называемую точку безубыточности производства и реализации продукции. Точка безубыточности соответствует такому объему продаж, при котором фирма покрывает  все постоянные и переменные затраты, не имея прибыли. С помощью точки безубыточности определяется порог, за которым объем продаж, обеспечивает рентабельность. Более того, при определении стратегии, фирма должна учитывать запас финансовой прочности. Имея большой запас финансовой прочности, предприятие может осваивать новые рынки, инвестировать средства как в ценные бумаги, так и в развитие производства.

   При определении точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприниматели  могут планировать размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат /5, c.33/.

    • Список  использованной литературы
    1. Экономика предприятия (фирмы):Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М., 2004. – 601с.
    2. Волков О. И., Скляренко В. К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М., 2003. –280с.
    3. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Л. Горфинкеля, проф. В. А. Швандера. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 718с.
    4. Грузинов В. Г., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд. доп. –М.: Финансы и статистика, 2001. – 208с.
    5. Ковалева А. М., Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА – М., 2000. – 416с.
    6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1994.
    7. Финансы предприятий. Учебн. пособие / Под. ред. проф. Е.И. Бородиной. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1995.

Информация о работе Пути повышения доходности предприятия