НДФЛ. Пути оптимизации налогов и сборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики.
Налогообложение граждан в различных странах базируется на сопоставимых принципах:
1. Обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов;
2. Обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ».

Содержание

1.Место и роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе и доходных источниках бюджетов…………………………………………………………….
2.Плательщики налога, объект налогообложения. Налоговая база………
3. Оптимизация налогов и сборов…………………………………………..
3.1 Понятие налоговой оптимизации……………………………………….
3.2 Налоговые оптимизационные схемы…………………………………...
3.3 Минимизация налоговых платежей…………………………………….
3.4 Пути минимизации налоговых платежей………………………………
3.5 Специальные методы налоговой оптимизации………………………..
Список использованной литературы……………………………………….

Работа содержит 1 файл

Исправленная Курсовая налогооблож.docx

— 45.12 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

1.Место и роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе и доходных источниках бюджетов…………………………………………………………….  
3
    2.Плательщики налога, объект налогообложения. Налоговая база………
4
3. Оптимизация налогов и сборов………………………………………….. 19

3.1 Понятие налоговой оптимизации……………………………………….

19

3.2 Налоговые оптимизационные схемы…………………………………...

19
3.3 Минимизация  налоговых платежей……………………………………. 20
3.4 Пути минимизации налоговых платежей……………………………… 22

3.5 Специальные методы налоговой оптимизации………………………..

23
Список  использованной литературы………………………………………. 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Место и роль налога на доходы физических лиц  в налоговой системе  и доходных источниках бюджетов

      Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики.

     Налогообложение граждан в различных странах базируется на сопоставимых принципах:

  1. Обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов;
  2. Обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ».

     Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности. В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется действие философского закона единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий.

      Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений.

      В налоговой системе РФ налог с физических лиц - наиболее значительный по суммам поступлений и кругу плательщиков. НДФЛ стабильно занимает четвертое место после единого социального налога, НДС и налога на прибыль.

      НДФЛ является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается государством непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

      Как и любой другой налог, НДФЛ является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней, регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан, стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов, помощи наименее защищенным категориям населения.

  1. Плательщики налога, объект налогообложения. Налоговая база.

      В соответствии со ст. 207 Налогового  кодекса РФ налогоплательщиками  налога на доходы физических  лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами  РФ, а также физические лица, получающие  доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами  РФ.

     Налоговыми резидентами признаются  физические лица, фактически находящиеся  в Российской Федерации не  менее 183 календарных дней в  течение 12 следующих подряд месяцев.  Период нахождения физического  лица в Российской Федерации  не прерывается на периоды  его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

      Независимо от фактического времени  нахождения в Российской Федерации  налоговыми резидентами Российской  Федерации признаются российские  военнослужащие, проходящие службу  за границей, а также сотрудники  органов государственной власти  и органов местного самоуправления, командированные на работу за  пределы Российской Федерации.

      При определении налогового статуса  физического лица организации  необходимо учитывать 12-месячный  период, определяемый на дату  получения дохода физическим  лицом, в том числе начавшийся  в одном налоговом периоде  (календарном году) и продолжающийся  в другом налоговом периоде  (календарном году). [3 п.1]

      183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение вышеуказанных 12 следующих подряд месяцев.

     Дни нахождения за пределами  Российской Федерации независимо  от цели выезда не учитываются,  за исключением случаев, прямо  предусмотренных Кодексом. В случае если срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять не менее 183 дней, указанное физическое лицо будет являться налоговым резидентом Российской Федерации в текущем налоговом периоде, и его доходы от источников на территории Российской Федерации подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 13 процентов.

     Налоговыми резидентами Российской  Федерации являются физические  лица вне зависимости от принадлежности  к гражданству. Любой гражданин  Российской Федерации или иностранный  гражданин, а так же лицо  без гражданства, находящиеся  на территории Российской Федерации  менее 183 дней в течение следующих  подряд месяцев, не являются  налоговыми резидентами Российской  Федерации.

      В соответствии со ст. 208 Налогового  кодекса РФ объект налогообложения  налогом на доходы физических  лиц определяется отдельно по  признаку налогового резидентства. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный как от источников в РФ, так и от источников за пределами РФ. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в РФ.

      Статья 41 Налогового кодекса РФ устанавливает общие для всех налогов, в том числе и для налога на доходы физических лиц, принципы определения доходов.

      Первым принципом является положение, согласно которому доходом признается экономическая выгода (в денежной или натуральной форме), определяемая в соответствии с положениями ч. II Налогового кодекса РФ.

      Иными словами, в отношении налога на доходы физических лиц доходом признается такая экономическая выгода, которая указана в главе 23 Налогового кодекса РФ (доходы в денежной и натуральной формах, а также в виде материальной выгоды).

      Вторым принципом является положение, в соответствии с которым доход учитывается только в случае возможности его оценки. Следовательно, если невозможно определить стоимость дохода, то он не увеличивает налогооблагаемую базу.

      Помимо указанных двух общих условий определения дохода для НДФЛ предусмотрено специальное правило. Согласно п. 5 ст. 208 Налогового кодекса РФ при исчислении налога не признаются доходами доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ. Исключением в данном случае являются доходы, полученные указанными физическими лицами в результате заключения между ними договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений. К членам семьи относятся: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).[2 ст.2 п.1] Близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющими общих отца или мать) братья и сестры.[2 ст.14]

      Статья 42 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок определения места происхождения дохода. Для разрешения данного вопроса предусмотрено два правила:

     1) место происхождения дохода (доход  от источников в РФ или доход  от источников за пределами  РФ) определяется по правилам, предусмотренным  в ч. II Налогового кодекса РФ;

     2) если положения Налогового кодекса  не позволяют однозначно отнести  полученные налогоплательщиком  доходы к доходам от источников  в РФ либо к доходам от  источников за пределами РФ, отнесение  их к тому или иному источнику  осуществляется Минфином РФ. В  аналогичном порядке в указанных  доходах определяются доля, которая  может быть отнесена к доходам  от источников в РФ, и доли, которые могут быть отнесены  к доходам от источников за пределами РФ. [ 1 п. 4 ст. 208]

      Для целей определения объекта налогообложения налоговыми резидентами РФ и лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, предусмотрена ст. 208 Налогового кодекса РФ.

      Данная статья состоит из трех основных частей (пунктов), которые определяют:

     а) перечень доходов, которые в целях  исчисления налога на доходы физических лиц относятся к доходам от источников в РФ [1 cт.208 п. 1];

     б) перечень доходов, которые в целях  исчисления налога на доходы физических лиц не относятся к доходам, полученным от источников  в

РФ [1 ст.208 п. 2];

     в) перечень доходов, которые в целях  исчисления налога на доходы физических лиц относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ [ 1 ст.208 п. 3].

       В зависимости от механизма уплаты налога исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится:

     а) российскими организациями, индивидуальными предпринимателями, постоянными представительствами иностранных организаций, являющимися налоговыми агентами - по доходам, выплачиваемым физическим лицам;

     б) индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, частными детективами, занимающимися частной практикой, - по доходам, полученным от такой деятельности;

     в) физическими лицами по доходам:

     - полученным от других физических  лиц, не являющихся налоговыми  агентами;

     - полученным от продажи имущества,  принадлежащего этим лицам на  праве собственности;

     - полученным от источников, находящихся  за пределами РФ (только для  физических лиц - налоговых резидентов  РФ);

     - полученным от налоговых агентов,  при получении которых не был  удержан налог;

     - полученным в виде выигрышей,  выплачиваемых организаторами тотализаторов  и других, основанных на риске  игр (в том числе с использованием  игровых автоматов).

       Исчисление налоговой базы налоговыми агентами осуществляется на основе данных регистров бухгалтерского и налогового учета. Регистром налогового учета в данном случае выступает Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме № 1-НДФЛ.

       Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Информация о работе НДФЛ. Пути оптимизации налогов и сборов