Экономическое обоснование затрат и поиск путей их оптимизации в целях повышения доходности торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 05:11, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является экономическое обоснование затрат и поиск путей их оптимизации в целях повышения доходности торгового предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты оптимизации затрат;
дать общую характеристику предприятия;
провести горизонтальный, вертикальный и агрегированный анализы;
рассчитать и анализировать финансовые коэффициенты;
провести анализ расходов;
разработать проект управления затратами;
дать экономическое обоснование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты оптимизации затрат
Характеристика и содержание затрат…………………………………….6
Методы анализа затрат…………………………………………………...18
Пути оптимизации затрат………………………………………………...29
Глава II. Исследование эффективности затрат на предприятии
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………….37
2.2 Горизонтальный, вертикальный и агрегированный анализ…………41
2.3 Расчет и анализ финансовых коэффициентов…………………………45
Глава III. Рекомендации по оптимизации затрат
3.1. Анализ расходов ООО НТФ «Хардыы»………………………………...54
3.2. Мероприятия по совершенствованию управления затратами и расчет их экономической эффективности………………………………………………..64
Библиографический список……………………………………………………75

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 180.00 Кб (Скачать)

Под логистикой первоначально  понимали только организацию снабжения  и сбыта, совсем недавно на западе выработан иной подход – логистика  понимается как организация процесса в узком смысле – как организация  бизнес-процессов компании.

Необходимо различать  понятия "затраты по коммерческой деятельности" и "затраты на маркетинг", "логистические издержки". Последние  должны использоваться лишь в том  случае, если предприятие действительно  применяет в своей деятельности маркетинг и логистику, и возникающие  затраты обусловлены только их внедрением.

Так, маркетинг связан с  новыми для предприятия затратами  по обеспечению функционирования четырех  подсистем: маркетинговой информации (включая затраты на маркетинговые  исследования), планирования маркетинга, разработки новых товаров, маркетингового контроля.

Логистика связана с издержками выполнения функций по координации  операций складирования, транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, упаковки и т.п.; по содержанию координирующей службы; по созданию и функционированию информационной системы и т.д.

Затраты по коммерческой деятельности связаны с выполнением других функций, рассмотренных выше, поэтому  они имеют самостоятельное значение. Это утверждение обосновывают по крайней мере два аргумента.

Во-первых, коммерческая деятельность имеет место независимо от того, применяется или нет маркетинг (равно как и логистика) предприятием, так как сама технология коммерческих операций не охватывается маркетингом, а имеет самостоятельное значение.

Во-вторых, даже в странах  с развитой рыночной экономикой количество фирм, действительно ориентированных  на маркетинг, не так уж велико, а  отрыв от рыночной ситуации, от потребителя  вовсе не является редкостью. Аналогичная  ситуация – и с применением  логистики в деятельности Российских предприятий.

Указывая на самостоятельное  значение затрат по коммерческой деятельности, нельзя не отметить, что применение маркетинга и логистики в значительной степени может повлиять на их величину, состав и структуру.

 

 

    1. Методы анализа затрат

 

Оценка исследования, являясь  важным элементом функции контроля, подготавливает информацию для обоснованного  их планирования. В системе управления затратами оценка исследования затрат заканчивает функциональный цикл и  одновременно является его началом.

Затраты подвергаются анализу  как в целом по предприятию, так  и по производственным подразделениям, экономическим элементам затрат и калькуляционным статьям, видам  деятельности, единицам продукции (работ, услуг), стадиям производственного  процесса и другим объектам учета.

Основные задачи анализа  текущих затрат заключаются в  установлении тенденций изменения  их суммы и уровня, определении  отклонений данных отчетного года от данных прошлого года и плановых данных, выявлении основных причин, вызвавших  эти отклонения, разработке мероприятий  по разумному сокращению расходов и  соблюдению режима экономии.

Такой анализ следует начинать с сопоставления фактических  данных отчетного года с данными  прошлых периодов ( в плановыми  данными). Разница между суммой издержек обращения отчетного и прошлого годов выражает абсолютное значения экономии или перерасхода издержек обращения:

АЭ (П) = ∑ИО1 – ИО0 (1),

Где АЭ (П) – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек обращения, руб.;

∑ИО1 - сумма издержек обращения в отчетном году, руб.;

ИО0 - сумма издержек обращения в прошлом году, руб.

Однако на основе абсолютных данных сделать объективные выводы о динамике издержек обращения: с  увеличением объема товарооборота  сумма издержек обращения растет и, наоборот, с уменьшением объема – уменьшается. Поэтому анализ издержек обращения необходимо увязывать  с изменением объема товарооборота. Это означает, что оценка расходов дается не только по их сумме, но и по уровню в процентах к товарообороту:

У = ×100, (2)

Где У – уровень издержек обращения, % к обороту;

∑ИО - сумма издержек обращения, руб.;

Т – объем товарооборота, руб.

Уровень издержек обращения  в процентах к товарообороту  показывает долю текущих расходов торгового предприятия в розничной цене товара.

Отклонение по уровню от данных прошлых лет называется размером снижения или повышения уровня:

 

Рсн (пов) = У1 – У0 (3)

 

Где Рсн (пов) – размер снижения (повышения) уровня издержек обращения, % к обороту;

У1 – уровень издержек обращения отчетного года, % к обороту;

У0 – уровень издержек обращения прошлого года, % к обороту.

В экономической литературе для анализа интенсивности изменения  уровня издержек обращения используется показатель темпа его снижения или  повышения:

 

Тсн(пов) = ×100%, (4)

 

Где Тсн(пов) – темп снижения (повышения) суммы издержек обращения, %;

У1 - уровень издержек обращения отчетного года, % к обороту;

У0 уровень издержек обращения прошлого года, % к обороту.

Использовать данный показатель не совсем корректно, так как в  этом случае определяется процент (изменения) от процента (уровня издержек обращения). Интенсивность изменения издержек обращения может быть определена по темпам изменения (базисным или цепным) их суммы:

 

Т сн(пов) = ×100% (5),

 

Где Тсн(пов) – темп снижения (повышения) уровня издержек обращения, %;

- сумма издержек обращения в  отчетном году, руб.;

- сумма издержек обращения в  прошлом году, руб.

Расчет суммы абсолютной экономии (перерасхода) издержек обращения  должен быть дополнен определением суммы  их относительной экономии или перерасхода. Эта величина отражает изменение  расхода в сравнении с изменением объема товарооборота.

Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения определяется умножением объема товарооборота отчетного  года на размер изменения уровня издержек обращения и делением полученного  произведения на 100%:

∑ОЭ (п) = , (6)

Где ∑ОЭ (п) – сумма относительной  экономии (перерасхода) издержек обращения, руб.;

Т1 – объем товарооборота  в отчетном году, руб.;

У1 – уровень издержек обращения отчетного года, % к  обороту;

У0 – уровень издержек обращения прошлого года, % к обороту.

Следующий этап анализа издержек обращения – определение эффективности  их использования.

Это осуществляется с использованием следующих показателей:

  • Товарооборот в расчете на 1 руб. издержек обращения:

ТИ = (7),

Где ТИ – объем товарооборота, приходящийся на 1 руб. издержек обращения, руб.;

Т – объем товарооборота, руб.

Данный показатель характеризует  объем товарооборота, который приходится на 1 руб. текущих затрат по ведению  хозяйственной деятельности;

  • Рентабельность текущих расходов:

 

РИ = (8),

Где РИ – рентабельность текущих расходов, руб.;

П – сумма чистой прибыли, руб.

Рентабельность текущих  расходов показывает, какую сумму  прибыли получает предприятие с  каждого рубля издержек обращения.

Для обобщающей характеристики использования текущих расходов может быть использован интегральный показатель:

IИ = √ТИ×РИ, (9)

Где IИ – интегральный показатель эффективности использования текущих расходов.

Метод наименьших квадратов (МНК) – один из наиболее широко используемых методов при решении многих задач  восстановления регрессионных зависимостей. Впервые МНК был использован  Лежандром в 1806 г. для решения задач небесной механики на основе экспериментальных данных астрономических наблюдений. В 1809 г. Гаусс изложил статистическую интерпретацию МНК и тем самым дал начало широкого применения статистических методов при решении задач восстановления регрессионных зависимостей. Строгое математическое обоснование и установление границ содержательной применимости метода наименьших квадратов даны А.А. Марковым и А.Н. Колмогоровым. Ныне способ представляет собой один из важнейших разделов математической статистики и широко используется для статистических выводов в различных областях науки и техники.

Идея МНК основана на том, чтобы минимизировать сумму квадратов  отклонений расчетных значений от эмпирических, т.е. нужно оценить параметры о  функции f(a,x) таким образом, чтобы  ошибки еi= уi-f(а,х), точнее - их квадраты, по совокупности были минимальными. Для  этого нужно решить задачу минимизации  суммы квадратов остатков S=e12+..+en2

Метод наименьших квадратов  — один из методов регрессионного анализа для оценки неизвестных  величин по результатам измерений, содержащих случайные ошибки. Применяется  также для приближённого представления  заданной функции другими (более  простыми) функциями и часто оказывается  полезным при обработке наблюдений. В настоящее время широко применяется  при обработке количественных результатов  естественнонаучных опытов, технических  данных, астрономических и геодезических  наблюдений и измерений.

Можно выделить следующие  достоинства метода:

а) Наиболее простой метод  выбора значений b1 и b2, чтобы остатки  были минимальными;

б) доступность полученных математических выводов.

в) При выполнении условий  Гаусса-Маркова МНК-оценки будут  наилучшими (наиболее эффективными) линейными (комбинации Yi) несмещёнными оценками параметров регрессии (b1 и b2).

Условия Гаусса-Маркова:

-    модель линейна  по параметрам и правильно  специфицирована;

-    объясняющая переменная  в выборке имеет некоторую  вариацию;

-     математическое  ожидание случайного члена равно  нулю;

-    случайный член  гомоскедастичен;

- значения случайного  члена имеют взаимно независимые  распределения;

-    случайный член  имеет нормальное распределение

Основным недостатком  МНК-оценки являются эффективными линейными  несмещёнными только при выполнении всех условий Гаусса-Маркова, что  на практике встречается редко.

Метод наименьших квадратов  является наиболее распространенным методом  оценивания параметров уровня регрессии, и применим только для линейных относительно параметров моделей или приводимых к линейным с помощью преобразования и замены переменных.

Большую роль в обосновании  управленческих решений в бизнесе  играет маржинальный (предельный) анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки – объем производства (реализации) продукции – прибыль» и прогнозировании критической  и оптимальной величины каждого  из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

Сущность маржинального  анализа заключается в анализе  соотношения объема продаж (выпуска  продукции), себестоимости и прибыли  на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях..

Маржинальный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами  на единицу продукции, постоянными  издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без  разделения издержек на постоянные и  переменные.

Значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного  вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, то выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Исчисление маржинального дохода позволяет  определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг  и тот объем продаж, начиная  с которого предприятие получает прибыль.В основе маржинального  анализа основе лежит деление  затрат на переменные и постоянные.

На практике набор критериев  отнесения статьи к переменной или  постоянной части зависит от специфики  организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

Практика показывает, что, как правило, предприятия отрасли  однономенклатурным производством  не ограничиваются, в связи с чем, возникает необходимость проведения маржинального анализа в условиях многономенклатурного производства.

В силу того, что различные  виды продукции продаются по различным  ценам, имеют разную себестоимость  и норму прибыли при многономенклатурном  выпуске, маржинальный анализ усложняется. Решение данной проблемы возможно различными путями, в том числе раздельным анализом номенклатуры выпускаемой  продукции с определением индивидуальных точек безубыточности по уравнению, которое используется при анализе  единственного изделия. В этом случае целесообразно наряду с прямыми  переменными затратами непосредственно  на конкретный вид продукции относить прямые постоянные затраты (которые явно относятся к данному виду продукции и при прекращении его выпуска исчезают).

Результат анализа безубыточности во многом зависит от структуры затрат, т. е. от соотношения переменных и  постоянных составляющих в совокупных затратах. Теория маржинального анализа  не дает однозначного ответа на вопрос, каким должно быть наиболее оптимальное (прибыльное) соотношение переменных и постоянных затрат.

При высоких постоянных затратах для достижения точки безубыточности необходим значительный объем продаж, который может быть связан с длительным периодом времени. Положительным моментом является высокий рост прибыли после  достижения точки безубыточности. Однако организации с такими характеристиками обладают высокими рисками.

Информация о работе Экономическое обоснование затрат и поиск путей их оптимизации в целях повышения доходности торгового предприятия