Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 05:11, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является экономическое обоснование затрат и поиск путей их оптимизации в целях повышения доходности торгового предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты оптимизации затрат;
дать общую характеристику предприятия;
провести горизонтальный, вертикальный и агрегированный анализы;
рассчитать и анализировать финансовые коэффициенты;
провести анализ расходов;
разработать проект управления затратами;
дать экономическое обоснование.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты оптимизации затрат
Характеристика и содержание затрат…………………………………….6
Методы анализа затрат…………………………………………………...18
Пути оптимизации затрат………………………………………………...29
Глава II. Исследование эффективности затрат на предприятии
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………….37
2.2 Горизонтальный, вертикальный и агрегированный анализ…………41
2.3 Расчет и анализ финансовых коэффициентов…………………………45
Глава III. Рекомендации по оптимизации затрат
3.1. Анализ расходов ООО НТФ «Хардыы»………………………………...54
3.2. Мероприятия по совершенствованию управления затратами и расчет их экономической эффективности………………………………………………..64
Библиографический список……………………………………………………75
Под логистикой первоначально понимали только организацию снабжения и сбыта, совсем недавно на западе выработан иной подход – логистика понимается как организация процесса в узком смысле – как организация бизнес-процессов компании.
Необходимо различать понятия "затраты по коммерческой деятельности" и "затраты на маркетинг", "логистические издержки". Последние должны использоваться лишь в том случае, если предприятие действительно применяет в своей деятельности маркетинг и логистику, и возникающие затраты обусловлены только их внедрением.
Так, маркетинг связан с новыми для предприятия затратами по обеспечению функционирования четырех подсистем: маркетинговой информации (включая затраты на маркетинговые исследования), планирования маркетинга, разработки новых товаров, маркетингового контроля.
Логистика связана с издержками выполнения функций по координации операций складирования, транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, упаковки и т.п.; по содержанию координирующей службы; по созданию и функционированию информационной системы и т.д.
Затраты по коммерческой деятельности
связаны с выполнением других
функций, рассмотренных выше, поэтому
они имеют самостоятельное
Во-первых, коммерческая деятельность
имеет место независимо от того,
применяется или нет маркетинг
(равно как и логистика) предприятием,
так как сама технология коммерческих
операций не охватывается маркетингом,
а имеет самостоятельное
Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой количество фирм, действительно ориентированных на маркетинг, не так уж велико, а отрыв от рыночной ситуации, от потребителя вовсе не является редкостью. Аналогичная ситуация – и с применением логистики в деятельности Российских предприятий.
Указывая на самостоятельное значение затрат по коммерческой деятельности, нельзя не отметить, что применение маркетинга и логистики в значительной степени может повлиять на их величину, состав и структуру.
Оценка исследования, являясь важным элементом функции контроля, подготавливает информацию для обоснованного их планирования. В системе управления затратами оценка исследования затрат заканчивает функциональный цикл и одновременно является его началом.
Затраты подвергаются анализу как в целом по предприятию, так и по производственным подразделениям, экономическим элементам затрат и калькуляционным статьям, видам деятельности, единицам продукции (работ, услуг), стадиям производственного процесса и другим объектам учета.
Основные задачи анализа текущих затрат заключаются в установлении тенденций изменения их суммы и уровня, определении отклонений данных отчетного года от данных прошлого года и плановых данных, выявлении основных причин, вызвавших эти отклонения, разработке мероприятий по разумному сокращению расходов и соблюдению режима экономии.
Такой анализ следует начинать с сопоставления фактических данных отчетного года с данными прошлых периодов ( в плановыми данными). Разница между суммой издержек обращения отчетного и прошлого годов выражает абсолютное значения экономии или перерасхода издержек обращения:
АЭ (П) = ∑ИО1 – ИО0 (1),
Где АЭ (П) – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек обращения, руб.;
∑ИО1 - сумма издержек обращения в отчетном году, руб.;
ИО0 - сумма издержек обращения в прошлом году, руб.
Однако на основе абсолютных данных сделать объективные выводы о динамике издержек обращения: с увеличением объема товарооборота сумма издержек обращения растет и, наоборот, с уменьшением объема – уменьшается. Поэтому анализ издержек обращения необходимо увязывать с изменением объема товарооборота. Это означает, что оценка расходов дается не только по их сумме, но и по уровню в процентах к товарообороту:
У = ×100, (2)
Где У – уровень издержек обращения, % к обороту;
∑ИО - сумма издержек обращения, руб.;
Т – объем товарооборота, руб.
Уровень издержек обращения в процентах к товарообороту показывает долю текущих расходов торгового предприятия в розничной цене товара.
Отклонение по уровню от данных прошлых лет называется размером снижения или повышения уровня:
Рсн (пов) = У1 – У0 (3)
Где Рсн (пов) – размер снижения (повышения) уровня издержек обращения, % к обороту;
У1 – уровень издержек обращения отчетного года, % к обороту;
У0 – уровень издержек обращения прошлого года, % к обороту.
В экономической литературе
для анализа интенсивности
Тсн(пов) = ×100%, (4)
Где Тсн(пов) – темп снижения (повышения) суммы издержек обращения, %;
У1 - уровень издержек обращения отчетного года, % к обороту;
У0 уровень издержек обращения прошлого года, % к обороту.
Использовать данный показатель
не совсем корректно, так как в
этом случае определяется процент (изменения)
от процента (уровня издержек обращения).
Интенсивность изменения
Т сн(пов) = ×100% (5),
Где Тсн(пов) – темп снижения (повышения) уровня издержек обращения, %;
- сумма издержек обращения в отчетном году, руб.;
- сумма издержек обращения в прошлом году, руб.
Расчет суммы абсолютной
экономии (перерасхода) издержек обращения
должен быть дополнен определением суммы
их относительной экономии или перерасхода.
Эта величина отражает изменение
расхода в сравнении с
Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения определяется умножением объема товарооборота отчетного года на размер изменения уровня издержек обращения и делением полученного произведения на 100%:
∑ОЭ (п) = , (6)
Где ∑ОЭ (п) – сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения, руб.;
Т1 – объем товарооборота в отчетном году, руб.;
У1 – уровень издержек обращения отчетного года, % к обороту;
У0 – уровень издержек обращения прошлого года, % к обороту.
Следующий этап анализа издержек
обращения – определение
Это осуществляется с использованием следующих показателей:
ТИ = (7),
Где ТИ – объем товарооборота, приходящийся на 1 руб. издержек обращения, руб.;
Т – объем товарооборота, руб.
Данный показатель характеризует объем товарооборота, который приходится на 1 руб. текущих затрат по ведению хозяйственной деятельности;
РИ = (8),
Где РИ – рентабельность текущих расходов, руб.;
П – сумма чистой прибыли, руб.
Рентабельность текущих расходов показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля издержек обращения.
Для обобщающей характеристики использования текущих расходов может быть использован интегральный показатель:
IИ = √ТИ×РИ, (9)
Где IИ – интегральный показатель эффективности использования текущих расходов.
Метод наименьших квадратов (МНК) – один из наиболее широко используемых методов при решении многих задач восстановления регрессионных зависимостей. Впервые МНК был использован Лежандром в 1806 г. для решения задач небесной механики на основе экспериментальных данных астрономических наблюдений. В 1809 г. Гаусс изложил статистическую интерпретацию МНК и тем самым дал начало широкого применения статистических методов при решении задач восстановления регрессионных зависимостей. Строгое математическое обоснование и установление границ содержательной применимости метода наименьших квадратов даны А.А. Марковым и А.Н. Колмогоровым. Ныне способ представляет собой один из важнейших разделов математической статистики и широко используется для статистических выводов в различных областях науки и техники.
Идея МНК основана на том, чтобы минимизировать сумму квадратов отклонений расчетных значений от эмпирических, т.е. нужно оценить параметры о функции f(a,x) таким образом, чтобы ошибки еi= уi-f(а,х), точнее - их квадраты, по совокупности были минимальными. Для этого нужно решить задачу минимизации суммы квадратов остатков S=e12+..+en2
Метод наименьших квадратов
— один из методов регрессионного
анализа для оценки неизвестных
величин по результатам измерений,
содержащих случайные ошибки. Применяется
также для приближённого
Можно выделить следующие достоинства метода:
а) Наиболее простой метод выбора значений b1 и b2, чтобы остатки были минимальными;
б) доступность полученных математических выводов.
в) При выполнении условий Гаусса-Маркова МНК-оценки будут наилучшими (наиболее эффективными) линейными (комбинации Yi) несмещёнными оценками параметров регрессии (b1 и b2).
Условия Гаусса-Маркова:
- модель линейна по параметрам и правильно специфицирована;
- объясняющая переменная в выборке имеет некоторую вариацию;
- математическое
ожидание случайного члена
- случайный член гомоскедастичен;
- значения случайного
члена имеют взаимно
- случайный член имеет нормальное распределение
Основным недостатком МНК-оценки являются эффективными линейными несмещёнными только при выполнении всех условий Гаусса-Маркова, что на практике встречается редко.
Метод наименьших квадратов является наиболее распространенным методом оценивания параметров уровня регрессии, и применим только для линейных относительно параметров моделей или приводимых к линейным с помощью преобразования и замены переменных.
Большую роль в обосновании
управленческих решений в бизнесе
играет маржинальный (предельный) анализ,
методика которого базируется на изучении
соотношения между тремя
Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях..
Маржинальный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.
Значения удельных маржинальных
доходов для каждого
На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.
Практика показывает, что,
как правило, предприятия отрасли
однономенклатурным производством
не ограничиваются, в связи с чем,
возникает необходимость
В силу того, что различные
виды продукции продаются по различным
ценам, имеют разную себестоимость
и норму прибыли при
Результат анализа безубыточности во многом зависит от структуры затрат, т. е. от соотношения переменных и постоянных составляющих в совокупных затратах. Теория маржинального анализа не дает однозначного ответа на вопрос, каким должно быть наиболее оптимальное (прибыльное) соотношение переменных и постоянных затрат.
При высоких постоянных затратах для достижения точки безубыточности необходим значительный объем продаж, который может быть связан с длительным периодом времени. Положительным моментом является высокий рост прибыли после достижения точки безубыточности. Однако организации с такими характеристиками обладают высокими рисками.