Экономическое обоснование затрат и поиск путей их оптимизации в целях повышения доходности торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 05:11, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является экономическое обоснование затрат и поиск путей их оптимизации в целях повышения доходности торгового предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты оптимизации затрат;
дать общую характеристику предприятия;
провести горизонтальный, вертикальный и агрегированный анализы;
рассчитать и анализировать финансовые коэффициенты;
провести анализ расходов;
разработать проект управления затратами;
дать экономическое обоснование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты оптимизации затрат
Характеристика и содержание затрат…………………………………….6
Методы анализа затрат…………………………………………………...18
Пути оптимизации затрат………………………………………………...29
Глава II. Исследование эффективности затрат на предприятии
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………….37
2.2 Горизонтальный, вертикальный и агрегированный анализ…………41
2.3 Расчет и анализ финансовых коэффициентов…………………………45
Глава III. Рекомендации по оптимизации затрат
3.1. Анализ расходов ООО НТФ «Хардыы»………………………………...54
3.2. Мероприятия по совершенствованию управления затратами и расчет их экономической эффективности………………………………………………..64
Библиографический список……………………………………………………75

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 180.00 Кб (Скачать)

 

По данным таблицы можно  сделать следующие выводы.

В 2009г по сравнению с 2008г. наблюдается прирост всех расходов в абсолютном выражении на 2100 тыс.руб., или на 17,2%.

Все элементы расходов также  увеличились: наибольший прирост в  абсолютном выражении произошел  по себестоимости проданных товаров (1987 тыс. руб.), в относительном выражении  максимально выросли прочие расходы (209,1 % прироста). В 2010 г по сравнению  с 2009 г. наблюдается прирост всех расходов в абсолютном выражении  на 225 тыс.руб., или на 1,6%. Таким образом, можно отметить тенденцию снижения темпов роста расходов.  При этом все статьи расходов возросли, за исключением  себестоимости проданных товаров, работ, услуг (снижение составило 137 тыс. руб. или 1 %). Прочие расходы возросли на 157 тыс. руб. или 230,9 %, коммерческие расходы  также выросли на 157 тыс. руб. (что  составляет 142,7 % прироста), управленческие расходы не изменились.

Также из таблицы видно, что  размер ЕНВД значительно превышает  размер налога на прибыль, из чего следует, что оптовые продажи составляют небольшую часть в деятельности предприятия.

Далее необходимо провести анализ удельного веса каждой статьи в общей сумме расходов предприятия.

 

Таблица 3.4 Анализ структуры  расходов ООО НТФ «Хардыы» за 2008-2010гг.

 Показатели

2008 г., тыс. руб.

Уд. вес, %

2009 г., тыс. руб.

Уд.вес, %

2010 г., тыс. руб.

Уд. вес, %

Себестоимость проданных  товаров, работ, услуг

11669

95,45

13647

95,27

13510

92,85

Коммерческие расходы

98

0,80

110

0,77

267

1,84

Управленческие расходы

309

2,53

370

2,58

370

2,54

Прочие расходы

22

0,18

68

0,47

225

1,55

ЕНВД

105

0,86

112

0,78

126

0,87

Текущий налог на прибыль

22

0,18

18

0,13

52

0,36

Всего расходов:

12225

100,00

14325

100,00

14550

100,00


 

Итак, наибольший удельный вес  среди представленных расходов имеет  себестоимость проданных товаров (за последние 3 года он снизился с 95,45 % до 92,85 %). При этом доля коммерческих расходов составила в 2010 г. 1,84 % (в 2008 г. – 0,8%), доля управленческих расходов – 2,54 % (в 2008 г. 2,53 %). Доля остальных расходов менее 1 %.

Таким образом, резервы снижения расходов необходимо искать прежде всего  в себестоимости товаров.

Состав себестоимости  товаров представлен в приложении в таблице 3.5.

Из таблицы следует, что  в себестоимости наибольший удельный вес имеет себестоимость товаров (т.е. их закупочная стоимость) – он составляет 54,5 % в 2010 г. Заработная плата  персонала в 2010 г. составила 32,2 % себестоимости, а начисления на нее 4,5 %. Доля транспортных расходов 4,3 %. В целом можно отметить, что структура себестоимости  достаточно стабильна, отклонения удельного  веса элементов затрат составляют не более 4,5 %.

В динамике косвенные расходы (заработная плата и начисления) имеют тенденцию к росту. Стоимость  товаров в 2009 г. значительно выросла, а в 2010 г. снизилась. На графике также  видно значительное преобладание стоимости  товаров над остальными расходами.

Проанализируем структуру  коммерческих, управленческих и прочих расходов.

 

 

 

 

Таблица 3.6 Анализ структуры  коммерческих, управленческих и прочих расходов ООО НТФ «Хардыы»

Статьи затрат

2008

2009

2010

Изменение на 2009г.

Изменение на 2010г.

тыс. руб.

уд. вес %

тыс. руб.

уд. вес %

тыс. руб.

уд. вес %

тыс. руб.

уд. вес %

тыс. руб.

уд. вес %

1. Коммерческие расходы,  в том числе:

98,00

22,8

110,00

20,1

267,0

31,0

12,00

-2,8

157,00

10,9

амортизация

18,20

4,2

26,40

4,8

27,6

3,2

8,20

0,6

1,20

-1,6

расходы на командировки

47,00

11,0

54,00

9,9

87,0

10,1

7,00

-1,1

33,00

0,2

расходы на связь

25,00

5,8

27,00

4,9

44,0

5,1

2,00

-0,9

17,00

0,2

расходы на рекламу

7,80

1,8

2,60

0,5

108,4

12,6

-5,20

-1,3

105,80

12,1

2. Управленческие расходы,  в том числе:

309,00

72,0

370,00

67,5

370,0

42,9

61,00

-4,5

0

-24,6

Заработная плата персонала

245,61

57,3

298,25

54,4

298,2

34,6

52,63

-2,8

0

-19,8

Начисления на заработную плату

34,39

8,0

41,75

7,6

41,8

4,8

7,37

-0,4

0

-2,8

Коммунальные расходы 

29,00

6,8

30,00

5,5

30,0

3,5

1,00

-1,3

0

-2,0

3. Прочие расходы (постоянные  расходы), в том числе:

22,00

5,1

68,00

12,4

225,0

26,1

46,00

7,3

157,00

13,7

Налог на имущество

4,00

0,9

5,81

1,1

6,1

0,7

1,80

0,1

0,26

-0,4

Услуги банка

18,00

4,2

17,19

3,1

28,9

3,4

-0,80

-1,1

11,74

0,2

Аренда помещений

0,00

0,0

45,00

8,2

190,0

22,0

45,00

8,2

145,00

13,8

Всего косвенных расходов

429,00

100,0

548,00

100,0

862,00

100,0

119,00

0,0

314,00

0,0


 

Итак, косвенные расходы  имеют тенденцию к росту –  на 119 тыс.руб. в 2009 г. и на 314 тыс. руб. в 2010 г. При этом коммерческие расходы  в 2008 и 2009 гг. составляли около 20 %, а  в 2010 г. возросли до 31 % косвенных расходов. Доля управленческих расходов нестабильна  – 72 % в 2008 г., 67,5 % в 2009 г., 42,9 % в 2010 г. Снижение произошло вследствие сокращения доли заработной платы административного  персонала. В абсолютном выражении  все элементы управленческих расходов с 2009 г. не изменились.

Доля прочих расходов характеризуется  значительным ростом – с 5,1 % в 2008 г. до 26,1 % в 2010 г., в их структуре возросли расходы на аренду и услуги банка.

 

3.2 Мероприятия  по совершенствованию управления  затратами и расчет их экономической  эффективности

 

С целью повышения эффективности  управления затратами на предприятии  предлагается проведение двух мероприятий:

1. Снижение транспортных  затрат путем заключение договора  с транспортной компанией (сокращение  собственного отдела доставки).

2. Оптимизация поставщиков.

Рассмотрим мероприятия  более подробно.

В настоящее время доставка товаров в магазин ООО НТФ «Хардыы» большей частью осуществляется с помощью нанятых водителей с личными автомобилями.

Однако поскольку водители работают на постоянной основе, это  требует значительных расходов на оплату труда и компенсацию расходов на автомобиль. По нашему мнению, более  эффективным будет заключение договора с транспортной компанией и оплата только по фактическим заказам.

Сравнение собственной и  внешней службы доставки приведено  в таблице 3.7.

 

Таблица 3.7 Сравнение собственной и внешней службы доставки

Собственная служба доставки

Аутсорсинг

Организация службы доставки. Набор и обучение курьеров и выделенного персонала для работы с ними, разработка схемы взаимодействия подразделений компании, организация кассового сопровождения продажи. Временные и финансовые затраты, а также возможные ошибки и потери.

Опыт и наличие отработанных процессов. Готовая служба доставки с отлаженными в работе с другими клиентами процессами.

Управление штатом отдела доставки. Как известно, курьер не выходит на работу именно тогда, когда нельзя сорвать срок доставки заказа.

Гарантия доставки. Фирме не нужно беспокоиться о том, кто будет доставлять заказ, если курьер не выйдет на работу. Это забота курьерской службы. Заказ будет доставлен в срок.

Недоверие к курьерам. Курьер может потерять или испортить товар, а может и вовсе исчезнуть вместе с деньгами и товаром.

Гарантия сохранности  товара и возврата денег. Теперь это проблема курьерской службы: по договору она возмещает 100% стоимости товара.

Срывы сроков в периоды  пиковых нагрузок. Количество заказов никогда не бывает одинаковым. Даже если не принимать в расчет предпраздничные дни, количество заказов Интернет-магазина имеет волнообразный характер, привязанный, например, к периодам получения зарплат. Именно в этот период курьеры не выходят на работу.

Эффективная работа с пиковыми нагрузками. Дорожащая своей репутацией курьерская служба поддерживает постоянный запас ресурсов для оперативной обработки заказов своих клиентов. А эффективное планирование маршрутов доставок и небольшие территории, закрепленные за каждым курьером, позволяют каждому курьеру доставлять 30-40 заказов в день.

Затраты на организацию  службы доставки. Организация собственной службы доставки – это не только штат курьеров, но и штат дополнительного персонала для работы с ними:

  • кладовщики для сборки и выдачи заказов,
  • персонал для планирования маршрутов, приема отказов и переносов.
  • дополнительные сотрудники для корректировки заказов и контроля работы курьеров,
  • необходимость набора, обучения и оформления курьеров.
  • прием денег, оформление чеков и ведение кассового учета.
  • рабочие места, квадратные метры, оформление зарплат, больничных и отпусков.

Снижение затрат Интернет-магазина. При работе с курьерской службой менеджеру остается только передать все заказы одному курьеру и получить деньги за доставленные заказы за предыдущий период по реестру. Кроме того, услуги службы доставки списываются на расходы, что уменьшает налогооблагаемую базу.


 

Доверяя организацию логистики  заказов аутсорсинговой курьерской службе, магазин избавляется от одного из самых сложных бизнес-процессов  в компании. Используя качественный и отлаженный сервис внешних аутсорсеров  вместо организации собственной  службы доставки, можно направить  больше времени и средств на увеличение доходов предприятия, а не обеспечение  внутренних процессов.

Чтобы избежать затрат на покупку  дополнительного автотранспорта, ООО НТФ «Хардыы» рекомендуется заключить договор с транспортной компанией, ориентировочная стоимость расходов на доставку товаров составляет 5 % от стоимости товаров.

В настоящее время расходы  на оплату труда водителей составляют по 18 тыс. руб. в месяц заработной платы и по 7 тыс. руб. в месяц  компенсации затрат на содержание автомобиля и топливо. Т.е. затраты в год  составляют:

 

(18 + 7) * 2 * 12 = 600 тыс. руб.

 

Отчисления с заработной платы составляют:

 

18 * 2 * 12 * 0,34 = 146,88 тыс. руб.

 

По оценкам, товарооборот в планируемом году возрастет  на 10 %, тогда затраты на доставку с помощью специализированной компании составят:

 

7709,3 * 1,1 * 0,05 = 424 тыс. руб.

 

Экономия затрат составит:

 

600 + 146,88 – 424 = 322,87 тыс. руб.

 

Переменные издержки обращения  в 2010 г. составляли:

 

13510 – 7709 = 5801 тыс. руб.

Постоянные издержки обращения:

 

267+ 370 = 637 тыс. руб.

 

Финансовые результаты ООО НТФ «Хардыы» после внедрения первого мероприятия представлены в таблице 3.8.

 

Таблица 3.8 Финансовые результаты ООО НТФ «Хардыы» в результате оптимизации доставки товаров

Наименование 

До проведения мероприятия

После проведения мероприятия

Изменения

п/п

показателя

+/-

%

1

Товарооборот, тыс. руб.

15100

16610

1510

110,0

2

Закупочная стоимость  товаров, тыс. руб.

7709

8480,2

770,93

110,0

3

Наценка, тыс. руб.

7391

8130

739,07

110,0

4

Переменные издержки обращения

5801

5983

182,51

103,1

5

Постоянные издержки обращения, тыс. руб.

637

637,0

0,00

100,0

6

Прибыль от реализации, тыс. руб.

953

1510

556,56

158,4

7

Прочие доходы, тыс. руб.

13

13

0,00

100,0

8

Прочие расходы, тыс. руб.

225

225

0,00

100,0

9

Балансовая прибыль, тыс. руб.

741

1298

556,56

175,1

10

Налог на прибыль и ЕНВД, тыс. руб.

178

216

38,00

121,3

11

Чистая прибыль, тыс. руб.

563

1082

518,56

192,1

12

Численность работающих, чел.

21

19

-2

90,5

13

Производительность труда, тыс. руб./чел.

719

874

155,16

121,6

14

Рентабельность деятельности, %

5,24

8,59

3,35

Х

15

Рентабельность продаж, %

4,91

7,81

2,90

Х


 

Итак, в результате балансовая прибыль возрастет на 556,56 тыс. руб. или на 75,1 %, чистая прибыль – на 92,1 %, рентабельность продаж на 2,9 %, а  рентабельность деятельности на 3,35 %.

Для целей оптимизации  в закупке также необходимо проанализировать принцип выбора поставщиков предприятием, качество проработки рынка поставщиков, существующие договоренности.

Критерии выбора поставщика далеко не ограничиваются ценой и  качеством товара. Кроме них можно  привести целый ряд существенных требований к поставщику, которые  могут быть более важны для  предприятия, что определяется спецификой его деятельности. В числе таких  требований находятся:

- надежность поставщика;

- возможность получения  товарного кредита;

- ритмичность и оперативность  поставок;

- уровень технологического  консультирования;

- широта ассортимента; и  т.д.

ООО НТФ «Хардыы» определяет для себя наиболее существенные критерии, и должно качественно проработать рынок, исследовав различные варианты поставок.

В ООО НТФ «Хардыы» необходимо установить следующие критерии к отбору поставщиков (таблица 3.9).

 

Таблица 3.9 Критерии выбора поставщиков

Критерий

Оценочные характеристики

1

Статус поставщика

  • Поставщик зарегистрирован в установленном законом порядке;
  • в учредительных документах Поставщика отсутствуют положения, которые в дальнейшем позволят признать заключенный Договор недействительным или незаключенным;
  • лицо, которое в случае, если стороны придут к соглашению о возможности взаимовыгодного сотрудничества, будет подписывать Договор со стороны Поставщика, может должным образом в соответствии с законодательством РФ подтвердить свои полномочия;

- Поставщик имеет право заниматься  продажей (реализацией) товаров на  территории, на которой Компания  осуществляет хозяйственную деятельность.

2

Репутация поставщика

- отсутствие фактов неисполнения  или ненадлежащего исполнения  Поставщиком принятых на себя  обязательств перед Компанией,  партнерами Компании;

-отсутствие информации о предъявлении  к Поставщику антимонопольными, налоговыми, таможенными и иными  государственными органами претензий,  которые не обжалованы Поставщиком  или по которым Поставщику  отказано в удовлетворении жалобы.

3

Требования к товарам  и их упаковке

  • товары и их упаковка должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и Компании;
  • товары и их упаковка должны соответствовать образцам, согласованным Поставщиком с Компанией;
  • товар включен в согласованный компетентными органами ассортиментный перечень товаров, разрешенных к реализации;
  • срок годности товара должен на момент его поставки Компании составлять не менее 85% от установленного срока годности товара;
  • товар не находится под арестом, залогом, компетентными органами не наложен запрет на его реализацию;
  • имеются данные маркетинговых и иных исследований, подтверждающие потребность покупателей (потребителей), в том числе проживающих в районе расположения магазина, принадлежащего Компании, в данном товаре, товаре в данной упаковке и имеются обоснованные расчеты, позволяющие с большой долей вероятностью сделать вывод об экономической эффективности продажи (реализации) данного товара, товара в данной упаковке, либо при отсутствии указанных данных и расчетов имеется согласие Поставщика на возврат нереализованного Компанией товара;
  • товар соответствует маркетинговой и ценовой политике Компании в магазинах соответствующего формата;
  • такие же (или аналогичные) товары не поставляются Компании в достаточном объеме другими Поставщиками по ранее заключенным договорам;

- наличие свободной емкости  в ассортиментной матрице магазинов  соответствующих форматов.

4

Экономические условия  поставки товаров

- экономические условия  приобретения товаров должны  соответствовать существующим в  Компании обычным (среднему уровню) экономическим условиям приобретения  аналогичного товара;

  • имеются достаточные основания полагать, что цена предлагаемых Поставщиком товаров не будет пересмотрена по основаниям, предусмотренным статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации;

- представление Поставщиком Компании  в соответствии со статьями 329-381 Гражданского кодекса Российской  Федерации приемлемого для Компании  обеспечения надлежащего исполнения принятых на себя Поставщиком обязательств.

5

Требования к таре и  организации поставки

  • оборудование и складские помещения, имеющееся у Компании, позволяют обеспечить хранение, обработку и транспортировку товара в соответствии с установленными Компанией требованиям;

-тара, в которой осуществляется  поставка товара, должна соответствовать  логистическим возможностям Компании;

- порядок поставки товара Поставщиком  Компании не должен противоречить  установленному в Компании порядку  поставки, создавать препятствий  поставке товара Компании другими  Поставщиками.

Информация о работе Экономическое обоснование затрат и поиск путей их оптимизации в целях повышения доходности торгового предприятия