Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 05:11, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является экономическое обоснование затрат и поиск путей их оптимизации в целях повышения доходности торгового предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты оптимизации затрат;
дать общую характеристику предприятия;
провести горизонтальный, вертикальный и агрегированный анализы;
рассчитать и анализировать финансовые коэффициенты;
провести анализ расходов;
разработать проект управления затратами;
дать экономическое обоснование.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты оптимизации затрат
Характеристика и содержание затрат…………………………………….6
Методы анализа затрат…………………………………………………...18
Пути оптимизации затрат………………………………………………...29
Глава II. Исследование эффективности затрат на предприятии
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………….37
2.2 Горизонтальный, вертикальный и агрегированный анализ…………41
2.3 Расчет и анализ финансовых коэффициентов…………………………45
Глава III. Рекомендации по оптимизации затрат
3.1. Анализ расходов ООО НТФ «Хардыы»………………………………...54
3.2. Мероприятия по совершенствованию управления затратами и расчет их экономической эффективности………………………………………………..64
Библиографический список……………………………………………………75
По данным таблицы можно сделать следующие выводы.
В 2009г по сравнению с 2008г. наблюдается прирост всех расходов в абсолютном выражении на 2100 тыс.руб., или на 17,2%.
Все элементы расходов также
увеличились: наибольший прирост в
абсолютном выражении произошел
по себестоимости проданных
Также из таблицы видно, что размер ЕНВД значительно превышает размер налога на прибыль, из чего следует, что оптовые продажи составляют небольшую часть в деятельности предприятия.
Далее необходимо провести анализ удельного веса каждой статьи в общей сумме расходов предприятия.
Таблица 3.4 Анализ структуры расходов ООО НТФ «Хардыы» за 2008-2010гг.
Показатели |
2008 г., тыс. руб. |
Уд. вес, % |
2009 г., тыс. руб. |
Уд.вес, % |
2010 г., тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
11669 |
95,45 |
13647 |
95,27 |
13510 |
92,85 |
Коммерческие расходы |
98 |
0,80 |
110 |
0,77 |
267 |
1,84 |
Управленческие расходы |
309 |
2,53 |
370 |
2,58 |
370 |
2,54 |
Прочие расходы |
22 |
0,18 |
68 |
0,47 |
225 |
1,55 |
ЕНВД |
105 |
0,86 |
112 |
0,78 |
126 |
0,87 |
Текущий налог на прибыль |
22 |
0,18 |
18 |
0,13 |
52 |
0,36 |
Всего расходов: |
12225 |
100,00 |
14325 |
100,00 |
14550 |
100,00 |
Итак, наибольший удельный вес
среди представленных расходов имеет
себестоимость проданных
Таким образом, резервы снижения расходов необходимо искать прежде всего в себестоимости товаров.
Состав себестоимости товаров представлен в приложении в таблице 3.5.
Из таблицы следует, что
в себестоимости наибольший удельный
вес имеет себестоимость
В динамике косвенные расходы (заработная плата и начисления) имеют тенденцию к росту. Стоимость товаров в 2009 г. значительно выросла, а в 2010 г. снизилась. На графике также видно значительное преобладание стоимости товаров над остальными расходами.
Проанализируем структуру коммерческих, управленческих и прочих расходов.
Таблица 3.6 Анализ структуры коммерческих, управленческих и прочих расходов ООО НТФ «Хардыы»
Статьи затрат |
2008 |
2009 |
2010 |
Изменение на 2009г. |
Изменение на 2010г. | |||||
тыс. руб. |
уд. вес % |
тыс. руб. |
уд. вес % |
тыс. руб. |
уд. вес % |
тыс. руб. |
уд. вес % |
тыс. руб. |
уд. вес % | |
1. Коммерческие расходы, в том числе: |
98,00 |
22,8 |
110,00 |
20,1 |
267,0 |
31,0 |
12,00 |
-2,8 |
157,00 |
10,9 |
амортизация |
18,20 |
4,2 |
26,40 |
4,8 |
27,6 |
3,2 |
8,20 |
0,6 |
1,20 |
-1,6 |
расходы на командировки |
47,00 |
11,0 |
54,00 |
9,9 |
87,0 |
10,1 |
7,00 |
-1,1 |
33,00 |
0,2 |
расходы на связь |
25,00 |
5,8 |
27,00 |
4,9 |
44,0 |
5,1 |
2,00 |
-0,9 |
17,00 |
0,2 |
расходы на рекламу |
7,80 |
1,8 |
2,60 |
0,5 |
108,4 |
12,6 |
-5,20 |
-1,3 |
105,80 |
12,1 |
2. Управленческие расходы, в том числе: |
309,00 |
72,0 |
370,00 |
67,5 |
370,0 |
42,9 |
61,00 |
-4,5 |
0 |
-24,6 |
Заработная плата персонала |
245,61 |
57,3 |
298,25 |
54,4 |
298,2 |
34,6 |
52,63 |
-2,8 |
0 |
-19,8 |
Начисления на заработную плату |
34,39 |
8,0 |
41,75 |
7,6 |
41,8 |
4,8 |
7,37 |
-0,4 |
0 |
-2,8 |
Коммунальные расходы |
29,00 |
6,8 |
30,00 |
5,5 |
30,0 |
3,5 |
1,00 |
-1,3 |
0 |
-2,0 |
3. Прочие расходы (постоянные расходы), в том числе: |
22,00 |
5,1 |
68,00 |
12,4 |
225,0 |
26,1 |
46,00 |
7,3 |
157,00 |
13,7 |
Налог на имущество |
4,00 |
0,9 |
5,81 |
1,1 |
6,1 |
0,7 |
1,80 |
0,1 |
0,26 |
-0,4 |
Услуги банка |
18,00 |
4,2 |
17,19 |
3,1 |
28,9 |
3,4 |
-0,80 |
-1,1 |
11,74 |
0,2 |
Аренда помещений |
0,00 |
0,0 |
45,00 |
8,2 |
190,0 |
22,0 |
45,00 |
8,2 |
145,00 |
13,8 |
Всего косвенных расходов |
429,00 |
100,0 |
548,00 |
100,0 |
862,00 |
100,0 |
119,00 |
0,0 |
314,00 |
0,0 |
Итак, косвенные расходы имеют тенденцию к росту – на 119 тыс.руб. в 2009 г. и на 314 тыс. руб. в 2010 г. При этом коммерческие расходы в 2008 и 2009 гг. составляли около 20 %, а в 2010 г. возросли до 31 % косвенных расходов. Доля управленческих расходов нестабильна – 72 % в 2008 г., 67,5 % в 2009 г., 42,9 % в 2010 г. Снижение произошло вследствие сокращения доли заработной платы административного персонала. В абсолютном выражении все элементы управленческих расходов с 2009 г. не изменились.
Доля прочих расходов характеризуется значительным ростом – с 5,1 % в 2008 г. до 26,1 % в 2010 г., в их структуре возросли расходы на аренду и услуги банка.
3.2 Мероприятия
по совершенствованию
С целью повышения эффективности управления затратами на предприятии предлагается проведение двух мероприятий:
1. Снижение транспортных
затрат путем заключение
2. Оптимизация поставщиков.
Рассмотрим мероприятия более подробно.
В настоящее время доставка товаров в магазин ООО НТФ «Хардыы» большей частью осуществляется с помощью нанятых водителей с личными автомобилями.
Однако поскольку водители работают на постоянной основе, это требует значительных расходов на оплату труда и компенсацию расходов на автомобиль. По нашему мнению, более эффективным будет заключение договора с транспортной компанией и оплата только по фактическим заказам.
Сравнение собственной и внешней службы доставки приведено в таблице 3.7.
Таблица 3.7 Сравнение собственной и внешней службы доставки
Собственная служба доставки |
Аутсорсинг |
Организация службы доставки. Набор и обучение курьеров и выделенного персонала для работы с ними, разработка схемы взаимодействия подразделений компании, организация кассового сопровождения продажи. Временные и финансовые затраты, а также возможные ошибки и потери. |
Опыт и наличие отработанных процессов. Готовая служба доставки с отлаженными в работе с другими клиентами процессами. |
Управление штатом отдела доставки. Как известно, курьер не выходит на работу именно тогда, когда нельзя сорвать срок доставки заказа. |
Гарантия доставки. Фирме не нужно беспокоиться о том, кто будет доставлять заказ, если курьер не выйдет на работу. Это забота курьерской службы. Заказ будет доставлен в срок. |
Недоверие к курьерам. Курьер может потерять или испортить товар, а может и вовсе исчезнуть вместе с деньгами и товаром. |
Гарантия сохранности товара и возврата денег. Теперь это проблема курьерской службы: по договору она возмещает 100% стоимости товара. |
Срывы сроков в периоды пиковых нагрузок. Количество заказов никогда не бывает одинаковым. Даже если не принимать в расчет предпраздничные дни, количество заказов Интернет-магазина имеет волнообразный характер, привязанный, например, к периодам получения зарплат. Именно в этот период курьеры не выходят на работу. |
Эффективная работа с пиковыми нагрузками. Дорожащая своей репутацией курьерская служба поддерживает постоянный запас ресурсов для оперативной обработки заказов своих клиентов. А эффективное планирование маршрутов доставок и небольшие территории, закрепленные за каждым курьером, позволяют каждому курьеру доставлять 30-40 заказов в день. |
Затраты на организацию службы доставки. Организация собственной службы доставки – это не только штат курьеров, но и штат дополнительного персонала для работы с ними:
|
Снижение затрат Интернет-магазина. При работе с курьерской службой менеджеру остается только передать все заказы одному курьеру и получить деньги за доставленные заказы за предыдущий период по реестру. Кроме того, услуги службы доставки списываются на расходы, что уменьшает налогооблагаемую базу. |
Доверяя организацию логистики
заказов аутсорсинговой курьерской
службе, магазин избавляется от одного
из самых сложных бизнес-
Чтобы избежать затрат на покупку
дополнительного
В настоящее время расходы на оплату труда водителей составляют по 18 тыс. руб. в месяц заработной платы и по 7 тыс. руб. в месяц компенсации затрат на содержание автомобиля и топливо. Т.е. затраты в год составляют:
(18 + 7) * 2 * 12 = 600 тыс. руб.
Отчисления с заработной платы составляют:
18 * 2 * 12 * 0,34 = 146,88 тыс. руб.
По оценкам, товарооборот в планируемом году возрастет на 10 %, тогда затраты на доставку с помощью специализированной компании составят:
7709,3 * 1,1 * 0,05 = 424 тыс. руб.
Экономия затрат составит:
600 + 146,88 – 424 = 322,87 тыс. руб.
Переменные издержки обращения в 2010 г. составляли:
13510 – 7709 = 5801 тыс. руб.
Постоянные издержки обращения:
267+ 370 = 637 тыс. руб.
Финансовые результаты ООО НТФ «Хардыы» после внедрения первого мероприятия представлены в таблице 3.8.
Таблица 3.8 Финансовые результаты ООО НТФ «Хардыы» в результате оптимизации доставки товаров
№ |
Наименование |
До проведения мероприятия |
После проведения мероприятия |
Изменения | |
п/п |
показателя |
+/- |
% | ||
1 |
Товарооборот, тыс. руб. |
15100 |
16610 |
1510 |
110,0 |
2 |
Закупочная стоимость товаров, тыс. руб. |
7709 |
8480,2 |
770,93 |
110,0 |
3 |
Наценка, тыс. руб. |
7391 |
8130 |
739,07 |
110,0 |
4 |
Переменные издержки обращения |
5801 |
5983 |
182,51 |
103,1 |
5 |
Постоянные издержки обращения, тыс. руб. |
637 |
637,0 |
0,00 |
100,0 |
6 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
953 |
1510 |
556,56 |
158,4 |
7 |
Прочие доходы, тыс. руб. |
13 |
13 |
0,00 |
100,0 |
8 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
225 |
225 |
0,00 |
100,0 |
9 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
741 |
1298 |
556,56 |
175,1 |
10 |
Налог на прибыль и ЕНВД, тыс. руб. |
178 |
216 |
38,00 |
121,3 |
11 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
563 |
1082 |
518,56 |
192,1 |
12 |
Численность работающих, чел. |
21 |
19 |
-2 |
90,5 |
13 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
719 |
874 |
155,16 |
121,6 |
14 |
Рентабельность деятельности, % |
5,24 |
8,59 |
3,35 |
Х |
15 |
Рентабельность продаж, % |
4,91 |
7,81 |
2,90 |
Х |
Итак, в результате балансовая прибыль возрастет на 556,56 тыс. руб. или на 75,1 %, чистая прибыль – на 92,1 %, рентабельность продаж на 2,9 %, а рентабельность деятельности на 3,35 %.
Для целей оптимизации в закупке также необходимо проанализировать принцип выбора поставщиков предприятием, качество проработки рынка поставщиков, существующие договоренности.
Критерии выбора поставщика далеко не ограничиваются ценой и качеством товара. Кроме них можно привести целый ряд существенных требований к поставщику, которые могут быть более важны для предприятия, что определяется спецификой его деятельности. В числе таких требований находятся:
- надежность поставщика;
- возможность получения товарного кредита;
- ритмичность и оперативность поставок;
- уровень технологического консультирования;
- широта ассортимента; и т.д.
ООО НТФ «Хардыы» определяет для себя наиболее существенные критерии, и должно качественно проработать рынок, исследовав различные варианты поставок.
В ООО НТФ «Хардыы» необходимо установить следующие критерии к отбору поставщиков (таблица 3.9).
Таблица 3.9 Критерии выбора поставщиков
№ |
Критерий |
Оценочные характеристики |
1 |
Статус поставщика |
- Поставщик имеет право |
2 |
Репутация поставщика |
- отсутствие фактов -отсутствие информации о |
3 |
Требования к товарам и их упаковке |
- наличие свободной емкости
в ассортиментной матрице |
4 |
Экономические условия поставки товаров |
- экономические условия
приобретения товаров должны
соответствовать существующим
- представление Поставщиком |
5 |
Требования к таре и организации поставки |
-тара, в которой осуществляется
поставка товара, должна соответствовать
логистическим возможностям - порядок поставки товара |