Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа
В данной работе рассматривается подготовка штурманской части к рейсу:
- подбор карт и книг на переход и их приведение к году плавания;
- выбор оптимального пути следования на основе анализа всех обстоятельств, сопутствующих переходу: гидрометеорологические условия плавания, навигационная обстановка перехода, маневренные характеристики судна;
- обеспечение навигационной безопасности перехода.
Введение
1. Предварительная подготовка
1.1 Подбор карт, руководств и пособий
1.2 Комплектация, учет и корректура карт и книг
1.3 Гидрометеорологические условия
1.4 Навигационно-гидрографические условия
1.5 Сведения о портах
1.6 Предварительный выбор пути на морских участках
1.7 Выбор трансокеанского пути
1.8 Подготовка технических средств навигации
2. Проектирование перехода
2.1 Подъем карт в навигационном отношении
2.2 Предварительная прокладка
2.3 Естественная освещенность на переходе
2.4 Предвычисление приливов
2.5 Расчет и построение маршрутного графика точностей
2.6 Расчет и построение сетки изолиний точностей
2.7 План обсерваций
2.8 Графический план перехода
Заключение
Список рекомендуемой литературы
На судне выполняют три выверки секстана: перпендикулярность большого и малого зеркал плоскости лимба и параллельность ей оси трубы. Выверку большого (поворотного) зеркала осуществляют независимо с помощью диоптров. Для этого устанавливают отсчет секстана ОС=35°, секстан без трубы ставят на горизонтальное основание, глаз располагают со стороны большого зеркала так, чтобы видеть мимо его правого края диоптр, помещенный на лимб у начальных делений, а в том же зеркале у его правого края видеть другой диоптр, поставленный на лимб у больших отсчетов.
Если верхние срезы диоптров видны (в зеркале и мимо него) на одном уровне, то зеркало установлено правильно. В противном случае правильной установки добиваются вращением регулировочного винта этого зеркала. Когда в комплекте нет диоптров, то такую выверку большого зеркала делают по срезу лимба, две части которого (у правого края в зеркале и мимо него) должны быть видимы как продолжение друг друга. Выверку малого зеркала проводят по ранее выверенному большому зеркалу. Такая последовательность действий обязательна.
Для выверки малого зеркала на секстан ставят трубу и при ОС=0 наводят его на светило или удаленный предмет. Вращением отсчетного барабана сводят оба изображения светила или предмета на минимальное расстояние. Чтобы эти изображения точно перекрывали друг друга, вращают верхний (когда секстан поставлен) винт малого зеркала. Другой винт зеркала служит для уменьшения поправки индекса, что приходится делать крайне редко.
Выверку положения трубы выполняют, поставив секстан с трубой на горизонтальное основание. Расположив диоптры у концов лимба, замечают, какой удаленный предмет (его деталь) виден на линии их верхних срезов. Если этот же предмет виден не в центре поля зрения трубы, то она установлена неверно. В таком случае, ослабляя один из винтов ее крепления к стойке и подтягивая противоположный, добиваются правильной установки трубы. Такая выверка независима от других, а у секстанов с короткой трубой прямого изображения вообще не выполняется.
При измерении высот светил, непосредственно до или после этих измерений, определяют поправку индекса секстана i = 0 (3600) -oi. Отсчет индекса oi получают при совмещении обоих изображений звезды или горизонта. Изображения Солнца вместо совмещения поочередно приводят в верхнее и нижнее касания дисков, принимая за oi среднее из двух отсчетов.
Магнитный компас благодаря высокой надежности и постоянной готовности обязательно должен быть на всех судах, выходящих в море. При подготовке к плаванию проверяют свободное вращение пеленгатора, правильную установку его призмы и нитей, годность таблицы девиации и соответствие записанных в ней и фактических положений магнитов девиационного прибора в нактоузе. Пузырь воздуха над поплавком картушки увеличивает ее застой, поэтому переворачивая котелок, такой пузырь перегоняют в нижнюю камеру котелка. Если это не удается, то необходимо долить компасную жидкость. После этого проверяют картушку на застой, отклоняя ее любым магнитом в обе стороны на 1—2°, фиксируя затем остаточные отклонения. Когда угол застоя превышает четверть градуса, то заменяют шпильку.
Гирокомпас готовят к плаванию согласно Правилам технической эксплуатации, а также соответствующей инструкции для гирокомпаса, установленного на судне. Независимо от типа, гирокомпас запускают заблаговременно (обычно не позже чем за 6 ч), чтобы до отхода судна он пришел в меридиан. После этого согласовывают все репитеры, курсограф и другие сельсины-приемники (авторулевой, радиолокатор, радиопеленгатор и др.) с основным прибором, сличают с магнитным компасом, проверяют согласованность перьев курсографа, ставят отметку судового времени с датой на его ленте.
До начала движения судна определяют поправку гирокомпаса ∆ГК по пеленгам светил или удаленных ориентиров. Для этого подбирают несколько приметных ориентиров, нанесенных на карту, и по возможности точнее определяют место репитера с пеленгатором, оценивают наибольшую погрешность М этого места (в метрах) по нормам к направлению на каждый ориентир, расстояние до которого D в милях должно быть не менее 0,2М. Измерениями на карте находят истинные пеленги (ИП) ориентиров, пеленгованием получают их гирокомпасные пеленги ГКП и рассчитывают по каждому из них поправку:
∆ГК=ИП—ГКП.
Среднее из полученных значений ∆ГК принимают постоянной поправкой гирокомпаса. При выходе из порта движение судна медленное и инерционные погрешности пренебрежимо малы. Пользуясь этим, надо выполнить контрольные определения ∆ГК по всем пересекаемым створам.
Лаг готовят к работе в соответствии с требованиями инструкции по его эксплуатации. Работать в шахте лага одному без страхующего сверху и без освещения запрещается. Когда в шахте нет людей, она должна быть герметично задраена. Пускать и включать лаг (выдвижение и подъем приемного устройства) можно только по разрешению капитана. При подготовке лага к плаванию проводят его осмотр, пробное включение электросхемы по инструкции, установку нуля, проверяют соответствие установки корректора записям в формуляре и наличие таблицы поправок у репитеров, заполняют формуляр.
Радиолокатор готовят к работе в соответствии с общими требованиями Правил технической эксплуатации и конкретными указаниями инструкции по эксплуатации радиолокатора, установленного на судне. После внешнего осмотра, убедившись, что возле антенны нет посторонних предметов, радиолокатор включают, проверяют согласование с основным прибором гирокомпаса и работоспособность РЛС на всех шкалах дальности и режимах.
Общими признаками исправной работы радиолокационной станции являются стабильность и четкость изображения объектов, подвижного и неподвижных кругов дальности, электронных визира и отметки курса.
Проверяют возле каждого радиолокатора наличие схемы его теневых секретов и мертвой зоны.
Приемоиндикатор спутниковой навигационной системы (СНС) обычно не выключают на период стоянки судна. Для проверки работоспособности приемоиндикатора до отхода судна выполняют не менее трех обсерваций, сравнивая результаты с его местом у причала; проверяют сопряжение с гирокомпасом и лагом— расхождения не должны превышать 0,2° и 0,2 узла. Высоту антенны и другие исходные данные вводят согласно инструкции.
Радиопеленгатор готовят к работе согласно требованиям и инструкции по эксплуатации, согласованием с основным прибором гирокомпаса погрешностью не более 0,5°.
Работоспособность радиопеленгатора проверяют путем включения (после заземления всех судовых антенн радиосвязи) и пеленгования нескольких радиостанций с определением стороны их расположения. Кроме того, уточняют наличие у радиопеленгатора таблицы или графика радиодевиации, расхождения которых с фактической допускаются не более чем на 0,7°. В противном случае необходимо определить радиодевиацию, для чего вызывают девиатора.
Эхолот готовят к работе согласно инструкции по эксплуатации. При необходимости регулируют частоту вращения двигателей самописца и указателя глубин, проверяют заправку ленты самописца и установку нуля глубин.
При подготовке навигационного автоматизированного комплекса (НАК) проверяют все навигационные приборы и устройства, пускают и устанавливают на точное время кварцевый хронометр. Следует убедится, что вся электро-радио навигационная аппаратура, входящая в состав НАК, может работать автономно, независимо от включения системы автоматизации.
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА
2.1 Подъем карт в навигационном отношении.
Подъем карт в навигационном отношении выполняется для повышения их информативности. Для этого на карте выделяются сведения важные для безопасности мореплавания. При подъеме выполняются следующие действия:
- магнитное склонение приводится к году плавания;
- наносятся дуги окружности видимости маяков с учетом высоты глаза наблюдателя;
- наносятся пеленга и дистанции до навигационных ориентиров в точках поворота;
- наносятся границы районов действия особых правил плавания, наиболее важные сведения из таких правил можно выписать на нерабочем месте карты;
- выделяются отдельно лежащие опасности расположенные вблизи курса судна;
- отмечают участки берега и ориентиры, четко отображаемые на экране РЛС;
- отмечают на курсе границу пересечения следующей карты (на карту №), отмечают границу предыдущей карты (с карты №);
- выделяют участки с характерным рельефом дна, для опознания места судна по глубинам;
- отмечают места связи с постами контроля движения, пограничной службой, береговой охраной и другими властями;
- при плавании в водах со стесненными условиями:
- проводят ограждающие изобаты;
- проводят естественные створы;
- строят ограждающие изолинии;
- на особо трудных участках строят сетки изолиний;
Все дополнительные сведения, вносимые на карту, не должны ухудшать ее читаемость.
При использовании навигационной карты необходимо отдавать себе отчет в том, с какой степенью доверия можно отнестись к карте.
Для оценки степени доверия к карте необходимо определить год издания и геодезическую основу карты. Если карта переиздавалась, то за год издания можно принимать новое издание, т.к. при переиздании карты проводились существенные уточнения и изменения.
Сведения о геодезической основе карты могут быть указаны в примечании под ее заголовком. Карты, охватывающие водоемы вокруг бывшего СССР, составлены в Пулковской системе координат 1942 года и отнесены к эллипсоиду Красовского. Для многих районов мира, карты составлялись по иностранным источникам, без приведения к единой геодезической основе. Если при этом не указана геодезическая дата, то степень доверия к такой карте понижается. При переходе на такую карту, и переходе с нее на другую, место судна обязательно наносят по пеленгу и дистанции до ориентира.
В примечании к карте указано, к какому уровню приведены глубины.
Важную роль в анализе карты играет ее масштаб. Масштаб по главной параллели помещен в заголовке карты. Чем крупнее масштаб, тем подробнее наносится нагрузка на карту. На картах масштаба 1:500000 и мельче сведения о нуле глубин не приводятся. Карты такого масштаба использовать для прибрежного плавания не допустимо.
При анализе карты следует обращать внимание на подробность промера, наличие и частоту изобат. Частые отметки глубин и характера грунта повышает ценность карты. Наличие белых пятен, отсутствие изобат или пунктирные изобаты, а также надписи «ПС» и «СС» свидетельствуют о том, что промер произведен не тщательно.
Если на карте нанесены острова удаленные от берега, или пролив разделяющий части света то возможна неточность геодезической привязки между материком и островами, и различными частями света. При определении места судна по береговым ориентирам следует отдавать предпочтении ближайшему ориентиру.
Таким образом, наибольшее доверие следует оказывать картам позднего издания, крупного масштаба, с указанием геодезической даты и нуля глубин, с описанием рельефа дна и характера грунта.
2.2 Предварительная прокладка.
Предварительную прокладку вначале производят на генеральных картах, что дает общую ориентировку, и позволяет наметить протяженность и продолжительность плавания по участкам, выявить место и время прохождения сложных и опасных районов, где потребуется усиленная вахта на мостике [2].
С генеральных карт предварительную прокладку переносят на откорректированные путевые и частные карты и планы. При этом используется информация карт и планов наиболее крупного масштаба, которая может создать важные навигационные данные [1].
При выполнении предварительной прокладки наносятся линии путей судна на безопасных расстояниях от навигационных опасностей, отмечаются точки поворота, проводятся и надписываются контрольные пеленга на выбранные ориентиры и дистанции до них, отмечаются траверзы и контрольные траверзные расстояния.
По данным предварительной прокладки составляется в табличной форме План перехода, который включает в себя курсы, координаты поворотных точек, продолжительность плавания между поворотными точками, список радиостанций для получения навигационной и гидрометеорологической информации, перечень навигационных карт, используемых по пути следования.
ПУ0 (ИК) | S, мили | V, узлы | Продолж.пла-вания, ч. мин. | Поворотные точки и положение их относительно приметных ориентиров. | |||||
Дата, время |
|
| ИП0 | D, мили | Название ориентира | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
225 | 29 | 18 | 01 36 | 1.06 0136 | 3417N | 13459E | 153 | 2,2 | Мк Окинасима |
187 | 33 | 21 | 01 34 | 1.06 0310 | 3344,8 N | 13455,6E | 315 | 8 | Исима |
209 | 237 | 21 | 11 17 | 1.06 1427 | 3028N | 13233E | - | - |
|
222 | 594 | 21 | 2817 | 2.06 1844 | 2405N | 12556E | - | - |
|
233 | 267 | 21 | 12 43 | 3.06 0727 | 2127N | 12205E | - | - |
|
222 | 1435 | 21 | 68 20 | 6.06 0347 | 0400 N | 10556E | - | - |
|
208 | 180 | 21 | 08 34 | 6.06 1221 | 0128N | 10430E | - | - |
|
228 | 14,2 | 18 | 00 47 | 6.06 1308 | 0118,6N | 10419.2E | 223 | 3,2 | Мунгинг |
261 | 19,6 | 18 | 01 05 | 6.06 1413 | 0115,5N | 10400E | 307 | 5 | Мк Бедок |
245 | 18 | 18 | 01 00 | 6.06 1513 | 0108N | 10344,2E | 3 | 1,5 | Мк Рафас |
303 | 4,2 | 18 | 00 14 | 6.06 1527 | 0110N | 10340,6E | 338 | 4,2 | Мк Султан |
293 | 16.2 | 18 | 00 54 | 6.06 1621 | 0114,2N | 10325E | 233 | 4,6 | Мк Ию-Кечил |
312 | 86,2 | 21 | 04 06 | 6.06 2072 | 0203N | 10214,7 E | 89 | 5,5 | Мк Ундан |
0 | 3,7 | 18 | 00 12 | 6.06 2039 | 0211,3N | 10214,8 E | 42 | 0,4 | Мк Ундан |