Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса, а также реформирования бюджетного процесса (в части бюджетного планирования и прогнозирования).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть организацию бюджетного процесса;
- дать характеристику стадий бюджетного процесса и его участников;
- изучить процесс бюджетного планирования и прогнозирования;
- рассмотреть процесс реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. Бюджетный процесс5
1.1. Понятие и организация бюджетного процесса5
1.2. Характеристика стадий бюджетного процесса9
1.3. Характеристика участников бюджетного процесса15
Глава II. Бюджетное планирование и
прогнозирование19
2.1. Финансово-бюджетная политика19
2.2. Финансовое планирование и бюджетное прогнозирование22
2.3. Организация планирования доходов25
Глава II. Реформирование бюджетного процесса в Российской Федерации27
2.1. Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ27
2.2. Схема правового регулирования бюджетного процесса в свете бюджетной реформы31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ36
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. Бюджетный процесс5
1.1. Понятие и организация бюджетного процесса5
1.2. Характеристика стадий бюджетного процесса9
1.3. Характеристика
участников бюджетного процесса15
Глава II. Бюджетное планирование и
прогнозирование19
2.1. Финансово-бюджетная политика19
2.2. Финансовое планирование и бюджетное прогнозирование22
2.3. Организация планирования
доходов25
Глава II. Реформирование бюджетного процесса в Российской Федерации27
2.1. Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ27
2.2. Схема правового регулирования
бюджетного процесса в свете бюджетной
реформы31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ36
Введение
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.
Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства.
В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.
Переход
от административно-командного управления
к рыночным методам хозяйствования
обусловил необходимость
Бюджетный процесс в России регулируют многочисленные нормативные акты, многие положения которых неадекватно отражают характер реальных противоречивых процессов в экономике России.
Данное обстоятельство безусловно затрудняет процесс формирования и исполнения бюджетов различных уровней.
Бюджетная система Российской Федерации является составной частью финансовой системы государства и представляет собой основанную на законодательстве совокупность взаимосвязанных бюджетов различных уровней.
Федеральный
бюджет, бюджеты субъектов Российской
Федерации и муниципальных
Рассмотрение вопросов, связанных с бюджетной системой и бюджетным устройством невозможно проводить в отрыве от государства, поскольку они являются неотъемлемой частью государственного устройства. Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.
Стабильность и достаточность формирования финансовых ресурсов, необходимых для реализации полномочий органов государственной власти, безусловно, относится к числу наиболее актуальных проблем в области среднесрочного и текущего прогнозирования, требующих серьезного осмысления и практического решения. В связи с этим является актуальных рассмотрение бюджетного процесса и его реформирования в части бюджетного планирования и прогнозирования.
Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса, а также реформирования бюджетного процесса (в части бюджетного планирования и прогнозирования).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
дать понятие и рассмотреть
организацию бюджетного
-
дать характеристику стадий
-
изучить процесс бюджетного
-
рассмотреть процесс
ГЛАВА 1. Бюджетный процесс
1.1
Понятие и организация
бюджетного процесса
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
1. составление проектов бюджетов;
2.
рассмотрение и утверждение
3. исполнение бюджетов;
4.
составление отчетов об
Бюджетный процесс представляет собой четко формализованную последовательность действий, связанных с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением бюджетов, их исполнением, государственным и муниципальным финансовым контролем.
Для составления проектов бюджетов разрабатываются прогнозы социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также осуществляется подготовка сводных финансовых балансов.
Проекты
бюджетов составляются с учетом необходимости
достижения минимальных государственных
социальных стандартов на основе нормативов
финансовых затрат на предоставление
государственных или
Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.
Составление бюджета основывается на следующих данных макроэкономики: прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории; нормативах финансовых затрат; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории; долгосрочных целевых программах.
Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.
Перспективный финансовый план - документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.1
Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Он составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.2
План развития государственного или муниципального сектора экономики включает: перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий; перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных или муниципальных унитарных предприятий; программу приватизации государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность; сведения о предельной штатной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.
В
план развития государственного сектора
экономики федерального уровня включается
в форме сводного плана по главным
распорядителям бюджетных средств
план предоставления государственных
или муниципальных услуг
Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и утверждаются соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.
Формирование
перечня долгосрочных целевых программ
осуществляется органом исполнительной
власти, органом местного самоуправления
в соответствии с прогнозом социально-
Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, содержит: технико-экономическое обоснование; прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программы; наименование заказчика программы; сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам; другие документы.
Для
составления проекта бюджета
на очередной финансовый год готовятся
следующие документы и
1)
прогноз социально-
2)
основные направления
3)
прогноз сводного финансового
баланса соответствующей
Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:
- прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;
- адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; план развития государственного или муниципального сектора экономики; структура внутреннего государственного или муниципального долга и программа внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;
- программа предоставления государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год;
- оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год;
- другие документы и материалы.
Исходными
макроэкономическими