Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов методологии статистического моделирования и анализа спроса на потребительские товары и услуги;
статистический анализ структуры и динамики спроса на некоторые продукты питания и некоторые товары длительного использования на потребительском рынке Республики Беларусь;
статистическое моделирование объемов потребительского спроса населения Республики Беларусь на основе регрессионного анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА СПРОСА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ 4
1.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СПРОСА 6
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
2.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 10
2.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 14
2.3. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОХОДА 18
3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Мод_и_ан_спроса_на_рынке_тов_и_ус1.doc

— 668.50 Кб (Скачать)

     В условиях равновесного функционирования экономики сумма эластичностей цен и эластичности дохода равна нулю.

     В статистической интерпретации спрашиваемым количеством товара является его  предложение, выровненное по факторам функции спроса – ценам и доходу. Поэтому при практическом исследовании в качестве результативного показателя принимается имеющийся объем товара в расчете на душу населения. Факторные переменные функции спроса представляются ценой приобретения товара и располагаемым доходом в расчете на душу населения. При изучении спроса по данным динамических рядов в качестве факторной переменной дополнительно вводится фактор времени [7].

  1. Статистический  анализ структуры  и динамики спроса на рынке товаров  и услуг Республики Беларусь

     Проанализируем  изменение за последние шесть лет потребления товаров основных товарных групп. Рассмотрим изменение потребления продуктов питания таких как: мясо и мясопродукты; молоко и молочные продукты; фрукты и цитрусовые; хлебные продукты. Из продуктов длительного пользования рассмотрим изменение потребления телевизоров; стиральных машин; легковых автомобилей.

     В таблицах 2.1 и 2.2 приведены данные о  продаже продуктов питания всего и продаже на душу населения (табл. 2.1) и продаже основных потребительских товаров длительного пользования (всего и на 100 чел.) (табл. 2.2) за период 2001 – 2006 гг в натуральном выражении, взятые из статистического ежегодника Республики Беларусь за 2007 г.

Таблица 2.1 Продажа продуктов питания

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Мясо  и мясопродукты, всего, тыс. т 532 538 567 582 595 655 704
на  душу населения, кг 53 54 57 59 60 67 72
Молоко  и молочные продукты, всего, тыс. т 1995 1993 1907 1867 1749 1823 1845
на  душу населения, кг 199 199 192 189 178 186 189
Фрукты  и цитрусовые, всего, тыс. т 213 175 172 190 207 233 238
на  душу населения, кг 21 18 17 19 21 24 24
Хлебные продукты, всего, тыс. т 1155 1063 975 999 947 877 788
на  душу населения, кг 115 106 98 101 96 89 81
Среднегодовая численность населения, тыс. чел. 10019,5 9990,4 9950,9 9898,6 9849,1 9800,1 9750,5

     Источник: [9].

Таблица 2.2 Продажа основных потребительских товаров длительного пользования (тысяч штук)

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Телевизоры, всего 173 221 257 286 527 465 453
на 100 чел. 1,7 2,2 2,6 2,9 5,4 4,7 4,6
Стиральные  машины, всего 76 86 93 102 112 129 134
на 100 чел. 0,8 0,9 0,9 1,0 1,1 1,3 1,4
Легковые  автомобили, всего 39 37 51 59 66 96 123
на 100 чел. 0,4 0,4 0,5 0,6 0,7 1,0 1,3

     Источник: [9].

     Анализируя таблицы 2.1 и 2.2 можно сделать предварительный вывод, что за 2000 – 2006 гг происходит постепенное увеличение потребления мясных продуктов, фруктов и цитрусовых, товаров длительного пользования и снижение потребления хлебных и молочных продуктов.

    1. Анализ  динамики потребления  продуктов питания

      Для выбранных продуктов питания (табл. 2.1) рассчитаем абсолютные приросты, темпы  роста и прироста по годам и  к 2000 году, абсолютное содержание 1% прироста (снижения) по годам.

      Расчет  производим по формулам:

- абсолютные  приросты     (по годам)   (2.1)

              (к 2000 г)   (2.2)

- темпы  роста     (по годам)   (2.3)

                    (к 2000 г)   (2.4)

- темпы  прироста   Tn = Ti – 100%     (2.5)

- абсолютное  содержание 1% прироста: Ai = yi-1 / 100 = 0,01×yi-1  (2.6)

     Рассчитанные  показатели сводим в таблицы 2.3 – 2.6.

Анализ  динамики потребления мяса и мясопродуктов

Таблица 2.3 Динамика потребления мяса и мясопродуктов в Республике Беларусь за 2000 – 2006 гг.

Год Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения, кг Абсолютные  приросты, кг Темпы роста, % Темпы прироста, % Абсолютное содержание 1% прироста по годам, кг
по годам к 2000 г по годам к 2000 г по годам к 2000 г
1
53 - - - - - - -
2
54 1 1 101,9 101,9 1,9 1,9 0,53
3
57 3 4 105,6 107,5 5,6 7,5 0,54
4
59 2 6 103,5 111,3 3,5 11,3 0,57
5
60 1 7 101,7 113,2 1,7 13,2 0,59
6
67 7 14 111,7 126,4 11,7 26,4 0,60
7
72 5 19 107,5 135,8 7,5 35,8 0,67

     Источник: собственная разработка. 

     На  рис. 2.1 показана диаграмма динамики потребления мяса и мясопродуктов на душу населения за 2000-2006 гг.

Рисунок 2.1

     Источник: собственная разработка. 

     Таким образом, в период с 2000 г по 2006 г потребление мяса и мясопродуктов ежегодно возрастало. Всего в 2006 г по сравнению с 2000 г потребление мяса и мясопродуктов на душу населения возросло на 19 кг или на 35,8%.

Анализ  динамики потребления молока и молочных продуктов

Таблица 2.4 Динамика потребления молока и молочных продуктов в Республике Беларусь за 2000 – 2006 гг.

Год Потребление молока и молочных продуктов на душу населения, кг Абсолютные  приросты, кг Темпы роста, % Темпы прироста, % Абсолютное содержание 1% прироста по годам, кг
по годам к 2000 г по годам к 2000 г по годам к 2000 г
1
199 - - - - - - -
2
199 0 0 100,0 100,0 0,0 0,0 1,99
3
192 -7 -7 96,5 96,5 -3,5 -3,5 1,99
4
189 -3 -10 98,4 95,0 -1,6 -5,0 1,92
5
178 -11 -21 94,2 89,4 -5,8 -10,6 1,89
6
186 8 -13 104,5 93,5 4,5 -6,5 1,78
7
189 3 -10 101,6 95,0 1,6 -5,0 1,86

     Источник: собственная разработка. 

     На  рис. 2.2 показана диаграмма динамики потребления молока и молочных продуктов за 2000-2006 гг. 

Рисунок 2.2

     Источник: собственная разработка. 

     Таким образом, наблюдается общая тенденция снижения потребления молока и молочных продуктов (хотя с 2004 г по 2006 г наблюдается рост потребления). Всего в 2006 г по сравнению с 2000 г потребление молока и молочных продуктов на душу населения снизилось на 10 кг или на 5,0%.

Анализ  динамики потребления фруктов и цитрусовых

Таблица 2.5 Динамика потребления фруктов и цитрусовых в Республике Беларусь за 2000 – 2006 гг.

Год Потребление фруктов и цитрусовых на душу населения, кг Абсолютные  приросты, кг Темпы роста, % Темпы прироста, % Абсолютное содержание 1% прироста по годам, кг
по годам к 2000 г по годам к 2000 г по годам к 2000 г
1
21 - - - - - - -
2
18 -3 -3 85,7 85,7 -14,3 -14,3 0,21
3
17 -1 -4 94,4 81,0 -5,6 -19,0 0,18
4
19 2 -2 111,8 90,5 11,8 -9,5 0,17
5
21 2 0 110,5 100,0 10,5 0,0 0,19
6
24 3 3 114,3 114,3 14,3 14,3 0,21
7
24 0 3 100,0 114,3 0,0 14,3 0,24

Информация о работе Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг