Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:31, курсовая работа
Целью данной работы является моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов методологии статистического моделирования и анализа спроса на потребительские товары и услуги;
статистический анализ структуры и динамики спроса на некоторые продукты питания и некоторые товары длительного использования на потребительском рынке Республики Беларусь;
статистическое моделирование объемов потребительского спроса населения Республики Беларусь на основе регрессионного анализа.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА СПРОСА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ 4
1.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СПРОСА 6
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
2.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 10
2.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 14
2.3. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОХОДА 18
3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
В условиях равновесного функционирования экономики сумма эластичностей цен и эластичности дохода равна нулю.
В статистической интерпретации спрашиваемым количеством товара является его предложение, выровненное по факторам функции спроса – ценам и доходу. Поэтому при практическом исследовании в качестве результативного показателя принимается имеющийся объем товара в расчете на душу населения. Факторные переменные функции спроса представляются ценой приобретения товара и располагаемым доходом в расчете на душу населения. При изучении спроса по данным динамических рядов в качестве факторной переменной дополнительно вводится фактор времени [7].
Проанализируем изменение за последние шесть лет потребления товаров основных товарных групп. Рассмотрим изменение потребления продуктов питания таких как: мясо и мясопродукты; молоко и молочные продукты; фрукты и цитрусовые; хлебные продукты. Из продуктов длительного пользования рассмотрим изменение потребления телевизоров; стиральных машин; легковых автомобилей.
В таблицах 2.1 и 2.2 приведены данные о продаже продуктов питания всего и продаже на душу населения (табл. 2.1) и продаже основных потребительских товаров длительного пользования (всего и на 100 чел.) (табл. 2.2) за период 2001 – 2006 гг в натуральном выражении, взятые из статистического ежегодника Республики Беларусь за 2007 г.
Таблица 2.1 Продажа продуктов питания
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Мясо и мясопродукты, всего, тыс. т | 532 | 538 | 567 | 582 | 595 | 655 | 704 |
на душу населения, кг | 53 | 54 | 57 | 59 | 60 | 67 | 72 |
Молоко и молочные продукты, всего, тыс. т | 1995 | 1993 | 1907 | 1867 | 1749 | 1823 | 1845 |
на душу населения, кг | 199 | 199 | 192 | 189 | 178 | 186 | 189 |
Фрукты и цитрусовые, всего, тыс. т | 213 | 175 | 172 | 190 | 207 | 233 | 238 |
на душу населения, кг | 21 | 18 | 17 | 19 | 21 | 24 | 24 |
Хлебные продукты, всего, тыс. т | 1155 | 1063 | 975 | 999 | 947 | 877 | 788 |
на душу населения, кг | 115 | 106 | 98 | 101 | 96 | 89 | 81 |
Среднегодовая численность населения, тыс. чел. | 10019,5 | 9990,4 | 9950,9 | 9898,6 | 9849,1 | 9800,1 | 9750,5 |
Источник: [9].
Таблица 2.2 Продажа основных потребительских товаров длительного пользования (тысяч штук)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Телевизоры, всего | 173 | 221 | 257 | 286 | 527 | 465 | 453 |
на 100 чел. | 1,7 | 2,2 | 2,6 | 2,9 | 5,4 | 4,7 | 4,6 |
Стиральные машины, всего | 76 | 86 | 93 | 102 | 112 | 129 | 134 |
на 100 чел. | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,3 | 1,4 |
Легковые автомобили, всего | 39 | 37 | 51 | 59 | 66 | 96 | 123 |
на 100 чел. | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 1,0 | 1,3 |
Источник: [9].
Анализируя таблицы 2.1 и 2.2 можно сделать предварительный вывод, что за 2000 – 2006 гг происходит постепенное увеличение потребления мясных продуктов, фруктов и цитрусовых, товаров длительного пользования и снижение потребления хлебных и молочных продуктов.
Для выбранных продуктов питания (табл. 2.1) рассчитаем абсолютные приросты, темпы роста и прироста по годам и к 2000 году, абсолютное содержание 1% прироста (снижения) по годам.
Расчет производим по формулам:
- абсолютные приросты (по годам) (2.1)
(к 2000 г) (2.2)
- темпы роста (по годам) (2.3)
(к 2000 г) (2.4)
- темпы прироста Tn = Ti – 100% (2.5)
- абсолютное содержание 1% прироста: Ai = yi-1 / 100 = 0,01×yi-1 (2.6)
Рассчитанные показатели сводим в таблицы 2.3 – 2.6.
Таблица 2.3 Динамика потребления мяса и мясопродуктов в Республике Беларусь за 2000 – 2006 гг.
|
Источник:
собственная разработка.
На рис. 2.1 показана диаграмма динамики потребления мяса и мясопродуктов на душу населения за 2000-2006 гг.
Рисунок 2.1
Источник:
собственная разработка.
Таким образом, в период с 2000 г по 2006 г потребление мяса и мясопродуктов ежегодно возрастало. Всего в 2006 г по сравнению с 2000 г потребление мяса и мясопродуктов на душу населения возросло на 19 кг или на 35,8%.
Таблица 2.4 Динамика потребления молока и молочных продуктов в Республике Беларусь за 2000 – 2006 гг.
|
Источник:
собственная разработка.
На
рис. 2.2 показана диаграмма динамики потребления
молока и молочных продуктов за 2000-2006 гг.
Рисунок 2.2
Источник:
собственная разработка.
Таким образом, наблюдается общая тенденция снижения потребления молока и молочных продуктов (хотя с 2004 г по 2006 г наблюдается рост потребления). Всего в 2006 г по сравнению с 2000 г потребление молока и молочных продуктов на душу населения снизилось на 10 кг или на 5,0%.
Таблица 2.5 Динамика потребления фруктов и цитрусовых в Республике Беларусь за 2000 – 2006 гг.
|
Информация о работе Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг