Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов методологии статистического моделирования и анализа спроса на потребительские товары и услуги;
статистический анализ структуры и динамики спроса на некоторые продукты питания и некоторые товары длительного использования на потребительском рынке Республики Беларусь;
статистическое моделирование объемов потребительского спроса населения Республики Беларусь на основе регрессионного анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА СПРОСА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ 4
1.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СПРОСА 6
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
2.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 10
2.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 14
2.3. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОХОДА 18
3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Мод_и_ан_спроса_на_рынке_тов_и_ус1.doc

— 668.50 Кб (Скачать)

     Источник: собственная разработка. 

     На  рис. 2.3 показана диаграмма динамики потребления фруктов и цитрусовых за 2000-2006 гг. 

Рисунок 2.3

     Источник: собственная разработка. 

     Таким образом, наблюдается общая тенденция  роста потребления фруктов и цитрусовых (хотя с 2000 г по 2002 г наблюдается снижение).  Всего в 2006 г по сравнению с 2000 г потребление фруктов и цитрусовых на душу населения возросло на 3 кг или на 14,3%.

Анализ  динамики потребления хлебных продуктов

Таблица 2.6 Динамика потребления хлебных продуктов в Республике Беларусь за 2000 – 2006 гг.

Год Потребление хлебных продуктов на душу населения, кг Абсолютные приросты, кг Темпы роста, % Темпы прироста, % Абсолютное содержание 1% прироста по годам, кг
по годам к 2000 г по годам к 2000 г по годам к 2000 г
1
115 - - - - - - -
2
106 -9 -9 92,2 92,2 -7,8 -7,8 1,15
3
98 -8 -17 92,5 85,2 -7,5 -14,8 1,06
4
101 3 -14 103,1 87,8 3,1 -12,2 0,98
5
96 -5 -19 95,0 83,5 -5,0 -16,5 1,01
6
89 -7 -26 92,7 77,4 -7,3 -22,6 0,96
7
81 -8 -34 91,0 70,4 -9,0 -29,6 0,89

     Источник: собственная разработка. 

     На  рис. 2.3 показана диаграмма динамики потребления хлебных продуктов за 2000-2006 гг. 

Рисунок 2.4

     Источник: собственная разработка. 

     Таким образом, наблюдается общая тенденция  снижения потребления хлебных продуктов.  Всего в 2006 г по сравнению с 2000 г потребление хлебных продуктов на душу населения снизилось на 34 тыс. т или на 29,6%.

    1. Анализ  динамики потребления  некоторых товаров длительного пользования

      Для потребительских товаров длительного пользования, представленных в табл. 2.2 рассчитаем абсолютные приросты, темпы роста и прироста по годам и к 2000 году, абсолютное содержание 1% прироста (снижения) по годам. Расчет производим по формулам (2.1) – (2.6).

     Рассчитанные  показатели сводим в таблицы 2.7 – 2.9.

Анализ  динамики продажи телевизоров

Таблица 2.7 Динамика продажи телевизоров в Республике Беларусь за 2000 – 2006 гг.

Год Продажа телевизоров на 100 чел, тыс. шт. Абсолютные  приросты, тыс. шт. Темпы роста, % Темпы прироста, % Абсолютное содержание 1% прироста по годам, тыс. шт.
по годам к 2000 г по годам к 2000 г по годам к 2000 г
1 2000 1,7 - - - - - - -
2 2001 2,2 0,5 0,5 129,4 129,4 29,4 29,4 0,02
3 2002 2,6 0,4 0,9 118,2 152,9 18,2 52,9 0,02
4 2003 2,9 0,3 1,2 111,5 170,6 11,5 70,6 0,03
5 2004 5,4 2,5 3,7 186,2 317,6 86,2 217,6 0,03
6 2005 4,7 -0,7 3 87,0 276,5 -13,0 176,5 0,05
7 2006 4,6 -0,1 2,9 97,9 270,6 -2,1 170,6 0,05

     Источник: собственная разработка. 

     На  рис. 2.5 показана диаграмма динамики продажи телевизоров на 100 чел. населения Республики Беларусь за 2001-2006 гг. 

Рисунок 2.5

     Источник: собственная разработка. 

     Согласно  статистическим данным, в период с 2000 г по 2006 г наблюдается общая тенденция увеличения продажи телевизоров. Хотя, согласно рис. 2.5, продажа телевизоров возрастала в период 2000 – 2004 гг, а с 2004 г по 2006 г продажа телевизоров стала несколько снижаться. Всего в 2006 г по сравнению с 2000 г продажа телевизоров на 100 чел. населения возросла на 2,9 тыс. шт. или на 170,6%.

Анализ  динамики продажи стиральных машин

Таблица 2.8 Динамика продажи стиральных машин в Республике Беларусь за 2000 – 2006 гг.

Год Продажа стиральных машин на 100 чел., тыс. шт. Абсолютные  приросты, тыс. шт. Темпы роста, % Темпы прироста, % Абсолютное содержание 1% прироста по годам, тыс. шт.
по годам к 2000 г по годам к 2000 г по годам к 2000 г
1 2000 0,8 - - - - - - -
2 2001 0,9 0,1 0,1 112,5 112,5 12,5 12,5 0,01
3 2002 0,9 0 0,1 100,0 112,5 0,0 12,5 0,01
4 2003 1,0 0,1 0,2 111,1 125,0 11,1 25,0 0,01
5 2004 1,1 0,1 0,3 110,0 137,5 10,0 37,5 0,01
6 2005 1,3 0,2 0,5 118,2 162,5 18,2 62,5 0,01
7 2006 1,4 0,1 0,6 107,7 175,0 7,7 75,0 0,01

     Источник: собственная разработка. 

     На  рис. 2.6 показана диаграмма динамики продажи стиральных машин за 2000-2006 гг. 

Рисунок 2.6

     Источник: собственная разработка. 

     Таким образом, наблюдается общая тенденция  роста продажи стиральных машин в период с 2000 г по 2006 г.  Всего в 2006 г по сравнению с 2000 г продажа стиральных машин возросла на 100 тыс. чел. населения на 0,6 тыс. шт. или на 75,0%.

Анализ  динамики продажи легковых автомобилей

Таблица 2.9 Динамика продажи легковых автомобилей в Республике Беларусь за 2000 – 2006 гг.

Год Продажа легковых автомобилей на 100 чел., тыс. шт. Абсолютные  приросты, тыс. шт. Темпы роста, % Темпы прироста, % Абсолютное содержание 1% прироста по годам, тыс. шт.
по годам к 2000 г по годам к 2000 г по годам к 2000 г
1 2000 0,4 - - - - - - -
2 2001 0,4 0 0 100,0 100,0 0,0 0,0 0,00
3 2002 0,5 0,1 0,1 125,0 125,0 25,0 25,0 0,00
4 2003 0,6 0,1 0,2 120,0 150,0 20,0 50,0 0,01
5 2004 0,7 0,1 0,3 116,7 175,0 16,7 75,0 0,01
6 2005 1,0 0,3 0,6 142,9 250,0 42,9 150,0 0,01
7 2006 1,3 0,3 0,9 130,0 325,0 30,0 225,0 0,01

     Источник: собственная разработка. 

     На  рис. 2.7 показана диаграмма динамики продажи легковых автомобилей за 2000-2006 гг. 

Рисунок 2.7

     Источник: собственная разработка. 

     Таким образом, в период с 2000 г по 2006 г наблюдается рост продажи легковых автомобилей на 100 чел. населения Республики Беларусь. Всего в 2006 г по сравнению с 2000 г продажа легковых автомобилей на 100 чел. возросла на 0,9 тыс. шт. или на 225,0%.

    1. Анализ  эластичности спроса в зависимости от дохода

     Для оценки эластичности спроса товаров, рассмотрим динамику реальных денежных доходов.

     Индексы реальных денежных доходов по отношению к 2000 г представлены в табл. 2.10. (Значения индексов реальных денежных доходов по отношению к 2000 г. взяты из статистического ежегодника Республики Беларусь за  2007 г).

Таблица 2.10 Динамика реальных денежных доходов населения Республики Беларусь

Год Реальные  денежные доходы
Темп  роста к 2000 г, % Темп прироста к 2000 г, %
2000 100 0
2003 138,6 38,6
2004 152,2 52,2
2005 180,2 80,2
2006 212,3 112,3

     Источник: [9]. 

     Рассчитаем  коэффициенты эластичности за 2006 г по сравнению с 2000 г для продуктов питания, рассмотренных в разделе 2.1, и товаров длительного пользования, рассмотренных в разделе 2.2.

     Расчет  коэффициентов эластичности произведем по формуле:

                                  ,      (2.7)

где     - относительное изменение среднедушевого потребления товара;

Информация о работе Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг