Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:31, курсовая работа
Целью данной работы является моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов методологии статистического моделирования и анализа спроса на потребительские товары и услуги;
статистический анализ структуры и динамики спроса на некоторые продукты питания и некоторые товары длительного использования на потребительском рынке Республики Беларусь;
статистическое моделирование объемов потребительского спроса населения Республики Беларусь на основе регрессионного анализа.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА СПРОСА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ 4
1.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СПРОСА 6
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
2.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 10
2.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 14
2.3. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОХОДА 18
3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Источник:
собственная разработка.
На
рис. 2.3 показана диаграмма динамики потребления
фруктов и цитрусовых за 2000-2006 гг.
Рисунок 2.3
Источник:
собственная разработка.
Таким образом, наблюдается общая тенденция роста потребления фруктов и цитрусовых (хотя с 2000 г по 2002 г наблюдается снижение). Всего в 2006 г по сравнению с 2000 г потребление фруктов и цитрусовых на душу населения возросло на 3 кг или на 14,3%.
Таблица 2.6 Динамика потребления хлебных продуктов в Республике Беларусь за 2000 – 2006 гг.
|
Источник:
собственная разработка.
На
рис. 2.3 показана диаграмма динамики потребления
хлебных продуктов за 2000-2006 гг.
Рисунок 2.4
Источник:
собственная разработка.
Таким образом, наблюдается общая тенденция снижения потребления хлебных продуктов. Всего в 2006 г по сравнению с 2000 г потребление хлебных продуктов на душу населения снизилось на 34 тыс. т или на 29,6%.
Для потребительских товаров длительного пользования, представленных в табл. 2.2 рассчитаем абсолютные приросты, темпы роста и прироста по годам и к 2000 году, абсолютное содержание 1% прироста (снижения) по годам. Расчет производим по формулам (2.1) – (2.6).
Рассчитанные показатели сводим в таблицы 2.7 – 2.9.
Таблица 2.7 Динамика продажи телевизоров в Республике Беларусь за 2000 – 2006 гг.
|
Источник:
собственная разработка.
На
рис. 2.5 показана диаграмма динамики продажи
телевизоров на 100 чел. населения Республики
Беларусь за 2001-2006 гг.
Рисунок 2.5
Источник:
собственная разработка.
Согласно статистическим данным, в период с 2000 г по 2006 г наблюдается общая тенденция увеличения продажи телевизоров. Хотя, согласно рис. 2.5, продажа телевизоров возрастала в период 2000 – 2004 гг, а с 2004 г по 2006 г продажа телевизоров стала несколько снижаться. Всего в 2006 г по сравнению с 2000 г продажа телевизоров на 100 чел. населения возросла на 2,9 тыс. шт. или на 170,6%.
Таблица 2.8 Динамика продажи стиральных машин в Республике Беларусь за 2000 – 2006 гг.
|
Источник:
собственная разработка.
На
рис. 2.6 показана диаграмма динамики продажи
стиральных машин за 2000-2006 гг.
Рисунок 2.6
Источник:
собственная разработка.
Таким образом, наблюдается общая тенденция роста продажи стиральных машин в период с 2000 г по 2006 г. Всего в 2006 г по сравнению с 2000 г продажа стиральных машин возросла на 100 тыс. чел. населения на 0,6 тыс. шт. или на 75,0%.
Таблица 2.9 Динамика продажи легковых автомобилей в Республике Беларусь за 2000 – 2006 гг.
|
Источник:
собственная разработка.
На
рис. 2.7 показана диаграмма динамики продажи
легковых автомобилей за 2000-2006 гг.
Рисунок 2.7
Источник:
собственная разработка.
Таким образом, в период с 2000 г по 2006 г наблюдается рост продажи легковых автомобилей на 100 чел. населения Республики Беларусь. Всего в 2006 г по сравнению с 2000 г продажа легковых автомобилей на 100 чел. возросла на 0,9 тыс. шт. или на 225,0%.
Для оценки эластичности спроса товаров, рассмотрим динамику реальных денежных доходов.
Индексы реальных денежных доходов по отношению к 2000 г представлены в табл. 2.10. (Значения индексов реальных денежных доходов по отношению к 2000 г. взяты из статистического ежегодника Республики Беларусь за 2007 г).
Таблица 2.10 Динамика реальных денежных доходов населения Республики Беларусь
Год | Реальные денежные доходы | |
Темп роста к 2000 г, % | Темп прироста к 2000 г, % | |
2000 | 100 | 0 |
2003 | 138,6 | 38,6 |
2004 | 152,2 | 52,2 |
2005 | 180,2 | 80,2 |
2006 | 212,3 | 112,3 |
Источник:
[9].
Рассчитаем коэффициенты эластичности за 2006 г по сравнению с 2000 г для продуктов питания, рассмотренных в разделе 2.1, и товаров длительного пользования, рассмотренных в разделе 2.2.
Расчет коэффициентов эластичности произведем по формуле:
где - относительное изменение среднедушевого потребления товара;
Информация о работе Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг