Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов методологии статистического моделирования и анализа спроса на потребительские товары и услуги;
статистический анализ структуры и динамики спроса на некоторые продукты питания и некоторые товары длительного использования на потребительском рынке Республики Беларусь;
статистическое моделирование объемов потребительского спроса населения Республики Беларусь на основе регрессионного анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА СПРОСА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ 4
1.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СПРОСА 6
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
2.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 10
2.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 14
2.3. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОХОДА 18
3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Мод_и_ан_спроса_на_рынке_тов_и_ус1.doc

— 668.50 Кб (Скачать)

     Источник: собственная разработка. 

     Используя данные таблицы 3.4, вычисляем статистику Дарбина-Уотсона по формуле (3.3):

DW =

.

     Проверим  гипотезу об отсутствии автокорреляции при уровне значимости = 0,05.

     По  таблице распределения Дарбина-Уотсона [2] определяем значащие точки dL и dU для 5% уровня значимости.

     Для m = 3 и n = 7 dL = 0,368; dU = 2,287.

     Так как 4 - d< DW < 4 – dl (1,713 < 3,151 < 3,632), то гипотеза об отсутствии автокорреляции остатков не может быть ни принята, ни отклонена (значение статистики DW попало в область неопределенности).

     Следует отметить, что статистика Дарбина-Уотсона дает обоснованный вывод о наличии автокорреляции остатков при достаточно большом числе наблюдений [2]. 

     Оценим  значимость параметров модели (3.2). В  графе «t-статистика» табл. 3.3 приведены  наблюдаемые значения t-критерия для каждого параметра уравнения, служащие для оценки статистической значимости параметров. А в графе «Р-Значение» уровни значимости параметров уравнения.

     Так, параметр = 69,403 значим при уровне значимости = 0,035; параметр b= 0,013 значим при уровне значимости = 0,099; параметр b= -0,303 значим при уровне значимости = 0,400; параметр b= -5,656 значим при уровне значимости = 0,180.

     Таким образом, статистически значимыми  можно считать параметры 69,403 и b= 0,013, так как их уровень значимости менее = 0,1, то есть эти параметры определяют статистическую достоверность не менее, чем на 90%. А параметры b= -0,303 и b= -5,656 статистически не значимы.

     Имеет смысл отбросить статистически  незначимые переменные Х2 – объем производства мяса и t – порядковый номер года и построить модель зависимости только от одного фактора – Х1 – денежного дохода на душу населения.

     Выполнив  еще раз функцию «Регрессия» надстройки «Анализ данных» табличного процессора Excel для результативной переменной Y и факторной переменной Х1, получаем данные регрессионного анализа, представленные в табл. 3.5.

Таблица 3.5 Вывод итогов регрессионного анализа

Регрессионная статистика          
Множественный R 0,992          
R-квадрат 0,983          
Нормированный R-квадрат 0,980          
Стандартная ошибка 0,986          
Наблюдения 7          
             
Дисперсионный анализ          
  df SS MS F Значимость F  
Регрессия 1 282,856 282,856 291,077 0,00001  
Остаток 5 4,859 0,972      
Итого 6 287,714        
             
  Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение Нижние 95% Верхние 95%
Y-пересечение 49,3895 0,7466 66,1487 0,00000001 47,4702 51,3088
X1 0,0044 0,0003 17,0610 0,00001266 0,0037 0,0050

     Источник: собственная разработка. 

     Регрессионная модель зависимости уровня спроса на мясо от денежного дохода (на душу населения) будет иметь вид:

                             ,    (3.4)

     Проверим  отсутствие автокорреляции случайных отклонений модели (3.4). Построим расчетную таблицу 3.6 для определения статистики Дарбина-Уотсона

Таблица 3.6 Расчетная таблица для определения статистики Дарбина-Уотсона

i Y
(ei – ei -1) (ei – ei -1)2
1 53,0 51,821 1,179 1,3908 - -
2 54,0 54,426 -0,426 0,1818 -1,6058 2,5784
3 57,0 56,906 0,094 0,0089 0,5208 0,2713
4 59,0 59,468 -0,468 0,2187 -0,5621 0,3160
5 61,0 62,523 -1,523 2,3196 -1,0553 1,1137
6 67,0 66,635 0,365 0,1335 1,8884 3,5661
7 72,0 71,222 0,778 0,6053 0,4127 0,1703
å 423,0 423,000 - 4,8588 - 8,0157

     Источник: собственная разработка. 

     По  данным таблицы 3.6, вычисляем статистику Дарбина-Уотсона по формуле (3.3):

DW =

.

     Проверим  гипотезу об отсутствии автокорреляции при уровне значимости = 0,05.

     По  таблице распределения Дарбина-Уотсона [2] определяем значащие точки dL и dU для 5% уровня значимости.

     Для m = 1 и n = 7 dL = 0,700; dU = 1,356.

     Так как d< DW < 4 - dU (1,356 < 1,650 < 2,644), то гипотеза об отсутствии автокорреляции остатков принимается. 

     Регрессионная модель (3.4) имеет статистически значимые коэффициенты, обеспечивающие статистическую достоверность не менее чем на 95%. Дисперсионный анализ показывает, что уравнение (3.4) является значимым при уровне значимости = 0,00001. Множественный коэффициент корреляции R равен 0,992, то есть, уравнение (3.4) достаточно хорошо описывает изучаемую взаимосвязь между факторами. Коэффициент детерминации R2 равен 0,983 – это означает, что 98,3% вариации результативного признака Y (спроса на мясо и мясопродукты на душу населения) объясняется вариацией факторной переменной х1 (денежного дохода на душу населения). В модели (3.4) отсутствует автокорреляция случайных отклонений, следовательно, оценки модели являются эффективными и несмещенными [2].

     Итак, построена регрессионная модель зависимости спроса на мясо и мясопродукты на душу населения от дохода на душу населения (формула 3.4). Коэффициент регрессии уравнения b= 0,0044 показывает количественное воздействие фактора х1 на результативный показатель Y. Согласно уравнению (3.4), спрос на мясо и мясопродукты возрастает на 0,0044 кг на душу населения при увеличении дохода на душу населения на 1 тыс. руб. 

     На  рис. 3.1 показан график фактической зависимости спроса на мясо и мясопродукты от денежного дохода с нанесенной теоретической линией зависимости, построенной по уравнению (3.4). Рис. 3.1 наглядно отображает достоверность построенной модели (3.4). 

Рисунок 3.1

     Источник: собственная разработка. 

     Вычислим  коэффициент эластичности спроса на мясо и мясопродукты от денежного дохода. Для вычисления эластичности воспользуемся формулой (1.7).

     Применительно к нашим данным формула (1.7) примет следующий вид:

                                  ,     (3.5)

     где b= 0,0044 – коэффициент линейной регрессии; - среднее значение денежного дохода на душу населения за период; - среднее значение спроса на мясо и мясопродукты за период.

     Рассчитаем  средние значения денежного дохода и спроса на мясо и мясопродукты на душу населения за период.

(кг);

(тыс. руб.). 

     Коэффициент эластичности спроса на мясо и мясопродукты относительно реальных денежных доходов:

.

     Значение коэффициента эластичности показывает, что спрос на мясо и мясопродукты возрастает 0,183% при увеличении денежных доходов на 1%. Полученное значение коэффициента эластичности потребления мяса и мясопродуктов в зависимости от дохода меньше полученного ранее этого же коэффициента в главе 2.3 (табл. 2.11), составившего 0,319%. Такое отклонение можно объяснить тем, что коэффициент эластичности 0,183, рассчитанный по формуле (3.5) получен по осредненным данным и имеет приближенное значение.

     Полученное значение коэффициента эластичности еще раз подтверждает теорию из главы 1, что мясо и мясопродукты относятся к товарам с малой эластичностью (значение коэффициента эластичности 0,183 находится в пределах от 0 до 1).

     Линейная  модель (3.4) имеет высокие прогнозные свойства (учитывая статистическую значимость модели). Поэтому ее можно использовать для прогноза потребительского спроса на мясо и мясопродукты в зависимости от  предполагаемых на прогнозный период денежных доходов на душу населения. 
 

Заключение

     Выполненная работа показала, что потребительский спрос – сложное социально-экономическое явление, складывающееся из отдельных элементов, имеющее социальные и региональные различия. Изучение потребительского спроса имеет большое значение для экономики страны.

     Существуют  различные направления изучения потребительского спроса. В системе методов изучения особо важное место занимают методы статистического моделирования, позволяющие выявить и измерить влияние факторов на уровень, динамику и структуру спроса.

Информация о работе Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг