Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:31, курсовая работа
Целью данной работы является моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов методологии статистического моделирования и анализа спроса на потребительские товары и услуги;
статистический анализ структуры и динамики спроса на некоторые продукты питания и некоторые товары длительного использования на потребительском рынке Республики Беларусь;
статистическое моделирование объемов потребительского спроса населения Республики Беларусь на основе регрессионного анализа.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА СПРОСА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ 4
1.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СПРОСА 6
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
2.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 10
2.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 14
2.3. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОХОДА 18
3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Источник:
собственная разработка.
Используя данные таблицы 3.4, вычисляем статистику Дарбина-Уотсона по формуле (3.3):
DW =
Проверим гипотезу об отсутствии автокорреляции при уровне значимости a = 0,05.
По таблице распределения Дарбина-Уотсона [2] определяем значащие точки dL и dU для 5% уровня значимости.
Для m = 3 и n = 7 dL = 0,368; dU = 2,287.
Так как 4 - dU < DW < 4 – dl (1,713 < 3,151 < 3,632), то гипотеза об отсутствии автокорреляции остатков не может быть ни принята, ни отклонена (значение статистики DW попало в область неопределенности).
Следует
отметить, что статистика Дарбина-Уотсона
дает обоснованный вывод о наличии автокорреляции
остатков при достаточно большом числе
наблюдений [2].
Оценим значимость параметров модели (3.2). В графе «t-статистика» табл. 3.3 приведены наблюдаемые значения t-критерия для каждого параметра уравнения, служащие для оценки статистической значимости параметров. А в графе «Р-Значение» уровни значимости параметров уравнения.
Так, параметр a = 69,403 значим при уровне значимости a = 0,035; параметр b1 = 0,013 значим при уровне значимости a = 0,099; параметр b2 = -0,303 значим при уровне значимости a = 0,400; параметр b3 = -5,656 значим при уровне значимости a = 0,180.
Таким
образом, статистически значимыми
можно считать параметры a =
Имеет смысл отбросить статистически незначимые переменные Х2 – объем производства мяса и t – порядковый номер года и построить модель зависимости только от одного фактора – Х1 – денежного дохода на душу населения.
Выполнив еще раз функцию «Регрессия» надстройки «Анализ данных» табличного процессора Excel для результативной переменной Y и факторной переменной Х1, получаем данные регрессионного анализа, представленные в табл. 3.5.
Таблица 3.5 Вывод итогов регрессионного анализа
Регрессионная статистика | ||||||
Множественный R | 0,992 | |||||
R-квадрат | 0,983 | |||||
Нормированный R-квадрат | 0,980 | |||||
Стандартная ошибка | 0,986 | |||||
Наблюдения | 7 | |||||
Дисперсионный анализ | ||||||
df | SS | MS | F | Значимость F | ||
Регрессия | 1 | 282,856 | 282,856 | 291,077 | 0,00001 | |
Остаток | 5 | 4,859 | 0,972 | |||
Итого | 6 | 287,714 | ||||
Коэффициенты | Стандартная ошибка | t-статистика | P-Значение | Нижние 95% | Верхние 95% | |
Y-пересечение | 49,3895 | 0,7466 | 66,1487 | 0,00000001 | 47,4702 | 51,3088 |
X1 | 0,0044 | 0,0003 | 17,0610 | 0,00001266 | 0,0037 | 0,0050 |
Источник:
собственная разработка.
Регрессионная модель зависимости уровня спроса на мясо от денежного дохода (на душу населения) будет иметь вид:
, (3.4)
Проверим отсутствие автокорреляции случайных отклонений модели (3.4). Построим расчетную таблицу 3.6 для определения статистики Дарбина-Уотсона
Таблица 3.6 Расчетная таблица для определения статистики Дарбина-Уотсона
i | Y | (ei – ei -1) | (ei – ei -1)2 | |||
1 | 53,0 | 51,821 | 1,179 | 1,3908 | - | - |
2 | 54,0 | 54,426 | -0,426 | 0,1818 | -1,6058 | 2,5784 |
3 | 57,0 | 56,906 | 0,094 | 0,0089 | 0,5208 | 0,2713 |
4 | 59,0 | 59,468 | -0,468 | 0,2187 | -0,5621 | 0,3160 |
5 | 61,0 | 62,523 | -1,523 | 2,3196 | -1,0553 | 1,1137 |
6 | 67,0 | 66,635 | 0,365 | 0,1335 | 1,8884 | 3,5661 |
7 | 72,0 | 71,222 | 0,778 | 0,6053 | 0,4127 | 0,1703 |
å | 423,0 | 423,000 | - | 4,8588 | - | 8,0157 |
Источник:
собственная разработка.
По данным таблицы 3.6, вычисляем статистику Дарбина-Уотсона по формуле (3.3):
DW =
Проверим гипотезу об отсутствии автокорреляции при уровне значимости a = 0,05.
По таблице распределения Дарбина-Уотсона [2] определяем значащие точки dL и dU для 5% уровня значимости.
Для m = 1 и n = 7 dL = 0,700; dU = 1,356.
Так
как dU < DW < 4 - dU (1,356 < 1,650 < 2,644),
то гипотеза об отсутствии автокорреляции
остатков принимается.
Регрессионная модель (3.4) имеет статистически значимые коэффициенты, обеспечивающие статистическую достоверность не менее чем на 95%. Дисперсионный анализ показывает, что уравнение (3.4) является значимым при уровне значимости a = 0,00001. Множественный коэффициент корреляции R равен 0,992, то есть, уравнение (3.4) достаточно хорошо описывает изучаемую взаимосвязь между факторами. Коэффициент детерминации R2 равен 0,983 – это означает, что 98,3% вариации результативного признака Y (спроса на мясо и мясопродукты на душу населения) объясняется вариацией факторной переменной х1 (денежного дохода на душу населения). В модели (3.4) отсутствует автокорреляция случайных отклонений, следовательно, оценки модели являются эффективными и несмещенными [2].
Итак,
построена регрессионная модель
зависимости спроса на мясо и мясопродукты
на душу населения от дохода на душу населения
(формула 3.4). Коэффициент регрессии уравнения
b1 = 0,0044 показывает количественное
воздействие фактора х1
на результативный показатель Y. Согласно
уравнению (3.4), спрос на мясо и мясопродукты
возрастает на 0,0044 кг на душу населения
при увеличении дохода на душу населения
на 1 тыс. руб.
На
рис. 3.1 показан график фактической зависимости
спроса на мясо и мясопродукты от денежного
дохода с нанесенной теоретической линией
зависимости, построенной по уравнению
(3.4). Рис. 3.1 наглядно отображает достоверность
построенной модели (3.4).
Рисунок 3.1
Источник:
собственная разработка.
Вычислим коэффициент эластичности спроса на мясо и мясопродукты от денежного дохода. Для вычисления эластичности воспользуемся формулой (1.7).
Применительно к нашим данным формула (1.7) примет следующий вид:
где b1 = 0,0044 – коэффициент линейной регрессии; - среднее значение денежного дохода на душу населения за период; - среднее значение спроса на мясо и мясопродукты за период.
Рассчитаем средние значения денежного дохода и спроса на мясо и мясопродукты на душу населения за период.
Коэффициент эластичности спроса на мясо и мясопродукты относительно реальных денежных доходов:
Значение коэффициента эластичности показывает, что спрос на мясо и мясопродукты возрастает 0,183% при увеличении денежных доходов на 1%. Полученное значение коэффициента эластичности потребления мяса и мясопродуктов в зависимости от дохода меньше полученного ранее этого же коэффициента в главе 2.3 (табл. 2.11), составившего 0,319%. Такое отклонение можно объяснить тем, что коэффициент эластичности 0,183, рассчитанный по формуле (3.5) получен по осредненным данным и имеет приближенное значение.
Полученное значение коэффициента эластичности еще раз подтверждает теорию из главы 1, что мясо и мясопродукты относятся к товарам с малой эластичностью (значение коэффициента эластичности 0,183 находится в пределах от 0 до 1).
Линейная
модель (3.4) имеет высокие прогнозные свойства
(учитывая статистическую значимость
модели). Поэтому ее можно использовать
для прогноза потребительского спроса
на мясо и мясопродукты в зависимости
от предполагаемых на прогнозный период
денежных доходов на душу населения.
Заключение
Выполненная работа показала, что потребительский спрос – сложное социально-экономическое явление, складывающееся из отдельных элементов, имеющее социальные и региональные различия. Изучение потребительского спроса имеет большое значение для экономики страны.
Существуют различные направления изучения потребительского спроса. В системе методов изучения особо важное место занимают методы статистического моделирования, позволяющие выявить и измерить влияние факторов на уровень, динамику и структуру спроса.
Информация о работе Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг