Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов методологии статистического моделирования и анализа спроса на потребительские товары и услуги;
статистический анализ структуры и динамики спроса на некоторые продукты питания и некоторые товары длительного использования на потребительском рынке Республики Беларусь;
статистическое моделирование объемов потребительского спроса населения Республики Беларусь на основе регрессионного анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА СПРОСА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ 4
1.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СПРОСА 6
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
2.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 10
2.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 14
2.3. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОХОДА 18
3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Мод_и_ан_спроса_на_рынке_тов_и_ус1.doc

— 668.50 Кб (Скачать)

      - относительное изменение среднедушевого дохода.

     Рассчитанные  коэффициенты эластичности приведены в таблице 2.11.

Таблица 2.11 Эластичность потребления от дохода в 2006 г по отношению к 2000 г

Вид товара Относительное изменение среднедушевого потребления,
, %
Относительное изменение среднедушевого дохода,
, %
Коэффициент эластичности, Э, %
Мясо  и мясопродукты 35,8 112,3 0,319
Молоко  и молочные продукты -5,0   -0,045
Фрукты  и цитрусовые 14,3   0,127
Хлебные продукты -29,6   -0,264
Телевизоры 170,6   1,519
Стиральные  машины 75,0   0,668
Легковые  автомобили 225,0   2,004

     Источник: собственная разработка. 

     Согласно  табл. 2.10 наблюдается тенденция роста  реальных денежных доходов населения  Республики Беларусь. Всего в 2006 г  по сравнению с 2000 г реальные денежные доходы населения возросли на 112,3%.

     Анализируя  табл. 2.11, приходим к выводу, что при росте денежных доходов населения, наблюдается рост потребления таких товаров как мясо и мясопродукты (на 35,8%); фрукты и цитрусовые (на 14,3%); и потребительских товаров длительного использования (телевизоров, стиральных машин, легковых автомобилей на 171%, 75%, 225% соответственно). При этом наблюдается снижение потребления таких товаров как молоко и молочные продукты (на 5%); хлебные продукты (на 29,6%).

     Рассчитанные  коэффициенты эластичности для этих товаров показывают, что при увеличении среднедушевого дохода на 1% потребление мяса и мясопродуктов возрастает на 0,32%; потребление молока и молочных продуктов снижается на 0,05%; потребление фруктов и цитрусовых возрастает на 0,13%; потребление хлебопродуктов снижается на 0,26%; потребление телевизоров возрастает на 1,52%, потребление стиральных машин возрастает на 0,67%; потребление легковых автомобилей возрастает на 2,00%.

     Такая динамика спроса подтверждает теорию из главы 1: товары длительного использования имеют большую эластичность потребления, чем продовольственные товары. Среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление мяса и мясопродуктов; фруктов и цитрусовых. Молоко и молочные продукты, хлебные продукты относятся к малоценным товарам. Они имеют отрицательную эластичность, то есть, с ростом дохода потребление таких товаров уменьшается. Телевизоры, автомобили относятся к товарам с высокой эластичностью – коэффициенты эластичности этих товаров больше единицы.

  1. статистическое моделирование объемов потребительского спроса населения Республики Беларусь на основе регрессионного анализа

     Рассмотрим  изучение спроса на один из наиболее эластичных из продовольственных товаров продукт: мясо и мясопродукты.

     Построим  регрессионную модель зависимости  спроса на мясо и мясопродукты, в которой в качестве факторов возьмем уровень дохода и объем производства.

     В табл. 3.1 приведены данные о продаже мяса и мясопродуктов, денежных доходах на душу населения, производстве мяса (в убойном весе) на душу населения, среднегодовой численности населения, взятые из Статистического ежегодника Республики Беларусь за 2007 г.

Таблица 3.1 Исходные статистические данные

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
1. Продажа мяса и мясопродуктов на душу населения, тыс. т 53 54 57 59 60 67 72
2. Реальные денежные доходы на душу населения, кг 557 1154 1722 2309 3009 3951 5002
3. Производство мяса (в убойном весе) на душу населения, кг 60 63 62 61 64 71 79

     Источник: [9].

     Данные  динамического ряда не исключают возможность существования автокорреляции. Для ее устранения введем дополнительно фактор времени, представленный натуральным рядом чисел [6].

     Исходные  данные для построения регрессионной модели представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2 Исходные данные для построения регрессионной модели

Продажа мяса и мясопродуктов на душу населения, кг (Y) Реальные денежные доходы на душу населения, тыс. руб. (X1) Производство  мяса на душу населения, кг (X2) Порядковый  номер года (t)
1 2 3 4
53 557 60 1
54 1154 63 2
57 1722 62 3
59 2309 61 4
61 3009 64 5
67 3951 71 6
72 5002 79 7

     Источник: собственная разработка.

     Построим  линейную многофакторную динамическую модель спроса на мясо и мясопродукты вида:

                             ,    (3.1)

где    Y – спрос на мясо и мясопродукты (на душу населения);

     х1 – реальные денежные доходы на душу населения;

     х2 – производство мяса на душу населения;

     t – порядковый номер года.

     Полученная  динамическая модель будет учитывать  общую тенденцию спроса (фактор t) и влияние на спрос размера денежных доходов на душу населения и объема производства мяса (в убойном весе) на душу населения.

     Для выполнения регрессионного анализа  воспользуемся функцией «Регрессия» надстройки «Анализ данных» табличного процессора Excel [3].

     Для этого перенесем табл. 3.2 на лист рабочей книги Excel и выполним команду Сервис®Анализ данных®Регрессия.

     В Приложении к работе приведены распечатки рабочей книги Excel с выполненным регрессионным анализом.

     В результате получаем таблицу итогов регрессионного анализа (табл. 3.3).

Таблица 3.3 Вывод итогов регрессионного анализа

Регрессионная статистика          
Множественный R 0,998          
R-квадрат 0,996          
Нормированный R-квадрат 0,991          
Стандартная ошибка 0,641          
Наблюдения 7          
             
Дисперсионный анализ          
  df SS MS F Значимость F  
Регрессия 3 286,481 95,494 232,341 0,000476  
Остаток 3 1,233 0,411      
Итого 6 287,714        
             
  Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение Нижние 95% Верхние 95%
Y-пересечение 69,403 18,982 3,656 0,035 8,994 129,811
X1 0,013 0,006 2,366 0,099 -0,005 0,031
X2 -0,303 0,309 -0,978 0,400 -1,287 0,682
t -5,656 3,248 -1,741 0,180 -15,992 4,680

     Источник: собственная разработка. 

     Согласно  таблице 3.3 искомое уравнение регрессии  имеет следующий вид:

                        ,   (3.2)

     По  таблице 3.3 можно сделать следующие  выводы. Дисперсионный анализ показывает, что уравнение является значимым при уровне значимости = 0,000476. Множественный коэффициент корреляции R равен 0,998, то есть, полученное уравнение хорошо описывает изучаемую взаимосвязь между факторами. Коэффициент детерминации R2 равен 0,996 – это означает, что 99,6% вариации результативного признака (Y) объясняется вариацией факторных переменных (х1, х2, t). 

     Проверим  отсутствие автокорреляции случайных отклонений. Для этого рассчитаем значение критерия Дарбина-Уотсона по формуле:

                            DW = ,     (3.3)

где      - остатки от регрессии в период i;

      - остатки от регрессии в  период i-1.

     Рассчитаем теоретические значения результативного признака ( ), подставив значения факторных признаков ( ), приведенные в табл. 3.2 (графы 2, 3, 4) в уравнение (3.2); найдем остатки от регрессии ( ) и построим расчетную таблицу 3.4.

Таблица 3.4 Расчетная таблица для определения статистики Дарбина-Уотсона

i Y
(ei – ei -1) (ei – ei -1)2
1 53,0 52,975 0,025 0,0006 - -
2 54,0 54,328 -0,328 0,1073 -0,3524 0,1242
3 57,0 56,506 0,494 0,2442 0,8217 0,6752
4 59,0 58,936 0,064 0,0041 -0,4303 0,1851
5 61,0 61,654 -0,654 0,4281 -0,7182 0,5157
6 67,0 66,371 0,629 0,3958 1,2834 1,6472
7 72,0 72,230 -0,230 0,0530 -0,8593 0,7384
å 423,0 423,000 - 1,2330 - 3,8857

Информация о работе Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг