Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:31, курсовая работа
Целью данной работы является моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов методологии статистического моделирования и анализа спроса на потребительские товары и услуги;
статистический анализ структуры и динамики спроса на некоторые продукты питания и некоторые товары длительного использования на потребительском рынке Республики Беларусь;
статистическое моделирование объемов потребительского спроса населения Республики Беларусь на основе регрессионного анализа.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА СПРОСА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ 4
1.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СПРОСА 6
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
2.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 10
2.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 14
2.3. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОХОДА 18
3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная цель изучения покупательского спроса заключается в том, чтобы сделать научно обоснованные и надежные выводы о его развитии на предстоящий период, т. е. дать прогноз спроса, который мог бы быть использован в планировании производства, торговли, потребления и в других социально-экономических перспективных расчетах.
Прогноз представляет собой аргументированное предсказание будущего. Он содержит научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта прогнозирования, тенденциях его развития и сроках существования.
Прогнозирование
спроса – деятельность, включающая
в себя сбор и анализ информации
по факторам, определяющим параметры
спроса, моделирование возможных вариантов
развития спроса и выбор наиболее оптимального
варианта для последующей оптимизации
ассортимента.
Целью данной работы является моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
В процессе выполнения курсовой работы предполагается изучить литературные источники, описывающие вопросы статистического моделирования и анализа спроса на потребительские товары.
Для выполнения статистического анализа предполагается использовать статистические данные за 2000 – 2006 гг, взятые из Статистического ежегодника Республики Беларусь за 2007 г.
Для выполнения регрессионного анализа предполагается использовать табличный процессор Excel.
Потребительским спросом называется платежеспособная потребность населения в товарах народного потребления, т. е. желание и возможность, подкрепленная потребительскими фондами, купить конкретный товар на рынке товаров и услуг. Потребительские фонды – наличие денег у населения, предназначенных для покупки товаров.
Под конъюнктурой торговли понимают совокупность конкретных условий, определяющих состояние рынка, уровень спроса, степень его удовлетворения, количественное и качественное соотношение спроса и предложения за определенный отрезок времени или на конкретную дату, спорадические колебания в объеме и структуре продажи товаров, изменения цен.
Потребительский
спрос – сложное социально-
В изучении потребительского спроса и торговой конъюнктуры можно выделить следующие основные направления:
Изучение конъюнктуры рынка предполагает объективную и оперативную оценку денежных доходов и расходов населения при данном уровне цен, состояние и перспективы изменения товарных ресурсов, продажу и цены на потребительском рынке, объем и состав розничной продажи важнейших товаров.
Важную роль в оценки конъюнктуры играет анализ динамических рядов продажи товаров и товарных запасов. Используется индексный метод, строятся трендовые модели, позволяющие наилучшим образом аппроксимировать тенденции продажи товаров.
Важным моментом изучения покупательского спроса является анализ насыщения рынка, т. е концентрации товаров в сфере потребления. Если товары повседневного спроса, как правило, постоянно потребляются и требуют столь же постоянного возобновления, то товары длительного пользования, служащие в течение определенного времени, накапливаются у населения. Наблюдение тенденций спроса направлено на своевременное определение роста или сокращения спроса на тот или иной вид товара. Например, замедление роста спроса на некоторые товары культурно-бытового назначения отражается полулогарифмической функцией или логистической кривой.
Количественная оценка потребительского спроса формируется на основе данных статистической отчетности о потребленных объемах товаров и услуг за прошлые периоды, а также на основании так называемых «листов-опросников» по изучению покупательского спроса на определенные (чаще всего новые) виды товаров.
В системе методов изучения покупательского спроса особо важное место занимают методы статистического моделирования, позволяющие выявить и измерить влияние факторов на уровень, динамику и структуру спроса. В зависимости от конкретных условий строятся различные виды моделей. Чаще других используются уравнения прямой, параболы, гиперболы, полулогарифмической, степенной, показательной кривой, функции Кобба-Дугласа и др.
Многофакторные модели позволяют учесть совместное и раздельное влияние определенного набора факторов. При этом должны соблюдаться статистические принципы подбора, оценки значимости и коллинеарности факторов.
В зависимости от цели исследования строятся динамические или статические модели. Первые строятся с помощью применения корреляции и регрессии динамических рядов и включают в себя измерение тенденции усредненных показателей развития спроса. Вторые учитывают вариацию изучаемого явления по социальным или территориальным признакам за какой-то период времени. Ясно, что модель изменения спроса должна учитывать и социально-экономические и территориально-демографические различия в статистике. В связи с этим в моделировании спроса получили применение смешанные статическо-динамические модели [1].
Аналитическая модель спроса предполагает функцию, в которой спрашиваемое количество товаров находится в зависимости от определяющих факторов. Набор факторных переменных определяется классом потребительских товаров. При этом выделяется класс товаров повседневного спроса и длительного пользования. Общепринято считать, что спрашиваемое количество товаров повседневного спроса определяется уровнем цен и реального дохода. Спрос на предметы длительного пользования зависит не только от цен и наличного дохода, но и от ряда других факторов: наличия товарных запасов, уровня издержек, налогов и др. Функции спроса, которые строятся по данным динамических рядов, дополнительно включают фактор времени.
Параметры функции спроса оцениваются статистически по методу наименьших квадратов. Если спрашиваемое количество товара i обозначить , а определяющие его факторные переменные: цены – Р1, Р2, ..., Рn и располагаемый реальный доход – D, то функция спроса на благо i в общем виде запишется так:
. (1.1)
В условиях линейной зависимости эта функция выразится линейным уравнением вида:
. (1.2)
Существование линейной логарифмической связи приводит к построению степенной зависимости между спрашиваемым количеством и определяющими его факторными переменными, а именно:
. (1.3)
Такая функция является линейной в логарифмах спроса на товары в зависимости от цен и дохода
. (1.4)
В формуле (1.2) величины являются константными параметрами. При этом, параметр bi указывает на размер увеличения (+) или уменьшения (-) спроса в зависимости от повышения или снижения цен на одну единицу измерения. По аналогии, параметр с является размером приращения функции спроса в зависимости от увеличения дохода. Величина а – исходный размер спроса, безотносительный к уровню цен и дохода.
В формуле (1.4) постоянные параметры ai и b показывают, на какой размер (в процентах) увеличивается (уменьшается) спрос при увеличении (уменьшении) факторной переменной на один процент. Такие показатели получили название коэффициентов эластичности спроса. В общем виде эластичность спроса в зависимости от цен выражается формулой
. (1.5)
В линейной функции спроса (1.2) отношение прироста зависимой переменной к абсолютному изменению цены, т. е. , выражается коэффициентом регрессии bi. В силу этого, применительно к линейной функции спроса коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены выразится формулой
По аналогии коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода примет следующий вид:
где с – коэффициент регрессии линейного уравнения спроса в зависимости от дохода.
В функции (1.3) эластичность спроса в зависимости от цены выражается показателями степени ai, а в зависимости от дохода – b.
Эластичность спроса на благо i по отношению к цене на товар j изменяется следующим образом. Если цена на товар j при прочих равных условиях (неизменных ценах на все другие товары и неизменном доходе) повышается на один процент, то эластичность спроса покажет, на сколько процентов изменится (повысится или понизится) спрос на благо i.
Эластичность спроса на товар i может рассматриваться по отношению к собственной цене и к изменению цен на другие товары. При отрицательной эластичности спроса на товар i по отношению к его собственной цене с повышением уровня цены спрос на него понижается и, наоборот, растет при понижении уровня цены. Исключение составляют блага низшего порядка, когда с повышением цены на товар i при неизменных ценах на прочие товары и повышении денежного дохода спрос на данное благо повышается. Это происходит в условиях, когда расходуется высокий удельный вес дохода на приобретение блага низшего порядка. Например, в стране с низким уровнем доходов население расходует значительную часть своих доходов на приобретение картофеля. В случае неурожая, несмотря на повышение цен на картофель, спрос на него может повыситься [7].
Коэффициенты эластичности потребления от дохода различны для разных продуктов и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для таких продуктов как хлеб, картофель и т. д. Товары, для которых эластичность меньше нуля называются малоценными. В этом случае коэффициент эластичности означает, что с ростом доходов потребление таких товаров будет уменьшаться. Принято выделять товары с малой эластичностью (коэффициент эластичности в пределах от нуля до единицы), средней эластичностью (коэффициент эластичности около единицы) и высокой эластичностью (коэффициент эластичности больше единицы).
В
целом существует такая закономерность:
большей эластичностью
Если эластичность спроса на товар i по отношению к цене товара j отрицательна, то такие товары считаются взаимодополняющими. Положительный показатель эластичности спроса на благо i по отношению к цене товара j свидетельствует о взаимозаменяемости этих товаров. Если , товары i, j считаются независимыми.
Информация о работе Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг