Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов методологии статистического моделирования и анализа спроса на потребительские товары и услуги;
статистический анализ структуры и динамики спроса на некоторые продукты питания и некоторые товары длительного использования на потребительском рынке Республики Беларусь;
статистическое моделирование объемов потребительского спроса населения Республики Беларусь на основе регрессионного анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА СПРОСА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ 4
1.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СПРОСА 6
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
2.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 10
2.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 14
2.3. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОХОДА 18
3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Мод_и_ан_спроса_на_рынке_тов_и_ус1.doc

— 668.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

     Основная  цель изучения покупательского спроса заключается в том, чтобы сделать  научно обоснованные и надежные выводы о его развитии на предстоящий  период, т. е. дать прогноз спроса, который мог бы быть использован в планировании производства, торговли, потребления и в других социально-экономических перспективных расчетах.

     Прогноз представляет собой аргументированное  предсказание будущего. Он содержит научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта прогнозирования, тенденциях его развития и сроках существования.

     Прогнозирование спроса – деятельность, включающая в себя сбор и анализ информации по факторам, определяющим параметры  спроса, моделирование возможных вариантов развития спроса и выбор наиболее оптимального варианта для последующей оптимизации ассортимента. 

           Целью данной работы является моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг.

           Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

    • изучение теоретических аспектов методологии статистического моделирования и анализа спроса на потребительские товары и услуги;
    • статистический анализ структуры и динамики спроса на некоторые продукты питания и некоторые товары длительного использования на потребительском рынке Республики Беларусь;
    • статистическое моделирование объемов потребительского спроса населения Республики Беларусь на основе регрессионного анализа.
 

     В процессе выполнения курсовой работы предполагается изучить литературные источники, описывающие вопросы статистического моделирования и анализа спроса на потребительские товары.

     Для выполнения статистического анализа предполагается использовать статистические данные за 2000 – 2006 гг, взятые из Статистического ежегодника Республики Беларусь за 2007 г.

     Для выполнения регрессионного анализа предполагается использовать табличный процессор Excel.

  1. Методологические вопросы статистического моделирования и анализа спроса на потребительском рынке товаров и услуг
    1. Потребительский спрос: понятие и способы оценки

     Потребительским спросом называется платежеспособная потребность населения в товарах народного потребления, т. е. желание и возможность, подкрепленная потребительскими фондами, купить конкретный товар на рынке товаров и услуг. Потребительские фонды – наличие денег у населения, предназначенных для покупки товаров.

     Под конъюнктурой торговли понимают совокупность конкретных условий, определяющих состояние рынка, уровень спроса, степень его удовлетворения, количественное и качественное соотношение спроса и предложения за определенный отрезок времени или на конкретную дату, спорадические колебания в объеме и структуре продажи товаров, изменения цен.

     Потребительский спрос – сложное социально-экономическое  явление, складывающееся из отдельных элементов, имеющее социальные и региональные различия. Население, предъявляющее спрос, дифференцировано по различным социальным и половозрастным признакам. Товарная масса – объект спроса – также неоднородна, состоит из многочисленных видов товаров и товарных групп. Кроме того, существует разная степень удовлетворения спроса.

     В изучении потребительского спроса и  торговой конъюнктуры можно выделить следующие основные направления:

    • текущее или оперативное изучение спроса, которое следит за конъюнктурой товарного рынка, выявляет наметившиеся тенденции изменения спроса, обнаруживает запасы товаров, не пользующихся спросом;
    • составление конъюнктурных обзоров;
    • изучение и моделирование закономерностей потребительского спроса.

     Изучение  конъюнктуры рынка предполагает объективную и оперативную оценку денежных доходов и расходов населения при данном уровне цен, состояние и перспективы изменения товарных ресурсов, продажу и цены на потребительском рынке, объем и состав розничной продажи важнейших товаров.

     Важную  роль в оценки конъюнктуры играет анализ динамических рядов продажи товаров и товарных запасов. Используется индексный метод, строятся трендовые модели, позволяющие наилучшим образом аппроксимировать тенденции продажи товаров.

     Важным  моментом изучения покупательского спроса является анализ насыщения рынка, т. е концентрации товаров в сфере потребления. Если товары повседневного спроса, как правило, постоянно потребляются и требуют столь же постоянного возобновления, то товары длительного пользования, служащие в течение определенного времени, накапливаются у населения. Наблюдение тенденций спроса направлено на своевременное определение роста или сокращения спроса на тот или иной вид товара. Например, замедление роста спроса на некоторые товары культурно-бытового назначения отражается полулогарифмической функцией или логистической кривой.

     Количественная  оценка потребительского спроса формируется  на основе данных статистической отчетности о потребленных объемах товаров и услуг за прошлые периоды, а также на основании так называемых «листов-опросников» по изучению покупательского спроса на определенные (чаще всего новые) виды товаров.

     В системе методов изучения покупательского  спроса особо важное место занимают методы статистического моделирования, позволяющие выявить и измерить влияние факторов на уровень, динамику и структуру спроса. В зависимости от конкретных условий строятся различные виды моделей. Чаще других используются уравнения прямой, параболы, гиперболы, полулогарифмической, степенной, показательной кривой, функции Кобба-Дугласа и др.

     Многофакторные  модели позволяют учесть совместное и раздельное влияние определенного  набора факторов. При этом должны соблюдаться  статистические принципы подбора, оценки значимости и коллинеарности факторов.

     В зависимости от цели исследования строятся динамические или статические модели. Первые строятся с помощью применения корреляции и регрессии динамических рядов и включают в себя измерение тенденции усредненных показателей развития спроса. Вторые учитывают вариацию изучаемого явления по социальным или территориальным признакам за какой-то период времени. Ясно, что модель изменения спроса должна учитывать и социально-экономические и территориально-демографические различия в статистике. В связи с этим в моделировании спроса получили применение смешанные статическо-динамические модели [1].

    1. Моделирование и анализ спроса

     Аналитическая модель спроса предполагает функцию, в  которой спрашиваемое количество товаров находится в зависимости от определяющих факторов. Набор факторных переменных определяется классом потребительских товаров. При этом выделяется класс товаров повседневного спроса и длительного пользования. Общепринято считать, что спрашиваемое количество товаров повседневного спроса определяется уровнем цен и реального дохода. Спрос на предметы длительного пользования зависит не только от цен и наличного дохода, но и от ряда других факторов: наличия товарных запасов, уровня издержек, налогов и др. Функции спроса, которые строятся по данным динамических рядов, дополнительно включают фактор времени.

     Параметры функции спроса оцениваются статистически  по методу наименьших квадратов. Если спрашиваемое количество товара i обозначить , а определяющие его факторные переменные: цены – Р1, Р2, ..., Рn и располагаемый реальный доход – D, то функция спроса на благо i в общем виде запишется так:

                              .    (1.1)

     В условиях линейной зависимости эта  функция выразится линейным уравнением вида:

                          .   (1.2)

     Существование линейной логарифмической связи приводит к построению степенной зависимости между спрашиваемым количеством и определяющими его факторными переменными, а именно:

                             .   (1.3)

     Такая функция является линейной в логарифмах спроса на товары в зависимости от цен и дохода

                   .  (1.4)

     В формуле (1.2) величины являются константными параметрами. При этом, параметр bi указывает на размер увеличения (+) или уменьшения (-) спроса в зависимости от повышения или снижения цен на одну единицу измерения. По аналогии, параметр с является размером приращения функции спроса в зависимости от увеличения дохода. Величина а – исходный размер спроса, безотносительный к уровню цен и дохода.

     В формуле (1.4) постоянные параметры ai и b показывают, на какой размер (в процентах) увеличивается (уменьшается) спрос при увеличении (уменьшении) факторной переменной на один процент. Такие показатели получили название коэффициентов эластичности спроса. В общем виде эластичность спроса в зависимости от цен выражается формулой

                             .    (1.5)

     В линейной функции спроса (1.2) отношение  прироста зависимой переменной к абсолютному изменению цены, т. е. , выражается коэффициентом регрессии bi. В силу этого, применительно к линейной функции спроса коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены выразится формулой

                                  .     (1.6)

     По  аналогии коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода примет следующий вид:

                                  ,     (1.7)

где с – коэффициент регрессии линейного уравнения спроса в зависимости от дохода.

     В функции (1.3) эластичность спроса в зависимости от цены выражается показателями степени ai, а в зависимости от дохода – b.

     Эластичность спроса на благо i по отношению к цене на товар j изменяется следующим образом. Если цена на товар j при прочих равных условиях (неизменных ценах на все другие товары и неизменном доходе) повышается на один процент, то эластичность спроса покажет, на сколько процентов изменится  (повысится или понизится) спрос на благо i.

     Эластичность  спроса на товар i может рассматриваться по отношению к собственной цене и к изменению цен на другие товары. При отрицательной эластичности спроса на товар i по отношению к его собственной цене с повышением уровня цены спрос на него понижается и, наоборот, растет при понижении уровня цены. Исключение составляют блага низшего порядка, когда с повышением цены на товар i при неизменных ценах на прочие товары и повышении денежного дохода спрос на данное благо повышается. Это происходит в условиях, когда расходуется высокий удельный вес дохода на приобретение блага низшего порядка. Например, в стране с низким уровнем доходов население расходует значительную часть своих доходов на приобретение картофеля. В случае неурожая, несмотря на повышение цен на картофель, спрос на него может повыситься [7].

     Коэффициенты  эластичности потребления от дохода различны для разных продуктов и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для таких продуктов как хлеб, картофель и т. д. Товары, для которых эластичность меньше нуля называются малоценными. В этом случае коэффициент эластичности означает, что с ростом доходов потребление таких товаров будет уменьшаться. Принято выделять товары с малой эластичностью (коэффициент эластичности в пределах от нуля до единицы), средней эластичностью (коэффициент эластичности около единицы) и высокой эластичностью (коэффициент эластичности больше единицы).

     В целом существует такая закономерность: большей эластичностью отличается потребление непродовольственных товаров, чем продовольственных. Из непродовольственных особенно высока эластичность у товаров ограниченного спроса: бытовой техники, ювелирных изделий, транспортных средств; менее эластично потребление предметов первой необходимости (одежды, обуви и т. д.). Среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление мяса, фруктов и менее эластично потребление хлеба и картофеля [5].

     Если  эластичность спроса на товар i по отношению к цене товара j отрицательна, то такие товары считаются взаимодополняющими. Положительный показатель эластичности спроса на благо i по отношению к цене товара j свидетельствует о взаимозаменяемости этих товаров. Если , товары i, j считаются независимыми.

Информация о работе Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг