Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 04:53, курсовая работа
Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Исследование рынка предполагает выяснение его состояния, тенденций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможности и пути его улучшения, но это только часть проблем, определяющих содержание маркетинговых исследований в целом.
* Введение
o 1. Исследование рынка
o 1.1 Анализ рынка фитнес-услуг
o 1.2 Анализ фитнес-услуг7
o 1.3 Анализ условий конкуренции
o 1.4 SWOT - анализ
o 2. Разработка плана маркетинга
o 2.1 Маркетинговая стратегия
o 2.2 Товарная стратегия
o 2.3 Коммуникативная стратегия
o Заключение
o Список литературы
Наменование:
Курсовик Маркетинговое исследование и изучение рынка фитнес-услуг на примере фитнес-центра с. к. "Олимпийский". Общая структура городского рынка спортивных услуг. Анализ условий конкуренции. Товарная и коммуникативная стратегии. Проблемы развития фитнеса в России.
Предмет:
Маркетинг
Год сдачи:
2009
Объем (страниц):
Выложен полностью
Дата публикации:
15.11.2009
Описание (план):
34
Министерство образования и науки РФ
Пензенский государственный университет
Кафедра "Маркетинг"
Курсовая работа
по маркетингу
Тема: " Анализ рынка фитнес-услуг с. к. "Олимпийский" "
Выполнила: студентка гр.05 ЭТ-1
Волк Мария Александровна
Руководитель: Латынова С.В.
Пенза 2007г.
Содержание
Введение
Красота и здоровье - вечные ценности, пожалуй, наиболее фундаментальные для человечества. Культ совершенного тела временами входит в моду, иногда теряет популярность, но никогда не исчезает из массового сознания. В современном западном обществе здоровье и красота считаются непременными атрибутами успешного, состоявшегося человека.
Культ совершенного тела стоит на трех китах, имя которым: "Спорт", "Здоровье" и "Красота". Эти отнюдь не мифические киты, в свою очередь, располагаются на спине черепахи, именуемой "Здоровый образ жизни". Обеспечить его - задача каждого человека, и государство обычно принимает в этом активное участие. С расширением сферы услуг в экономике развитых обществ занятия спортом, косметические и, в особенности, медицинские процедуры и лечение становятся объектом делового интереса. Появление платежеспособного потребителя в данной области явилось мощным стимулом к развитию целой индустрии спорта и красоты.
В крупных городах рынок фитнес-услуг развивается семимильными шагами, и это вселяет надежду, что здоровье нации будет находиться на должном уровне.
Маркетинговые исследования - широкий комплекс разнообразных исследований, необходимых для выработки оптимальных стратегий и проведения эффективной оперативной маркетинговой деятельности.
В прошлом веке маркетинговые исследования как таковые не были нужны, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. В XX веке появилась необходимость в получении более обширной информации о клиентах и их покупательских потребностях. Появилась проблема нехватки информации. Необходимость в проведении маркетинговых исследований очевидна.
Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Исследование рынка предполагает выяснение его состояния, тенденций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможности и пути его улучшения, но это только часть проблем, определяющих содержание маркетинговых исследований в целом.
1. Исследование рынка
1.1 Анализ рынка фитнес-услуг
Прежде чем приступать к анализу российской отрасли фитнес-услуг, необходимо разобраться, что же входит в понятие фитнес.
Фитнес (в буквальном переводе с английского fitness означает пригодность, соответствие, to be fit - быть в форме) - разностороннее развитие физических способностей при улучшении самочувствия во время занятий спортом. Начавшись как увлечение богатой элиты, фитнес сейчас стал одним из самых массовых явлений в мире. Сам термин возник в 60-е годы, когда были соединены наиболее эффективные наработки бодибилдинга и аэробики
На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос "Что такое фитнес?", так как занимающиеся им не видят необходимости в юридической точности определения. Поэтому далее рассмотрим наиболее часто встречаемые описания фитнеса.
Фитнес - это образ жизни, позволяющий сохранить и укрепить здоровье, уравновешивать эмоциональное состояние, совершенствовать физическую форму, позволяющий человеку жить полноценно.
Фитнес - образ жизни, ведущий к физическому и ментальному здоровью человека, включающий в себя и занятия в тренажерном зале, и аэробику, и правильное питание.
Занятия фитнесом - это комплексное восстановление и поддержание здоровья: рациональное питание, очищение организма и индивидуальные программы физических нагрузок. Во многих европейских странах фитнес сегодня является глобальной программой, направленной на укрепление здоровья нации.
Таким образом, под фитнесом в рамках данной работы будем понимать образ жизни, который принято называть "здоровым", и который в современном мире непременно ассоциируется с успехом в жизни, бодростью и молодостью.
В России физкультура всегда была популярна среди широких слоев населения, однако в послеперестроечный период изменилось отношение к занятиям спортом. Бег в парке, занятия в спортивных секциях, тренажерные залы пока еще не растеряли своих поклонников, но все же будущее - не за ними, а за спортивно-оздоровительными центрами, предлагающими целый спектр услуг, связанный с ведением здорового образа жизни. Специалисты определяют фитнес-клуб, как "это помещение с современными тренажерными залами, залами аэробики, возможно, бассейном, саунами, оборудованными раздевалками и душевыми, с широким выбором тренировочных программ.При этом некоторые фитнес-клубы, в основном элитные, предлагают и дополнительные услуги, непосредственно связанные с занятиями спортом и ведением здорового образа жизни. К ним относятся: массаж, солярий, косметологический кабинет, салон красоты, диетология, бары, рестораны, спортивные магазины, спа (в это понятие входят такие санаторные услуги, как грязелечение). Абонемент, дающий право пользоваться услугами фитнес-клуба, называется клубной картой. Следует отметить, что в рамках данной работы понятия фитнес-клуб и спортивно-оздоровительный центр рассматриваются как равнозначные.
Несмотря на то, что российский рынок фитнес-услуг существенно уступает по объему предложения американскому и европейскому, темпы его роста стремительны. За минувший год он только в Москве увеличился в полтора раза и достиг, по данным агентства маркетинговых и социологических исследований MAGRAM Market Research (MAGRAM MR), 300-350 млн $. Емкость общероссийского рынка оценивается в 500 млн $ Михальчук П. Self made тело // Эксперт. - 2005. - №14. - С. 17.. В регионах эта цифра значительно меньше, порядка 5-20 млн $. Потенциал развития фитнес-индустрии в Москве и тем более в России все еще остается огромным. Сегодня фитнесом у нас занимаются чуть более 300 тыс. человек - это лишь 0,2% населения. Для сравнения: в США - мировой лидер в данной области - фитнесом увлечены 14,1% жителей (39,4 млн. человек). Даже если взять менее развитый британский рынок, разница с Россией будет ощутимой - в Британии фитнесом занимаются 6% жителей (3,5 млн. человек). Иными словами, резервы у российского фитнес-рынка определенно есть.
Если говорить о насыщенности рынка, то в крупных и развивающихся городах эти показатели значительно различаются. Это в основном обусловлено финансовой обеспеченностью горожан. В Москве в секторе VIP (стоимость услуг превышает $200 в месяц, или стоимость клубной карты превышает 1500 долларов в год), по мнению генерального директора клуба Reebok-Fitness Максима Игнатьева, VIP-сегмент уже заполнен более чем на 70-90%, однако при этом потребитель VIP-услуг довольно нестабилен и нелоялен. Двумя этими факторами и объясняются высочайший уровень конкуренции в VIP-сегменте и не очень большой потенциал для его роста. На сегодняшний день на дорогой сектор приходится примерно три четверти московского рынка фитнес-услуг в стоимостном выражении. Объясняется данное обстоятельство тем, что изначально все игроки на рынке фитнес-услуг устремились попасть в дорогой сегмент, так как именно для данного сектора в начале 90-х сформировались потенциальные клиенты, способные и желающие платить за свое здоровье и красоту. И по сей день компании этого сегмента остаются верны своим дорогим и требовательным клиентам.
Во втором сегменте рынка фитнес-услуг цены колеблются в диапазоне $80 - 150 в месяц, или 400-1500$ за год. Степень насыщения этого сектора, по оценке Reebok-Fitness, равна 50 - 60%. Эластичность и емкость сегмента при этом довольно высока. Данный сегмент ориентирован прежде всего на формирующийся средний класс, доход которого составляет более $600 на члена семьи в месяц. Именно в этом секторе рынка, по словам Максима Игнатьева, и идет основная борьба за конкурента, поскольку средняя ценовая ниша дает наибольшие возможности для расширения бизнеса. По оценкам World Class, клубы этой категории могли бы в перспективе сделать своими клиентами 3 - 4% населения Москвы.
В нижнем сегменте стоимость услуг ограничивается коридором $30 - 70 в месяц. Однако в секторе low end отсутствует культура фитнеса и спорта. Доступный (нижний) сегмент обслуживается бывшими советскими спортивно-оздоровительными центрами и физкультурными комплексами. Такие комплексы специализируются только на одном виде физической подготовки - на шейпинге или тренажерных тренировках - и могут принять весьма ограниченное число клиентов. Как правило, они работают по принципу разовой или абонементной системы оплаты, без клубного членства. Стоимость одного занятия - 50-300 рублей. Такие заведения, понятно, куда доступнее, чем фитнес-центры, но на сервис здесь рассчитывать не приходится. Поэтому емкость составляет 60%.
Таким образом, в общей структуре столичного рынка спортивных услуг фитнес-клубы занимают примерно 40% и обслуживают дорогой (28%) и средний (12%) сегменты. Остальные 60% рынка приходятся на доступный (нижний) сегмент, который обслуживается бывшими советскими спортивно-оздоровительными центрами и физкультурными комплексами.Потенциальная емкость рынка фитнес-услуг составляет порядка 2 млрд долларов.Российский рынок услуг фитнеса находится в стадии становления. По данным маркетингового агентства "Бизнес Порт", его величина все еще составляет менее 1% от общемирового рынка, годовой оборот российской фитнес-индустрии в 20 раз меньше, чем в США. Значительное отставание России от западных стран, рост спроса на услуги фитнеса, наблюдающийся дефицит заведений высокого класса обусловливает перспективность данного рынка. Перспективы развития рынка фитнес-услуг более чем оптимистичны - его рост ожидается на уровне не ниже 25% в год. Потенциальная емкость российского рынка фитнес-услуг составляет порядка $2 млрд, по прогнозам компании "Бизнес Порт", этой величины рынок достигнет через 5-6 лет.
Вследствие стабильно высоких темпов развития рынка фитнес-индустрия имеет высокую инвестиционную привлекательность. Однако ожидать быстрой окупаемости в данном сегменте не приходится: организация фитнес-центра высокого уровня требует значительных вложений, покрыть которые получаемая прибыль может не ранее чем через 3-5 лет.
Приняв во внимание тот факт, что все ведущие игроки московского рынка являются крупными системами фитнес-клубов, становится очевидно - будущее не за отдельно взятыми клубами, а за масштабными сетевыми проектами. Подтверждает данное высказывание и аналогии с европейскими показателями. Так, по данным "Deloitte&Touche", на сегодняшний день в Великобритании на сетевые клубы приходится 58% от общего числа фитнес-центров, а во Франции - 75%.
Основными проблемами, тормозящими развитие фитнес индустрии по прежнему остаются финансовая составляющая, а также неосознание потенциальными клиентами полезности фитнеса и вообще занятие спортом для организма человека, лень населения, разнообразие развлечений и других мест время провождения, являющихся пока еще более привлекательными для людей и др.
Сдерживает развитие фитнеса в России и отсутствие льгот на аренду. Так, в развитых странах существует практика, когда одно и то же помещение на первом этаже здания банку сдадут с одним коэффициентом, зубоврачебной клинике с другим, а, например, под дом престарелых отдадут с третьим коэффициентом, то есть существует некая градация ставок аренды в зависимости от социальной значимости объекта. В России этого нет, из-за чего те деньги, которые могли бы пойти в фитнес, предпочитают вкладывать в игровые автоматы, так как там меньше сложностей, а окупаемость значительно выше.
Информация о работе Анализ рынка фитнес-услуг с. к. "Олимпийский"