Анализ рынка консалтинговых услуг за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 12:52, реферат

Описание работы

За последние десять лет наблюдается очень большой рост консалтинговых услуг. Это связано с глобализацией мировой экономики. Последние достижения информационной технологии, глобальные информационные сети изменили представления о границах предприятий и о технологии производства, управления и ведения бизнеса. Насыщение традиционных рынков товаров потребовало поиска новых подходов к потребителю. Именно поэтому 81% портфеля заказов ведущих консультационных фирм составляют фактически заказы на услуги по реорганизации и реструктуризации бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Анализ рынка консалтинговых услуг за рубежом.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

За последние  десять лет наблюдается очень  большой рост консалтинговых услуг. Это связано с глобализацией  мировой экономики. Последние достижения информационной технологии, глобальные информационные сети изменили представления  о границах предприятий и о  технологии производства, управления и ведения бизнеса. Насыщение традиционных рынков товаров потребовало поиска новых подходов к потребителю. Именно поэтому 81% портфеля заказов ведущих консультационных фирм составляют фактически заказы на услуги по реорганизации и реструктуризации бизнеса.  

На сегодняшний  день этот рынок оценивается почти  в 90 млрд.долл. с годовым потенциалом  роста порядка 15-20 процентов в  течении последних нескольких лет. В начале 80-х годов в отрасли  управленческого консультирования было занято приблизительно 18 000 консультантов, а на сегодняшний день число специалистов составляет около 700 000 человек, без учета консультантов, занимающихся только вопросами информационных технологий и управления кадрами. Объём консалтинговых услуг в 1993 г., составлял около 25 млрд. долларов, в 1994 г. - около 34 млрд. долларов, в 1995 г. - около 40 млрд. долларов [3].  

В мире насчитывается  около 1720 фирм, специализирующихся в  области управленческого консалтинга. По параметрам численности специалистов и объёма годового оборота услуг 40 фирм из этого числа можно считать крупными, 180 фирм - средними, а 1500 фирм - мелкими. Мировой рынок управленческих консультационных услуг при этом поделен следующим образом: 40 самых крупных консалтинговых фирм обслуживают 66% этого рынка, 180 средних фирм - 25%, 1500 мелких фирм - 9%. Крупная фирма имеет от 300 до 30000 профессионалов и годовой доход от 68 млн. до 3 млрд. долларов. В средней фирме трудится от 100 до 300 профессионалов, генерируя годовой доход до 20 млн. долларов. Мелкие фирмы - это фирмы, в которых в среднем около 4-х профессиональных консультантов и годовой доход не более 0.5 млн. долларов [3].  

Анализ структуры  услуг, производимых 40 крупнейшими  управленческими консалтинговыми  фирмами, дал следующие результаты [3]:

31% - консалтинговые  услуги по вопросам управления  операциями и процессами, включая  вопросы реорганизации бизнеса  и всеобщего управления качеством  (TQM),

17% - консультирование  по вопросам корпоративной стратегии,

17% - консультирование  по вопросам информационно-технологической стратегии,

16% - консультирование  по вопросам развития бизнеса,

11% - консультирование  по вопросам организационного  проектирования,

6% - финансовое  консультирование,

2% - услуги по  вопросам маркетинга и продажам.  

Все эти результаты представлены автором в виде гистограммы  на рис.1.:  

  

Рис. 1. Анализ структуры  консалтинговых услуг  

Анализ оказываемых  консалтинговых услуг по различным  сферам деятельности имеет следующий  вид:

22% - заказы от  предприятий финансового сектора экономики,

11% - от предприятий  по производству товаров народного  потребления, 

11% - от других  промышленных предприятий, 

10% - от компаний  сферы телекоммуникаций,

9% - от предприятий  энергетического сектора, 

9% - от правительственных  учреждений,

9% - от учреждений  здравоохранения, 

8% - от научно-исследовательских  учреждений,

3% - от средств  массовой информации и предприятий  шоу-бизнеса,

2% - от предприятий  оптовой и розничной торговли,

6% - от других  источников. 

 Вышеуказанные  данные представлены автором на рис.2.:  

Следует отметить, что на долю США приходится около 49% всего мирового рынка управленческих консалтинговых услуг.  

В 1993 г. в США  различным фирмам предоставили свои услуги в области консалтинга  приблизительно 80 тыс. экспертов-консультантов - всего на сумму около 17 млрд долл. Стоимость крупных контрактов с консалтинговыми фирмами в том же году колебалась в среднем от 30 до 50 млн долл. В 1998 г. доходы от аудиторских услуг в мировом масштабе составили около 70 млрд долл., а объем продаж сектора консультационных услуг достиг 90 млрд долл., где на долю консультирования в области информационных технологий пришлось 60%. За последние три года рост объемов продаж консалтинговых услуг ежегодно составляет не менее 10%.  

  

Рис. 2. Анализ оказываемых консалтинговых услуг по различным сферам деятельности  

По данным New York Times, 15% компаний пользуются услугами консультантов на регулярной основе и 35% прибегают к помощи консультантов  по мере необходимости.  

Структура спроса на консалтинговые услуги по странам Европы в 1997 г. следующая (в млн.дол.) [10]:

Австрия 396,0

Бельгия 440,0

Болгария 28,6

Великобритания 4441,8

Венгрия 13,2

Германия 9199,3

Греция 90,2

Дания 310,2

Испания 1142,9

Италия 638,0

Нидерланды 1042,8

Норвегия 612,7

Польша 94,6

Россия  76,3

Словения 30,8

Финляндия 270,6

Франция 1760,0

Швейцария 345,4 
 

Исследование  удовлетворенности услугами консультантов, проведенное Kennedy Information Group в 242 западных компаниях, показало, что, чем больше размеры консалтинговой фирмы, тем в меньшей степени клиенты удовлетворены их услугами (см. рис.3 и рис.4).  

Как сообщает журнал Consulting Magazine (Сonsultants News, 11/99), в котором  опубликовано исследование, президенты компаний в большей степени удовлетворены  услугами консультантов, чем вице-президенты и директора. Особенно интересно, что компании, тратящие больше денежных средств на консалтинг, считают полученные услуги более полезными, чем компании, истратившие на консалтинг меньше средств.  

Компании, нанимающие консультантов, чаще всего недовольны следующим:  

1) Предложением "консервативных" (уже известных)  решений за большие деньги  

2) Игнорированием  мнения клиента  

3) Рекомендациями, которые трудно претворить в  жизнь  

  

Рис.3. Удовлетворенность  клиентов консультантами в зависимости от типа нанимаемой компании  

  

Рис.4. Удовлетворенность  клиента консультантами в различных  отраслях  

Суммарные доходы “Большой пятерки” за 1998 год оцениваются  в 60 млрд. долл., а их персонал составляет примерно 500 000 человек! Следует отметить, что в секторе аудита они занимают абсолютно доминирующее положение - из каждого заработанного в отрасли доллара около 80 центов приходится именно на эти пять компаний. Но такие фирмы как A.T.Kearney, Bain & Company, Booz-Allen & Hamilton, the Boston Consulting Group, McKinsey & Company, Mercer Management Consulting и другие оказывают достойную конкуренцию “Большой пятерке” на рынке управленческого консалтинга. Однако с каждым годом консалтинговые подразделения пяти крупнейших аудиторско-консультационных компаний наращивают объемы выручки именно на этом рынке. В последние годы этот сектор стал основным источником роста для компаний “Большой пятерки”. Так, например, доходы фирмы Ernst & Young от этого рода деятельности в 1998 году выросли до 4 млрд. долл. - на 33%, а у крупнейшей компании PricewaterhouseCoopers рост выручки от услуг по управленческому консультированию составил 41,5% (до 4 млрд.долл).  

Наряду с международными консалтинговыми компаниями есть и  крупные фирмы общего профиля, специализирующиеся на определенном регионе или стране. Они могут быть как местными, так  и иностранными.  

Помимо специализации  в направлениях консалтинга, существует целый ряд фирм, которые ориентируются  на клиентов из определенных отраслей. Например, крупная международная  консалтинговая компания SH&E (Simat Helliesen & Eichner), имеющая ряд проектов в странах СНГ, специализируется исключительно на авиапредприятиях. Консалтинг в области авиабизнеса является основным видом деятельности и ряда небольших региональных фирм, таких, как английская "Атлас Проджект Менеджмент" (Atlas Project Management) и российско-ирландская "Авиа Интернэшнл Лимитед" (Avia International Ltd), большинство клиентов которых - авиапредприятия бывших союзных республик.  

Раз в четыре года проводится Всемирная конференция  менеджмент-консультантов. Уже было проведено пять Всемирных конференций: в Париже (1987), в Нью-Йорке (1990), в Риме (1993), в Иокогаме (1996) и в Берлине (2000). В документах 4-го Всемирного конгресса консультантов констатируется, что консалтинг уже является всемирной отраслью экономики - индустрией, находящейся в процессе становления [9].  

Проводят Всемирные  конференции менеджмент-консультантов  профессиональные консалтинговые ассоциации и объединения.  

Профессиональные  консалтинговые ассоциации существуют в настоящее время в 42 странах  мира. Обычно членство в них является корпоративным, т.е. они объединяют не индивидуальных консультантов, а консалтинговые фирмы. Индивидуальные консультанты создали специальные формы объединений, которые называются "Институты менеджмент-консалтинга". Национальные консалтинговые институты объединены в Международный совет консалтинговых институтов со штаб-квартирой в Торонто (Канада).  

Существуют два  ведущих международных профессиональных объединения консалтинговых фирм:

Европейская федерация  ассоциаций по экономике и управлению (ФЕАКО). Она была основана в 1960 г. в Париже, а в 1991 г. ее штаб-квартира была перенесена в Брюссель. В настоящее время членами ФЕАКО являются 25 национальных ассоциаций стран Европы (по одной от каждой страны, в том числе 17 - из стран Западной Европы и 8 - из стран Центральной и Восточной Европы). Ассоциации-члены ФЕАКО включают 1200 консалтинговых фирм, насчитывающих более 12 000 консультантов.

Ассоциация менеджмент-консалтинговых фирм (АМКФ). Она основана в 1929 г. и  является старейшей в мире консалтинговой ассоциацией. Будучи изначально национальной ассоциацией консалтинговых фирм США (АКМЕ), в середине 1990-х гг. она де-факто обозначила себя как международную ассоциацию, введя в свое название подзаголовок "Всемирная ассоциация консалтинговых фирм". В отличие от ФЕАКО АМКФ пока не межнациональное, а транснациональное объединение, так как ее международный статус основывается на том, что членами этой организации являются крупнейшие американские консалтинговые фирмы, имеющие филиалы практически во всех регионах мира [8]. 

Главными уставными  задачами профессиональных ассоциаций и институтов консультантов выступают  обеспечение и гарантирование высокого качества консалтинговых услуг и  профессионального поведения своих  членов.  

Помимо профессиональных консалтинговых ассоциаций, существуют также организации, в которые консультанты включаются наряду с другими специалистами в области менеджмента: преподавателями, профессиональными менеджерами и т.д. К таким организациям относятся Европейский фонд развития менеджмента (EFMD), Ассоциация развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN), Американская ассоциация менеджмента (AMA), Всеяпонская федерация менеджмент-организаций (ZEN-NOH-REN).  

В целом сектор консалтинговых услуг развивается  опережающими темпами по сравнению с другими отраслями мировой экономики. Особенное развитие рынка консалтинговых услуг ожидается в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Китае. В качестве наиболее перспективного рынка с точки зрения объема спроса рассматривается Китай [9].  

Литература 

Управленческое  консультирование. /Под ред. М.Кубра. В 2т. - М.:Интерэксперт, 1992. – Т.1. 319 с.

Нисевич Е.В., Муханова Е.Б. и др. Проблемы формирования и  развития инновационной инфраструктуры. – М.: Институт экономики АН СССР, 1991. – С.41.

Ефремов В.С. Управленческий консалтинг как бизнес. // www.bcg.ru

Управленческое  консультирование на производственно-хозяйственных  объектах стран – членов СЭВ. / Под  ред. Л.Ф.Демарцевой. М.: МНИИПУ, 1989. – 182 с.

Лузин А.Е., Елмашев  О.К. Вопросы теории и практики управленческого консультирования. Ижевск, 1986.

Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. – М.: Экономика, 1983.

Забытые дискуссии  и нереализованные идеи. – Л., 1990.

Посадский А.П. Основы консалтинга. - М.: ГУ ВШЭ, 1999. - 240 с.

Management Consultants 1996 World Conference "The Roles and Activities of the Consulting Business toward the 21st Century". Yokohama: Zen-Noh-Ren, 1996. P.165-167.

Survey of the European Management Consultants Market in 1997. FEACO PMP Research. Brussels, 1998.

Информация о работе Анализ рынка консалтинговых услуг за рубежом