Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 15:12, курсовая работа
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ.
Переход к рыночной
экономике наполняет новым
Термин "статистика"
употребляется в различных
Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль значений, изучающую явления в жизни общества с их колличественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.
Между статистической
наукой и практикой существует тесная
связь и взаимосвязь. Статистическая
наука использует данные практики,
обобщает их и разрабатывает методы
проведения статистических исследований.
В свою очередь, в практической деятельности
применяются теоретические
Статистика имеет многовековую историю. Ее возникновение и развитие обусловленгы общественными потребностями.История развития статистики покозывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизни общества.
Во всем мире возрастает
интерес к статистике. В нашей
стране это внимание тем более
обострено в связи с
Одним из непременных условий правильного восприятия и тем более практического использования статистической информации, квалифицированных выводов и обоснованных прогнозов является знание статисической методологии изучения колличественной стороны социально-экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.
В настоящее время перед статистической наукой встают актуальные проблемы дальнейшего совершенствования системы показателей, приемов и методов сбора, обработки, хранерия и анализа статистической информации. Это имеет важное значение для развития и повышения эффективности автомотизированных систем управления, создания автомотизированных банков данных, распределительных банков данных и т.д., которые в свою очередь могли бы способствовать созданию автомотизированной системы коммерческой информации.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ.
Цена - многофункциональное
экономическое явление, ведущая
рыночная категория. Изменение цены
часто влечет за собой серьезнейшие
социальные, экономические, а также
политические последствия. Поэтому
во всесторонней и объективной информации
о ценах, в глубоком анализе закономерностей
и тенденций их изменения заинтересовано
все общество, а не только властные
структуры и маркетинговые
Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на
деньги.
Цены, процессы их образования
и изменения представляют собой
предмет статистического
Сущность цены, ее
экономическая природа
- индикатор, отражающий
политику и конъюнктуру рынка
(соотношение спроса и
- маркетинговый
регулятор рынка, с помощью
которого осуществляется
Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.
Цены классифицируют по различным направлениям.
По сферам товарного обслуживания:
- оптовые цены, по
которым предприятия реализуют
в больших объемах продукцию
промышленно-технического и
- розничные цены,
по которым товары реализуются
конечному потребителю (в
- закупочные цены,
по которым государство
- цены и тарифы
на услуги. Тарифы могут относиться
к сфере оптовой торговли (например,
грузовые транспортные тарифы, фрахт)
и розничной (пассажирские
По способу отражения транспортных расходов:
- цены франко-отправления
(на товары ограниченного
- цены франко-назначения,
включающие транспортные
По формам продаж:
- контрактные (договорные)
цены - цены фактической
- биржевые котировки
- это уровень цены товара, реализуемого
через биржу. Цена биржевого
товара складывается из
- цены ярмарок и выставок (часто льготные);
- аукционные цены,
отражающие ход продаж на
Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:
1.С повышением цены (товар продают по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями);
2.Вейлинговые торги
(цена предложения наивысшая,
на экране-циферблате стрелки
имеют обратный ход,
3.С подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей.
По стадиям продажи:
- цены предложения
(цены продавца, или стартовые), по
которым продавец желает
- цены спроса, по
которым покупатель
- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.
По степени регулирования:
- жестко фиксированные
(основной тип цен в условиях
административно-командной
- регулируемые (допускаются
изменения в определенных
- свободные (не
подвержены прямому
По степени устойчивости во времени:
- твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
- подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;
- скользящие: в договоре
устанавливается исходная цена
и оговаривается порядок (
- с последующей
фиксацией: в договоре
В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:
1.Расчетные цены,
которые обосновываются
2.Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;
3.Цены прейскурантов
и ценников. Прейскуранты выпускаются,
как правило, производителем
Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:
- трансфертные (внутрифирменные
- для обмена между цехами
- мировые (выступают
в качестве условной средней
стоимости товаров,
Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:
- скидки за оплату наличными;
- сезонные скидки за покупку вне сезона;
- скидка за количество
или серийность при покупке
количества товара, увеличивающегося
по сравнению с заранее
- скидка за оборот
(бонусная) по определенной шкале
в зависимости от оборота,
- дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;
- постоянным клиентам за "верность";
- сконто - за предварительную оплату;
- специальные скидки на пробные партии и заказы;
- скидки за возврат
ранее купленной у этой фирмы
устаревшей модели (или скидки
при обмене на
- скидки при продаже подержанных товаров;
- экспортные скидки иностранным покупателям сверх скидок, предоставляемых на внутреннем рынке;
- скидки за потери
при усушке, утруске, сортировке,
за повышенное количество
- надбавка за индивидуальность заказа;
- надбавка за повышенное качество;
- надбавка за рассрочку платежа;
- надбавка за дополнительные услуги;
- наценки за упаковку, тару.