Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:21, курсовая работа
Цель работы – разработать предложения по проведению бенчмаркинговых исследований деятельности аэропорта «Ташкент».
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты бенчмаркинговых исследований;
Проанализировать тенденции развития мирового рынка авиауслуг;
Проанализировать деятельность аэропортов мира и аэропорта «Ташкент»;
Разработать блок-схемы проведения внутреннего бенчмаркинга аэропорта «Ташкент»;
Разработать предложения по проведению бенчмаркинговых исследований парка воздушных судов;
Разработать предложения по внешнему бенчмаркингу аэропортового бизнеса.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты бенчмаркинговых исследований
Определение бенчмаркинга и его виды
Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии предприятия
Внутренние и внешние бенчмаркинговые исследования
Глава 2. Анализ рынка авиационных услуг
2.1. Тенденции развития мирового рынка авиауслуг
2.2. Анализ деятельности аэропортов мира
2.3. Анализ деятельности аэропорта «Ташкент»
Заключение и выводы
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты бенчмаркинговых исследований
Глава 2. Анализ рынка авиационных услуг
2.1. Тенденции развития мирового рынка авиауслуг
2.2. Анализ деятельности аэропортов мира
2.3. Анализ деятельности аэропорта «Ташкент»
Заключение и выводы
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время при проведении маркетинговых исследований, в процессе организации маркетинговой деятельности все чаще и чаще используется бенчмаркинг.
Менеджмент компаний, применяющих концепцию бенчмаркинга, должен предусматривать постоянное слежение за тем, чтобы проводимая политика была понята и поддержана всеми сотрудниками компании. Ответственность за успешную реализацию концепции должна быть распределена между всем персоналом компании, выполняющим работу, оказывающую влияние на уровень качества выпускаемых товаров. В частности, за качество выпускаемой компанией продукции персональную ответственность должен нести представитель высшего звена управления. Важно понять, что бенчмаркинг – это деятельность не одного человека, а целой команды, деятельность, которую необходимо стратегически встраивать в бизнес-план компании. Большинство компаний сегодня, как никогда ранее, уделяет огромное внимание процессу совершенствования качества своих товаров или услуг. В настоящее время, на рубеже веков, качество становится единственной силой, способной привести компанию к успеху как на внутреннем, так и на международном рынках.
Для большинства компаний бенчмаркинг не является новым, так как он осуществлялся в рамках конкурентного анализа, хотя бенчмаркинг является более детализированной, формализованной и упорядоченной функцией, чем метод или подход конкурентного анализа, это необходимая функция успеха любой организации, в том числе и предприятий авиационно транспорта.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что проблема оптимизации деятельности предприятий авиационной отрасли, в том числе и аэропортов, стоит в настоящее время особенно остро, так как большинство авиакомпаний находятся в состоянии острой конкурентной борьбы за потребителя, нуждаются в проведении маркетинговых исследований вообще, и бенчмаркинговых исследований в частности, осуществляют поиск своей рыночной ниши и целевого сегмента, следовательно, возникла необходимость в использовании методологии, адаптированной к узбекским условиям.
Объект исследования – аэропорт «Ташкент».
Цель работы – разработать предложения по проведению бенчмаркинговых исследований деятельности аэропорта «Ташкент».
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Практическая
ценность работы заключается в возможности
использования разработанных
Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются: определение бенчмаркинга и его виды, бенчмаркинг как инструмент определения стратегии предприятия, внутренние и внешние бенчмаркинговые исследования.
Во второй главе проводится анализ тенденций развития мирового рынка авиауслуг, деятельности аэропортов мира и аэропорта «Ташкент».
В третьей главе разрабатываются блок-схемы внутреннего бенчмаркинга аэропорта «Ташкент», бенчмаркинговые исследования парка воздушных самолетов, внешний бенчмаркинг аэропортового бизнеса.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
БЕНЧМАРКИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Современная компания, подобно высококлассному спортсмену, должна постоянно находиться в отличной форме, чтобы выдерживать соревнование с конкурентами и побеждать в борьбе с ними. В условиях небывалого ужесточения конкуренции, вызванного глобализацией, когда компании приходится соревноваться с лучшими мировыми игроками не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, необходимо видеть собственные сильные и слабые стороны, постоянно искать и находить пути усиления своих конкурентных преимуществ, выявлять и устранять причины недостаточной эффективности. Одним из способов решения этих задач служит бенчмаркинг - относительно новый, но ставший очень модным в последние годы в управленческих кругах подход к стратегическому планированию деятельности компаний. Под бенчмаркингом понимают процесс сравнительного анализа и оценки методов и результатов работы компании, отдельных ее подразделений и функций, процессов, производимых товаров и услуг путем их сопоставления с некоторыми выбранными образцами для подражания, или ориентирами, к которым компания должна стремиться и которые она хотела бы превзойти. Эти образцы принято обозначать английским словом benchmark, обычно переводимым как «начало отсчета» или «контрольная точка», которому обязан своим происхождением и сам термин «бенчмаркинг».
Бенчмаркинг (от англ. benchmark – "начало отсчета", "зарубка") – это механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных, фирм. Термин "benchmark" был заимствован в строительстве и в горной промышленности, где им обозначается фиксированная точка, чье местоположение точно определено в трех измерениях. Эта точка принимается за начало отсчета при измерении расстояния, площади поверхности. Термин был позаимствован управленческой наукой как метафора того эталона, к которому надо стремиться, обычно определяемого в терминах эффективности. Иными словами, в управленческом контексте бенчмаркинг означает использование или существующего примера или расчетного показателя в качестве отправной точки для оценки эффективности в том или ином аспекте.
Таким
образом, бенчмаркинг проводится для
анализа эффективности
Существует огромное количество трактовок понятия бенчмаркинга. Одни считают его продуктом эволюционного развития концепции конкурентоспособности, другие – программой по улучшению качества, другие же причисляют его к экзотическим продуктам японской бизнес-практики. Наиболее раннее и наиболее известное определение: "бенчмаркинг – это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях", – дано в книге Р. Кэмпа.
Авторы,
ведущие исследования в области бенчмаркинга,
отмечают его перспективность и возможность
широкого использования в различных сферах
– производство, финансы, услуги и т.д.
В настоящее время интерес к данной теме
растет, соответственно растет и количество
определений бенчмаркинга. Среди наиболее
известных можно выделить определения,
представленные в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица определений бенчмаркинга,
имеющихся в специальной литературе
Автор | Определение |
Американский центр производительности и качества (APQC) | Процесс определения,
распространения и |
Аренков
И.А.,
Баум П.Ф., Томилов В.В. |
Метод поиска и внедрения наиболее успешных инноваций на всех уровнях предприятия с целью увеличения его конкурентоспособности |
Багиев Г.Л. | Процесс, деятельность
по долгосрочному обдумыванию |
Бенгт
Карлеф,
Сванте Остблюм |
Постоянный, систематический процесс сравнения собственной эффективности, выражающейся в производительности, качестве и организации рабочих процессов, с предприятиями и учреждениями, являющимися "лучшими" |
Кэмп Р. | Поиск лучших в отрасли методов, которые ведут к наивысшим достижениям |
Леннарт Густафссон | Сравнение с
другими предприятиями или |
Михайлова Е.А. | Сравнение продукта
конкурента или какой-либо его части
с продуктом компании, проводящей
анализ, с целью повышения |
Ритвельдт Д., Качалин В., Фуколова Ю. | Сравнительный анализ экономической эффективности работы одной компании и показателей других, более успешных |
Саломеева А. | Систематическая деятельность, направленная на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, независимо от их размера, сферы бизнеса, географического положения. |
Спендолини М. | Часть общего процесса принятия решений с четкой нацеленностью на совершенствование организации |
IBM | Инструмент, используемый для поиска методов, которые позволяют организации осуществлять конкретный бизнес-процесс на наивысшем (эталонном) уровне |
Volvo Personvagnar | Постоянный
процесс обучения у лучших в мире
вне зависимости от вида их бизнеса,
чтобы:
|
Обобщая
приведенные понятия, можно предложить
следующее определение
В современной практике менеджмента и маркетинга бенчмаркинг – продукт эволюционного развития концепции конкурентоспособности, предполагающий разработку программы улучшения качества на основе сравнительного анализа своих показателей работы с аналогичными показателями конкурентов. То есть бенчмаркинг является практическим приемом в бизнесе, стоящим на стыке менеджмента и маркетинга.
Целью бенчмаркинга является нахождение бизнеса, у которого дела идут лучше, чем у вас. Но этого недостаточно: после нахождения лучшего способа управления и ведения дел, по-прежнему необходимо самостоятельно найти ответ на вопрос "как сделать это лучше?".
Для достижения этой цели предприятию, проводящему бенчмаркинг, необходимо решать задачи, перечень которых приведен на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация задач бенчмаркинга
по
степени значимости
Существует несколько видов бенчмаркинга. Попытка сравнить отдельные виды по таким критериям, как длительность цикла, возможные партнеры-эталоны, объект исследования, метод проведения, предпринята на рисунке 2.
Рис.
2. Классификация видов
бенчмаркинга
В рамках общего подхода к типологии бенчмаркинга, можно выделить следующие основные типы процесса бенчмаркинга. Это: