Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:31, курсовая работа
Целью данной работы является моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов методологии статистического моделирования и анализа спроса на потребительские товары и услуги;
статистический анализ структуры и динамики спроса на некоторые продукты питания и некоторые товары длительного использования на потребительском рынке Республики Беларусь;
статистическое моделирование объемов потребительского спроса населения Республики Беларусь на основе регрессионного анализа.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА СПРОСА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
1.1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ 4
1.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СПРОСА 6
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
2.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 10
2.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 14
2.3. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОХОДА 18
3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Аналитическая модель спроса предполагает функцию, в которой спрашиваемое количество товаров находится в зависимости от определяющих факторов. Набор факторных переменных определяется классом потребительских товаров. Одним из решающих показателей, определяющих класс потребительских товаров, является эластичность потребительского спроса. Эластичность спроса различается для различных групп товаров.
Статистический анализ динамики спроса некоторые продукты питания и некоторые товары длительного пользования показали, что при росте денежных доходов населения, наблюдается рост потребления таких товаров как мясо и мясопродукты; фрукты и цитрусовые; и потребительских товаров длительного использования (телевизоров, стиральных машин, легковых автомобилей). При этом наблюдается снижение потребления таких товаров как молоко и молочные продукты; хлебные продукты.
Такая динамика спроса говорит о том, что товары длительного использования имеют большую эластичность потребления, чем продовольственные товары. Среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление мяса и мясопродуктов; фруктов и цитрусовых. Молоко и молочные продукты, хлебные продукты относятся к малоценным товарам. Они имеют отрицательную эластичность, то есть, с ростом дохода потребление таких товаров уменьшается
В главе 3 реализовано моделирование уровня спроса на мясо и мясопродукты в зависимости от уровня дохода, объема производства мяса и порядкового номера года. В результате чего была построена линейная модель зависимости уровня спроса от перечисленных факторов. Однако, при оценке значимости параметров модели оказалось, что такие факторы как объем производства мяса и порядковый номера года статистически незначимы. С учетом этого была построена линейная модель зависимости уровня спроса от уровня дохода:
, (3.4)
Модель (3.4) имеет высокую статистическую значимость и объясняет 98,3% вариации результативного признака Y (спроса на мясо и мясопродукты на душу населения) вариацией факторной переменной х1 (денежного дохода на душу населения).
Согласно уравнению (3.4), спрос на мясо и мясопродукты возрастает на 0,0044 кг на душу населения при увеличении дохода на душу населения на 1 тыс. руб.
Рассчитанный по модели коэффициент эластичности показывает, что спрос на мясо и мясопродукты возрастает 0,183% при увеличении денежных доходов на 1%.
Линейная
модель (3.4) имеет высокие прогнозные свойства
и пригодна для практических целей: прогноза
потребительского спроса на мясо и мясопродукты
в зависимости от предполагаемых на
прогнозный период денежных доходов на
душу населения.
Список
используемой литературы
Приложение
Выполнение регрессионного анализа в Excel
Информация о работе Моделирование и анализ спроса на рынке товаров и услуг