Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:07, доклад
Несмотря на соответствие Таможенного кодекса РФ зарубежным образцам, наша таможенная система по-прежнему имеет имидж «проблемной», потому что российская таможенная практика значительно отличается от других стран. Так, например, при осуществлении крупных импортных операций, разница в издержках при различных вариантах поставок, даже предусмотренных российским законодательством, может быть весьма значительной. Особенности российской таможни обусловлены выполнением таможенной системой в основном налоговых функций, со всеми вытекающими из этого следствиями.
Несмотря на соответствие Таможенного кодекса РФ зарубежным образцам, наша таможенная система по-прежнему имеет имидж «проблемной», потому что российская таможенная практика значительно отличается от других стран. Так, например, при осуществлении крупных импортных операций, разница в издержках при различных вариантах поставок, даже предусмотренных российским законодательством, может быть весьма значительной. Особенности российской таможни обусловлены выполнением таможенной системой в основном налоговых функций, со всеми вытекающими из этого следствиями. Это важное ее отличие от их зарубежных коллег накладывает определенный отпечаток и на формирование таможенных услуг, и на отношения таможни с участниками ВЭД.
Таможенные услуги – это вид бизнеса для бизнеса. По сути, он является вспомогательным для внешнеэкономических бизнес-процессов, связанных с экспортно-импортными поставками товаров, оборудования, сырья, технологий, интеллектуальных продуктов или инвестиций. Производителями этих услуг в России являются специализированные фирмы-подрядчики, имеющие официальный и неофициальный статус или частные лица (группы лиц). В рамках своей деятельности они оказывают определенный спектр услуг участникам ВЭД или друг другу, если отсутствует возможность выполнить какую-либо часть услуги в большом проекте.
К основным причинам, формирующим у потребителей спрос на таможенные услуги можно отнести следующие:
Условия, формирующие спрос на таможенные услуги в России, можно разбить на две группы: положительные и отрицательные
К положительным - можно отнести четыре основных фактора:
К отрицательным условиям, сформировавшим спрос, относятся:
Все это формирует определенные условия и принципы деятельности предприятий на рынке таможенных услуг и, помимо личных связей при работе с таможенными органами, создает потребность в специализированных знаниях, профессионализме, высокой квалификации и опыте в вопросах применения и использования таможенной практики.
Таможенные услуги, предоставленные на рынке, достаточно стандартизированы и отличаются в основном качеством, надежностью и профессионализмом, которые в большинстве случаев, можно проверить лишь на практике.
Среди участников ВЭД, с точки зрения снижения затрат, есть два подхода в работе с таможней. Первый - создание собственных таможенных отделов. Второй - использование специализированных подрядчиков, предоставляющих таможенные услуги, на аутсорсинге.
В первом варианте собственные затраты участников ВЭД делятся на внутренние и внешние.
Внутренние издержки связанны сначала с содержанием, техническим оснащением и обучением создаваемого отдела, а в последующем, с ростом зависимости всего бизнеса участника ВЭД от созданного им же отдела и коррупции среди его сотрудников, происходящих из-за непрозрачности и личностных отношений с таможней.
Внешние издержки связанны с ответственностью перед контролирующими органами власти и непредсказуемостью проблем при транспортировке товаров от производителя к потребителю на пути движения, особенно на территории России, при оформлении через государственную границу и на таможне, при оформлении, корректировке и взимании платежей в бюджет.
Второй путь сокращения затрат подразумевает использование таможенных услуг специализированных предприятий. Он позволяет участнику ВЭД рассчитывать на минимизацию и управление внутренними и внешними издержками своего бизнеса за счет перекладывания функций и ответственности на подрядчика. В этом случае участник ВЭД получает возможность снимать с себя и более эффективно управлять финансовыми, административными, судебными и репутационными рисками, связанными с таможней.
Потенциальные клиенты, потребители таможенных услуг – это российские и зарубежные компании и международные перевозчики, являющиеся участниками ВЭД. Ценовой фактор значим для всех, но существуют принципиальные отличия в характере запросов. Так, например, если российские компании нацелены на то, чтобы сэкономить на услугах и платежах, то крупные западные компании заинтересованы в получении качественных и надежных услуг. Они значительно больше внимания уделяют репутации фирмы, ее опыту работы на рынке, рекомендациям со стороны партнеров по бизнесу, коллег и т.д. Западные клиенты склонны обращаться к западным компаниям, что обусловлено сложившимся у них стереотипом. Для них поведение их коллег более прозрачно и предсказуемо, а значит, как считают клиенты, существует больше гарантий на получение качественных услуг.
Зарубежные компании, оказывающие таможенные услуги, представлены на российском рынке консалтинговыми структурами, логистическими компаниями, а также экспресс-перевозчиками. Они имеют большой опыт работы на международном рынке, широко известны, имеют узнаваемые бренды, что обеспечивает более легкий выход на клиентов. Как правило, они обращают больше внимание на юридическую проработку проектов, и при конкурентном позиционировании на рынке таможенных услуг в упрек российским компаниям ставят более низкий уровень стандартов качества и надежности обслуживания. Объясняется это тем, что российские коллеги не учитывают стратегические риски и более уязвимы со стороны российских властей и криминала.
Российские компании, учитывая, что у них на основных позициях, как и в западных компаниях, работают российские специалисты, вышедшие из таможни, на самом деле, способны оказывать, как услуги аналогичные услугам зарубежных конкурентов, так и услуги практического и технического характера. Они не имеют раскрученных брендов и, как следствие, их средний уровень цен заметно ниже. Преимуществами российских операторов является лучшее понимание нюансов и тонкостей российского законодательства, знание практики таможенного администрирования, оперативность и нестандартность подхода, общий менталитет и личные связи на всех уровнях в различных структурах.
Рынок таможенных услуг разделен на 5 основных самостоятельных видов:
Это
деление условно, но относится к
одному рынку, так как все предприятия
таможенного сервиса
Компании и частные специалисты, выполняющие таможенные услуги, представляют собой достаточно замкнутую группу. Большинство ее участников – выходцы из таможенных органов или брокеры с большим опытом и стажем работы. Они хорошо осведомлены друг о друге, что связано с высокой ролью корпоративных связей и коммуникаций. Как правило, все участники этого бизнеса имеют тесные взаимоотношения с представителями таможенной системы и всех контролирующих органов на самых разных уровнях, от легального участия в выработке законодательных инициатив до элементарной коррупции.
Одной из проблем профессионального сообщества таможенного бизнеса является пока не решаемая задача по консолидации позиций и объединению усилий всех компаний таможенного сервиса для достижения общих интересов. Другой проблемой является то, что компании, производящие таможенные услуги, и заинтересованные участники ВЭД сталкиваются с нежеланием своих коллег затрачивать какие-то ресурсы для достижения общих целей, но предпочитающих пожинать плоды их усилий.
Сама таможня в настоящее время испытывает значительные трудности из-за незаконченной реструктуризации, продолжающихся изменений в законодательной и нормативно-правовой базе, многократной перестановки и увольнения руководящих сотрудников, замены новыми кадрами из других правоохранительных и силовых ведомств. В результате глубоких широкомасштабных проверок, проведенных различными силовыми ведомствами, в таможенной системе нарушились устоявшиеся связи, порядок и традиции. Это внесло определенный хаос в деятельность участников ВЭД, таможни и компаний, оказывающих таможенные услуги.
Положительным эффектом такого воздействия на систему стало практическая ликвидация откровенно «черных» и снижение количества «серых» схем, сокращение теневых финансовых потоков и объемов коррупции, увеличение таможенных платежей в бюджет и выравнивание возможностей участников ВЭД в минимизации затрат на таможню.
Отрицательным эффектом – моральная подавленность сотрудников таможни, боязнь ответственности, безынициативность, снижение профессионализма и квалификации, увеличившие количество ошибок и волюнтаристских решений в правоприменительной практике. Избегание ответственности в принятии решений привело к их затягиванию и перекладыванию на другие ведомства. Передача от таможни ряда прав другим структурам увеличило запутанность и бюрократизм, как в прохождении и согласовании таможенных процедур, так и в решении спорных или конфликтных ситуаций. Усложнилось получение разрешений и согласований, усилилась непредсказуемость и непрозрачность таможенного администрирования.
В результате целой цепи событий, происшедших за последнее время, участники ВЭД в лице таможни получили изменяющуюся в структуре и кадрах таможенную систему, которая, сохранив старые пороки: непрозрачность, волюнтаризм и бюрократию, приобрела новые: недостаток профессионального или практического опыта и отсутствие правопреемственности в решениях. Происходящие в таможне процессы отодвинули сроки введения всеобщего электронного декларирования, на которое рассчитывали многие российские и зарубежные компании-импортеры. По последним данным оно запланировано на конец 2009г., а это значит, что принадлежность к таможенной касте будет играть существенную роль в сфере таможенных услуг еще, как минимум 3-4 года.
На рынке таможенных услуг перечисленные выше процессы привели к ликвидации ряда крупных, не говоря уже о мелких, операторов и ускорили темпы консолидации предприятий таможенного сервиса. Резко возрос спрос и требования к профессионализму и квалификации. С ростом платежей в бюджет понизилась стоимость большинства таможенных услуг. Среди предприятий таможенного сервиса появилась тенденция к расширению комплекса услуг за счет не свойственного ранее им бизнеса: экспедирование, перевозки, складское обслуживание.