Анализ рынка аптечных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 03:29, дипломная работа

Описание работы

В современной практике, можно вспомнить немало случаев, когда производитель тратил крупную сумму денег на разработку, создание, изготовление упаковки для своего товара. Но отличное креативное исполнение, оригинальная концепция не привлекала покупателей. Объяснить это достаточно легко: не была изучена целевая аудитория покупателей продукта, не были учтены их вкусы, интересы и предпочтения. Не продумывалась концепция и планы продвижения. Результат - потраченные впустую деньги, время, не говоря уже о здоровье и моральном состоянии производителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
1.1 Понятие, сущность рынка и рыночных исследований
1.3 Виды и методы рыночных исследований
1.3 Процесс и направления рыночных исследований
2. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА
2.1 Разработка подхода к исследованию рынка аптечных услуг России и г. Владивостока
2.2 Состояние и тенденции развития рынка аптечных услуг
г. Владивостока
2.3. Характеристика предложения и спроса на рынке аптечных услуг г. Владивостока
3. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА
3.1. Характеристика сегментов на рынке аптечных услуг г. Владивостока
3.2. Разработка предложений операторам рынка аптечных услуг г. Владивостока на основе проведенного исследования.
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Работа содержит 1 файл

диплом рынок аптечных услуг.doc

— 1.08 Мб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА

1.1 Понятие, сущность рынка и рыночных исследований

1.3 Виды и методы  рыночных исследований

1.3 Процесс и направления  рыночных исследований

2. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА

2.1 Разработка подхода к исследованию рынка аптечных услуг России и г. Владивостока

2.2 Состояние и тенденции развития рынка аптечных услуг

г. Владивостока

2.3. Характеристика предложения и спроса  на рынке аптечных услуг г. Владивостока

3. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА

3.1. Характеристика сегментов на рынке аптечных услуг г. Владивостока

3.2. Разработка предложений операторам рынка  аптечных услуг г. Владивостока на основе проведенного исследования.

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ВВЕДЕНИЕ

 

В современной практике, можно вспомнить немало случаев, когда производитель тратил крупную сумму денег на разработку, создание, изготовление упаковки для своего товара. Но отличное креативное исполнение, оригинальная концепция не привлекала покупателей. Объяснить это достаточно легко: не была изучена целевая аудитория покупателей продукта, не были учтены их вкусы, интересы и предпочтения. Не продумывалась концепция и планы продвижения. Результат - потраченные впустую деньги, время, не говоря уже о здоровье и моральном состоянии производителя.

Проведи производитель качественное исследование (фокус-группа, тестирование упаковки) до выпуска крупной партии товара на рынок, и сколько нематериальных, а самое главное материальных трат можно было бы избежать.

Для исключения ошибок и лишних трат существуют рыночные исследования. В ходе проведения рыночного исследования производитель получает ценную информацию о потребностях и особенностях покупательского поведения. Это дает возможность использовать в рекламе те акценты, аргументы, фразы, которые наверняка привлекут потенциальных потребителей.

Также рыночные исследования выступают неоценимым инструментом изучения конкурентной среды. Они обеспечивают достоверное знание о сегментах рынка, положении конкурентов на нем, о возможных перспективах развития и о положении вашей компании в отрасли.  Благодаря эмпирически полученным данным грамотному менеджеру не составит труда разработать и воплотить в жизнь стратегию перспективного развития компании в целом.

Используя рыночные исследования для достижения поставленных целей, производителю удаётся избежать не только ненужных временных, материальных и иных затрат в настоящем, но и обеспечить свое уверенное развитие и процветание в будущем.

Все выше изложенные факты подтверждают актуальность выбранной темы в настоящее время.

Фармацевтический рынок - один из наиболее динамично развивающихся в России. О привлекательности российского фармрынка свидетельствует его высокий удельный вес в структуре продаж ряда зарубежных компаний.

Современные тенденции развития аптечной службы в условиях жесткой конкуренции, достаточно высокая сегментация потребителей, изменения мировоззрения населения в отношении своего здоровья способствуют поиску наиболее эффективных форм и методов обслуживания населения.

Рост экономического потенциала аптечной организации, повышение ее конкурентноспособности определяется эффективностью управления процессом оказания фармацевтической помощи. Повышение качества фармацевтической помощи предусматривает, прежде всего, выявление и удовлетворение потребительского спроса на фармацевтические товары и услуги.

Изучение поведения потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов является важнейшим направлением маркетинговых исследований. Фармацевтический рынок значительно отличается от других отраслевых рынков и концепция фармацевтического маркетинга, в т.ч. маркетинговых исследований потребительского поведения, основана, прежде всего, на принципах социальных приоритетов, рациональном использовании лекарственных ресурсов с широким привлечением фармакоэкономнческпх методов и базовой теории фармацевтической географии.

Современная российская фармацевтическая наука и практика накопили достаточный опыт в области изучения потребительского поведения, о чем свидетельствуют работы таких ученых, как Л.В. Мошкова, В.Л. Багирова, Л.В. Кобзарь, Н.Н. Карева, Н.Б. Дремова, П.В. Лопатин, Г.Ф. Лозовая, Е.Е. Лоскутова, Г. Сбоева, Г.Т. Глембоцкая, З.А. Савельева, Л.А. Лобутева, Е.А. Максимкина, В.В. Дорофеева, А.И. Гришин, СБ. Пашутин, АЛО. Юданов и др.

Основными направлениями исследования поведения потребителей фармацевтических товаров и услуг являлись: изучение процесса потребления на фармацевтическом рынке, анализ спроса населения на лекарственные препараты отдельных фармакотерапевтических групп, моделирование поведения конечных и промежуточных потребителей на фармацевтическом рынке, использование фармакоэкономнческих подходов к потребительскому поведению.Вместе с тем большинство аптечных организаций не проводят маркетинговые исследования потребителей, ссылаясь на недостаток знаний в данной области и отсутствие рекомендаций, разработанных для аптек.

Таким образом, следует отметить, что недостаточно уделялось внимания комплексным маркетинговым исследованиям поведения потребителей, адаптированным для аптечных организаций как способу повышения качества оказания фармацевтической помощи и увеличения конкурентоспособности аптечной организации на фармацевтическом рынке, что и предопределило цель нашего исследования.

Целью данной работы является проведение исследования рынка аптечных услуг г. Владивостока. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:

- дать определение понятия рынка;

- выявить основные методы сбора и анализа рыночной информации;

- раскрыть процесс планирования и организации рыночных исследований;

- разработать программу маркетингового исследования рынка аптечных услуг г. Владивостока;

- произвести сбор информации;

- провести анализ результатов исследования рынка аптечных услуг г. Владивостока;

- разработать рекомендаций операторам рынка аптечных услуг г. Владивостока.

Объектом исследования является рынок аптечных услуг г. Владивостока. Предметом исследования – предпочтения потребителей на рынке аптечных услуг г. Владивостока.

При написании курсовой работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов по данной теме исследования, статьи в научной и периодической печати, а также материалы сети Интернет.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА

1.1 Понятие, сущность рынка и рыночных исследований

 

 

Рыночный обмен предполагает и рыночное производство, что в конечном итоге и создает собственно институт рынка. Отметим, что рынок специально рассматривается в рамках неоклассического подхода в курсе микроэкономики. Выделим два принципиальных момента:

Рынок - это система (совокупность) экономических отношений (организационно-экономических), которая складывается между экономическими субъектами, которые, стремясь реализовать собственные интересы, осознают, что признание объективных правил поведения и следование им - наиболее эффективный путь для их реализации [29, С.112].

Рынок - это информационная система, в рамках которой любые действия любого субъекта воспринимаются им и другими субъектами в виде определенных информационных импульсов (экономический субъект действует по следующему алгоритму: сбор информации, ее переработка, принятие решений, практическое действие, что воспринимается другими субъектами в качестве информационного импульса, вызывая ответное действие, которое для нас становится новой информацией, и так далее) [3, С.69].

В настоящее время в экономической литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единого понятия категории "рынок". Всю совокупность предлагаемых понятий рынка можно объединить в следующие группы (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Определение понятия «рынок»

Автор

Определение

Авдеев Р. В.

Рынок - это совокупность существующих и потенциальных потребителей товаров

Романова И.М.

Рынок - это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг


Окончание таблицы 1.1

Бушуева Л. И.

Рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров, складывающихся в процессе их купли-продажи, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта

Беляев В.И.

Рынок - определенный тип хозяйственных связей, отличительными признаками которого являются неопосредованная распределением связь между производителями и потребителями, свободный выбор партнеров, экономическое соревнование, гибкая система прямых и обратных связей

Мартышенко Н.С.

Рынок - сфера товарного обмена, реализации части совокупного общественного продукта, направленного на личное потребление, в обмен на денежные доходы населения, в процессе которой проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления материальных благ

Составлено по: [2, 5, 9, 20, 22]

Все рассмотренные определения потребительского рынка отражают различные аспекты этой экономической категории, взаимодополняя друг друга, и различаются между собой по степени конкретизации и направленности. Наиболее абстрактной и всеобъемлющей является трактовка рынка как системы экономических отношений между продавцами и покупателями. Все же другие формулировки лишь конкретизируют суть и форму данных экономических отношений.

Необходимо рассматривать "рынок" в широком смысле - как совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи потребительских товаров, оказывающих регулирующие воздействие на все фазы воспроизводственного процесса, и "рынок" в узком смысле этого слова - как "сферу реализации конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками потребительского характера" [17, 58].

Таким образом, рынок – это отношения между продавцами и покупателями товаров, складывающихся в процессе их купли-продажи, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта.

Выделяют следующие виды рынков:

- рабочей силы;

- финансовый (рынок ссудных капиталов);

- средств производства;

- технологий;

- потребительский;

- услуг;

- духовных благ.

Если рынок рассматривать как систему отдельных рынков, то каждый вид рынка будет составлять элемент его структуры.

Все виды рынков имеют разное общественное значение, которое определяется не самим рынком, а значением объектов рыночного обмена для системы общественного производства. Поскольку в современной экономике решающую роль играют рабочая сила, средства производства и финансы, то наиболее значимыми являются рынки этих товаров.

В настоящее время в экономической литературе нет единого определения понятия  "рыночные исследования". Всю совокупность предлагаемых понятий можно объединить в следующую таблицу (таблица 1.2).

Таблица 1.2 – Определение понятия «рыночные исследования»

Автор

Определение

Мартышенко Н. С.

Рыночные исследования - систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам товарного рынка. Исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Рыночные исследования не являются

Информация о работе Анализ рынка аптечных услуг