Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 20:50, дипломная работа
Цель исследования – совершенствование педагогической деятельности учителя по формированию мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
Объект исследования – процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов под влиянием педагогической деятельности учителя.
Предмет исследования – уровень мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………….…..6
1.1 Понятие о деятельности учителя физической культуры и его функции. ........6
1.2 Характеристика различных стилей деятельности учителей
физической культуры..........................................................................................10
1.3 Мотивация школьников к занятиям физической культурой и спортом через формирование потребности в систематических самостоятельных занятиях физической культурой........................................................................18
1.4 Влияние психолого-педагогического изучения школьника учителем физической культуры на условия формирования мотивации........................ 25
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................32
2.1 Методы исследования...................................................................................32
2.2 Организация исследования...........................................................................33
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ТРЕНЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...............................................................................................................37
3.1 Мотивы к занятиям физической культурой учащихся в процессе педагогической деятельности.............................................................................37
3.2 Условия формирования мотивации к занятиям физической культурой по результатам педагогического эксперимента.....................................................44
Выводы......................................................................................................................50
Список литературы……………………………………………………………..53
Кроме
этого участники
Таблица 1
Уровень достижений учащихся в экспериментальной группе (n=14),
(по 10 балльной шкале)
п/п | «Поле достижений» | Среднее значение | t
Studenta |
p < | ||||||
До
эксперимента |
После эксперимента | |||||||||
1 | Положительные эмоциональные переживания | 5,6 | 8,6 | 2,67 | 0,05 | |||||
2 | Повышение уровня физической подготовленности | 4,8 | 7,9 | 2,98 | 0,01 | |||||
3 | Повышение двигательного опыта | 3,6 | 7,7 | 2,58 | 0,05 | |||||
4 | Одобрение со стороны педагога | 3,8 | 8,7 | 3,27 | 0,01 | |||||
5 | Успешное
выполнение
нормативов |
3,7 | 8,7 | 3,19 | 0,01 | |||||
6 | Улучшение фигуры | 4,6 | 8,0 | 2,38 | 0,05 | |||||
7 | Признание спортивных успехов окружающими | 3,9 | 7,9 | 2,69 | 0,05 |
Таким образом, выявленные достоверные позитивные изменения уровня достижений в сфере физической культуры в экспериментальной группе свидетельствуют об эффективности разработанной нами методике, включающей комплекс средств, применяемых учителем физической культуры, направленных на формирование мотивации к занятиям физической культурой.
В контрольной группе результаты повторного опроса также обнаружили достоверные изменения в уровне достижений в сфере физической культуры (см. таблицу 2).
Таблица 2
Уровень достижений учащихся в контрольной группе (n=14),
(по 10 балльной шкале)
п/п | «Поле достижений» | Среднее значение | t Studenta | p < | ||
До
эксперимента |
После эксперимента | |||||
1 | Положительные эмоциональные переживания | 5,7 | 6,6 | 1.23 | - | |
2 | Повышение уровня физической подготовленности | 4,9 | 5,7 | 0.98 | - | |
3 | Повышение двигательного опыта | 3,7 | 6,7 | 2.34 | 0.05 | |
4 | Одобрение со стороны педагога | 3,7 | 5,1 | 1,47 | - | |
5 | Успешное выполнение нормативов | 3,9 | 6,7 | 2.36 | 0.05 | |
6 | Улучшение фигуры | 4,5 | 6,9 | 2.28 | 0.05 | |
7 | Признание спортивных успехов окружающими | 3,8 | 4,9 | 1.65 | - |
Достоверно возрос уровень следующих достижений:
Обнаруженная
динамика показателей уровня достижений
обусловлена, вероятно, особенностями
организации педагогического
В результате сравнения изменения показателей уровня достижений учащихся мы установили, что достоверные изменения в экспериментальной группе более значительны (произошли в 7 случаях), в то время как в контрольной группе только в 3 случаях.
Результаты текущего опроса, проводимого с периодичностью в 2 месяца в период эксперимента и направленного на выявление самооценки уровня достижений по следующим критериям: овладение сложными упражнениями, изменение физических кондиций, изменение уровня физической подготовленности, уровня усилий при достижении результатов (самооценка осуществлялась по 10 бальной шкале) представлены в таблице 3.
Как видно из таблицы 3 самооценка уровня достижений по предложенным критериям претерпела изменения. Самооценка физических кондиций повысилась на 3,1 балла, самооценка уровня физической подготовленности повысилась на 2,6 балла, самооценка овладения сложными упражнениями возросла на 1 балл, самооценка усилий на достижение результата также увеличилась на 1 балл.
Таблица 3
Динамика средних показателей критериев достижений у участников экспериментальной группы (по 10 бальной шкале)
п/п | Самооценка | Баллы | |||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | ||
1 | Овладение сложным упражнением | 8,5 | 7 | 8,9 | 9,5 |
2 | Самооценка усилий | 8,6 | 7,8 | 8,5 | 9,6 |
3 | Самооценка внешних изменений | 6,2 | 6,7 | 8,2 | 9,3 |
4 | Самооценка
уровня физической
подготовленности |
6,3 | 6,8 | 7,3 | 8,9 |
Обнаруженная разница прироста показателей уровня достижений в экспериментальной и контрольной группах обусловлена, на наш взгляд, различными педагогическими приёмами, применяемыми в ходе уроков. Значительный прирост уровня достижений в экспериментальной группе объясняется позитивной, адекватной деятельностью учителя физической культуры: увеличением активности учащихся в процессе изучения нового материала, добросовестным отношением к учебным заданиям, высоким интересом к собственным результатам, что возникло благодаря внедрению в учебный процесс средств педагогического воздействия, повышающих стремление к достижению успеха, чувство соперничества, значимость самоконтроля индивидуальных показателей и приёмов, исключающих ситуации неудачи и возникновение негативного эмоционального состояния, а значит формированию мотивации к занятиям физической культурой.
Прирост
результатов в контрольной
Обнаруженная динамика самооценки уровня достижений свидетельствует о преобразовании субъективных оценок достижений, положительном изменении суждения о процессе физического воспитания и достигнутых в нём результатов, и может выступать показателем повышения самооценки испытуемых и уровня их мотивации, что является важным фактором формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Наличие постоянного самоконтроля позволило участникам экспериментальной группы наблюдать динамику собственных результатов, устанавливая, таким образом, причинно – следственную связь между процессом физического воспитания, достигнутыми результатами, субъективными изменениями и прилагаемыми усилиями.
Фиксация и самоанализ достижений, проводимый учащимися, позволяет развивать самооценочный компонент личностного сознания, поскольку в памяти структурируется «лестница предыдущих достижений», а мышление анализирует – что, когда и за счет чего удалось сделать то, что, в конечном итоге, получило статус достижения.
Именно в процессе самоконтроля формируется представление о росте собственных достижений, что способствует формированию мотивации успеха и стремления к достижениям в сфере физической культуры.
Таким
образом, включение в содержание
уроков по физической культуре в средних
классах комплекса средств педагогического
воздействия, в большей мере способствуют
повышению уровня мотивации учащихся
к занятиям физической культурой, чем
традиционные средства.
3.2. Условия формирования мотивации к занятиям физической культурой по результатам педагогического эксперимента
Физкультурно-спортивные
мероприятия занимают важное место в системе
учебно-воспитательного процесса школы.
В процессе этих
занятий формировались умения, навыки,
отношения к физической культуре,
приобретённые в процессе учебных и внеучебных
занятий физической
культурой, углублялись и закреплялись
теоретические знания учащихся.
Создавались потенциальные возможности
для их реализации, синтезирования и обобщения.
Успешность учебно-спортивных занятий
школьниками экспериментальных групп,
значительно выше по сравнению с контрольной
группой. Знания физической культуры обогащали
их, нацеливая на самостоятельное решение
педагогических задач, сближали их.
Уровень сформированности умений и навыков, по мнению учителей и методистов, более высокий у учащихся экспериментальной группы, чем контрольной (таблица 7).
Уровни сформированности умений и навыков после учебно-спортивных
мероприятий в 8-х классах (в %)
Умения и навыки | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
У р о в е н ь | ||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Организаторские | 54,3 | 37,6 | 8,1 | 27,9 | 33,5 | 38,6 |
Конструктивные | 19,1 | 68,9 | 12,0 | 11,4 | 34,1 | 54,5 |
Коммуникативные | 56,1 | 38,0 | 5,9 | 28,2 | 33,3 | 38,5 |