Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:34, доклад
Исходя из задач, которые должен решать учитель, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности, общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Значимость этих качеств в разные периоды неодинакова, те черты, которые выступали на первый план ранее, позднее утратили свою значимость и стали второстепенными.
Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого труда. Исходя из задач, которые должен решать учитель, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности, общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Значимость этих качеств в разные периоды неодинакова, те черты, которые выступали на первый план ранее, позднее утратили свою значимость и стали второстепенными. Выяснением главенствующих профессионально значимых качеств личности учителя занимались многие психологи и их решения были неоднозначны, сегодня этот вопрос, также стоит в разработке, он ориентирован на современную школу, современного учителя.
К концу 19 - началу 20 века сформировалась хорошо сконструированная система требований к учителю, которая состояла из следующих необходимых каждому учителю личностных качеств: высокоразвитое чувство ответственности; благородство; интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т.е. соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях; самообладание и выдержка.
На них базируются требования: общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний; глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены; фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке; владение методикой обучения и воспитания; любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям; творческое отношение к работе; знание детей, умение понять их внутренний мир; педагогический оптимизм; владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом; постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства. Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность [1; с. 36].
Наряду, с требованиями предъявляемыми обществом в целом, учитель в деятельности ориентируется на то, что ждет от него его ближайшее окружение: администрация школы; коллеги; ученики; родители; он сам от своей работы. Социальные ожидания не зависят от сознания и поведения от конкретного индивида. Их носители являются определенная социальная группа в целом. Социальные ожидания по отношению к учителю складываются в различным группах людей, его окружающего, под воздействием многих факторов.
Так как учитель в ходе
своей профессиональной деятельности
выполняет 2 основные функции: обучающую
и воспитывающую. Реализация этих функций
требует следующих
- потребности и способности
к активной и разносторонней
профессиональной и социально-
- тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
- понимание своеобразия
и относительной автономности
саморазвития личности; умения обеспечить
внутригрупповое и
- знания особенностей
психического развития, особенно
детей с проблемами, и стремление
вместе с ними целенаправленно
создавать условия,
- способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждения, ее главная задача выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИОРИТЕТНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
За последние годы активизировалось решение проблемы совершенствования подготовки учителя музыки. В том числе художественное мышление рассматривается как категория, характеризующая деятельность создателя художественных ценностей, произведений искусства (композитора, художника и т.д.). Являясь познавательным процессом, художественное мышление выступает необходимой предпосылкой всякой другой психической деятельности музыканта, поскольку эта психическая деятельность есть его свернутый и переработанный результат (Я.А.Пономарев). Оно предполагает такие формы интеллектуальной деятельности (процессы художественного восприятия, осмысления, оценки и т.д.), на которые музыкант должен опираться в решении новых сложных задач. Сказанное в полной мере касается учителя музыки, деятельность которого, будучи творческой, в каком-то смысле сродни деятельности композитора или художника. Именно художественное мышление стимулирует дальнейший рост творческого потенциала личности учителя музыки; в силу сочетания интеллектуального и чувственного начал оно служит основой для формирования системы профессиональных качеств (восприятие, память, речь, коммуникабельность, эмоциональность и т.д.) будущего педагога.
Формированию профессионально значимых качеств и свойств учителя музыки содействуют в той или иной степени занятия различными музыкальными дисциплинами. Их структура, отраженная в учебных планах и соответствующей документации музыкальных учебных заведений, изоморфно отражает различные виды деятельности учителя музыки, способствует формированию комплекса необходимых: ему знаний, умений и навыков. При этом важное место принадлежит дисциплинам дирижерско-хорового цикла, которые имеют все основания рассматриваться как релевантные по отношению к профессии учителя-музыканта [6; с. 42]. Активно формируя художественно-образное мышление индивидуума, его эмоционально-волевую сферу, артистизм и музыкально-слуховые способности, работа с хором способствует одновременно приобретению опыта общения будущего учителя с коллективами учащихся, учит тому, как управлять этими коллективами, воздействовать на них, понимать их психологию и логику действий /чего не могут дать в силу очевидных причин занятия в классах индивидуального обучения музыке, таких, как класс фортепиано, постановки голоса и др.
Атрибутивные, профессионально
значимые качества и свойства учителя
музыки функционируют не изолированно,
не порознь, а системно, как некая
целостность, единство. Неравнозначность,
своеобразие выраженности различных
компонентов системы, о которой
идет речь, предопределяет и обуславливает
индивидуальный стиль деятельности
зрителя музыки. Каждый из компонентов
системы атрибутивных, профессионально
значимых качеств и свойств учителя
музыки может в принципе рассматриваться
как самостоятельная система, внутри
которой находят себе место различные
подсистемы, соединенные сложной, широко
разветвленной сетью
Музыкальный слух, трактуемый нередко в качестве единой и нерасторжимой субстанции, также представляет собой сложно иерархизированную систему, ансамбль различных локальных способностей и свойств. Различают звуковысотный, гармонический, полифонический, тембро-динамический слух. Дифференцируют такие разновидности музыкально-слухового комплекса как «фортепианный» или «оркестровый» слух и т.д. с учетом специфики деятельности учителя музыки можно утверждать, что особо значим для него так называемый «вокальный слух», адекватный тем требованиям, которые предъявляются его профессией, ее основными видами и формами работы.
Учитель музыки определяет результаты учащихся, их продвижения и выявляет насколько эффективен процесс музыкального образования. Учителю музыки свойственны следующие качества [1; с. 67]:
Музыкально-педагогическая
интуиция ― это непосредственное
решение задач без
Артистизм - проявляется в исполнении, в коммуникативной и организаторской деятельности. (уметь увлечь детей, заразить их желанием и волей к разучиванию, исполнению, сочинению)
Личностная профессиональная
позиция ― умение обосновать своё
видение сущности, организации и
проведения процесса музыкального образования.
Эта позиция складывается в выборе
учебной программы, в расстановке
акцентов в решении музыкально-
Методологическая культура - методология это методы исследования. Учитель должен не только обучать и воспитывать детей, но и наблюдать за ними, за процессом их музыкального развития. Учитель музыки делает это как сознательно, так и бессознательно.
Изучение методологии педагогики музыкального образования способствует совершенствованию всех приоритетных качеств личности музыки, о которых шла речь.
Зак
Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого труда. Исходя из задач, которые должен решать учитель, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности, общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Для средневековой аскетической педагогики воспитатель - это тот, кто умеет исполнять заповеди церкви: «Ломай волю ребенка, чтобы он не погиб» (25, 358), Во времена Домостроя» в допетровской Руси, от воспитателя требовались такие качества, когда предписывалось: «Казни сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою и даст красоту душе твоей.» (25, 35 . Педагоги-гуманисты, осуждая авторитаризм учителя, характерный для педагогики средневековья, требовали внимательного отношения к ребенку, уважения к его личности. Отсюда и пристальный интерес к вопросу нравственного облика наставника. Так, представитель гуманистического направления в европейской культуре ХУ-ХУТв.в. Эразм Роттердамский в своих педагогических воззрениях ратовал за высокие нравственные качества учителя, такие, как любовь к детям, терпение, дружелюбие, благосклонность, добропорядочность, благодаря которым учитель обретет любовь воспитанников - основу успешного обучения. «Первый шаг на пути образования, - подчеркивал Э. Роттердамский, - это привязанность к своему наставнику, ребенок, полюбивший, прежде всего, занятия благодаря своему учителю, со временем полюбит и учителя» (78,45). Характерным высказыванием другого представителя, гуманистического направления французского мыслителя Мишеля Монтеня было следующее! для учителя «добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености» Значимость этих качеств в разные периоды неодинакова, те черты, которые выступали на первый план ранее, позднее утратили свою значимость и стали второстепенными. Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждения, ее главная задача выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
Музыкально-педагогическая
деятельность сочетает в себе педагогическую,
хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую,
исследовательскую работу, основанную
на умении самостоятельно обобщать и
систематизировать полученные знания.
Творческая деятельность учителя предполагает
и педагогическую импровизацию, которая
обуславливается его
Формированию
профессионально значимых качеств
и свойств учителя музыки содействуют
в той или иной степени занятия
различными музыкальными дисциплинами.
Атрибутивные, профессионально значимые
качества и свойства учителя музыки
функционируют не изолированно, не
порознь, а системно, как некая
целостность, единство. Изучение методологии
педагогики музыкального образования
способствует совершенствует всех приоритетных
качеств личности музыки, о которых шла
речь.
Я.А. Коменский впервые выдвинул специальные требования к учителю, к тем качествам, которыми должен обладать педагог для успешного осуществления учебно-образовательной деятельности. Эти качества, по мнению Я.А. Коменского, проистекают из знания принципов обучения и воспитания во-первых, и владения методами учебно-воспитательной работы во-вторых.
Представляют интерес высказывания Я.А. Коменского о том, каким надлежит быть учителю: «Если учителя будут приветливы и ласковы* не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают со стороны превосходства, привлекательности и легкости, если более прилежных учеников будут время от времени хвалить., если учителя будут относиться к ученика с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что будет приятнее пребывать в школе, чем дома» Развивая идеи Я.А. Коменского, выдающийся швейцарский педагог И.-Г. Песталоцци, сам являясь примером высокой нравственности, большое значение придавал индивидуально-личностным качествам педагога. Учитель, в его видении, это - воспитатель детских душ, «детский садовник», «. человек, преисполненный любви, мудрости, с невинной душой, ценящий любовь, порядок и умение владеть собой». С профессиональной стороны, это человек, «способный всеобъемлющим взором разглядеть, чем должен стать ребенок в будущем», т.е. обладающий педагогическим предвидением. Такой педагог, по мнению И.Г. Песталоцци, способен «поднять молодежь к новому образу мышления»