Педагогическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:34, доклад

Описание работы

Исходя из задач, которые должен решать учитель, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности, общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Значимость этих качеств в разные периоды неодинакова, те черты, которые выступали на первый план ранее, позднее утратили свою значимость и стали второстепенными.

Работа содержит 1 файл

Педагогическая деятельность.docx

— 22.69 Кб (Скачать)

Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого  труда. Исходя из задач, которые должен решать учитель, его важнейших для  общества функций и сложности  его деятельности, общество предъявляет  высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Значимость этих качеств в разные периоды неодинакова, те черты, которые  выступали на первый план ранее, позднее  утратили свою значимость и стали  второстепенными. Выяснением главенствующих профессионально значимых качеств  личности учителя занимались многие психологи и их решения были неоднозначны, сегодня этот вопрос, также стоит  в разработке, он ориентирован на современную  школу, современного учителя.

 

К концу 19 - началу 20 века сформировалась хорошо сконструированная система  требований к учителю, которая состояла из следующих необходимых каждому  учителю личностных качеств: высокоразвитое чувство ответственности; благородство; интеллектуальное совершенство и моральная  чистота, т.е. соответствие тому нравственному  идеалу, который общество хочет воплотить  в детях; самообладание и выдержка.

 

На них базируются требования: общая широкая образованность, осведомленность  в различных областях знаний; глубокое знание возрастной, педагогической и  социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены; фундаментальное  знание преподаваемого предмета, новых  достижений и тенденций в соответствующей  науке; владение методикой обучения и воспитания; любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям; творческое отношение к работе; знание детей, умение понять их внутренний мир; педагогический оптимизм; владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом; постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства. Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность [1; с. 36].

 

Наряду, с требованиями предъявляемыми обществом в целом, учитель в  деятельности ориентируется на то, что ждет от него его ближайшее  окружение: администрация школы; коллеги; ученики; родители; он сам от своей  работы. Социальные ожидания не зависят  от сознания и поведения от конкретного  индивида. Их носители являются определенная социальная группа в целом. Социальные ожидания по отношению к учителю  складываются в различным группах людей, его окружающего, под воздействием многих факторов.

 

Так как учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет 2 основные функции: обучающую  и воспитывающую. Реализация этих функций  требует следующих профессионально-личностных параметров:

 

- потребности и способности  к активной и разносторонней  профессиональной и социально-культурной  деятельности;

 

- тактичности, чувства  эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

 

- понимание своеобразия  и относительной автономности  саморазвития личности; умения обеспечить  внутригрупповое и межгрупповое  общение, предотвращать конфликты  в детском и взрослом сообществе;

 

- знания особенностей  психического развития, особенно  детей с проблемами, и стремление  вместе с ними целенаправленно  создавать условия, необходимые  для саморазвития;

 

- способности к собственному  саморазвитию и самовоспитанию.

 

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет  своей власти и принуждения, ее главная  задача выявить, раскрыть и развить  все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИОРИТЕТНЫХ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ  УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

 

 

 

За последние годы активизировалось решение проблемы совершенствования подготовки учителя музыки. В том числе художественное мышление рассматривается как категория, характеризующая деятельность создателя художественных ценностей, произведений искусства (композитора, художника и т.д.). Являясь познавательным процессом, художественное мышление выступает необходимой предпосылкой всякой другой психической деятельности музыканта, поскольку эта психическая деятельность есть его свернутый и переработанный результат (Я.А.Пономарев). Оно предполагает такие формы интеллектуальной деятельности (процессы художественного восприятия, осмысления, оценки и т.д.), на которые музыкант должен опираться в решении новых сложных задач. Сказанное в полной мере касается учителя музыки, деятельность которого, будучи творческой, в каком-то смысле сродни деятельности композитора или художника. Именно художественное мышление стимулирует дальнейший рост творческого потенциала личности учителя музыки; в силу сочетания интеллектуального и чувственного начал оно служит основой для формирования системы профессиональных качеств (восприятие, память, речь, коммуникабельность, эмоциональность и т.д.) будущего педагога.

 

Формированию профессионально  значимых качеств и свойств учителя  музыки содействуют в той или  иной степени занятия различными музыкальными дисциплинами. Их структура, отраженная в учебных планах и соответствующей документации музыкальных учебных заведений, изоморфно отражает различные виды деятельности учителя музыки, способствует формированию комплекса необходимых: ему знаний, умений и навыков. При этом важное место принадлежит дисциплинам дирижерско-хорового цикла, которые имеют все основания рассматриваться как релевантные по отношению к профессии учителя-музыканта [6; с. 42]. Активно формируя художественно-образное мышление индивидуума, его эмоционально-волевую сферу, артистизм и музыкально-слуховые способности, работа с хором способствует одновременно приобретению опыта общения будущего учителя с коллективами учащихся, учит тому, как управлять этими коллективами, воздействовать на них, понимать их психологию и логику действий /чего не могут дать в силу очевидных причин занятия в классах индивидуального обучения музыке, таких, как класс фортепиано, постановки голоса и др.

 

Атрибутивные, профессионально  значимые качества и свойства учителя  музыки функционируют не изолированно, не порознь, а системно, как некая  целостность, единство. Неравнозначность, своеобразие выраженности различных  компонентов системы, о которой  идет речь, предопределяет и обуславливает  индивидуальный стиль деятельности зрителя музыки. Каждый из компонентов  системы атрибутивных, профессионально  значимых качеств и свойств учителя  музыки может в принципе рассматриваться  как самостоятельная система, внутри которой находят себе место различные  подсистемы, соединенные сложной, широко разветвленной сетью взаимосвязей, отношений, зависимостей и т.д. Таким  образом, усиление одного компонента системы  дает импульс, толчок к усилению и  развитию ряда других, иерархически спаянных с ним и зависящим от него. Так, например, формирование и развитие художественно-образного мышления в ходе обучения музыке инициирует процессы художественной фантазии, воображения  у учащихся, сказывается опосредованным образом и на других слоях профессионального  сознания. Эти положения, имеющие  важное значение в педагогике вообще и «педагогике искусства», в частности, должны учитываться преподавателями в их практической деятельности.

 

Музыкальный слух, трактуемый нередко в качестве единой и нерасторжимой  субстанции, также представляет собой  сложно иерархизированную систему, ансамбль различных локальных способностей и свойств. Различают звуковысотный, гармонический, полифонический, тембро-динамический слух. Дифференцируют такие разновидности музыкально-слухового комплекса как «фортепианный» или «оркестровый» слух и т.д. с учетом специфики деятельности учителя музыки можно утверждать, что особо значим для него так называемый «вокальный слух», адекватный тем требованиям, которые предъявляются его профессией, ее основными видами и формами работы.

 

Учитель музыки определяет результаты учащихся, их продвижения и выявляет насколько эффективен процесс музыкального образования. Учителю музыки свойственны следующие качества [1; с. 67]:

 

Музыкально-педагогическая интуиция ― это непосредственное решение задач без предварительного логического профессионального  анализа. Проявляется в ситуациях  музыкального плана и педагогического.(игровые моменты, шутка, переключение внимания, отход от плана урока)

 

Артистизм - проявляется в  исполнении, в коммуникативной и  организаторской деятельности. (уметь увлечь детей, заразить их желанием и волей к разучиванию, исполнению, сочинению)

 

Личностная профессиональная позиция ― умение обосновать своё видение сущности, организации и  проведения процесса музыкального образования. Эта позиция складывается в выборе учебной программы, в расстановке  акцентов в решении музыкально-образовательных  задач и реализации тех или  иных музыкально-педагогических принципов. Личностная профессиональная позиция  зависит от профессиональной музыкальной  и педагогической подготовки учителя, от профессиональных притязаний и амбиций.

 

Методологическая культура - методология это методы исследования. Учитель должен не только обучать  и воспитывать детей, но и наблюдать  за ними, за процессом их музыкального развития. Учитель музыки делает это  как сознательно, так и бессознательно.

 

Изучение методологии  педагогики музыкального образования  способствует совершенствованию всех приоритетных качеств личности музыки, о которых шла речь.

 

Зак

Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого  труда. Исходя из задач, которые должен решать учитель, его важнейших для  общества функций и сложности  его деятельности, общество предъявляет  высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Для средневековой аскетической педагогики воспитатель - это тот, кто умеет исполнять заповеди церкви: «Ломай волю ребенка, чтобы он не погиб» (25, 358), Во времена Домостроя» в допетровской Руси, от воспитателя требовались такие качества, когда предписывалось: «Казни сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою и даст красоту душе твоей.» (25, 35 . Педагоги-гуманисты, осуждая авторитаризм учителя, характерный для педагогики средневековья, требовали внимательного отношения к ребенку, уважения к его личности. Отсюда и пристальный интерес к вопросу нравственного облика наставника. Так, представитель гуманистического направления в европейской культуре ХУ-ХУТв.в. Эразм Роттердамский в своих педагогических воззрениях ратовал за высокие нравственные качества учителя, такие, как любовь к детям, терпение, дружелюбие, благосклонность, добропорядочность, благодаря которым учитель обретет любовь воспитанников - основу успешного обучения. «Первый шаг на пути образования, - подчеркивал Э. Роттердамский, - это привязанность к своему наставнику, ребенок, полюбивший, прежде всего, занятия благодаря своему учителю, со временем полюбит и учителя» (78,45). Характерным высказыванием другого представителя, гуманистического направления французского мыслителя Мишеля Монтеня было следующее! для учителя «добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености» Значимость этих качеств в разные периоды неодинакова, те черты, которые выступали на первый план ранее, позднее утратили свою значимость и стали второстепенными. Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждения, ее главная задача выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

 

Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и  систематизировать полученные знания. Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая  обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать  ситуацию и поведение учащихся и  оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень  общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.

 

Формированию  профессионально значимых качеств  и свойств учителя музыки содействуют  в той или иной степени занятия  различными музыкальными дисциплинами. Атрибутивные, профессионально значимые качества и свойства учителя музыки функционируют не изолированно, не порознь, а системно, как некая  целостность, единство. Изучение методологии  педагогики музыкального образования  способствует совершенствует всех приоритетных качеств личности музыки, о которых шла речь. 

Я.А. Коменский  впервые выдвинул специальные требования к учителю, к тем качествам, которыми должен обладать педагог для успешного осуществления учебно-образовательной деятельности. Эти качества, по мнению Я.А. Коменского, проистекают из знания принципов обучения и воспитания во-первых, и владения методами учебно-воспитательной работы во-вторых.

 

Представляют  интерес высказывания Я.А. Коменского о том, каким надлежит быть учителю: «Если учителя будут приветливы и ласковы* не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают со стороны превосходства, привлекательности и легкости, если более прилежных учеников будут время от времени хвалить., если учителя будут относиться к ученика с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что будет приятнее пребывать в школе, чем дома» Развивая идеи Я.А. Коменского, выдающийся швейцарский педагог И.-Г. Песталоцци, сам являясь примером высокой нравственности, большое значение придавал индивидуально-личностным качествам педагога. Учитель, в его видении, это - воспитатель детских душ, «детский садовник», «. человек, преисполненный любви, мудрости, с невинной душой, ценящий любовь, порядок и умение владеть собой». С профессиональной стороны, это человек, «способный всеобъемлющим взором разглядеть, чем должен стать ребенок в будущем», т.е. обладающий педагогическим предвидением. Такой педагог, по мнению И.Г. Песталоцци, способен «поднять молодежь к новому образу мышления»


Информация о работе Педагогическая деятельность