Педагогический такт учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:53, доклад

Описание работы

Общение учителя с детьми определяется прежде всего личностью педагога, его высокими нравственными качествами, любовью к детям, его духовной щедростью. Следуя требованиям педагогического такта, учитель может выработать у себя демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общения с учащимися.

Работа содержит 1 файл

Педагогический такт учителя.docx

— 21.66 Кб (Скачать)

Педагогический  такт учителя

Общение учителя  с детьми определяется прежде всего личностью педагога, его высокими нравственными качествами, любовью к детям, его духовной щедростью. Следуя требованиям педагогического такта, учитель может выработать у себя демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общения с учащимися.

Такт в  буквальном смысле слова - прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения  людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы  в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Такт - это форма поведения, когда человек идет на моральный  компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим.

Правильно считать  такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. Общий такт и педагогический не одно и то же; не каждый человек тактичный, деликатный обладает педагогическим тактом.

Педагогический  такт - профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Это умение учителя устанавливать педагогически  целесообразный тон и стиль в  общении с учащимися. Педагогический такт, как и такт вообще, предполагает наличие у учителя чувства меры, а значит, умения дозировать свои средства воздействия, не допускать крайностей в общении со школьниками.

Чрезмерность  может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность - к непослушанию, чрезмерная снисходительность - к грубости.

Педагогический  такт включает в себя уважение к личности ребёнка, чуткое отношение к учащимся, внимание за их психическим состоянием. Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают её. Связь уважения и требовательности диалектична. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося учитель варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от раздумья до сухости, от мягкости до строгости.

Проявление  внимания, доброты, заботы должно меняться в связи с возрастом детей. Педагогический такт проявляется в  уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание, в сочетании  с непосредственностью в общении). Педагогический такт предполагает доверие  к ученику, оно должно стать стимулом к работе учащихся. Культура общения  учителя проявляется в разных формах взаимодействия с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Педагогический  такт как компонент нравственной культуры учителя 
2.1. Понятие и основные составляющие педагогического такта 
 
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики (11). 
Такт в буквальном смысле — «прикоснове¬ние». Исследователи проблемы педагогичес¬кого такта по-разному трактуют это понятие: 
• иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости, 
• тактичность — это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания, 
• педагогический такт — это специфический инструмент влия¬ния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств. 
Сущность данного понятия с психологической позиции наибо¬лее полно определил К.Д. Ушинский, хотя и не дал четкого опреде¬ления понятия. Педагогический такт «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими». 
В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Приведем лишь неко¬торые из них. Педагогический такт — это: 
• «поведение учителя, организованное как нравственно целесо¬образная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них» (18); 
• «одна из основных педагогических способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога» (16); 
• «форма поведения, когда человек идет на моральный компро¬мисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, созна¬тельное ослабление одного нравственного требования во имя верно¬сти другим» (17); 
• «мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения» (12); 
• «особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог» (15, 16); 
• «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов (7). 
 
2.2. Признаки и элементы педагогического такта 
 
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт от¬носится к моральным регуляторам педагогического процесса и ос¬новывается на нравственно-психологических качествах учителя. 
Основными элементами педагогического такта являются (13): 
- требовательность и уважительность к воспитаннику; 
- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; 
- деловой тон общения; 
- внимательность, чуткость педагога.  
Профессиональный такт проявляется: 
- во внешнем облике педагога; 
- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обста¬новку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; 
- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; 
- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся; 
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особеннос¬тей учащихся; 
- в самокритичной оценке своего труда. 
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встре¬чи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем бо¬лее, если они могут нанести ущерб окружающим. 
Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гиб¬костью применения методов, форм и приемов педагогического воз¬действия. Он не терпит шаблона и формализма. 
Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Глав¬ная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требова¬тельность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отноше¬нием к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведе¬ния учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное работе — непринужденность, задушевность, которые особенно необ¬ходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии. 
Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гнев¬ливостью, происходит подмена профессиональной педаго¬гической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказа¬ния помощи больному избил бы его (2, 13).  
Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места раз¬говора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактич¬ное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое. 
Следует также отметить, что, используя такие методы стимули¬рования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, напри¬мер, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похва¬ла их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно тре¬бовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступ¬ком ученика, а тем более срывать зло и оскорблять его. 
 
2.3. Стиль общения педагога как выражение педагогического такта 
 
Важной характеристикой в этике профессионально-пе¬дагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок: 
- индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся — особенности коммуникативных возмож¬ностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога (3, 4); 
- совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воз¬действия на учащихся (2). 
Стиль общения педагога с учащимися — это категория соци¬альная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит: 
- от психического склада человека, 
- его ценностных ориентации, 
- уровня образования и общей культуры, 
- влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья), 
- авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наи¬большее воздействие на процесс становления педагога. 
Традиционно выделяют три основных стиля управления и об¬щения: авторитарный, демократический, либеральный. Попыта¬емся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плю¬сы и минусы его общения с учащимися. 
Авторитарный стиль подразумевает: 
- взгляд на ученика как на объект педагогического воздей¬ствия, а не как на равноправного партнера по общению, 
- стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения, 
- все функции в управлении ученическим коллективом сосре¬дотачивает в своих руках, 
- отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики, 
- предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инст¬рукция, выговор, угроза, благодарность. 
Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педа¬гога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное об¬щественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авто¬ритарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже са¬мые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедли¬вость своих наставников. 
Либеральный стиль: 
- такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду, 
- неорганизованность, неуверенность в принятии решений, от¬каз от волевых решений, 
- почти полное невмешательство педагога в организацию вос¬питательного процесса, 
- ограничивается убеждениями, отсутствие должной требова¬тельности. 
Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения. 
Демократический стиль: 
- наиболее благоприятен для организации воспитательно-обра¬зовательного процесса; 
- высокая культура педагогического общения (в учениках це¬нит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность); 
- интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей); 
- умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориента¬ции воспитанников; 
- отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убежде¬ние, авансирование личности, успокаивающее замечание и др. 
Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможно¬сти; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу. 
Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чис¬тых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в це¬лом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протя¬жении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Педагогический такт учителя