Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:53, доклад
Общение учителя с детьми определяется прежде всего личностью педагога, его высокими нравственными качествами, любовью к детям, его духовной щедростью. Следуя требованиям педагогического такта, учитель может выработать у себя демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общения с учащимися.
Педагогический такт учителя
Общение учителя с детьми определяется прежде всего личностью педагога, его высокими нравственными качествами, любовью к детям, его духовной щедростью. Следуя требованиям педагогического такта, учитель может выработать у себя демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общения с учащимися.
Такт в
буквальном смысле слова - прикосновение,
влияние. Это нравственная категория,
помогающая регулировать взаимоотношения
людей. Основываясь на принципе гуманизма,
тактичное поведение требует, чтобы
в самых сложных и
Правильно считать такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. Общий такт и педагогический не одно и то же; не каждый человек тактичный, деликатный обладает педагогическим тактом.
Педагогический
такт - профессиональное качество учителя,
часть его мастерства. Это умение
учителя устанавливать
Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность - к непослушанию, чрезмерная снисходительность - к грубости.
Педагогический такт включает в себя уважение к личности ребёнка, чуткое отношение к учащимся, внимание за их психическим состоянием. Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают её. Связь уважения и требовательности диалектична. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося учитель варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от раздумья до сухости, от мягкости до строгости.
Проявление
внимания, доброты, заботы должно меняться
в связи с возрастом детей.
Педагогический такт проявляется в
уравновешенности поведения учителя
(выдержка, самообладание, в сочетании
с непосредственностью в
Педагогический
такт как компонент нравственной
культуры учителя
2.1. Понятие и основные составляющие педагогического
такта
Педагогический такт – это чувство меры
в поведении и действиях учителя, включающее
в себя высокую гуманность, уважение достоинства
ученика, справедливость, выдержку и самообладание
в отношениях с детьми, родителями, коллегами
по труду. Педагогический такт – одна
из форм реализации педагогической этики
(11).
Такт в буквальном смысле — «прикоснове¬ние».
Исследователи проблемы педагогичес¬кого
такта по-разному трактуют это понятие:
• иногда такт отождествляют с качествами
воспитанности, и тогда данное понятие
приравнивается к понятию вежливости,
• тактичность — это выражение отношения
учителя к делу обучения и воспитания,
• педагогический такт — это специфический
инструмент влия¬ния, требующий наличия
профессиональных педагогических качеств:
мастерства, творческого потенциала, нравственных
чувств.
Сущность данного понятия с психологической
позиции наибо¬лее полно определил К.Д.
Ушинский, хотя и не дал четкого опреде¬ления
понятия. Педагогический такт «не что
иное, как более или менее темное и полусознательное
собрание воспоминаний разных психических
актов, пережитых нами самими».
В современной педагогической литературе
сегодня существуют разнообразные трактовки
данного понятия. Приведем лишь неко¬торые
из них. Педагогический такт — это:
• «поведение учителя, организованное
как нравственно целесо¬образная мера
взаимодействия педагога с детьми и воздействия
на них» (18);
• «одна из основных педагогических способностей
и важная составная часть педагогического
мастерства педагога» (16);
• «форма поведения, когда человек идет
на моральный компро¬мисс, но во имя высоких
нравственных целей. Это смягчение, созна¬тельное
ослабление одного нравственного требования
во имя верно¬сти другим» (17);
• «мера педагогически целесообразного
воздействия учителя на учащихся, умение
устанавливать продуктивный стиль общения»
(12);
• «особое чувство оптимума, мера того,
что делает педагог» (15, 16);
• «способность устанавливать правильные
взаимоотношения, чувство меры в проявлении
требовательности, в форме выдвижения
требований, особая чуткость в разрешении
психологически тонких педагогических
вопросов (7).
2.2. Признаки и элементы педагогического
такта
Главным признаком педагогического такта
является его принадлежность к нравственной
культуре личности учителя. Такт от¬носится
к моральным регуляторам педагогического
процесса и ос¬новывается на нравственно-психологических
качествах учителя.
Основными элементами педагогического
такта являются (13):
- требовательность и уважительность к
воспитаннику;
- умение видеть и слышать ученика, сопереживать
ему;
- деловой тон общения;
- внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
- во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценить
сложившуюся обста¬новку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении
и способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не
терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности
с чутким отношением к учащимся;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных
особеннос¬тей учащихся;
- в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на
работу, деловые встре¬чи; своевременно
возвращает то, что одалживал у коллег,
учащихся, их родителей; не повторяет слухов,
непроверенных фактов, тем бо¬лее, если
они могут нанести ущерб окружающим.
Педагогический такт характеризуется
обоснованностью и гиб¬костью применения
методов, форм и приемов педагогического
воз¬действия. Он не терпит шаблона и формализма.
Основа такта — выдержка и уравновешенность
педагога. Глав¬ная отличительная черта
тактичного руководителя творческого
коллектива, как педагога — высокая требова¬тельность
и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие
«такт» включает много компонентов, но
все они так или иначе связаны с заботой
о маленьком человеке, с внимательным
и чутким отноше¬нием к нему. Педагогический
такт предполагает гибкость поведе¬ния
учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми
ролями педагогической деятельности учителя.
На занятиях — четкость, корректность,
строгость, если коллектив не готов к уроку.
Во внеурочное работе — непринужденность,
задушевность, которые особенно необ¬ходимы
в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.
Психологи утверждают, что там, где гибкость
педагогической тактики заменяется резким
окриком или многословием раздражения,
и гнев¬ливостью, происходит подмена профессиональной
педаго¬гической деятельности выражением
педагогической несостоятельности. Это
как если бы врач вместо оказа¬ния помощи
больному избил бы его (2, 13).
Проявления такта разнообразны. Это и
умелый выбор места раз¬говора с виновником
происшествия, и выбор времени для беседы,
и ее тон. Это и проявления повышенного
внимания к более слабым или по каким-либо
причинам отстающим ученикам. Это и тактич¬ное
оценивание успехов учащихся и корректное
комментирование допущенных ошибок и
многое другое.
Следует также отметить, что, используя
такие методы стимули¬рования, как наказание
и поощрение, учитель особо должен быть
тактичным по отношению к каждому ученику.
Бестактно, напри¬мер, применять поощрение
в тех случаях, когда преподавателя не
поддерживает коллектив или когда ученики
считают, что эта похва¬ла их коллегой
не заслужена. При применении наказания
очень важно как можно больше проявлять
уважения и одновременно тре¬бовательности
к воспитаннику. Недопустимо возмущаться
проступ¬ком ученика, а тем более срывать
зло и оскорблять его.
2.3. Стиль общения педагога как выражение
педагогического такта
Важной характеристикой в этике профессионально-пе¬
- индивидуально-типологические особенности
взаимодействия педагога и обучающихся
— особенности коммуникативных возмож¬ностей
учителя, достигнутый уровень взаимоотношений
педагога и воспитанников, творческая
индивидуальность педагога (3, 4);
- совокупность устойчиво применяемых
педагогом способов воз¬действия на учащихся
(2).
Стиль общения педагога с учащимися —
это категория соци¬альная и нравственная.
Он формируется под воздействием многих
факторов и зависит:
- от психического склада человека,
- его ценностных ориентации,
- уровня образования и общей культуры,
- влияния ближайшего социального окружения
(семья, друзья),
- авторитета людей (более опытных педагогов),
оказавших наи¬большее воздействие на
процесс становления педагога.
Традиционно выделяют три основных стиля
управления и об¬щения: авторитарный,
демократический, либеральный. Попыта¬емся
кратко воссоздать портрет педагога каждого
типа, увидеть плю¬сы и минусы его общения
с учащимися.
Авторитарный стиль подразумевает:
- взгляд на ученика как на объект педагогического
воздей¬ствия, а не как на равноправного
партнера по общению,
- стремление утвердить в жизни детского
коллектива законы нормативного поведения,
- все функции в управлении ученическим
коллективом сосре¬дотачивает в своих
руках,
- отсутствие гибкости, веры в возможности
гуманной педагогики,
- предпочитает такие методы воздействия,
как приказ, инст¬рукция, выговор, угроза,
благодарность.
Следствие: учащиеся постоянно испытывают
эмоциональный дискомфорт; тратят свои
силы на психологическую защиту от педа¬гога,
а не на учебный процесс; в коллективе
существует двойное об¬щественное мнение,
отсутствует доверительность. Отрицательный
нравственный опыт учащихся, который является
результатом авто¬ритарного стиля общения
педагога, не могут перестроить даже са¬мые
отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют
веру в справедли¬вость своих наставников.
Либеральный стиль:
- такой учитель слабо адаптируется к педагогическому
труду,
- неорганизованность, неуверенность в
принятии решений, от¬каз от волевых решений,
- почти полное невмешательство педагога
в организацию вос¬питательного процесса,
- ограничивается убеждениями, отсутствие
должной требова¬тельности.
Следствие: в коллективе образуются группировки,
порой негативно настроенные друг к другу;
отсутствует сплоченность в ученическом
коллективе, эмоциональная удовлетворенность
от общения.
Демократический стиль:
- наиболее благоприятен для организации
воспитательно-обра¬
- высокая культура педагогического общения
(в учениках це¬нит нравственную направленность:
ответственность, честность, добросовестность,
доброжелательность);
- интерес к познанию учащегося (изучение
его склонностей, способностей);
- умеет понять проблемы, настроения, стремления
и ориента¬ции воспитанников;
- отдает предпочтение таким методам, как
поощрение, убежде¬ние, авансирование
личности, успокаивающее замечание и др.
Следствие: учащиеся приобретают веру
в себя, в свои возможно¬сти; формируются
верные нравственные ориентиры; в коллективе
складывается благоприятный психологический
климат, учащиеся доброжелательно относятся
друг к другу.
Педагог в процессе учебной деятельности
всегда вырабатывает индивидуальный стиль
общения с учащимися. Представители «чис¬тых»
стилей встречаются крайне редко. В зависимости
от ситуации педагог может менять стилевой
рисунок своего поведения, но в це¬лом
он сохраняет тот стиль, который формировался
у него на протя¬жении ряда лет педагогической
деятельности. От выбранного стиля поведения
часто зависит этика педагогического
общения, а, следовательно, и педагогический
такт.