Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 15:09, реферат
Педагогическое общение и барьеры в общении.
I. СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности в самом широком смысле слова – устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и когнитивный стиль учителя, а самое главное стиль общения педагога с учащимся.
Стили педагогической деятельности, прежде всего, дифференцируются на три общих: авторитарный, демократический и либерально-попустительский1, наполнив их «педагогическим» содержанием, можно выделить следующие стили, согласно А.К. Марковой:
Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учащегося.
Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, устанавливает строгий контроль за выполнением предъявленных им требований. При данном стиле педагога силы учащиеся направляют на психологическую защиту, а не на усвоение знаний.
Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания2.
Каждый
из вышеперечисленных стилей предполагает
доминирование либо монологической, либо
диалогической формы общения.
|
Стиль педагогической
В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-объектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельности обучающегося, эти особенности относятся также:
|
II. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
2.1 Общение как форма взаимодействия.
Общение, или, как часто определяют этот процесс, — коммуникация, чрезвычайно широкое и емкое понятие, так как это осознанная и неосознанная связь, передача и прием информации, она наблюдается повсюду и всегда.
Общение многолико: оно имеет много форм, видов. Педагогическое общение есть частный вид общения людей. Ему присущи как общие черты характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса ее проявления. Поэтому прежде, чем определять педагогическое общение, рассмотрим сначала то, что характеризует общение как феномен в целом.
С позиции деятельностного подхода общение – это сложный, многоплановый
процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека1.
В
настоящее время в общении
выделяют коммуникативную, интерактивную
и перцептивную стороны2. Все
эти функции в общении реализуются одновременно.
Коммуникативная сторона реализуется
в обмене информацией, интерактивная —
регуляцией взаимодействия партнеров
общения при условии однозначности кодирования
и декодирования ими знаковых (вербальных,
невербальных) систем общения, перцептивная
же — в «прочтении» собеседника за счет
таких психологических механизмов, как
сравнение, идентификация, апперцепция,
рефлексия. В зависимости от степени сформированности
группы обучающихся может быть более выявлена
та или другая сторона этого процесса.
|
2.2 Основные характеристики вербального общения.
Характеристика формальной стороны процесса речевого общения может быть дана на основе типологии речевого поведения, предложенной А. А. Холодовичем. Он предложил пять бинарных признаков идентификации речевого акта:
По
сочетанию названных признаков
теоретически возможны 32 типа речевого
общения. В терминах этой концепции педагогическое
общение может характеризоваться преимущественно
как звуковое, непосредственное,
контактное, переходное (которое должно
быть взаимным), массовое и аксиально-ретиальное.
Определяя общение как «процесс установления
и поддержания целенаправленного, прямого
или опосредованного теми или иными средствами
контакта между людьми, так или иначе связанными
друг с другом в психологическом отношении,
А. Н. Леонтьев2
выделяет следующие его
характеристики: контактность,
|
направленность, семиотическую специализацию и психологическую динамику процесса. При этом некоторые из ранее названных характеристик он наполняет новым содержанием. Так, например, отмечается двоякая природа направленности: на изменение особенностей взаимодействия людей и изменение их самих. При определении ориентированности отмечается не только направление обмена информацией, но и социальная или личностная природа самой направленности, ориентации. На этой основе А. Н. Леонтьев выделяет два типа общения — личностно ориентированное и социально ориентированное общение. Они отличаются коммуникативной, функциональной, социально-психологической и речевой структурой. Высказывания в социально- ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, развернутости, прозрачности, точности и высокой культуры. Содержание «семиотической специализации общения» подчеркивает важность объединения всех средств — языковых и невербальных — для повышения эффективности речевого воздействия.
Контактность рассматривается по степени сближения во времени и пространстве произносимого сообщения и его восприятия. Важной характеристикой общения является его психологическая динамика, определяемая особенностями канала воздействия словесной информации. В зависимости от того, каковы степень и характер воздействия словесной информации на психику человека, различаются: сообщение, убеждение и внушение1. По этим характеристикам можно определить, например, лекцию как социально ориентированное общение.
К перечисленным выше можно добавить две другие характеристики общения2:
|
определяется тем, что общения вообще, беспредметного между людьми нет, оно всегда содержательно и исторически конкретно. Репрезентативность предполагает, что всякое общение отражает индивидуально-личностные особенности общающихся, например, учителя и учащихся, их культурный уровень, возраст, пол, выражение их интересов, потребности, вкусы, наклонности и т. д. Соответственно особое значение приобретает анализ речевого общения, его основных форм, продукта общения — текста, который позволяет вскрывать и те социально-общественные отношения, в которые включены реализующие это общение люди, их личностные особенности;
Таким
образом, вербальное общение характеризуется
по меньшей мере семью характеристиками:
контактностью, ориентированностью, направленностью,
семиотической специализацией, динамикой,
репрезентативностью, полиинформативностью.
2.3 Характеристика педагогического общения.
Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Педагогическое общение есть аксиально-ретиальное личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.
Педагогическое общение по функциям есть контактное и дистантное, информационное, побудительное, координационное, устанавливающее отношения взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Педагогическое общение характеризуется двойственной направленностью, полиинформативностью, высокой степенью репрезентативности.
Наряду с общими чертами, присущими всем видам общения, педагогическое общение характеризуется целым рядом специфических черт, определяемых особенностями той системы отношений, в которой находятся субъекты образовательного процесса или «педагогической системы».
В целом же педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива1.
Ситуации общение преподавателя с учащимся на уроке можно классифицировать следующим образом:
|