Стиль педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 15:09, реферат

Описание работы

Педагогическое общение и барьеры в общении.

Работа содержит 1 файл

Педагогическая деятельность учителя.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

       I. СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

       Педагогическая  деятельность учителя, как и любая  другая деятельность, характеризуется  определенным стилем. Стиль деятельности в самом широком смысле слова  – устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Стиль  педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и когнитивный стиль учителя, а самое главное стиль общения педагога с учащимся.

       Стили педагогической деятельности, прежде всего, дифференцируются на три общих: авторитарный, демократический и либерально-попустительский1, наполнив их «педагогическим» содержанием, можно выделить следующие стили, согласно А.К. Марковой:

       Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учащегося.

       Авторитарный  стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, устанавливает строгий контроль за выполнением предъявленных им требований. При данном стиле педагога силы учащиеся направляют на психологическую защиту, а не на усвоение знаний.

         Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания2.

       Каждый  из вышеперечисленных стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической формы общения.  
 

1Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000, с 223-224

2 Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993, с 30-34

         Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие, по меньшей мере, трех факторов:

  • индивидуально-психологических особенностей преподавателя;
  • особенности самой деятельности;
  • особенностей обучающихся.

       В педагогической деятельности, характеризующейся  тем, что она осуществляется в субъектно-объектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельности обучающегося, эти особенности относятся также:

  • с характером взаимодействия;
  • с характером организации деятельности
  • предметно-профессиональной компетентностью учителя;
  • характером общения1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1Зимняя И.А., Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997, с 367
 

II. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

2.1 Общение как форма взаимодействия.

       Общение, или, как часто определяют этот процесс, — коммуникация, чрезвычайно широкое и емкое понятие, так как это осознанная и неосознанная связь, передача и прием информации, она наблюдается повсюду и всегда.

       Общение многолико: оно имеет много форм, видов. Педагогическое общение есть частный вид общения людей. Ему присущи как общие черты характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса ее проявления. Поэтому прежде, чем определять педагогическое общение, рассмотрим сначала то, что характеризует общение как феномен в целом.

      С позиции  деятельностного подхода  общение – это сложный, многоплановый

процесс установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностями  в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека1.

       В настоящее время в общении  выделяют коммуникативную, интерактивную  и перцептивную стороны2. Все эти функции в общении реализуются одновременно. Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией, интерактивная — регуляцией взаимодействия партнеров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная же — в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия. В зависимости от степени сформированности группы обучающихся может быть более выявлена та или другая сторона этого процесса. 
 
 

1Психология: Полный энциклопедический справочник/ под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, С-П., 2007, с 449;

2 Андреева Г.М. Указ. соч., с 82

       2.2 Основные характеристики вербального общения.

       Характеристика  формальной стороны процесса речевого общения может быть дана на основе типологии речевого поведения, предложенной А. А. Холодовичем. Он предложил пять бинарных признаков идентификации речевого акта:

  • средство выражения, согласно данному признаку, общение может быть письменным или звуковым;
  • коммуникативность, под данным признаком автор отмечает наличие или отсутствие партнера, и в случае наличия — либо непосредственную (например, диалог), либо опосредованную коммуникативность — через посредника, через третье лицо (например, перевод);
  • ориентированность обозначает либо переходность (один говорит, другой (другие) слушает), либо взаимность (два собеседника попеременно говорят и слушают);
  • квантификативность определяет количество слушателей (один — много) и, соответственно, дается характеристика воспринимающей стороны. В этой связи различаются два вида общения: аксиальное и ретиальное (сетевое).
  • контактность отмечает наличие или отсутствие собеседника в поле зрения1.

       По  сочетанию названных признаков  теоретически возможны 32 типа речевого общения. В терминах этой концепции педагогическое общение может характеризоваться преимущественно как звуковое,  непосредственное,  контактное,  переходное (которое должно быть взаимным), массовое и аксиально-ретиальное. Определяя общение как «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении, А. Н. Леонтьев2   выделяет    следующие   его   характеристики: контактность,  

1Зимняя И.А., Указ. соч., с 430-431 

2 Леонтьев А.Н., Психология общения. Тарту, 1985, с 58

направленность, семиотическую специализацию и психологическую динамику процесса. При этом некоторые из ранее названных характеристик он наполняет новым содержанием. Так, например, отмечается двоякая природа направленности: на изменение особенностей взаимодействия людей и изменение их самих. При определении ориентированности отмечается не только направление обмена информацией, но и социальная или личностная природа самой направленности, ориентации. На этой основе А. Н. Леонтьев выделяет два типа общения — личностно ориентированное и социально ориентированное общение. Они отличаются коммуникативной, функциональной, социально-психологической и речевой структурой. Высказывания в социально- ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, развернутости, прозрачности, точности и высокой культуры. Содержание «семиотической специализации общения» подчеркивает важность объединения всех средств — языковых и невербальных — для повышения эффективности речевого воздействия.

       Контактность  рассматривается по степени сближения  во времени и пространстве произносимого  сообщения и его восприятия. Важной характеристикой общения является его психологическая динамика, определяемая особенностями канала воздействия словесной информации. В зависимости от того, каковы степень и характер воздействия словесной информации на психику человека, различаются: сообщение, убеждение и внушение1. По этим характеристикам можно определить, например, лекцию как социально ориентированное общение.

         К перечисленным выше можно добавить две другие характеристики общения2:

  • репрезентативность – обозначает субъектную представленность говорящего (учителя или ученика) в тексте. Социальная природа репрезентативности
 
1 Андреева Г.М. Указ. соч., с 178

2 Зимняя И.А., Указ. соч., с 432

 

    определяется  тем, что общения вообще, беспредметного между людьми нет, оно всегда содержательно и исторически конкретно. Репрезентативность предполагает, что всякое общение отражает индивидуально-личностные особенности общающихся, например, учителя  и учащихся, их культурный уровень, возраст, пол, выражение их интересов, потребности, вкусы, наклонности и т. д. Соответственно особое значение приобретает анализ речевого общения, его основных форм, продукта общения — текста, который позволяет вскрывать и те социально-общественные отношения, в которые включены реализующие это общение люди, их личностные особенности;

  • полиинформативность — многоплановость речевого общения, где реализуются одновременно все его характеристики (содержательность, выразительность, бездейственность), отражаются разные уровни (предметный, смысловой и т.д) Полиинформативность заключается в том, что в процессе вербального общения речевое сообщение имеет сложное коммуникативно-предметное содержание, представляющее собой единство собственно содержательного, выразительного и побудительного планов высказывания. Естественно, что каждый из них может быть более или менее явно выражен, но их внутреннее единство определяет полиинформативность вербального (речевого) общения в общественно-коммуникативной деятельности людей.

       Таким образом, вербальное общение характеризуется по меньшей мере семью характеристиками: контактностью, ориентированностью, направленностью, семиотической специализацией, динамикой, репрезентативностью, полиинформативностью. 

2.3 Характеристика педагогического общения.

       Педагогическое  общение есть форма учебного взаимодействия,  сотрудничества учителя и учеников. Педагогическое общение есть аксиально-ретиальное личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

       Педагогическое  общение по функциям есть контактное и дистантное, информационное, побудительное, координационное, устанавливающее отношения взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Педагогическое общение характеризуется двойственной направленностью, полиинформативностью, высокой степенью репрезентативности.

       Наряду  с общими чертами, присущими всем видам общения, педагогическое общение характеризуется целым рядом специфических черт, определяемых особенностями той системы отношений, в которой находятся субъекты образовательного процесса или «педагогической системы».

         В целом же педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива1.

         Ситуации общение преподавателя с учащимся на уроке можно классифицировать следующим образом:

  • по форме отношения, она может быть деловой (личной), официальной (неофициальной), формальной (неформальной);
  • по динамике сотрудничества может проявляться ситуация «вхождения», работы с партнерами, выхода из сотрудничества, его завершения;
  • по характеру учебного взаимодействия — ситуациями сотрудничества, соперничества, конфликта, конфронтации (противостояния);
  • по формальному критерию расположения участников учебного взаимодействия, она может определяться как ситуация интимного общения
 
1Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя., Л., 1985, с 15

Информация о работе Стиль педагогической деятельности