Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 20:50, дипломная работа
Цель исследования – совершенствование педагогической деятельности учителя по формированию мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
Объект исследования – процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов под влиянием педагогической деятельности учителя.
Предмет исследования – уровень мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………….…..6
1.1 Понятие о деятельности учителя физической культуры и его функции. ........6
1.2 Характеристика различных стилей деятельности учителей
физической культуры..........................................................................................10
1.3 Мотивация школьников к занятиям физической культурой и спортом через формирование потребности в систематических самостоятельных занятиях физической культурой........................................................................18
1.4 Влияние психолого-педагогического изучения школьника учителем физической культуры на условия формирования мотивации........................ 25
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................32
2.1 Методы исследования...................................................................................32
2.2 Организация исследования...........................................................................33
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ТРЕНЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...............................................................................................................37
3.1 Мотивы к занятиям физической культурой учащихся в процессе педагогической деятельности.............................................................................37
3.2 Условия формирования мотивации к занятиям физической культурой по результатам педагогического эксперимента.....................................................44
Выводы......................................................................................................................50
Список литературы……………………………………………………………..53
Говоря о роли положительных привычек, К. Д. Ушинский писал: «...самое убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело». Он выделял два пути воспитания привычек: организация жизненного опыта и убеждение, разъяснение. Первый путь более пригоден для младших школьников, второй – для старших.
Этапы
и условия формирования привычки
к занятиям физической культурой. Привычки
формируются в результате многократного
длительного использования
Первый этап – формирование положительного отношения к физической культуре. С 1-го класса учитель должен ненавязчиво подчеркивать положительную роль занятий физическими упражнениями в развитии детей и укреплении их здоровья. [16, 17].
Второй этап – формирование у учащихся намерения самостоятельно заниматься физической культурой. [16, 23]. Намерение, по определению С. Л. Рубинштейна, является внутренней подготовкой отсроченного действия или поступка. Это зафиксированная решением направленность на осуществление цели. На этом этапе задача учителя физкультуры – пробудить у учащихся желание самостоятельно и регулярно заниматься физической культурой. Он может, в частности, предложить школьникам ежедневно выполнять дома зарядку. Сформировав у учеников это желание, учитель может переходить к следующему этапу.
Третий этап – осуществление школьниками намерения самостоятельно заниматься физической культурой. Этот этап связан с созданием условий для самостоятельного выполнения школьниками физических упражнений. К таким условиям относятся приобретение родителями необходимого спортивного инвентаря (лыж, коньков, ракеток, гантелей и т. п.); разработка учащимися вместе с учителем физической культуры режима дня, в котором нашлось бы место и для самостоятельного выполнения физических упражнений; разучивание на уроке физической культуры комплекса упражнений, которые учащиеся будут выполнять дома.
Четвертый этап – превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку. [13, 17]. В силу возрастных психологических особенностей младших школьников (легкая смена интересов, желаний, недостаточное развитие настойчивости, целеустремленности) регулярное самостоятельное выполнение ими физических упражнений представляет значительные трудности. Ребёнок может три-четыре раза встать пораньше и сделать зарядку, но потом это ему надоест и он найдет для себя много оправданий, которые освободят его от угрызений совести в том, что он не осуществил задуманное (например, «поздно лег спать, поэтому проспал и на зарядку не осталось времени», или: «сегодня контрольная, поэтому не до зарядки – надо успеть повторить материал» и т. д.). При этом возникают защитные мотивировки «зарядка ничего не дает», «и без зарядки можно стать сильным». [17, 29].
В связи с этим учителю необходимо осуществлять ряд мероприятий, которые поддерживали бы сформированное намерения учащихся самостоятельно заниматься физической культурой.
Учитывая, что младшие школьники часто выполняют задания не столько для себя, сколько для других и что у них быстро теряется интерес к выполнению любого задания, если они не видят на себе заинтересованного взгляда родителей или старших братьев и сестер, лучшим вариантом на первых порах было бы совместное выполнение физических упражнений младшими школьниками и старшими в семье. На худой конец необходимо просто присутствие старших. Поэтому задачей учителя физической культуры является разъяснение родителям их роли в привитии их детям привычки к занятиям физической культурой. [17, 30].
Интерес учащихся к самостоятельному систематическому выполнению физических упражнений будет стимулироваться и в том случае, если учитель физической культуры обеспечит постоянный контроль за тем, выполняют школьники дома физические упражнения или нет. Этот контроль (например, проверка, сколько раз может отжаться ребенок от пола или сколько он может сделать приседаний) иногда оказывается даже действеннее, чем контроль родителей, так как авторитет учителя для младших школьников часто весомее слов и увещеваний родителей. [5, 13, 27].
Младшие школьники могут заносить результаты выполнения домашнего задания в дневники контроля, представляющие собой таблицы, составленные по «звездочкам» класса. Каждый член «звездочки» записывает свои показатели (сколько раз он сумел выполнить контрольное упражнение) один раз в неделю. [17, 27]. Через три недели на четвертую, учитель проводит на своем уроке контрольные замеры. Дневники контроля (таблицы) вывешиваются в классе на стенде. В них же заносятся и результаты контрольных замеров. За ведение дневника отвечает физорг класса или «звездочки».
Вначале
школьники будут значительно
завышать достигаемые в процессе
самостоятельных занятий
Чтобы у школьников не происходило угасание интереса к самоконтролю, его формы надо периодически менять.
1.4.
Влияние психолого-педагогического
изучения школьника
учителем физической
культуры на условия
формирования мотивации
Составить объективное представление о личности школьника можно только при условии использования ряда методов изучения (исследования) его качеств, свойств и способностей, а так же как протекает его физическое развитие.
Метод исследования как мы отмечали ранее, всегда отражает ту или иную методологию. В психологии существуют общие требования к объективности научного психологического исследования (рис.2).
Рассмотрим, какова же задача данных принципов при проведении психологического исследования. Принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методологическими средствами, зависящими от особенностей предмета исследования. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить соотношение между внутренним и внешним, и таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу. [5, 49].
Но
изучение и проведение физического
тестирования необходимо для выявления
усвоения и развития определенных физических
умений и навыков, предупреждение перегрузки
или выявление некачественной системы
нагрузок, снижение работоспособности,
сохранение здоровья школьников.
Рис.2 Основные принципы объективного психологического исследования.
Методы психолого-физиологического исследования - это, прежде всего методы, при помощи которых получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях и физиологическом развитии.
Как правило, принято выделять четыре группы методов. [1, 19], но нас в принципе интересует первая группа:
Первая группа — организационные методы.
• сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, видам деятельности и так далее);
• лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени);
• комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при том, как правило, один объект изучают разными средствами). Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа;
Учитель физической культуры всегда должен включать в свое планирование исследовательскую деятельность, то есть вносить в план специальные уроки-срезы. По результатам, которых выявляются основные умения и навыки, а так же уровень физической подготовки, выносливости и состояние здоровья. Данная работа поможет скорректировать план учебно-воспитательной работы в течение всего года, подстроить свой воспитательный процесс под конкретные цифры физического развития. Увеличить или уменьшить физическую нагрузку, интенсивность занятия, пройти более глубокую спортивную подготовку и так далее.
Для этого используются различные методы исследования.
Сравнительный
метод заключается в
Метод
наблюдения выступает в двух основных
формах - как самонаблюдение и как
объективное наблюдение. Объективное
наблюдение самый простой и наиболее распространенный
из всех методов в психологии. Конечно,
его объективность зависит от его плановости
и систематичности. И, если наблюдение
исходит из четко осознанной цели, то оно
должно приобрести избирательный характер.
Основное преимущество метода объективного
(научного) наблюдения заключается в том,
что оно позволяет изучать психические
и физические процессы в естественных
условиях. [14, 30]. Но все же необходимо дополнение
другими методами психологического исследования.
Кроме этого существуют стандартные показатели усвоения и развития физических умений и навыков по возрастам, которые включают следующие показатели:
1. Физическое развитие
• Длина тела (см) и масса тела (кг)
• Окружность грудной клетки в разных состояниях
• Окружность шеи, талии, плеча (бицепс), бедра, голени (икроножной мышцы)
• Дыхание
• Сила кисти
2. Физическая подготовленность
• Подтягивание
• Отжимания
• Гибкость
• Прыжки в длину
• Бег
• Ходьба на лыжах
• Метание и так далее
3. Самочувствие
• Активность и работоспособность
• Настроение и так далее.
Кроме
этого имеются таблицы
Все полученные материалы, особенно тестовые результаты по всем физическим показателям необходимо правильно обработать, чтобы реально увидеть картину физического развития и рассмотреть эффективность планирования по физической культуре. Все материалы помогут распределить физическую нагрузку во время уроков. Существует ряд способов и методов обработки полученных результатов исследования.
Рассмотрим
схему краткой вариационно-
Рис.3.
Схема краткой вариационно-
В
соответствии с целью работы и
с учётом задач исследования стратегия
нашего поиска сочеталась с целенаправленными
педагогическими воздействиями на формирование
значимых качеств личности, а также с его
реальным включением в физкультурно-спортивную
деятельность. Основной базой опытно-экспериментальной
работы была избрана школа №44 г.Уфа. При
организации и проведении опытно-экспериментальной
работы предстояло, учитывая современное
состояние проблемы, выявить типичные
недостатки и противоречия, имеющиеся
в практике формирования у школьников
отношения к ценностям физической культуры,
осуществить выбор контрольных и экспериментальных
групп, корректно определить выборки обследуемых,
соблюсти определённые параметры обследуемых
групп.