Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:17, доклад
социально-педагогическая деятельность - это обеспечение образовательно-воспитательными средствами, передача индивиду и освоение им социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации, социального функционирования.
В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстериоризации социокультурных программ и общественного наследия.
социально-педагогическая деятельность - это обеспечение образовательно-воспитательными средствами, передача индивиду и освоение им социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации, социального функционирования.
В социально-педагогическую
деятельность входят процессы образования,
обучения и воспитания, интериоризации
и экстериоризации
Социально-педагогическая деятельность - общественно необходимый вид деятельности для обеспечения преемственности, постоянного совершенствования общества.
Основа социально-
Социально-педагогическая
деятельность реализует социальное
проектирование и конструирование.
Эта функция реализуется
1. формулировка цели деятельности - положительного идеала;
2. создание положительного «проекта», сценария будущего на основе анализа реального бытия человека или группы;
3. прогнозирование
результата - формирования определенного
уровня социальных качеств,
Результаты социально-
В целом этот вид деятельности носит гуманистическую направленность, поскольку его цель - противостоять отчуждению, подавлению и угнетению человека, содействовать развитию его индивидуальности.
Принципы социально-педагогической деятельности:
1. Гуманистический подход: человек - высшая ценность общества, его равноправный член.
2. Индивидуальный
подход: учет индивидуальных
3. Принцип социальности:
все процессы социализации
4. Деятельностный
подход: учет современного разделения
труда, развития форм
5. Принцип развития:
человек - динамичное образование
с внутренними противоречиями. В
связи с этим социально-
6. Многомерно-диалектический
подход: необходимость учета
Таковы некоторые
аксиоматические принципы социально-педагогической
теории и практики. В них нашли
отражение потребности не только
общепедагогической теории, но и принципы
философии, социологии и психологии,
поскольку вся система
Методами социально-
изучение документов и других источников;
наблюдение (невключенное и включенное);
устный опрос: в виде диагностической беседы, свободного обмена мнениями двух людей (интервью) или группового собеседования;
письменный опрос по опросникам закрытого или открытого типа;
метод экспертных оценок - разновидность опроса, связанного с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно оценить изучаемое;
анализ диагностических ситуаций;
изучение результатов деятельности, а также различные методы социально-педагогического исследования.
Одним из основных
таких методов является педагог
Своеобразным синтезом оценивания, письменного опроса и педагогического консилиума выступает метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (группы, ребенка, семьи, класса и т.д.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации.
Более простой
по структуре и доступный изучению
объект становится моделью более
сложного объекта, именуемого прототипом
(оригиналом). Открывается возможность
переноса информации по аналогии от модели
к прототипу. В этом сущность одного
из специфических методов
Кроме того, в арсенал социального работника должны входить исследовательские методики - признанные, апробированные процедуры, используемые для достижения поставленных целей ряда методов исследования. К их числу принадлежат:
методика социально-
методика изучения, анализа, обобщения и использования передового опыта ;
опытная работа (ОР);
социально-педагогический эксперимент.
Социально-педагогическое обследование представляет собой комплекс диагностических процедур, необходимых, прежде всего, для достаточно полной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение объекта согласно предполагаемой программе.
Обследование, связанное с выездом группы исследователей на место расположение объекта, называется экспедицией.
Можно выделить несколько видов обследования:
разведывательное (пилотажное, зондирующее) обследование связано с апробированием отобранных методик, предварительной ориентацией в объекте;
частичное - проводится с целью изучения отдельных сфер, звеньев, блоков объекта или же выяснения отдельных сквозных проблемных вопросов;
комплексное - изучение во всей полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме изучения и последовательного (систематического) изучения компонентов.
Любое обследование должно производиться по заранее намеченной схеме или программе и включать три основных этапа:
Сбор информации;
Обработка информации;
Систематизация информации и подведение итогов (конструирование выводов).
Методика анализа и обобщения передового опыта используется при поиске новых подходов и методик. Передовой опыт в социально-педагогической практике, как правило, складывается исходя из практических, прикладных, а не исследовательских задач.
Метод опытной работы - это специально поставленный опыт, проводящийся по заранее разработанным программе или проекту. Опытная работа обеспечивает проверку на практике исследовательских проектов, воплощающих идеи и замыслы преобразования.
Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных, четко фиксируемых и контролируемых условиях. Целью социально-педагогического эксперимента чаще всего бывает изучение факторов социальной дезадаптации личности, девиантного поведения, исследование возможностей обучения и воспитания в социальной реабилитации человека.
Понятие "технология"
является одним из самых популярных
в современной науке об образовании.
Несмотря на это, существуют различные
точки зрения на саму возможность
применения термина "технология"
по отношению к учебному процессу,
так как "технология предполагает
совокупность методов обработки, изготовления,
изменения состояния, свойств, формы
материала ..., осуществляемую в процессе
производства продукции", что противоречит
принципу индивидуализации учебного процесса.
Другой проблемой является отсутствие
единого подхода к определению
сущности понятия "педагогическая технология",
"технология обучения". Существуют
различные определения
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Педагогическая
технология - это набор процедур,
обновляющих профессиональную деятельность
учителя и гарантирующих
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Но существует
еще понятие - педагогическая
технология, которой также должен владетьсоциальный
педагог или социальный
работник. Это значит - владеть приемами,
умениями и навыками влиять на воспитанников.
Это умение владеть некоторыми приемами
артистизма, речью, дыханием, ритмом и
постановкой голоса, мимикой и жестами,
находить в беседе тот тон и язык, который
даст возможность говорить с нищими и
алкоголиками, наркоманами и проститутками
или с попавшим в беду ребенком. И не просто
говорить, а убедить, повлиять. Социальный
работник (педагог) должен владеть профессиональными
знаниями: знать педагогику и психологию,
физиологию развития ребенка и методику
воспитательной работы. Эти знания помогут
педагогу изучить ребенка, проанализировать
его поведение. Самым распространенным
и естественным является метод
наблюдения. Именно он дает педагогу
больше всего материала для воспитательной
работы. Педагог наблюдает за общением
ребенка, его поведением в семье, в школе,
на уроке, со сверстниками, его трудом.
Не каждому педагогу удается достичь успеха
в общении с детьми. Но эту способность
можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему
педагогу помогут записи своих наблюдений,
а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя
ребятами, постараться узнать их. Работая
с группой делать пометки об отдельных
ребятах, стараясь не оставить без внимания
"незаметных". Заметки помогут обратить
внимание и на пассивных. Чаще всего социальный
педагог прибегает к методу
беседы. Важно, чтобы к беседе социальный
педагог готовился. В этом ему поможет
анкетирование, составленный заранее
вопросник или результаты комиссии, которая
сделала заключение при поступлении ребенка
в данное учреждение.
Диагностика предусматривает выявление:
индивидуальных отклонений человека и возникших в связи с ними социальных проблем в развитии и самореализации;
индивидуальных
особенностей, возможностей человека;
его позитивного потенциала, создающего
перспективу для
особенностей жизненной позиции человека; его отношения к саморазвитию, самосовершенствованию; возможностей достижения социально-педагогических целей, активности в работе над собой, особенностей восприятия воспитателя;
условий среды,
в которых он живет и имеет
возможность для
Зачастую диагностика
требует участия нескольких специалистов:
медиков, психологов, педагогов. Это
дает возможность получить более
полную информацию, на основе которой
можно сформулировать: показания, предостережения,
советы для построения наиболее оптимального
взаимодействия с объектом и его
окружением.
Принцип диагностико-прогностической
направленности
Данный принцип предполагает, что в ходе
педа гогиче ского мониторинга д о лжна быть
п о л у ч е на и н ф о р м а ц и я, к о т о р ая п о з в о л ит
не только узнать, распознать и понять отсле-
жив а емые процессы, но и созда ст у с л о в ия
для самоанализа своей образовательной де-
я т е л ь н о с ти в с е ми с у б ъ е к т а ми о б р а з о в а-
тельного процесса в вузе.
Сам п р о ц е сс п о л у ч е н ия и н ф о р м а ц ии
в ходе педагогической диа гнос тики должен
соответствовать следующим требованиям:
— № 3 (Май-июнь), 20OS 27шсшая школа
S требование на у чнос ти, которое пред-
пола г а ет получение информации научными
методами и закрепление способами фикса-
ции научных фактов;
у^ требование валидности, обеспечиваю-
щее соответствие структуры и характера по-