Социально-педагогическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:17, доклад

Описание работы

социально-педагогическая деятельность - это обеспечение образовательно-воспитательными средствами, передача индивиду и освоение им социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации, социального функционирования.
В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстериоризации социокультурных программ и общественного наследия.

Работа содержит 1 файл

доклад ТСР.docx

— 21.79 Кб (Скачать)

социально-педагогическая деятельность - это обеспечение образовательно-воспитательными средствами, передача индивиду и освоение им социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации, социального функционирования.

В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстериоризации социокультурных  программ и общественного наследия.

Социально-педагогическая деятельность - общественно необходимый  вид деятельности для обеспечения  преемственности, постоянного совершенствования  общества.

Основа социально-педагогической деятельности - общение человека с  человеком, которое носит событийно-диалогический  характер. Это встреча людей с  различными мировоззрениями, системами  воспитания, менталитета, поведения  и т.д. Социальная работа носит совместный характер, это взаимодействие. Социальный работник, как и педагог, должен развить  у себя способность вчувствования  во внутренний мир человека, то есть эмпатию, должен обрести интуитивное  познание на основе сопереживания.

Социально-педагогическая деятельность реализует социальное проектирование и конструирование. Эта функция реализуется следующим  образом:

1. формулировка  цели деятельности - положительного  идеала;

2. создание положительного  «проекта», сценария будущего  на основе анализа реального  бытия человека или группы;

3. прогнозирование  результата - формирования определенного  уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения, самоутверждения.

Результаты социально-педагогической деятельности могут носить не только положительный характер, но и реакционный, при котором закрепляется деперсонализация человека, его отчуждение от себя и  общества, и консервативный характер, при котором происходит закрепление  господствующих у человека социальных ценностей и форм поведения.

В целом этот вид деятельности носит гуманистическую  направленность, поскольку его цель - противостоять отчуждению, подавлению и угнетению человека, содействовать  развитию его индивидуальности.

Принципы  социально-педагогической деятельности:

1. Гуманистический  подход: человек - высшая ценность  общества, его равноправный член.

2. Индивидуальный  подход: учет индивидуальных физических, психологических, возрастных особенностей.

3. Принцип социальности: все процессы социализации человека, все стороны личности социально  детерминированы.

4. Деятельностный  подход: учет современного разделения  труда, развития форм общественного  отношения, роли ведущей деятельности  на каждом возрастном этапе.

5. Принцип развития: человек - динамичное образование  с внутренними противоречиями. В  связи с этим социально-педагогическая  деятельность имеет стадиально-уровневый  характер - необходимо различать  этапы, видеть перспективы работы  с человеком, быть готовыми  к неожиданностям.

6. Многомерно-диалектический  подход: необходимость учета диалектики  внешнего и внутреннего, общего  и особенного, случайного и необходимого, возможного и действительного,  содержания и формы.

Таковы некоторые  аксиоматические принципы социально-педагогической теории и практики. В них нашли  отражение потребности не только общепедагогической теории, но и принципы философии, социологии и психологии, поскольку вся система общечеловеческих знаний является единой.

Методами социально-педагогического исследования окружающей действительности являются:

изучение  документов и других источников;

наблюдение (невключенное и включенное);

устный  опрос: в виде диагностической беседы, свободного обмена мнениями двух людей (интервью) или группового собеседования;

письменный  опрос по опросникам закрытого или открытого типа;

метод экспертных оценок - разновидность опроса, связанного с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно оценить изучаемое;

анализ  диагностических  ситуаций;

изучение  результатов деятельности, а также различные методы социально-педагогического исследования.

Одним из основных таких методов является педагогический консилиум - процесс коллективного оценивания, обсуждения результатов обследования.

Своеобразным  синтезом оценивания, письменного опроса и педагогического консилиума выступает метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (группы, ребенка, семьи, класса и т.д.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации.

Более простой  по структуре и доступный изучению объект становится моделью более  сложного объекта, именуемого прототипом (оригиналом). Открывается возможность  переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня - метода моделирования.

Кроме того, в  арсенал социального работника  должны входить исследовательские методики - признанные, апробированные процедуры, используемые для достижения поставленных целей ряда методов исследования. К их числу принадлежат:

методика социально-педагогического  обследования;

методика изучения, анализа, обобщения и использования  передового опыта ;

опытная работа (ОР);

социально-педагогический эксперимент.

Социально-педагогическое обследование представляет собой комплекс диагностических процедур, необходимых, прежде всего, для достаточно полной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение объекта согласно предполагаемой программе.

Обследование, связанное  с выездом группы исследователей на место расположение объекта, называется экспедицией.

Можно выделить несколько видов обследования:

разведывательное (пилотажное, зондирующее) обследование связано с апробированием отобранных методик, предварительной ориентацией в объекте;

частичное - проводится с целью изучения отдельных сфер, звеньев, блоков объекта или же выяснения отдельных сквозных проблемных вопросов;

комплексное - изучение во всей полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме изучения и последовательного (систематического) изучения компонентов.

Любое обследование должно производиться по заранее  намеченной схеме или программе  и включать три основных этапа:

Сбор информации;

Обработка информации;

Систематизация  информации и подведение итогов (конструирование  выводов).

Методика  анализа и обобщения  передового опыта используется при поиске новых подходов и методик. Передовой опыт в социально-педагогической практике, как правило, складывается исходя из практических, прикладных, а не исследовательских задач.

Метод опытной работы - это специально поставленный опыт, проводящийся по заранее разработанным программе или проекту. Опытная работа обеспечивает проверку на практике исследовательских проектов, воплощающих идеи и замыслы преобразования.

Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных, четко фиксируемых и контролируемых условиях. Целью социально-педагогического эксперимента чаще всего бывает изучение факторов социальной дезадаптации личности, девиантного поведения, исследование возможностей обучения и воспитания в социальной реабилитации человека.

Понятие "технология" является одним из самых популярных в современной науке об образовании. Несмотря на это, существуют различные  точки зрения на саму возможность  применения термина "технология" по отношению к учебному процессу, так как "технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы  материала ..., осуществляемую в процессе производства продукции", что противоречит принципу индивидуализации учебного процесса. Другой проблемой является отсутствие единого подхода к определению  сущности понятия "педагогическая технология", "технология обучения". Существуют различные определения педагогической технологии. Вот некоторые из них.

Педагогическая  технология - это содержательная техника  реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Педагогическая  технология - это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В.М. Монахов).

Педагогическая  технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Но существует еще понятие - педагогическая технология, которой также должен владетьсоциальный педагог или социальный работникЭто значит - владеть приемами, умениями и навыками влиять на воспитанников. Это умение владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами, находить в беседе тот тон и язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. И не просто говорить, а убедить, повлиять. Социальный работник (педагог) должен владеть профессиональными знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение. Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания "незаметных". Заметки помогут обратить внимание и на пассивных. Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Диагностика предусматривает выявление:

индивидуальных  отклонений человека и возникших  в связи с ними социальных проблем  в развитии и самореализации;

индивидуальных  особенностей, возможностей человека; его позитивного потенциала, создающего перспективу для индивидуального, индивидуально-компенсаторного развития или путей наиболее целесообразного  преодоления недостатков в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;

особенностей  жизненной позиции человека; его  отношения к саморазвитию, самосовершенствованию; возможностей достижения социально-педагогических целей, активности в работе над собой, особенностей восприятия воспитателя;

условий среды, в которых он живет и имеет  возможность для самореализации.

Зачастую диагностика  требует участия нескольких специалистов: медиков, психологов, педагогов. Это  дает возможность получить более  полную информацию, на основе которой  можно сформулировать: показания, предостережения, советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с объектом и его  окружением. 
 
 

Принцип диагностико-прогностической

направленности

Данный принцип  предполагает, что в ходе

педа гогиче ского мониторинга  д о лжна быть

п о л у  ч е на  и н ф о р м  а ц и я,  к о т о р  ая  п о з в о л ит

не только узнать, распознать и понять отсле-

жив а емые процессы, но и  созда ст  у с л о  в ия

для самоанализа  своей образовательной де-

я т е л  ь н о с ти  в с е ми  с у б ъ е к т а ми  о б р а з о в а-

тельного процесса в вузе.

Сам  п р  о ц е сс  п о л у ч  е н ия  и н ф о р м  а ц ии

в ходе педагогической диа гнос тики должен

соответствовать следующим требованиям:

— № 3 (Май-июнь), 20OS 27шсшая школа

S требование  на у чнос ти, которое пред-

пола г а  ет получение информации научными

методами и  закрепление способами фикса-

ции научных  фактов;

у^ требование валидности, обеспечиваю-

щее соответствие структуры и характера по-

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность